Славные символы России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Орлова Лариса Викторовна

Урок с использованием РНС (технологической карты), окружающий мир, 4 класс. Возможно использовать и как основу для внеклассного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slavnye_somvoly_rossii.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

« СЛАВНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

4 класс курс «Окружающий мир»

( с использованием технологии развития критического мышления и РНС )

Учителя начальных классов

ГОУ СОШ № 643

Орловой Л. В.

2011

Цели урока: 

Образовательная: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.

1) формировать представления о государственных символах России (истории их появления, особенностях символов нашего государства)

2)  дать и уточнить понятия: символ, гимн, герб, флаг,

Развивающие:

  1. критическое мышление через чтение информационного текста;
  2. умение анализировать текст, делать выводы, находить и давать развернутые ответы на вопросы;
  3. коммуникативные умения по взаимодействию при  работе в паре, четверке.

Воспитательная: формировать активную жизненную позицию; принимать  другие точки зрения; поддерживать дух патриотизма и толерантности.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая (в парах и четверках).

Оборудование:

Задания для групповой и индивидуальной работы

Технологическая карта урока

ХОД УРОКА

ФАЗА ВЫЗОВА.

Наш дом

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

                             В. Степанов.

- Сегодня на уроке мы поговорим о символах России. (тема на доске)  

- Как вы понимаете слово символ?

- Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.  Но есть символы, которые представляют страну, её историю, народы, населяющие эту страну.  Эти символы являются государственными.

- Сегодня мы будем продолжаем работать с технологической картой. Кто расскажет, как мы будем действовать? Подпишите свои ТК.

Работа с кластером (составление ассоциаций к словосочетанию «государственные символы»). Достаньте из конвертов листочки с кластером. Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда я говорю «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ». Назовите свои ассоциации, кто может дополнить? (учитель записывает ассоциации на доске).

- Назовите 3 символа государства.

- Что такое герб?

- Где можно увидеть герб?

- Что собой представляет герб России? (герб на доске)

- Что такое флаг?

- Где мы можем увидеть флаги государства?

- Какой флаг у России? ( флаг на доске)

- Что такое гимн?

- Где его можно услышать? (текст гимна на доске)

- Переверните листок и напишите 2-3 предложения «Зачем нам нужны знания о государственных символах России?»

Учитель выслушивает мнений детей.

Как вы думаете, все ли мы знаем о символах нашей страны? Сегодня мы узнаем еще очень многое о происхождении российских символов, их истории. А выполняя задания, вы сможете набрать желаемое количество баллов, которые затем превратятся в оценку. В технологической карте вы можете увидеть какое количество баллов вы получите за выполнение того или иного задания. Вы сами можете продумать свою работу и в итоге выйти на ту оценку, которую хотите получить.  

А сейчас вы уже можете получить первые баллы за работу с кластером.  

Выставление баллов в ТК

(по баллу за каждую ассоциацию - не более 5 баллов, 5 баллов за 1 предложение и 10 баллов за 2-3 предложения, активность 2 балла, общее количество баллов…)

ФАЗА РЕАЛИЗАЦИИ СМЫСЛА ПРИЕМ INSERT

Достаньте из конверта листы с текстами. Сейчас каждый из вас прочитает текст. По ходу чтения вы будете делать пометки на полях. Если вы встретите информацию, которая вам уже известна – ставьте v, если информация будет новой, интересной +, если что-то вызовет противоречие, вы не будете согласны с  тем, что прочитаете, ставьте -, а если возникнет вопрос ставим знак вопроса на полях, а записать его можно внизу, под текстом.

(У каждого ученика – текст, на котором он будет делать пометки. Тема текста одинаковая на каждом ряду. Первый – герб, второй – флаг, третий – гимн. Знаки-пометки на доске. На чтение дается ок. 5-7 минут).

