Тема: «Вода – источник жизни»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Васенина Екатерина Владимировна

Тема проекта входит в раздел программы по внеурочной деятельности «Юный эколог» и направлена на познание детьми тесной связи человека с природой (водой). В процессе данного проекта дети научатся решать различные познавательные задачи, приобретут уверенность в своих силах. Проект способствует, побуждает к новому поиску знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc45.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.odp397.89 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема проекта входит в раздел программы по внеурочной деятельности «Юный эколог» и направлена на познание детьми тесной связи человека с природой (водой). В процессе данного проекта дети научатся решать различные познавательные задачи, приобретут уверенность в своих силах. Проект способствует, побуждает к новому поиску знаний.

Занятие по экологическому воспитанию учащихся в 3 классе.

Тема: «Вода – источник жизни»

Образовательные задачи:

  • Расширить представления детей о значении воды в нашей жизни и экологических проблемах, связанных с водой;
  • Совершенствовать знания о трех агрегатных состояниях воды: жидкое, газообразное, твердое. Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Развивающие задачи:

  • Развивать мышление, внимание, память, воображение; устные речевые умения учащихся; самоконтроль.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом; чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу
  • Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.

Методы и приемы работы с детьми:

        Словесные: беседа, рассказ, стихотворение, вопросы проблемно-поискового характера.

        Наглядные: модель Земли (глобус), картины природы (слайды).

Оборудование:

  • Интерактивная доска;
  • Презентация
  • Аудиозапись «Звуки воды»;

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза, а самое главное – ваше желание учиться.

  1. Эмоциональный настрой детей на занятии

В круг зову ребят я тех,

Важен для кого успех.

(дети становятся в круг, берутся за руки)

Быть успешным просто?

Нет, нет, нет.

Но добьемся мы побед?

Да, да, да! Нужно вместе быть всегда.

        - Ребята, я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг к другу, успехов и достойных побед.

  1. Самоопределение к деятельности

- Дети, посмотрите на доску  (Слайд № 1, 2, 3, 4, 6)

- Как прекрасен этот мир! Не правда ли, чудесны творения природы на этих фотографиях! Они нас восхищают, поражают насколько щедра на выдумки природа. Соприкасаясь с природой человек узнает о ее тайнах и загадках.

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели;
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без … (воды)

Слайд №7

- Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Ответ :Вода – источник жизни.

Слайд №8

  1. Работа по теме занятия
  1. Стихотворение

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Как сосулька замерзает.

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

- Ребята, а кому нужна вода? (Деревьям, птицам, животным, людям).

- Для чего? (Поливать растения, поить животных, умываться, для бытовых нужд).

  • Каждому живому организму нужна вода. Без воды все живое на Земле погибнет. Вода это жизнь. ЕЕ исключительная важность подчеркивается тем, что 22 марта объявлено Международным днем воды.

  Слайд № 9

  1. Три состояния воды

- Скажите, что вы знаете о воде? (Ответы детей)

- Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой (Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лед, иней).

- Отгадайте загадки о воде. Слайды

                1. Зимой – звезда

                Весной – вода.  (снежинка)

2. Лежал – лежал

                А весною в реку убежал. (снег)

                3. И не снег, и не лед,

                А серебром деревья уберет. (иней)

                4. Слезы капают с небес –

                Напоили луг и лес. (Дождь)

                

                5. Без крыльев летает, без ног бегут, без паруса плывут. (облака)

                6.  Без досок , без топоров, через речку мост готов.

                Мост, как синее стекло: скользко, весело, светло! (лед)

                7. Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (роса)

                8. Над рекой, над долиной

                Повисла белая холстина. (туман)

                9. Белая морковка зимой растет. (сосулька)

                10. Посыпался горох на тысячу дорог,

                Никто его не соберет (град)

        - Как можно, одним словом назвать отгадки? (Осадки)

  • Вы уже поняли, что вода в природе может находиться в разных состояниях

Слайд №10

  • А теперь проанализируем.

