«Путешествие по материку Евразия».Урок окружающего мира 4 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Куляшова Татьяна Климентьевна

 Цель: Создание условий для самостоятельного усвоения учащимися  особенностей материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.

Задачи:

Образовательная: изучить особенности материка Евразия.

Развивающая: создать условия для формирования работы в группе; формировать навыки работы в группе с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать  умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в вопросах формирования целостного взгляда на мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_4_klass.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Путешествие по материку Евразия».

Цель

Создание условий для самостоятельного усвоения учащимися  особенностей материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.

Задачи

Образовательная: изучить особенности материка Евразия.

Развивающая: создать условия для формирования работы в группе; формировать навыки работы в группе с большим объёмом информации; развивать умения выделять главное, активизировать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать  умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками в вопросах формирования целостного взгляда на мир.

Планируемые результаты

Предметные умения

Формируемые УУД

- Работать с разными источниками  информации;

- Находить и анализировать в различных источниках информацию, необходимую для проекта.

Личностные:

 формирование мотивационной готовности и основы учебной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

- определение и понимание учебной задачи;

- планирование учебной деятельности и работа по плану;

- целеполагание и контроль учебной деятельности.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

- творческое применение знаний и умений.

Коммуникативные:

- интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, быть ответственным за групповой результат деятельности, обращаться к учителю за помощью и принимать её.

Метапредметные результаты

Овладение навыками смыслового чтения текстов.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право иметь свою.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Формы и методы изложения нового учебного материала

1. Подводящий диалог.

2. Решение проблемного вопроса.

3. Работа в группах по созданию проекта:

  • работа с текстовым материалом;
  • работа с иллюстративным материалом, дискуссия;
  • оформление проекта.

4. Метод рефлексии.

Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся

Создание и защита проекта через групповую работу.

Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу

  • качественное выполнение заданий;
  • вопросы по излагаемому материалу;
  • желание использовать дополнительную литературу.

Методы мотивирования учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала

  • слово учителя;
  •  иллюстративный материал;
  • проблемная ситуация;
  • исследование;
  • создание ситуации успеха.

Оборудование

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • раздаточный материал для построения проекта;
  • задания для каждой группы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика  

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация

 Цель:

Включение в учебную деятель-ность на личностно – значимом уровне.

В начале урока обеспечиваю мотивационную готовность и положительный эмоциональный настрой учащихся к работе на уроке, пожелав удачи в работе.

Сегодня наш класс превратиться в ученых-исследователей. Давайте посмотрим друг на друга. Смотрите, какие мы все веселые, жизнерадостные! И, конечно, будем успешными. У нас все получится!

Эмоционально настраиваются на работу через создание ситуации успеха.

Личностные:

Формирование мотивационной готовности к учебной деятельности

II. Актуализа-ция знаний.

Цель:

Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действия.

- Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?                                  Слайд 1.

- Сегодня на уроке я вам предлагаю снова отправиться в путешествие и сделать для себя новые открытия. Начнём  мы наше путешествие по материку, который является самым большим по площади на нашей планете. Как вы считаете, что это за материк?              Слайд 2.

- О чём говорит вам его название?     Слайд 3.

- Где проходит условная граница между Европой и Азией?                                               Слайд 3.

- Путешествие по океанам и материкам земли.

- Евразия.

- Состоит из двух частей света: Европа и Азия.

- по хребту Уральских гор, далее по реке Урал, впадающей в Каспийское море, и затем по хребту Кавказских гор.

Личностные:

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные:

Формирование целостной картины мира.

III. Постановка проблемы.

Цель.

Формулировка проблемы

и создание способов решения проблемы.

- А вы можете доказать, что материк Евразия самый большой по площади на нашей планете?

- Значит, у нас возникла проблема, и мы постараемся сегодня на уроке её решить.

- Чем ещё привлекает нас этот материк?

Наверное, каждый из присутствующих считает, что его дом – самый, самый ….

Поэтому я призываю вас сегодня попробовать доказать, что материк, на котором мы живем – удивительный и неповторимый и  принять участие в проекте «Материк Евразия – самый, самый, самый».               Слайд 4.

Ответы детей.

-Мы жители материка Евразии.

- Мы можем назвать его своим домом.

Познавательные:

Постановка и решение проблемы.

Регулятивные:

Определение и понимание учебной задачи. 

IV. Целепола-гание.

Цель:

Постановка цели учебной деятельнос-ти, выбор способа и средств её реализации.

- Давайте подумаем, какова будет цель нашего проекта?                           Слайд 5.

- А с помощью чего мы сможем выявить эти особенности?                   Слайд 6.

Цель:

Поиск таких особенностей материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.

Задачи:

1. Найти отличительные особенности данного материка в строении земной поверхности.

2. Найти информацию о водоёмах данного материка, отличающую от водоёмов всего мира.