- Продолжать работать мы будем в парах. Обсудите, что вам обоим было известно. Что новое вы узнали вместе? Какие значки еще совпали? Что вам обоим было интересно?

Беседа по вопросам. Вопросы одинаковые каждому ряду.

- О каком государственном символе вы читали?

-У кого есть общая известная информация? Прочитайте.

- Кто поставил знак + в одном и том же месте?

- С чем вы оба не согласны?

- Кто хочет пересказать свой текст?

- Какие вопросы возникли по ходу чтения?

Эти вопросы могут стать вашим самостоятельным исследованием. Найдите ответ на свой вопрос, воспользуйтесь дополнительными источниками и поделитесь с нами  информацией на следующем уроке.

Переходим к заполнению технологической карты. Если вы только прочитали текст и проставил знаки – 10 баллов, прочитали текст, проставили знаки и работали в паре 15 баллов, активно работал и отвечал на вопросы – 20 баллов,  активно работал, отвечал на вопросы и пересказал текст – 25 баллов.

ФАЗА РЕФЛЕКСИИ

 - Сейчас мы будем работать в четверках. Достаньте из конверта последний листок. На нем вы видите таблицу и набор фраз, касающихся либо гимна, либо герба, либо флага. Вам необходимо определить, какая фраза относится к какому символу России, и проставить в таблицу ее номер.  

герб

флаг

гимн

  1. Название этого символа происходит от немецкого слова «эрбе» - наследство
  2. Он является одним из символов нашего города Санкт-Петербурга, и был написан поэтом Александром Городницким к 250-летию Ленинграда на музыку Глиэра из балета «Медный всадник».
  3. Эти символы  впервые появились  с появлением больших армий
  4. На этих символах изображались орел с львиной головой, змея, лев, сова, крылатый конь, роза.
  5. Один из этих символов носит название «Марсельеза»
  6. Древние  кочевники скифы шили их в виде мешка, изображающего дракона с пастью, ногами и хвостом.
  7. Для этих символов имеет значение имеют не только изображенные фигуры, но и цвет фона.
  8. Этот символ Петр I позаимствовал у Голландии
  9. Это слово образовано от греческого слова, в переводе обозначающего  «восхваление, торжественная песнь»
  10. Он исполняется при подъеме государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств

- Прочитайте, какие фразы записали в первый столбик (второй и третий так же). Проверьте и зачеркните неправильный ответ.

- Закончим заполнение ТК. Если вы правильно распределили все фразы поставьте 10 баллов, если допустили 1-3 ошибки 7 баллов, больше 3 – 5 баллов. Подсчитайте общее количество полученных вами баллов. Переведите их в оценку по формуле: 5 – 52 – 45 баллов, 4 – 38 – 45 баллов, 3 – 30- 37 баллов.

Кто получил 4? 5? Аплодисменты.

Жду ваших работ по возникшим вопросам к следующему уроку. Это может быть доклад, сочинение, рисунок, любой продукт вашего творчества. Если вам понравился вопрос, возникший у вашего одноклассника, вы можете выполнить задание совместно. Урок окончен.

ГЕРБ

Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» - наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города. В старину гербы имели так же дворянские роды и отдельные лица.

Гербы появились очень давно. Они найдены на монетах, медалях и печатях древних государств и городов. Так, гербом шумерских государств, существовавших более четырех тысяч лет назад, был орел с львиной головой, гербом Древнего Египта – змея, Персии – орел, Армении – лев, увенчанный короной, Афин – сова, Коринфа – крылатый конь, острова Родос – роза. На шлеме Александра Македонского был изображен морской конек. Старинные гербы русских городов рассказывают потомкам о красоте и богатстве родной земли, о подвигах русских воинов, о народных сказаниях и легендах. При этом значение имеют не только изображенные на гербе фигуры, но и цвет фона. В русских гербах голубой цвет выражает красоту и величие, зеленый – изобилие, красный – мужество и храбрость.

