Информационные технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников.
статья по окружающему миру (1 класс) на тему

    Главное в современном уроке- отказ от шаблонов, максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, развитие способности к самостоятельному поиску и общению. В статье раскрывается опыт использования информационных технологий на  уроках окружающего мира в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса.

   В отечественной общеобразовательной школе в последние годы компьютерная техника и другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться при изучении большинства учебных предметов. Не исключением должен стать и предмет окружающий мир.

    Урокам  окружающего мира принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Чтобы сделать занятия разнообразными, увлекательными, чтобы дети сами стремились узнать больше того, что написано в учебнике, на  уроках должны широко использоваться информационные и компьютерные технологии. Они могут быть органично включены в любой этап урока - при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений  и навыков.

    Согласно классификации педагогических технологий (по Селевко Г.К.), информационные технологии относятся к классу технологий по ориентации на личностные структуры, целью которых является формирование знаний, умений и навыков учащихся через личностно-ориентированный подход в обучении, позволяющий качественно повысить уровень познавательного интереса у школьников.

       Информатизация существенно повлияла на процесс приобретения знаний. Новые технологии обучения на основе информационных и коммуникационных позволяют интенсифицировать образовательный процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения огромных массивов знаний.

Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютерная техника и программные средства.

    Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС, в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие ПС, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, называются педагогическими программными средствами (ППС).

     В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий ППС. По методическому назначению ППС могут быть:

компьютерные учебники (уроки);

программы-тренажеры (репетиторы);

контролирующие (тестовые оболочки);

информационно-справочные (энциклопедии);

демонстрационные (слайд - или видеофильмы);

учебно-игровые.

       Уроки окружающего мира с использованием информационно-коммуникационных технологий имеют следующие преимущества:

значительно расширяют возможности предъявления учебной информации;    позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению за счёт смены видов деятельности, оценки работы с помощью компьютера;

увеличивают возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения;

позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений;

качественно изменяют контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

        Проектирование урока с применением информационных и компьютерных технологий должно обязательно включать следующие этапы: концептуальный, технологический, операционный, педагогической реализации.

      На концептуальном этапе определяется основная дидактическая цель, которая должна быть ориентирована на достижение какого-то конкретного результата. Учителем выявляются те вопросы программы, изучение которых для лучшего понимания учащимися следует рассматривать с использованием информационных и компьютерных технологий (содержание учебного материала больших блоков, например, раздел «Человек в разные исторические времена», который изучается во 2,3,4 классах, по которому наглядные пособия практически отсутствуют). А также учитель может подобрать, выбрать темы, используемые для контроля, например, 3 класс, «Животные, занесённые в Красную книгу», урок- игра «Сохраним удивительный мир природы». (Приложение 1).

    На технологическом этапе выбирается форма урока; отбор и анализ цифровых образовательных ресурсов (ЦОР); определяется методика проведения занятия и необходимое программное и аппаратное обеспечение. Хорошие возможности дают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др.                

   На операционном этапе проводится микроанализ и выделяются основные структурные элементы урока; осуществляется поэтапное планирование урока, создание мультимедийной поддержки, в зависимости от формы урока. Составляя план урока, учитель исходит из тематического планирования, определяет место и роль данного урока как структурной единицы в общей системе уроков. При отборе содержания урока учитываются требования учебной программы по предмету, обращается особое внимание на его идейную, научно-теоретическую и мировоззренческую направленность, логическую последовательность и дозировку, с тем чтобы не перегружать урок и вместе с тем обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, умений и навыков.
Не менее важно определить методы и приемы обучения на каждом этапе урока, характер познавательной деятельности учащихся (репродуктивной и поисковой), сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы учеников на уроке, отобрать и подготовить необходимый дидактический материал, эксперименты, наглядные и технические средства обучения. Вся эта работа проводится с учетом реализации принципов обучения, цементирующих и определяющих все компоненты урока.

    На этапе педагогической реализации происходит управление познавательной деятельностью учащихся, применение информационного продукта, оцениваются текущие результаты.