3. Найти информацию о количестве стран, населяющих данный материк. Выделить страны, имеющие особенные отличия от других стран.

4. Найти наиболее интересных представителей животного и растительного мира данного материка. Определить, в чём их особенность.

Регулятивные:

 Определение и понимание  учебной задачи.

Планирование учебной деятельности. 

Познавательные:

Создание способов решения проблем.

IV.Откры-тие новых знаний.

Цель:

Формиро-вание целостной системы ведущих знаний по теме «Евразия».

- У нас с вами сегодня будет возможность сделать открытие для себя. Изучать материал будем по принципу: выучу сам, научу других.

- Как настоящие ученые мы будем выявлять особенности материка в 3 направлениях: «географическое положение материка», «население», «растительный и животный мир». Перед вами незаменимый источник информации –  карта, а также Банк информации.  Для эффективности работы я предлагаю осмыслить подобранную   информацию и выбрать ту, которая делает  материк  Евразия  неповторимым, отличным от всех других материков.                         Слайд 7.

- Каждая группа создаёт отдельную страницу общего проекта.

- Чтобы правильно оформить страницу проекта, я предлагаю вам алгоритм работы над проектом.

 Алгоритм работы над проектом:       Слайд 8.

1. Заголовок и эмблема.

2. Работа с текстом:

- выделение главного;

- оформление на листе;

- иллюстрация, подпись.

3. Защита страницы проекта.

1. Географическое положение материка.

Задания для первой группы:

1. Почему Евразию считают самым большим материком из всех?

2. Какие океаны омывают берега Евразии?

3. Определить, крупнейшую в мире горную систему и высочайшую вершину мира.

Задания для второй группы: 

1. Какие водоёмы есть на материке, которые делают его отличным от других материков?

2. Население.

Задания для третьей группы:

1. Сколько стран на материке Евразия?

2. Самое большое по площади государство на материке Евразия?

3. Самая большая страна по численности населения на материке Евразия?

3. Растительный и животный мир Евразии. 

Задания для четвёртой группы:

1.Найти наиболее интересных представителей животного  мира данного материка. Определить, в чём их особенность.

2. Найти наиболее интересных представителей растительного мира данного материка. Определить, в чём их особенность.

 

В каждой группе выбирается командир (руководитель группы), распределяются задания и учащиеся приступают к работе. Выбранную информацию каждая группа оформляет на отдельных листах.

1.Самостоятельная работа в 4 группах.

2. Защита страниц проекта по группам.

Личностные:

 Выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

 Определение и понимание  учебной задачи.

Познавательные:

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, запись информации.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, организовывать учебное место, распределять время.

Коммуникативные: 

Интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, быть ответственным за групповой результат деятельности.

Обращаться к учителю за помощью и принимать её.

Коммуникативные:

Точно выражать свои мысли в устной форме, слышать и слушать других.

V. Рефлексия

Цель.

осознание учащимися своей учебной деятельнос-ти, самооценка результатов своей деятельнос-ти.

- Вот и подходит к концу наш урок. Давайте посмотрим, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока  и  удалось ли нам выполнить их или нет.                   Слайд 9.

- Перед вами эмблема нашего урока. На обратной стороне оцените свою работу на уроке:

                              Слайд 10.

  • Был активным участником работы в группе – !
  • Старался участвовать в работе группы, но не всегда получалось – ! ?
  • Был пассивным зрителем- ?

Поднимите эмблему с символом:

- Кто был активным участником работы в группе

- Кто старался участвовать в работе группы, но не всегда получалось.

- Кто был пассивным зрителем.

Ответы детей.

Дети оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные:

 Определение и понимание  учебной задачи.

Личностные:

Адекватное оценивание себя, самооценка.

Адекватное оценивание других.

VI. Итог

Рефлексия

- Сегодня мы с вами попытались совершить заочное увлекательное путешествие по материку Евразия.  Составили проект «Материк Евразия – самый, самый, самый».

- Как вы думаете, где  вы можете использовать данный проект?

- Данный проект пригодится вам  в средних классах. Там вы тоже будете ещё подробнее изучать каждый из материков, а проект будет вашей копилкой знаний, которые вам понадобятся в старших классах.

Ответы детей.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

VII.

Задание на дом.

Создать презентацию к данному проекту.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»

Урок-путешествие по математике интегрированный с окружающим миром на тему: «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» Цель:Развитие интереса к профессиям родителей и наиболее распространённым профессиям ...

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Технологическая карта урока окружающего мира «Путешествие по материкам» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений о понятиях «материк» и «части света»; умения показывать материки, знать их названия, особенности каждого из них.Задачи урокаДидактические...

Технологическая карта урока «Путешествие за границу России» по окружающему миру в 4 классе

Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир (2 часа)                ...