Вот герб Москвы: на красном поле всадник в серебряных доспехах и лазоревом плаще. Он вонзает копье в тело золотого дракона с зелеными крыльями. Он появился после битвы московского князя Дмитрия донского с монголо-татарскими полчищами на Куликовом поле. Он в условной форме показывает знаменитое сражение и начало создания независимого российского государства.

Этот герб чеканился и на монетах. Некоторые историки считают, что такие монеты по всаднику с копьем стали называть  « копейными деньгами», а позже просто «копейками». Впрочем, есть и другие мнения о происхождении слова «копейка».

Позже, при Иване III, который женился на племяннице византийского императора, был принят новый герб с изображением двуглавого орла. В России он стал обозначать, что Москва пришла на смену Византии, а на его груди появилось изображение всадника – символа Москвы.

В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. Но менялись лишь его отдельные детали: появились скипетр, держава и короны (знаки императорской власти), а также цепь ордена Андрея Первозванного и гербы присоединенных к России земель. В XVIII веке были установлены цвета герба – черный орел на желтом фоне, всадник на красном фоне.

После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам.

ФЛАГ

Флаги мы видим часто. Большие – над зданиями, где размещаются власти, маленькими машут встречающие, когда приезжают почетные гости. Флаг несут перед воинской частью на параде, поднимают на каждом корабле.

Самые первые флаги были военные. Появились они тогда же, когда появились большие армии, и возникла необходимость издали отличать – свой отряд движется или вражеский. Для этой цели и стали воины привязывать к копьям ленточки разных цветов. Их размеры постепенно увеличивались, рисунок усложнялся, появились настоящие флаги.

У древних римлян флагов еще не было. Зато древние  кочевники скифы шили их в виде мешка, изображающего дракона с пастью, ногами и хвостом. На ветру мешок раздувался, и вид получался очень устрашающий.

Обычный флаг бывает в виде прямоугольного полотнища. Уже в начале средних веков в Европе каждый рыцарь имел герб, который изображал и на щите и на флаге, прикрепленном  к копью.

Так флаг арагонских королей (Арагон – это область в Испании) изображал пять красных полос на желтом фоне. Легенда говорит, что первый король Арагона, после долгой и кровавой битвы с арабами вытер окровавленную руку о свой золотой щит, и на нем осталось пять красных полос. Отсюда и рисунок на флаге. А от арагонского флага произошел современный флаг Испании, правда на нем осталось только две красные полосы.  

Флаги большинства стран составлены из цветных полос, вертикальных, горизонтальных, реже диагональных (косых). Синий, белый, красный – самые распространенные цвета государственных флагов. Каждый цвет имеет свое символическое истолкование, хотя в разных случаях оно различно. Желтый (золотой) чаще всего обозначает богатство страны, зеленый – плодородие ее полей, красный – героизм народа или кровь, пролитую в борьбе за свободу.

Каждый, кто любит свою страну, с уважением относятся к ее флагу, ведь под ним совершено так много подвигов! В бою знамя оберегают как самую большую ценность: если враг сумеет захватить знамя – воины опозорены! Когда политические демонстранты недовольны действиями  другого государства, они нередко сжигают его флаг.

Трехцветный флаг России утвержден Петром I, по примеру флага Голландии – самой передовой тогда страны, которую Петр очень уважал. Только порядок цветов на флаге был изменен.

ГИМН

Слово «гимн» образовано от греческого «гимнос» - восхваление, торжественная песнь. Есть гимны государственные, военные, религиозные, в честь выдающихся событий или героев. В Древней Греции, например, слагали гимны богам и героям мифов. Известным создателем гимнов был древнегреческий поэт Гомер.

Многие поэты разных стран посвящали торжественные стихотворения своей родине. Например, в 1792 году во время  великой французской революции офицер Руже де Лиль создал слова и музыку революционного гимна. Особенно он стал популярен в городе Марселе и получил название «Марсельеза». В 1887 году «Марсельеза» была утверждена официальным гимном Франции и является им  до сих пор.

