"Лес и его обитатели". Урок по курсу окружающий мир (заочное путешествие) 3 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Сильницкая Лариса Константиновна

"Лес и его обитатели". Урок по курсу окружающий мир (заочное путешествие) 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaochnoe_puteshestvie.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу  «Окружающий мир»

 (заочное путешествие).

Тема: «Лес и его обитатели»

Цели:

  • обобщить и расширить познания учащихся о лесе, его обитателях;
  • развивать познавательный интерес у учащихся;
  • воспитывать экологическую культуру.

Оборудование:

Мультимедийная установка, толковый словарь, газета «Это интересно знать», рисунки с изображением силуэтов деревьев, гнезда белки, карточки с экологическими задачами, плакаты «Правила поведения в лесу», иллюстрации растений и животных Владимирской области, занесённых в Красную книгу, музыкальное сопровождение  ( П.И.Чайковский «Времена года»), рисунки детей по данной теме.

Предварительная подготовка:

  1. Индивидуальные задания для учащихся:
  • подготовить рассказы об ольхе, дубе, ели, осине, клёне.
  • подготовить рассказ о гнезде белки.
  1. Рисунки детей:
  • растения и животные леса,
  • правила поведения в лесу,
  • лекарственные растения.
  1. Стихотворение  С. Никулина «Русский лес»


ОРГМОМЕНТ

Учитель.

-Сегодня, ребята, мы совершим прогулку. Куда? Догадайтесь!

Есть у меня зелёный друг,

Весёлый друг, хороший.

Он нам протянет сотни рук

 И тысячи ладошек.

(Рассказ учителя сопровождается показом слайдов. Приложение 1)

-Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, темные, сумрачные ельники, глухие таёжные дебри. Одно из замечательных богатств, которым наделена наша Родина-лес.

-Сегодня мы будем говорить о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь,

 так или иначе связана с лесом.

I

-Какое значение имеет лес в жизни человека? (Ответы детей)

-Представьте себе, что  мы хотим совершить экскурсию в лес. Это будет прогулка с остановками.        

ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕСНУЮ СТРАНУ.

-Нас сегодня много. А, когда в лес приходит много людей, сильно уплотняется верхний слой почвы, где находится основная масса тонких всасывающих корней растений. При таком уплотнении почвы корни «задыхаются», испытывают недостаток воздуха, ухудшаются и другие качества почвы. В результате этого, у деревьев начинают засыхать верхушки и крупные сучья. Сильно страдают кустарники и травы и, в конечном счёте, погибают.

В лесу обязательно должны оставаться мало затронутые человеком «островки». И чем их больше, тем лучше для сохранения леса.

-Ну а как же ходить по лесу?

Лучше всего иметь постоянную сеть тропинок и пользоваться в основном ими. Тогда и лесу будет причинён наименьший вред.

-Вот и мы сегодня пойдём по проторенным тропинкам, на которых вас ждёт много интересного.


(На доске знак «Внимание! Туристы.»)

-Ребята, а что за знак? Странная надпись.

Туристы бывают разные: есть хорошие, а есть...

-А вы, ребята, знаете, как надо вести себя в лесу?(Ответы детей)

Не оставлять мусор в лесу.

Не ломать ветки деревьев, не качаться на них.

Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.

Не рвать большие букеты цветов.

Беречь лес от пожара.  Лес - это сложное растительное сообщество. А почему его так называют,  вы узнаете, прочитав карточку №1 (см. Приложение).

  • А сейчас, дети, закройте глаза. Мы поиграем в игру «День и ночь». Кого я коснусь, тот встаёт и отвечает на мои вопросы:

-Что означает слово «растения»?

-Что относится к растениям?

-Почему лес называют лесным сообществом?

-Какие ярусы есть в лесном сообществе?

-Есть ли растения, полезные для здоровья?

Идёт игра. Дети дают свои ответы.

-На вопросы вы отвечали, как могли и убедились, что пока ещё не всё знаем о растениях. А ведь они повсюду! Хотите узнать больше? Тогда идёмте.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА «ЗЕЛЁНЫЙ ДРУГ»

-Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, ребята, что они сами о себе

говорят и догадайтесь по их рассказам, что  это за деревья.

I


(Подготовленные учащиеся рассказывают об ольхе, дубе, ели, осине, клёне. Рассказ сопровождается показом слайдов. См. Приложение).

