Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" на основе ФГОС. 4 класс. УМК "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

В программу включены основные виды деятельности учащихся, предметные и метапредметные результаты, УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_okruzhayushchiy_mir_4_klass.docx71.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

на заседании

Педагогического совета

протокол №___от_____

УТВЕРЖДАЮ

Директор

ГБОУ средняя школа №___

___________________________

приказ № ____от ____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

________________________________

по предмету «Окружающий мир»

для учащихся 4-«» класса

Санкт-Петербург

2014

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, рабочей программы А.А.Плешакова М., Просвещение 2012 год.

Общая характеристика предмета

     Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

     Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.        

     В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.

     Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Ценностные ориентиры  содержания предмета

     Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

      Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Педагогическая цель и задачи

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Особенности обучения в данном классе

Место курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на  68 часов в год.

Количество часов в неделю 2 ч. 

Учебно-методическое обеспечение реализации учебной программы

Учебники: «Окружающий мир» в 2х частях для 4 класса,  М.: Просвещение, 2013 г. с логотипом ФГОС

Дополнительные материалы: 

Рабочие тетради. М.: Просвещение, 2013 г. с логотипом ФГОС

Тесты М.: Просвещение, 2013 г. с логотипом ФГОС

Методическое пособие с поурочными разработками

Рабочие программы 1-4 кассы М.Просвещение 2011 г.

Атлас-определитель для начальной школы « От Земли до неба»

Энциклопедии растительного и животного мира

ИКТ и ЦОР:

  • Электронное сопровождение к учебнику для 4 класса
  • http://fsu-expert.ru – портал по учебникам (Общественно-государственная экспертиза учебников)
  • http://it-n.ru – сеть творческих учителей
  • http://www.ipkpro.aaanet.ru- сайт РО ИПК и ПРО
  • http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • http://som.fsio.ru/-  сетевое сообщество методистов
  • http://www.apkpro.ru/content/blogsection/43/577/ - федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  
  • http://www.auditorium.ru/  - Российское образование – сеть порталов
  • http://www.ed.gov.ru/- сайт Министерства образования РФ
  • http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов
  • http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
  • http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
  • http://www.profile-edu.ru  - сайт по профильному обучению;
  • http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
  • http://www.standart.edu.ru  - Новый стандарт общего образования
  • http://www.ug.ru  – Учительская газета
  • Дистанционная поддержка профильного обучения // http://edu.of.ru/profil/
  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании

// http://ict.edu.ru/lib/

  • МО РФ. Федер. агентство // http://www.ed.gov.ru/prof-edu/
  • Объединение педагогических изданий "Первое сентября"

// http://www.1september.ru /ru/main-slow.htm

  • Профильное обучение в старшей школе // http://www.profile-edu.ru/
  • Российский общеобразовательный портал  http://www.school.edu.ru
  • Сайт Министерства образования http://mon.gov.ru/structure/minister/
  • Система федеральных образовательных порталов

// http://www.edu.ru/db/portal/sites portal_page.htm

  • Учитель.ru // http://new.teacher.fio.ru/15
  • Федеральный портал «Российское образование»  // http://www.edu.ru
  • Открытый класс Сообщество учителей//http://www.openclass.ru/


Тематическое планирование

учебного материала по курсу «Окружающий мир»

4 класс

№ п/п

тема

Кол-во часов

Организация контроля знаний

Результаты обучения за год

Кол-во п/р

1.

 Земля и человечество

9

1

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • Земля-планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времён года
  • Способы изображения Земли, её поверхности: глобус, географическая карта
  • Что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведётся счёт лет в истории; особенности исторической карты;
  • Некоторые современные экологические проблемы;
  • Природные зоны России
  • Особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, природные сообщества
  • Исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время
  • Важнейшие события и великих людей отечественной истории
  • Государственную символику и государственные праздники современной России, что такое Конституция, основные права ребёнка

К концу 4 класса учащиеся должны уметь и использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни :

  • Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края; растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоёма, основные сельскохозяйственные растения, а так же сельскохозяйственных животных своего края
  • Проводить наблюдения природных тел и явлений
  • В учебных реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения
  • Приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги
  • Соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий
  • Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства, на материале отечественной истории
  • Приводить примеры народов России
  • Самостоятельно находить в учебнике и дополнительн6ых источниках сведения по определённой теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа
  • Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации
  • Владеть элементарными приёмами чтения географической и исторической карты

2.