Слайд № 11, 12

  • роса, дождь – какое состояние воды вы видите? (жидкое)

Слайд №13, 14

  • лед, снег - какое состояние воды вы видите? (твердое)

Слайд № 15, 16, 17

         

 – пар, туман, облака - какое состояние воды вы видите? (газообразное)

  1. Физкультминутка – релаксация

- А теперь закройте глаза и внимательно послушайте. (Звучит запись со звуком журчащего ручейка). Что вы услышали? А вот еще. Кто сейчас с вами разговаривает? (плеск волн). Еще раз закройте глазки. Что слышите? (шум волн). А теперь? (шторм)

- Откройте глаза. Посмотрите, что у меня в руках? (Глобус). Каким цветом на глобусе обозначена вода? (Вода помочена, синим цветом). Много или мало воды на планете? (Ответы детей)

- 3/4  поверхности Земли занимает вода. Вода в больших количествах в природе находится в водоемах. Какие вы знаете водоемы? (Море, родник, озеро, река, ручей, болото)

- Назовите водоем.

  1. Не вода и не суша:

На лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь. (Болото)

  1. И месяц, и звезды – все в нем отражается

Как же это зеркало называется? (Озеро)

  1. Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит. (Река)

  1. Кругом вода

А с питьем беда. (Море)

  1. Значение воды

Слайд № 18

ВОДА — жидкость без цвета, запаха, вкуса и с нулевой калорийностью — совершенно необходима для всех видов жизни на Земле. Без воды не смогут прожить ни люди, ни животные, ни растения. Без нее не обойтись ни слону, ни микробу, а заменить воду нечем. Чтобы сохранить здоровье, каждому из пяти с лишним миллиардов человек на Земле необходимо потреблять — вместе с различными напитками и пищей — около двух с половиной литров воды в день. Не будет воды — не будет жизни. 
Без воды не вырастить ни урожая, ни скота. А не будет пищи — не будет и жизни

- Хотя на Земле много воды, к сожалению, не вся она пригодна для наших нужд, потому что в океанах и морях вода соленая, а человеку для использования нужна только пресная вода.

- Где находится пресная вода? (Ответы детей)

- Если представить себе, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает лишь полстакана.

- А знаете, что произошло с рекой в стихотворении Б. Заходера «Что случилось с рекой?»

(Подготовленный ученик читает стихотворение)

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ С РЕКОЙ?

Течёт река 
Издалека... 
Течёт река... 
Течёт река... 

Как хорошо, когда река 
И широка и глубока! 

Над ней - пышнее облака, 
Свежей дыханье ветерка, 
Стройнее, выше лес над ней, 
И луг прибрежный - зеленей!.. 
Течёт река... 
Течёт река... 
Поит поля и города, 
Несёт и лодки и суда, 
И рыбы ходят в глубине, 
И раки ползают на дне... 

Ты хороша, река, весной 
И осенью... 
И в летний зной! 
Купанье! Что за благодать! 
Кому - попробуй угадать! - 
Приятней плыть в живой волне: 
Рыбятам 
Или 
Ребятне?.. 
Вся живность счастлива 
Вполне! 

Но что такое?
Караул!!!
Нет, нет, никто не утонул.
Нет, нет, как раз наоборот:
На мель
Садится
Пароход
Средь бела дня.
Какой скандал!

Наверно, лоцман
Маху дал?
Да нет!
Далёко до буйка…
Тут глубока
Была река.

Была. Вот именно - б ы л а.
Была, да, видимо, сплыла:
Ах, реку мы
Не узнаём:
Река 
Становится
Ручьём!

…Уже и лодки
На мели…
…Пловцы
Вдруг
Посуху пошли…
А рыбы?
В горе и тоске
Бедняжки
Бьются
На 
П
е
с
к
е
.
.
.