-Какие ещё деревья и кустарники растут в наших леса? (Ответы детей).

-Весной, летом, осенью деревья в своём наряде совершенно разные, а вот в спящем царстве чернолесья ( так в народе называют лес, сбросивший листву на зиму) деревья без листьев похожи друг на друга.

Если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек.

Задание:

-Узнайте, какие деревья здесь изображены?

(Учитель показывает картинки с силуэтами деревьев. Дети должны узнать деревья и назвать их). См. Приложение.

Учитель.

I

-А вот зимний дуб не узнать невозможно. Почему?

 (Зимний дуб сбрасывает листья весной).

-В природе можно встретить такие участки леса, где древесный ярус образован одной породой. Например: елью, сосной, берёзой. (Показ слайдов). В этом случае древостой называют чистым. Но довольно распространён и другой случай, когда в состав леса входит несколько древесных пород. Это смешанный лес.

-А в нашей области, какие произрастают леса? (ответы детей)

-Верно, смешанные, в которых обитают различные животные. А вот какие, мы узнаем на следующей остановке.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА «ОСТРОГЛАЗ»

*Викторина.

  • Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (ольха, липа)
  • У каких растений листья осенью «краснеют»?  (рябина, осина, черёмуха, смородина, манжетки)
  • Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (они молодые, дольше живут).
  • Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему? (Медуница. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие, фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску).
  • Горбоносый, длинноногий

 Великан ветвисторогий.

Ест траву, кустов побеги.

С ним тягаться трудно в беге.

Коль такого встретить довелось,

Знайте это  … (лось)

-В какое время года лосю трудно кормиться?

  • Чьё это гнездо? (показывается рисунок гнезда белки)

(Рассказывает подготовленный ученик).

-Гнездо у белки необычное: сложено из переплетённых веточек в форме шара с боковым входом. Подстилка изо мха, лишайника и мягкого меха делает его сухим и тёплым. У заботливой матери-белки бывает от 3 до 5 гнёзд. Когда в тёплом гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же самое она делает в момент опасности. Гнездо белки называется гайно.

  • Какие ещё животные обитают в наших лесах?

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА « ЛЕСНАЯ АПТЕКА»

  • Что означает слово аптека?
  • Работа с толковым словарём.
  • Лес был первой аптекой, в которую наши предки обращались за лекарствами. Лесная аптека не похожа на обычную. Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток!

*Викторина

1.Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль?

2.Какими        лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха?

     \отвар из сухих листьев - средство от кашля/

3.А когда нам поможет липовый цвет?

      \заваривают чай при простуде\

  • Ягоды черники применяют как средство, улучшающее зрение. Сок брусники повышает аппетит. Настоем из цветков и листьев малины лечат ангину, кашель, воспаление глаз. А земляникой можно вылечить практически все болезни.

4.Когда следует собирать лекарственное сырьё?

    \Собирают растения в сухую и солнечную погоду, когда в растениях накапливается больше питательных веществ.

Цветки - в начале цветения.

Листья - перед цветением.

Корни - весной и осенью \.

ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА. « ПРИВАЛ»

I

  • Чтобы лучше узнать и почувствовать лес, побудьте в нём. Сядьте удобно, представьте себя в лесу.

  • Упражнение на релаксацию.

\выполняется под тихую спокойную музыку\

-Тихо в лесу, сумрачно. Посидите спокойно, не выдавая себя, и лес начнёт вам открывать свои тайны. Широко раскрытыми глазами впитывайте особую прелесть каждого дерева, вдыхайте целебные запахи, слушайте шум, шёпот листьев.

Как хорошо, свежо и как дышится легко! Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья. Давайте усилим оздоровительный эффект и выполним дыхательные упражнения

  • Дыхательная гимнастика.

  1. »        Вырасти большой»: встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки - вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести «у-х-х-х-х». Повторить 5 раз.

2.»Насос»:        встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох - наклон туловища в сторону влево, левая рука скользит вверх, правая - вниз; выдох - возвращение в и. п., произнося «сссс». То же в другую сторону.

Повторить 7 раз.


-На привале всегда хочется подкрепиться.

  • Ребята, чем же богат лес? ( грибы, ягоды ...) Попробуем?

\ Под ёлкой корзинка, в которой рисунки с изображением грибов, ягод, орехов. На них записаны экологические задачи. Учитель достаёт ягодку, читает задачу. Тот, кто первый решит, получает ягоду.