Природа России

11

1

3.

Родной край – часть большой страны

14

1

4.

 Страницы всемирной истории

5

1

5

Страницы истории России

20

1

6

Современная Россия

9

1

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Виды учебной деятельности

Понятия

Планируемые результаты

Предметные результаты

УУД

Личностные

результаты

Урок 1

 Мир глазами астронома

Познакомить учащихся с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; сформировать представление о Вселенной, о размерах и природе Солнца как центра Солнечной системы и ближайшей к нам звезды.

Астрономия, Вселенная, Космос, Солнечная система

Будут знакомиться с наукой, изучающей Вселенную, -астрономией; будут учиться рассказывать о мире с точки зрения астронома, изготавливать модель Солнечной системы

Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.

Ориентироваться в учебн. определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию

Воспитание бережного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека

Урок 2

 Планеты Солнечной системы

Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них и представление о том, отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года

Планеты Солнечной системы, бинокль, телескоп

Будут знакомиться с планетами Солнечной системы, будут учиться объяснять причины смены дня и ночи, времён года

Урок 3

 Звездное небо – Великая книга Природы

Познакомить с новыми созвездиями и звёздами. Учить наблюдать звёздное небо

Созвездия, звёзды

Будут знакомиться с новыми созвездиями и звёздами. Будут учиться наблюдать звёздное небо

Урок 4

 Мир глазами географа

Познакомить с наукой- географией Учить рассказывать о мире с точки зрения географа

География, географ

Будут знакомиться с новой с наукой- географией Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения географа

Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.

Ориентироваться в учебн. определять умения, которые будут сформированы на основе изуч.данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников.

Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию

Воспита-ние береж-ного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека

Урок 5

 Мир глазами историка

Познакомить с наукой история. Учить рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников

История, историк, исторический источник, архив, летопись, археология, археолог

Будут знакомится с наукой история. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения историка, приводить примеры исторических источников

Урок 6

 Когда и где?

Познакомить с исторической картой, и рассказать как ведётся счёт лет в истории. Учить соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту

Век, тысячелетие, наша эра, летоисчисление, историческая карта, лента времени

Будут знакомиться с исторической картой, и узнают как ведётся счёт лет в истории. Будут учиться соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени», читать историческую карту

Урок 7

 Мир глазами эколога

Познакомить с действиями человечества по защите своей планеты. Учить рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения

Экология, эколог, экологические проблемы, тропические леса, международные соглашения, конвенция, международные организации, Всемирный фонд дикой природы, Гринпис

Будут знакомиться с действиями человечества по защите своей планеты. Будут учиться рассказывать о мире с точки зрения эколога, анализировать экологические проблемы и предлагать способы их решения

Формулировать и удерживать учебную задачу, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.

Определять умения, которые будут сформированы на основе изуч. данного раздела, определять круг своего незнания, поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно – популярных книг, понимать прочитанное. Работать в паре: анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию

Воспита-ние береж-ного отношения к природе, к малой Родине, уважения к человеку, умения оценивать богатство внутреннего мира человека

Урок 8

 Сокровища Земли под охраной человечества

Познакомить со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Учить приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги

Всемирное природное наследие, всемирное культурное наследие

Будут знакомиться со Всемирным наследием и международной Красной книгой. Будут учиться приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги

Урок 9

Сокровища Земли под охраной человечества. Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество»

Проверить знания по разделу «Земля и человечество

Проверят знания по разделу «Земля и человечество

Будут повторять и закреплять пройденный материал

Урок 10

 Равнины и горы России

Познакомить с основными формами земной поверхности. Учить находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны

Формы земной поверхности, физическая карта

Будут знакомиться с основными формами земной поверхности. Будут учиться находить и показывать на карте главнейшие равнины и горы нашей страны

Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе.