      В ходе урока с использованием информационных технологий учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную, групповую и индивидуальную.
   Организация учебной работы учащихся на уроке в современной школе теснейшим образом связана с формированием и укреплением классного коллектива. Этой цели соответствует фронтальное обучение, при котором коллектив класса выступает как единое целое, а каждый ученик в отдельности участвует в ней как член коллектива, выполняя порученную ему часть общей работы.
     Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся на уроках окружающего мира, с применением ИКТ в начальной школе, способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Фронтальная форма работы может быть организована на разных этапах урока. На этапе создания проблемной ситуации детям предлагается выполнить следующие задания:

- выделить лишний объект («Многообразие насекомых», 3 класс, УМК «Начальная школа 21 века»),

- разделить предметы на группы («Живая  и неживая природа», 1 класс, УМК «Начальная школа 21 века»),

- найти закономерность («Цепи питания», 2 класс, «М.В. Ломоносов», 4 класс, УМК «Начальная школа 21 века»).

      На этапе актуализации опорных знаний фронтальная работа может проводиться в форме составления рассказа по серии картинок («Организм человека», 4 класс, УМК «Начальная школа 21 века»). Детям предлагается рассмотреть рисунки на слайде и рассказать, как менялась средняя продолжительность жизни человека, начиная с первобытного строя до нашего времени. Или при изучении в 3 классе темы «Мир растений», дети, видя на слайде схему «Многообразие растений», составляют рассказ о группах растений. Эта форма обеспечивает привлечение к работе всех  обучающихся класса и их общий прогресс в учении.

    Вместе с тем она не может быть универсальной, так как недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности,  особенности каждого ученика. Поэтому фронтальная работа на уроке сочетается с индивидуальной. Так, наряду с фронтальным изложением материала учителем, которое применяется чаще всего для сообщения новой информации, широко используется фронтальная беседа («М.В.Ломоносов», 4 класс, УМК «Начальная школа 21 века»). Постановкой вопросов (проблемных, наводящих и др.), комментариями и оценочными суждениями учитель направляет ход беседы таким образом, чтобы привлекать к участию в коллективном обсуждении отдельных учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.

Индивидуальная форма учебной работы на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности учащихся. Ее преимущества состоят в том, что обучение в максимальной степени соответствует уровню развития, способностям и познавательным возможностям каждого ученика.     Индивидуальная форма работы наиболее целесообразна при выполнении различных заданий и тестов, она успешно применяется при программированном обучении, а также с целью углубления знаний и восполнения имеющихся у учащихся пробелов в изучении материала, при формировании умений и навыков.
      Индивидуальная форма работы школьников с применением компьютера на уроках окружающего мира позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика, сообразуясь с его подготовкой и возможностями. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Проведенные исследования показали, что для слабоуспевающих учеников следует дифференцировать не столько сложность задания, сколько меру оказываемой им помощи. При умелой организации индивидуальная работа учащихся формирует у них потребность и навыки самообразования. Например, при изучении темы «Чтобы меньше болеть», 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века», детям предлагается тест после выполнения которого они сами могут проверить и оценить свои результаты.

   Серьезный недостаток индивидуальной формы организации работы учащихся  на  уроке состоит в том, что они практически не общаются друг с другом, приобретаемый опыт самостоятельной деятельности не становится достоянием коллектива, не обсуждается вместе с товарищами по классу и учителем. Поэтому индивидуальная работа школьников на уроке должна сочетаться с коллективными формами ее организации. Например, при изучении темы «Что такое здоровье», 2 класс, УМК «Начальная школа 21 века», на этапе закрепления новых знаний, каждый из учеников дифференцировано получает загадку о здоровье, после чего все отгадки вставляются в кроссворд на экране.

      Наряду с фронтальной организацией работы учеников на уроках информационные технологии применяются и в такой коллективной  форме, как групповая работа учащихся, при которой класс делится на несколько групп, выполняющих одинаковые или различные задания. В зависимости от этого различают единую и дифференцированную групповую работу, причем и в этом и в другом случае она тесно и неразрывно связана с фронтальной и индивидуальной работой учащихся. Исследования  (X.Й. Лийметс и др.) показали, что оптимальный состав  групп 5—7 человек. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся, имеющих примерно одинаковую успеваемость и одинаковый темп работы. Состав этих групп непостоянный и, как правило, различный по разным предметам, определяется самими учениками, учитель только корректирует его, учитывая взаимоотношения между обучающимися.

