Любознательный возраст
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Статья по экспериментально-опытнической деятельности в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_eksperimentirovaniyu.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процесс деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок решает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирования с объектами и явлениями реальности. Работая в детском саду не один год, я заметила, что уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, мои воспитанники стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте, многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звуков в воздухе и воде, различная окраска объектов окружающей действительности, возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Всем известно: словесно-логическое мышление детей  формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания, но именно  эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить, полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явления для человека и самого себя.

В нашем дошкольном учреждении учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, в установлении взаимосвязей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

 Создание условий для детского экспериментирования позволяет мне, как  педагогу, естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам, способностям. Поэтому в группе, мною создана        мини-лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды.  Работа в лаборатории позволяет детям, как настоящим «ученным», самостоятельно проводить опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.        

 Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающая ее развитие, возможна при выполнении педагогом двух важных условий: стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в реальный, фактически осуществимый ребенком эксперимент. Оценка педагогом найденных им способов должна включать анализ критериев – насколько пригоден найденный способ для достижения целей эксперимента: решение задачи или ситуации. Постановка целей и задач эксперимента, их совместное достижение, оценка найденного способа действия – таковы три составляющие личностно-развивающего обучения, исключающего следование строго определенным эталонам и образцам. Именно такое познание способствует обретению ребенком творчески парадоксального видения мира, творческого, созидательного отношения к нему.

 

  Воспитатель                                                                                                                            МБДОУ МО  Г. Краснодар «Детский сад №209»                                                                                                                                                                                                   Басырова Вера Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиады для любознательных второклассников

Сборник заданий для проведения олимпиад по математике, русскому, окружающему миру. Задания составлены  в игровой форме с героями мультфильма "Смешарики"...

Роль свойств темперамента в проявлении любознательности младших школьников

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, указывает исследователь Р.С.Немов, преимущественно врождённого характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению...

Программа для внеурочной деятельности в начальной школе по математике «Математика для любознательных»

Программа разработа на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Прогрмма рассчитана на один год....

Разработка урока по внеклассному чтению: С. Балобанов."Любознательный заяц"

Разработка урока по внеклассному чтеню: "С. Балобанов. Любознательный заяц" Текст взят из хрестоматии по фольклору и литературе Удмуртии для 1-4 классов "Родной земли просторы"...

Заседание клуба любознательных "Тайны круга" (4класс)

Тип документа: конспектЦелевой возраст: 10-11 лет, 4 класс  Формирование представления обучающихся о круге и окружности.В процессе практической работы вывести формулу нахождения длины окружности...

Электронный учебник. Фразеология для любознательных детей.

Электронный учебник. Фразеология для  любознательных детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.   Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материалаХо...

Занимательные задания для любознательных

Данная работа представляет собой вопросы из разных областей нашей жизни, опираясь на кругозор учащихся....