Урок 11

 Моря, озера и реки России

Познакомить с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Учить находить и показывать их на карте

Географические объекты

Будут знакомиться с морями, которые омывают берега России, какие озёра и реки нашей страны самые крупные. Будут учиться находить и показывать их на карте

Урок 12

 Природные зоны России

Познакомить с природными зонами России, картой природных зон. Учить объяснять, почему происходит смена природных зон

Природные зоны, высотная поясность

Будут знакомиться с природными зонами России, картой природных зон. Будут учиться объяснять, почему происходит смена природных зон

Урок 13

 Зона арктических пустынь

Познакомить с природой Арктической пустыни. Учить давать характеристику этой зоны по плану

Арктические пустыни, ледяная зона, полярное сияние, заповедник

Будут знакомиться с природой Арктической пустыни. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану

Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе.

Урок 14

 Тундра

Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Учить давать характеристику этой зоны по плану

Тундра- холодная безлесная равнина

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны тундры. Будут учиться давать характеристику этой зоны по плану

Урок 15

 Леса России

Познакомить с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, учить сравнивать природу различных лесных зон

Тайга, смешанные леса, широколиственные леса

Будут знакомиться с природой лесных зон, с тем, какие бывают леса, будут учиться сравнивать природу различных лесных зон

Урок 16

 Лес и человек

Познакомить с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Учить правильно вести себя в лесу

Вырубка леса, браконьер, заповедник

Будут знакомиться с ролью леса в природе и жизни людей, с экологическими проблемами и охраной природы в лесной зоне. Будут учиться правильно вести себя в лесу

Урок 17

 Зона степей

Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны степей. Учить давать характеристику зоны по плану.

Суховей, пыльная буря, чернозём

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны степей. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.

Урок 18

 Пустыни

Познакомить с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Учить давать характеристику зоны по плану.

Валы, барханы, такыр

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами зоны пустынь. Будут учиться давать характеристику зоны по плану.

Формулировать и удерживать учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить и формулировать проблемы;самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; воспитывать бережное отношение к природе

Урок 19

 У Черного моря

Познакомить с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Учить правильно вести себя у моря

Субтропическая зона, субропики

Будут знакомиться с природой и экологическими проблемами Черноморского побережья Кавказа. Будут учиться правильно вести себя у моря

Урок 20

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России»

Проверить знания по разделу

Проверят знания по разделу

Урок 21

 Наш край

Познакомить с политико-административной картой России. Учить находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану

Российская Федерация, республика, край, область, округ

Будут знакомиться с политико-административной картой России. Будут учиться находить и показывать свой край на карте, давать краткую характеристику своего края по плану

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 22

 Поверхность нашего края

Познакомить с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Учить ответственному отношению к природе

Балка, овраг, склон, террикон

Будут знакомиться с формами земной поверхности родного края, с влиянием деятельности людей на земную поверхность. Будут учиться ответственному отношению к природе

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 23

 Поверхность нашего края (экскурсия)

Урок 24

 Водные богатства нашего края

Познакомить с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, учить описывать водные объекты своего  края по плану

Исток, приток, водоём

Будут знакомиться с водными богатствами родного края, с их значением в жизни человека, их охраной, Будут учиться описывать водные объекты своего  края по плану

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 25

 Наши подземные богатства

Познакомить с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, учить различать и описывать полезные ископаемые своего края

Полезные ископаемые, недра, месторождение, подземные богатства

Будут знакомиться с важнейшими полезными ископаемыми своего края, с их охраной, будут учиться различать и описывать полезные ископаемые своего края

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 26

 Земля-кормилица

Познакомить с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Учить ответственному отношению к природе

Типы почв, плодородие, ядохимикаты

Будут знакомиться с разнообразием почв, почвами родного края, охраной почв. Будут учиться ответственному отношению к природе

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 27

 Экскурсия в лес и на луг

Познакомить с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, учить давать характеристику лесного сообщества по плану

Природное сообщество

Будут знакомиться с понятием лес и организмами , составляющими природное сообщество леса, будут учиться давать характеристику лесного сообщества по плану