  • Чтение, рассматривание газеты «Это интересно знать».

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА. «ОХРАНА ПРИРОДЫ» 

  • Без леса сегодняшняя жизнь немыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите. Почему?

\ с помощью рисунков на стенде дети рассказывают о вреде причиняемом лесу\

  • А как вы помогаете охранять природу?
  • Какие растения, животные нашей области занесены в Красную книгу?

\показ иллюстраций\

  • Хочу прочитать вам рассказ одного малыша. Это экологический рассказ-загадка. После прослушивания вы должны будете назвать ошибки в поведении детей.

«За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В

 Последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили всё же

 поехать в лес сами.

Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. Весёлой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. Д ни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подосиновики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали - сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их всё равно разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой.


Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. Оживлённые мы пошли на станцию. И вдруг поперёк дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил её палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у неё на затылке два жёлтых пятнышка. «Это не гадюка,- тихо сказала Маша, - это уж». «Всё равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошёл день!»

  • Какие ошибки в поведении ребят вы заметили?

1.В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей.

  1. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы-деревья».
  2. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры запрещается.
  3. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается только за 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет.
  4. Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой до полного прекращения горения.
  5. Трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на яйца.
  6. Брать зверей и птенцов из леса не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
  7. Прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно - в него может попасть молния.
  8. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк.
  9. Луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна.

Лесная жизнь протекает по своим законам, мы их не устанавливали, и не нам их нарушать. Нужно быть немного внимательнее, добрее по отношению ко всему живому.

В заключение урока звучит стихотворение Сергея Никулина « Русский лес» (читают подготовленные ученики).

ИТОГ УРОКА

-Что на уроке понравилось?

  • На какой лесной остановке хотелось бы ещё раз побывать?

7


Приложение.

  1. Презентация на тему: «Лес и его обитатели».
  2. Карточка №1

Лес-это сложное растительное сообщество. В его состав входит множество различных растений: деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники. Все эти растения связаны между собой и влияют друг на друга. Каждое занимает определённое место и играет определённую роль в жизни леса.

В лесном сообществе можно выделить несколько ярусов:

  • верхний ярус - деревья;
  • второй ярус - кустарники;
  • третий ярус - травы, ягодные кустарнички;
  • четвёртый ярус - моховой и лишайниковый покров.

3.Картинки с силуэтами деревьев.

4.Газета «Это интересно знать»


Карточки с экологическими задачами

№1        

Назовите,  какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).

№2

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Таким образом, дрозд избавляется от паразитов)

№3

Самые трудолюбивые санитары леса-муравьи. В среднем муравьи за одну минуту приносят в муравейник два десятка насекомых. Сколько насекомых муравьи принесут за 10 минут?

№4

Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Растут лишайники только в экологически чистых лесах).

№5

Дятел - лесной доктор. Он избавляет деревья от насекомых-короедов. Один дятел за день съедает до 900 короедов. Сколько короедов съедят три дятла?


Сообщения о деревьях.

ЕЛЬ ЕВРОПЕЙСКАЯ.

Это изящное, стройное дерево с густой кроной. Ель требовательна к влажности почвы и к её плодородию. Хвоинки ели живут на ветвях довольно долго - 5-7 лет, располагаются они поодиночке, концы хвоинок  колючие. Недаром еловыми ветвями покрывают на зиму декоративные растения на клумбах, чтобы предохранить их от повреждения мышами. Живёт это дерево довольно долго - 300-500 лет. Широко применяется в народном хозяйстве. Древесина в больших количествах идёт на изготовление бумаги, используется в строительстве, незаменима при изготовлении музыкальных инструментов.

ДУБ.

Это дерево - олицетворение мощи, крепости, силы. Он очень устойчив ко многим невзгодам, выпадающим на долю деревьев, например, к нападению вредителей, которые

уничтожают листву, сильным бурям, засухе. Древесина дуба крепкая, твёрдая, тяжёлая, очень стойка против гниения. Дуб - одно из наших наиболее долговечных деревьев. В благоприятных условиях он доживает до 1000 лет. Дубовые леса прежде имели гораздо более широкое распространение, чем теперь. Дубравы некогда подступали к самой Москве. Стены Московского Кремля первоначально были дубовыми . Основная масса дубрав давно уничтожена . Дело в том, что эти леса занимают очень благоприятные для земледелия почвы - достаточно влажные, богатые питательными веществами . И поэтому ещё в старину наши предки, когда им была нужна земля под пашню, в первую очередь вырубали именно дубовые леса.