Долгое время гимном России служила мелодия полонеза «Гром победы, раздавайся!».В 20-ые годы XIX века композитор князь А. В. Львов и поэт В. А. Жуковский написали гимн – «Боже, царя храни…» Он исполнялся в России до февраля 1917 года.

После Октябрьской революции 1917 года в России государственным гимном стал «Интернационал». Его текст был написан во Франции рабочим поэтом Э. Потье в 1871 году, а позже переведен на русский язык.  «Интернационал» звал всех трудящихся к объединению всех трудящихся в борьбе за справедливость на земле.

В декабре 1943 года был утвержден новый гимн СССР. Его авторами стали поэты С.В. Михалков и Г. А. Эль-Регистан и композитор А. В. Александров. В 1977 году текст гимна был обновлен.

В 1991 году был принят новый гимн России. Для него композитор Андрей Петров использовал мелодию русского композитора М. И. Глинки. Но слова к этой музыке так и не были приняты, и в 2001 году на музыку А. В. Александрова Сергей Михалков написал обновленный текст.

Государственный гимн страны исполняется при подъеме ее государственного флага, вручении наград, на официальных встречах и проводах представителей других государств. Во время торжественных собраний и митингов гимн слушается стоя. Смысл национального гимна - четкое, понятное, краткое, красивое и легко запоминающееся изложение Национальной Идеи государства.

 Одним из символов нашего города Санкт-Петербурга также является гимн, написанный поэтом Александром Городницким к 250-летию Ленинграда на музыку Глиэра из балета «Медный всадник». Окончательно вместе с текстом он был утвержден 13 мая 2003 года.

Технологическая карта ученика

___________________________________________________________

ВИДЫ РАБОТЫ

БАЛЛЫ

МОИ БАЛЛЫ

Работа с кластером. Составление предложений.

1.

Я записал несколько ассоциаций в кластер

От 0 до 5 баллов

2.

Я записал 1 предложение о государственных символах

5 баллов

3.

Я записал 2-3 предложение о государственных символах

10 баллов

4.

Я активно работал, отвечал вслух

+ 2 балла

Работа с текстом.

1.

Я прочитал текст и проставил знаки

10 баллов

2.

Я прочитал текст, проставил знаки и работал в паре

15 баллов

3.

Я активно работал и отвечал на вопросы

20 баллов

4.

Я активно работал, отвечал на вопросы и пересказал текст

25 баллов

Работа с таблицей.

1.

Я не справился с заданием

0 баллов

2.

Я допустил более 3 ошибок при заполнении таблицы

5 баллов

3.

Я допустил 1-3 ошибки при работе с таблицей

7 баллов

4.

Я правильно распределил все фразы

10 баллов

Я набрал(а) всего

_______баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации. Тема: «Славные символы России».

Урок окружающего мира построен в форме учебного сотрудничества. Учащиеся не только приобретают знания по теме, но и учатся работать в коллективе, думать не только о собственном благе, но и о благе тех...

Конспект Урока "Славные символы России"

на уроке использован материал СПС "КонсультантПлюс: Средняя школа"...

Тест по окружающему миру тема Славные символы России

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить зниния учащихся и выявить слабые места....

Классный час во 2 классе "Славные символы России"

Задачи:    Познакомить учащихся с символами страны: флагом, гербом, гимном.Воспитывать чувство любви к своей стране, чувство гордости за нашу страну....

Задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."

Материал содержит задания по теме "Мы-граждане России. Славные символы России."...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Славные символы России" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представления о государственных символах.Планируемые результатыПредметные:-знать историю появления государственных символов.-уметь различать государс...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Славные символы России», 4 класс (УМК «Школа России»)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представления о государственных символах России (истории их появления, особенностях символов нашего государства); Зад...