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 28

 Жизнь леса

Урок 29

 Жизнь луга

Познакомить с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, учить правильно вести себя на лугу

Природное сообщество

Будут знакомиться с природным сообществом луга, сравнить луг и лес, будут учиться правильно вести себя на лугу

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 30

 Жизнь в пресных водах

Познакомить с природным сообществом пресных вод, учить бережно относиться к водным растениям и животным

Пресная вода

Будут знакомиться с природным сообществом пресных вод, будут учиться бережно относиться к водным растениям и животным

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 31

 Экскурсия к водоему

Урок 32

Растениеводство в нашем крае

Познакомить с работой растениеводов нашего края, учить различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений

Отрасли растениеводства, полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство

Будут знакомиться с работой растениеводов нашего края, будут учиться различать отрасли растениеводства, соотносить с ними сорта культурных растений

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 33

Животноводство в нашем крае

Познакомить с работой животноводов нашего края, учить различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных

Породы, отрасли животноводства, свиноводство, коневодство, кролиководство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство

Будут знакомиться с работой животноводов нашего края, будут учиться различать отрасли животноводства, соотносить с ними породы домашних животных

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 34

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Родной край – часть большой страны» Презентация проектов

Проверить знания по разделу

Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта

Проверят знания по разделу

Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проект

Формирование чувства гордости за свою Родину, за свой край

Урок 35

 Начало истории человечества

Познакомить с эпохами истории человечества, выяснить, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследить как менялась жизнь первобытных людей

Первобытные люди

Будут знакомиться с эпохами истории человечества, выяснять, какие свидетельства о первобытных людях сохранились, проследят как менялась жизнь первобытных людей

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий, вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, определять общую цель и пути её достижения

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Урок 36

 Мир древности: далекий и близкий

Познакомить с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, показать значение письменности, сравнить источники по истории первобытности и по истории Древнего мира

Древний мир, иероглифы, пирамиды

Будут знакомиться с некоторыми древними государствами, городами, сооружениями, осознают значение письменности, сравнят источники по истории первобытности и по истории Древнего мира

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Урок 37

 Средние века: время рыцарей и замков

Познакомить с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Показать важность начала книгопечатания. Сравнить источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья

Средневековье, иудаизм, христианство, буддизм, ислам, рыцарь

Будут знакомиться с миром Средневековья: государствах, городах, рыцарях, замках, изобретениях. Осознают важность начала книгопечатания. Будут сравнивать источники по истории Древнего мира и по истории Средневековья

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Урок 38

 Новое время: встреча Европы и Америки

Познакомить с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Учить сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Показать на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками

Мореплаватель, кругосветная экспедиция, технические изобретения

Будут знакомиться с географическими открытиями, изобретениями, городами нового времени. Будут учиться сравнивать источники по истории Древнего мира, Средневековья, Нового времени. Покажут на глобусе части света и материки, открытые знаменитыми путешественниками

Использовать установленные правила в контроле способа действия; различать способ и результат действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

Поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема)

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; обращаться за помощью; предлагать помощь и сотрудничество

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Урок 39

 Новейшее время: история продолжается сегодня

Познакомить с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени

Новейшее время

Будут знакомиться с путешественниками., городами, открытиями, с некоторыми событиями Новейшего времени

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразие культур, религий, народов

Урок 40

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян

Проверить знания по разделу «Страницы Всемирной истории»

Познакомить с занятиями, верованиями восточных славян, учить описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян

Восточные славяне, историческая карта

Проверят знания по разделу «Страницы Всемирной истории»

Будут знакомиться знакомить с занятиями, верованиями восточных славян, будут учиться описывать по иллюстрации внутренний вид дома, предметы быта славян

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами);

классификация по заданным критериям

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Урок 41

 Во времена Древней Руси

Формировать представления о Древней Руси, учить находить на карте её территорию, границы, города, столицу, показать важность принятия Русью христианства

Великий князь, бояре, дружинники, кочевники, Крещение

Будут сформированы представления о Древней Руси, будут учиться находить на карте её территорию, границы, города, столицу, осознают важность принятия Русью христианства