Так что же с ней стряслось, с рекой?
Увы, друзья, ответ такой:
Дошкольник Сидоров Иван
Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: "Какой пустяк!"
Пустяк… Добро б ручей иссяк,
А то вон из-за пустяка
Пропала целая река!

- Знаете, если из крана целый день будет капать вода, то набежит целое ведро. Если чистить зубы, а из крана зря течет вода, то ее расходуется трехлитровая банка.

- Что вы можете предложить, чтобы меньше тратить воды. (Беречь водопроводную воду, не давать ей утекать зря, следить чтобы в доме были исправные краны)

- Ребята, решить проблемы такого характера вам под силу.

  1. Динамическая пауза

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.

  1. Источники загрязнения воды

- Вода помогает нам жить. А как мы, люди, относимся к ней – источнику жизни. Охраняем ли мы ее?

- Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на фотографии.

- Посмотрите на них внимательно.

- Ребята, на листах, которые перед вами, закрасьте квадраты с номерами тех фотографий, на которых человек наносит непоправимый вред воде, животным, здоровью людей.

- Давайте проверим. Покажите, что у вас получилось. Посмотрите, у вас и у меня получились одинаковые работы.   Значит, вы справились с заданием и верно закрасили источники загрязнения воды.

- Что же относится к источникам загрязнения воды?

  Слайд № 19,20, 21, 22

 (Промышленные предприятия сбрасывают в реку вредные отходы, несознательные люди бросают в водоемы мусор, мусорят в местах отдыха, на берегу водоема моют автомобили)

  1. Проблемная ситуация: «Как сохранить воду чистой?»

- Несмотря на то, что воды на Земле много все должны знать и понимать – ее надо беречь и охранять.

- Я предлагаю такую игру: каждый из вас возьмет картинку, которая лежит на столе Постарайтесь по картинке рассказать об охране воды в природе.

- Ребята, надеюсь, вы поняли, что очень важно уметь беречь воду и защищать ее от угрозы загрязнения.

  • Давайте полюбуемся природой, которую мы должны любить, беречь, охранять

         Слайд № 23, 24, 25, 26, 27, 28

- Как прекрасна Земля и человек, если он правильно себя ведет.

  1. Итог занятия

- Подведем итог нашего занятия.

- Что вы открыли для себя нового?

- Почему воду называют – источником жизни?

Плакат «Берегите воду»

Слайд № 29

 - Если вы хотите узнать больше о воде, я предлагаю вам энциклопедии, журналы для дополнительного чтения (Выставка книг, журналов)

-  Спасибо вам за работу. Я верю, что после сегодняшнего занятия вы будете бережно относиться к воде.

  • Если вам понравилось работать на этом занятии, я прошу прикрепить к классной доске синюю капельку.

         Слайд № 30

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа на тему: «Вода – источник жизни растений»

Исследовательская работа на тему: «Вода – источник жизни растений»...

Презентация по теме "Вода-источник жизни"

Презентация по теме "Вода-источник жизни" для 2 класса...

Проект на тему: "Вода - источник жизни на Земле"

Цель исследования -  уточнить и расширить знания о воде и ее значении для живых существ, раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране ее чистоты.Задачи: – проанализировать на...

Исследовательский проект на тему: «Вода-источник жизни на Планете»

Цель –исследовать воду, как источник жизни на Планете.Вода-это среда обитания, вода поит и кормит.Человеческий организм состоит на 70 % из воды.Воздух содержит молекулы воды., вода –это до...

Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ. Экологическое воспитание.

Методическая разработка классного часа "Вода - источник жизни. Ценность воды" для детей с ОВЗ, имеющих умственную отсталость в рамках "экологического воспитания".  Данная разр...

Конспект по предмету "Мир природы и человека". Тема "Вода - источник жизни"

Конспект урока по теме :"Вода - источник жизни" разработан для 2 класса (обучающиеся с легкими интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС ОВЗ. В данной разработке урока предст...