Из дуба делают мебель, паркет, бочки и др. Дубовые дрова - превосходное топливо, дающее очень много тепла.

ЛИПА.

Липу можно сразу узнать по своеобразным листьям сердцевидной формы. А если нет листьев, то по плодам. Маленькие, величиной с горошину, плоды-орешки собраны по нескольку на отдельных стебельках, и каждый такой стебелёк снабжён особым крылышком. Липа обладает большой теневыносливостью. Крона у неё плотная, густая, сильно затеняющая почву. Крона у неё плотная, густая, сильно затеняющая почву

Издавна липа считала полезным  деревом. Из её «мочалистой» коры получали лыко, необходимое для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Из древесины делали ложки, миски, скалки, стена. Липу сильно истребляли, и поэтому её в лесах стало гораздо меньше, чем прежде.

Цветёт липа гораздо позже  всех остальных наших деревьев, уже в середине лета. Цветки её имеют замечательный  аромат и богаты нектаром. Липа - один из лучших наших медоносов. В тёплые погожие дни в кронах лип слышится непрерывное гудение множества пчёл, прилетающих сюда за нектаром. Цветки липы ценны своей целебностью.


ОСИНА.

Внешний вид осины своеобразен. Ствол дерева в верхней части имеет серовато-зелёную окраску. Красива осенью и яркая нарядная листва осины. Листья перед её опадением приобретают разнообразную окраску - от жёлтой, до кумачово - красной.

Летом хорошо заметна характерная особенность осины — чрезвычайная подвижность её листьев. Небольшое дуновение ветерка - и вся листва на дереве приходит в движение, начинает дрожать. Интересную особенность имеют и ветви осины. Когда на них нет листьев, их лучше всего можно узнать по вкусу. Если веточки слегка пожевать, чувствуется горечь. И одновременно ощущается своеобразный запах. У осины есть ещё один секрет. У этого дерева можно наблюдать осенний ветвепад. Это дерево намеренно избавляется от лишних ветвей.

Живёт осина мало не  больше 100 лет. Ствол её уже в раннем возрасте обычно имеет внутри гниль, взрослые  деревья почти все в середине гнилые. Такие деревья легко ломаются от сильного  ветра. Осиновая древесина используется главным образом на спички, находит применение в качестве строительного материала, из неё изготовляют

кадки, бочки, дуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу "Окружающий мир" во 2 классе

В ходе выполнения практической работы и занимательных заданий учащиеся получают новую информацию о свойствах воды, о переходе воды из одного состояния в другое, о круговороте воды в природе, об охране...

Урок по курсу "Окружающий мир" в 3 классе на тему "Строение животных"

Анализировать, сравнивать животных, находить общее в строении различных животных....

Методическая разработка урока по курсу «Окружающий мир» в 4 классе

Содержание урока:Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон.Природные особенности зоны тундры, флора и фауна.Экологические связи в зоне тундры.Занятия местного населения.Освоени...

Методическая разработка урока по курсу "Окружающий мир" во 2 классе

Тема урокаВодные богатства. Моря.Цель и задачи урока.Познакомить с особенностями окружающих сушу соленых  водоемов – морей. Расширять представления о морях. Формировать умение различать водные пр...

Разработка урока по курсу окружающий мир в 4 классе по теме "Мир глазами астронома"

Данная разработка урока предназначена для учащихся 4 класса на уроке окружающего мира  по теме "Мир глазами астронома"...

Конспект урока по курсу "Окружающий мир" для 2 класса, на тему: "Люди, города, страны"

Урок разработан учителем начальных классов МАОУ прогимназия «Кристаллик» г.Саратов Римдейка М.А.Авторская программа, разработанная А.А. Вахрушевым, которая обеспечена учебником (Вахрушев, Бурский, Рау...

Урок по курсу «Окружающий мир» в 3 классе.Тема урока: Наши братья.

Урок выполнен по технологии полного усвоения знаний. Приём - вопросительные слова. Дети узнают о приспособляемости млекопитающих к жизни на суше. Поразмышляют о принадлежности человека к этому классу....