Урок 42

 Страна городов

Формировать представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, учить находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, показать важность находок берестяных грамот

Кремль, посадники, вече, берестяные грамоты

Будут сформированы представление о городах Древней Руси Х-Х1в. Киеве и Новгороде, будут учиться находить их на карте, по иллюстрациям и схемам описывать облик этих городов, осознают  важность находок берестяных грамот

Урок 43

 Из книжной сокровищницы Древней Руси

Формировать представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, показать, что Древняя Русь была страной высокой культуры, какое значение имеют древнерусские летописи для учёных

Кириллица, чернила, киноварь, орнамент, миниатюра

Будут сформированы представления о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси, осознают, что Древняя Русь была страной высокой культуры и поймут,  какое значение имеют древнерусские летописи для учёных

Урок 44

 Трудные времена на Русской земле

Сформировать представление о военном деле на Руси, учить сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, показать, какую роль сыграли эти события в истории России

Дань, хан, Золотая Орда

Будет сформировано представление о военном деле на Руси, будут учиться сравнивать по карте и иллюстрации вооружение воинов, осознают, какую роль сыграли эти события в истории России

Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий; использовать речь для регуляции своего действия

Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера; передача информации (устным, письменным способами);

классификация по заданным критериям

Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Урок 45

 Русь расправляет крылья

Сформировать представление  о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы, учить описывать древнюю Москву по иллюстрации

Князь, княжество, монастырь, торжище

Будут сформированы представления  о возрождении Руси, начале объединения русских земель вокруг Москвы,  будут учиться описывать древнюю Москву по иллюстрации

Урок 46

 Куликовская битва

Сформировать представление о том, как Русь боролась за независимость, учить определять по карте место Куликовской битвы, показать какую роль сыграла Куликовская битва в истории России

Призыв, предание, основатель

Будут сформированы представления о том, как Русь боролась за независимость, будут учиться определять по карте место Куликовской битвы, осознают какую роль сыграла Куликовская битва в истории России

Урок 47

 Иван Третий

Сформировать представление о создании независимого единого Российского государства, учить находить на карте его территорию и границы, учить описывать изменения в облике с помощью иллюстрации

Собор, Грановитая палата

Будут сформированы представления о создании независимого единого Российского государства, будут учиться находить на карте его территорию и границы, описывать изменения в облике с помощью иллюстрации

Урок 48

 Мастера печатных дел

Сформировать представление о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., учить сравнивать современные и старопечатные книги, показать, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание

Книгопечатание, первопечатники, типография

Будут сформированы представления о начале книгопечатания в России, о русских учебниках 17 в., будут учиться сравнивать современные и старопечатные книги, осознают, какую роль в развитии культуры России сыграло книгопечатание

Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение

Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Урок 49

 Патриоты России

Сформировать представление о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, показать роль этого события в истории России

Патриотическое движение, народное ополчение

Будут сформированы представления о борьбе народа за независимость в начале 17 в., патриотическом движении, освобождении Москвы от захватчиков, осознают роль этого события в истории России

Урок 50

 Петр Великий

Сформировать представление о преобразованиях Петра 1, учить находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, учить составлять рассказ о выдающемся человеке

Царь-преобразователь, европейский государь, наперекор, Кунсткамера

Будут сформированы представление о преобразованиях Петра 1, будут учиться находить на карте и описывать облик новой столицы России – Санкт-Петербурга, будут учиться составлять рассказ о выдающемся человеке

Урок 51

 Михаил Васильевич Ломоносов

Сформировать представление о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомить с кабинетом учёного по фотографии

Грамота, обоз

Будут сформированы представления о великом русском учёном М.В.Ломоносове, познакомятся с кабинетом учёного по фотографии

Урок 52

 Екатерина Великая

Сформировать представление об императрице Екатерине Второй, познакомить с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым

Продолжательница, советник, военачальник, государственный деятель

Будут сформированы представления об императрице Екатерине Второй, познакомятся с выдающимися людьми России – А.В.Суворовым и Ф.Ф.Ушаковым

Урок 53

 Отечественная война 1812 года

Сформировать представление о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, показать почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России

Главнокомандующий, высота, атака

Будут сформированы представления о борьбе с иностранными захватчиками в 1812 году, осознают почему война 1812 года называется Отечественной и её значение в истории России

Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение

Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Урок 54

 Страницы истории XIX века

Сформировать представление об освобождении крестьян, познакомить с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века  ,учить находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики.