       Групповая работа учащихся на уроках окружающего мира  может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: закрепления и повторения, изучения нового материала. Как и при индивидуальном обучении, работа в группах   приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи,  является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности.  Например, 3 класс «Многообразие насекомых», УМК «Начальная школа 21 века», каждая группа задание получает  дифференцировано. Или при изучении темы «Славяне», 3 класс, УМК «Начальная школа 21 века», группы получают по одному слову (кафтан, зипун, пониток, тулуп, полушубок), значения которых необходимо найти в орфографическом словаре.  3 класс,  тема «Мир животных», УМК «Начальная школа 21 века» - на этапе закрепления новых знаний, каждая группа получает название по классу животных: рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Задание:  выберите  и запишите  животных только своей группы.

      Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствуют реализации образовательных и воспитательных задач. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор той или иной формы учителем с учетом особенностей учебного предмета, содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса и отдельных учащихся.
   Современный этап совершенствования урока характеризуется изучением особенностей основной формы организации обучения в новых условиях, когда показатели эффективности уроков не ограничиваются исключительно уровнем полученных учащимися знаний, а включают степень овладения ими познавательными умениями и навыками, формирования и развития их познавательных  интересов.  Эффективность современного урока с использованием компьютерных технологий  достигается при условии решения всего круга поставленных задач, концентрации внимания и мышления школьников на главных, ведущих идеях и понятиях изучаемой темы,
организации поиска дополнительной информации обучающимися, оказывающей положительное влияние на появление и развитие познавательных интересов учащихся.

 Поиск дополнительной информации к  урокам окружающего мира начинается с 1-го года обучения. На первом этапе источником информации могут быть взрослые – родители, учителя; личные наблюдения. Уже на первой неделе обучения при изучении темы «Давай познакомимся», УМК «Начальная школа 21 века», первоклассники готовят рассказ о себе, конечно, информация будет минимальной (всего 4-5 предложений), но первые шаги в добывании информации уже сделаны. Затем, когда школьники научатся читать, источником информации становится книга, что позволяет  развивать навыки работы со справочной литературой.  На данном этапе ученики выполняют задания соответствующие их возрасту. Например, при изучении темы «Режим дня», УМК «Начальная школа 21 века», ученики уже красочно оформляют свой доклад на отдельном листе бумаги и выступают перед классом со своим рассказом, что повышает интерес к учёбе, способствует развитию  техники речи.

Ученики уже в конце 2-го класса знают, где можно найти необходимую информацию. Конечно, это прежде всего книги: справочники, энциклопедии.

 К окончанию 3-го класса учащиеся уже умеют самостоятельно добывать информацию и любое свое действие планировать, анализировать, оценивать (делать вывод). Зная различные поисковые системы, ребята, сначала под руководством учителя, с интересом и удовольствием разыскивают в Интернете и мультимедийных источниках нужные факты, учатся из огромного объёма информации выбирать только нужную.  Ученик в процессе такой работы приобретает опыт использования ИТ, поэтому уже в 3 классе дети дополнительную информацию к урокам оформляют не только в виде докладов, но и в виде мультимедийных презентаций в программе Microsoft PowerPoint.  Ученики могут оформлять свои сообщения в виде презентаций не только по теме домашнего задания, но и к новому материалу. Дети с удовольствием выступают перед классом со своей информацией.

     Исследование направлений применения ИКТ действующими учителями позволяет сделать следующие выводы: чаще всего учителя применяют ИКТ только сами, а не используют их для организации деятельности учащихся; основным направлением использования ИКТ является поиск дополнительной информации в Internet и представление учебной информации с использованием компьютерной техники. На самом деле задачи применения ИКТ учителем гораздо шире, среди них можно выделить следующие:

  • отвечающие требованиям информационного общества (связанные с основными пользовательскими умениями по работе с техническими устройствами и программным обеспечением, использованием Internet);
  • диктуемые требованиями педагогической профессии (обучения, поиск и представление учебной информации с использованием ИКТ, выбор и использование компьютерных программ, ориентированных на обучение, организацию деятельности учащихся с использованием ИКТ и др.).

     Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности...

Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении ...

Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Информационные технологии как средство повышения познавательной активности младших школьников и развитие творческих способностей на уроке

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельностиУчитель начальных классов Карачевцева Н.В.21 век – эпоха информационног...

Статья "Проектно-исследовательские технологии как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников"

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к самому процессу обу...

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности.

Использование информационных технологий как средство повышения познавательного интереса младших школьников к учебной деятельности....