Облик, декабристы, новшества.

Будут сформированы представления об освобождении крестьян, познакомятся с обликом Москвы и Санкт-Петербурга второй половины 19 века, Будут учиться находить территорию страны, границу, столицу, сведения о развитии экономики.

Урок 55

 Россия вступает в XX век

Сформировать представление о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне.

Император, трон, революция, гражданская война

Будут сформированы представления о последнем российском императоре, участии России в Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях 1917 г., гражданской войне

Урок 56

 Страницы истории 1920–1930-х годов

Сформировать представление о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., учить находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик

СССР, союзные республики

Будут сформированы представления о жизни нашей страны в 1920-1930 гг., будут учиться находить на карте территорию, столицу СССР, а также союзных республик

Урок 57

 Великая Отечественная война и Великая Победа

Сформировать представление о ВОВ и Великой Победе, учить собирать исторические свидетельства - рассказы ветеранов

Великая Отечественная война

Будут сформированы представление о ВОВ и Великой Победе, будут учиться собирать исторические свидетельства- рассказы ветеранов

Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение

Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

Урок 58

Великая Отечественная война и Великая Победа

Урок 59

 Страна, открывшая путь в космос

Сформировать представление о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса

Орбита, виток, космическое пространство, независимое государство

Будут сформированы представления о послевоенной истории страны, успехах науки и техники, освоении космоса

Урок 60

 Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России» Основной закон России и права человека

Обобщить и закрепить пройденный материал

Сформировать представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжить работу с картой России

Российская Федерация, многонациональный народ, общепризнанные принципы, Конституция, Конвенция, права, декларация

Обобщат и закрепят пройденный материал

Будут сформированы представления о Конституции РФ, правах человека и правах ребёнка, продолжат работу с картой России

Урок 61

 Мы – граждане России

Сформировать представление о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России

Президент, парламент, правительство

Будут сформированы представления о правах и обязанностях гражданина, о главе нашего государства, о Федеральном собрании и правительстве России

Преобразовывать практическую задачу в познавательную; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Использовать знаково-символические средства при работе с картой; поиск и выделение необходимой информации из различных источников; обобщение

Определять общую цель и пути её достижения; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Граждансткая идентичность в форме сознания «Я» как гражданин России,чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; гуманистическое сознание

Урок 62

 Славные символы России

Сформировать представление об истории государственных символов России, показать важность уважительного отношения к символам государства

Гимн, герб, флаг

Будут сформированы представления об истории государственных символов России, осознают важность уважительного отношения к символам государства

Урок 63

 Такие разные праздники

Сформировать представление о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга

Традиции, общероссийские праздники, знаменательные события

Будут сформированы представления о главных праздниках России, их истории, об отличии друг от друга

Урок 64

 Путешествие по России

Дать представление о том, насколько велика наша стран, познакомить с народами, населяющими Россию и их обычаями

Будет сформировано представление о том, насколько велика наша стран, познакомятся с народами, населяющими Россию и их обычаями

Урок 65

Путешествие по России

Урок 66

Путешествие по России

Урок 67

 Проверим себя и оценим свои достижения Обобщение

Обобщить и закрепить пройденный материал

Обобщат и закрепят пройденный материал

Урок 68

 Презентация проектов

Вспомнить, как работать над проектом, учить выбирать тему проекта

Вспомнят, как работать над проектом, будут учиться выбирать тему проекта



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по русскому языку к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.) рассчитана на весь период обучения в начальной школе и составлена в соотвествиями с Ф...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (Школа России, ФГОС)

Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) разработана на 4 года в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ....

рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС

Рабочая программа и КТП окружающий мир 2 класс "Школа России" ФГОС...

рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа и КТП по технологии 1 класс Школа России ФГОС...

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа и КТП по музыке 1 класс Школа России ФГОС...

Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета,  предметные результаты изучения...