Насекомые
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ильдюкова Елена Алексеевна

Задачи урока:

-сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:


Цель урока:

        - познакомить учащихся с признаками насекомых.

Задачи урока:

-сформировать у детей общее представление о насекомых, их отличительных признаках;

- использовать дифференциацию и индивидуализацию обучения;

- воспитывать бережное  отношение к окружающей природе;

- развивать творческое воображение учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

Ребята, здравствуйте! Тихо садитесь на свои места.

2. Вступительная беседа. Скажите,пожалуйста-,что такое природа? Природа – это все, что нас окружает, и не сделано человеком.
Природа делится- на живую (растения, животные, насекомые, грибы, человек, бактерии, вирусы) и неживую (например, Солнце, Луна, горы, почва, радуга, вода, небо и т.д.).

Признаки живой природы — рождение, дыхание, рост, питание, размножение, движение, умирание (смерть).

А как вы думаете муравей относится к жив. или нежив природе?

 К нам на урок сегодня пришел Муравьишка,он приглашает нас на прогулку 

Представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнышко. И мы с вами оказались ЛУГ,где ?на зеленой лужайке. Именно сюда нас пригласил Муравьишка. Здесь живут его друзья.

- Но кто же они? Догадайтесь!

-. Кто может назвать друзей Муравьишки? (Ответы детей - пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)

- Каким же словом мы можем их назвать? (Насекомые.)

- Кто догадался, Как называется тема нашего урока?

- Что вы ждете от урока?

Муравьишка приготовил для вас загадки,он думает,что вы их не разгадаете!

- Отгадайте загадки.

1)Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

Кто же это? (пчела)

2) Имя взял у кузнеца,

Цвет у огурца,

Крылья у мошки,

Ножки у блошки.

(Кузнечик)

3)На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это? …(Стрекоза)

  4) Над цветком порхает, пляшет,

 Веерком узорным машет.

                                    (Бабочка)

Давайте представим, что мы с вами красивые бабочки (дети встают).

Физкультминутка.

Спал цветок, (дети присели))

И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись)

Больше спать не захотел! (покачали головой)

Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками)

Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места)

3. Раскрытие темы урока.  

Существует более миллиона насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна или две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей.  На брюшке у насекомых есть насечки. Послушайте и сравните как звучат слова –НАСЕКОМОЕ, НАСЕЧКИ.Именно из=–за насечек их так и назвали.

4. Работа с учебником.

Откройте свои учебники на странице.

Возьмите ручку, переверните её, и она превратилась в помощницу указку. Покажите указкой бабочку. Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.

- Сколько крыльев у бабочки? (Четыре)

- Сколько мы видим? (Два) Почему?

- Сколько ног у бабочки? (Шесть)

- У бабочки есть подружки насекомые найдите стрекозу и божью коровку.? (Стрекоза, божья коровка)

─ Что общего у стрекозы, божьей коровки и бабочки? ( У  них есть голова, грудь, брюшко, крылья, ножки. Они летают.)

─ А чем они отличаются? (Разная окраска, разная форма тела и крыльев.)

─ Сосчитайте ножки у божьей коровки и у стрекозы. Что вы заметили? (У стрекозы и божьей коровки тоже шесть ног.)

─ Сосчитайте ножки  пчелы, кузнечика, жука. (на рисунках на доске)

─ Какой вывод мы можем сделать? (У насекомых шесть ног.)

─ Запомните: у насекомых можно выделить три части тела ─ голова, грудь, брюшко, а главное ─ у насекомых  шесть ног. На брюшке-насечки.

- Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое –нет? (Ответы детей: Нужно сосчитать его ножки)

─ Наш муравьишка Вопросик тоже хочет посчитать свои ножки. Помогите ему. (Ученица считает ножки муравья.)

─ Сколько ножек у муравьишки? Что вы можете сказать о муравьишке?               (У муравьишки шесть ног, значит, муравьишка ─  насекомое.)

- Сейчас Витя расскажет вам об  интересном насекомом:

Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но не дайте себя обмануть! На самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. 

Клоп-солдатик рассказывае Голянов Миша

 А хотите побольше узнать о самом главном нашем друге – Муравьшке?

Муравьи относятся к классу насекомых, которых на земле насчитывается около 1 млн. видов (это половина всех видов животных на земле). У этих насекомых общество подобно человеческому, со своими царями, рабами, рабочими и солдатами. Посадите муравья в банку, и он вскоре погибнет, несмотря на обильную пищу, а в муравейнике тот же муравей может прожить до двух лет. Каждый муравей выполняет в семье определённую функцию.

Посмотрите в учебнике в правом нижнем углу,кто это?

 ПАУК Ребята, а как вы думаете, пауки являются насекомыми? (Нет)

Это особая группа – паукообразные. У них в отличие от насекомых восемь ножек и нет крыльев. На брюшке у пауков есть железки, из которых выделяется жидкость, которая на воздухе застывает в виде ниточки – паутинки.

- Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых 6 ног).)

Работа по карточкам в паре

Закрепление изученного по теме урока. Повторим правила дружной работы

СЛАЙД У учащихся карточки с животными для работы в паре: паук, сороконожка, рак, богомол, муха, кузнечик.

            ─ Работаем в паре. Перед вами картинки с животными. Разделите картинки на две группы.  В первую группу положите картинки с насекомыми, во вторую с не насекомыми.

─ Как вы узнаете, какое животное ─ насекомое? (Посчитаем  ножки.)

Учащиеся выполняют задание.

─ Проверьте, правильно ли вы справились с заданием.

Самопроверка: слайд.

─ Покажите сигналом, как вы справились с заданием. (Зеленый цвет ─ задание выполнено правильно, желтый ─ допущена ошибка.)

─ Назовите не насекомых. (Паук, сороконожка, рак.)

─ Объясните, почему паук не насекомое? (У паука 8 ножек.)

─ Назовите насекомых. (Богомол (объяснить название), муха, кузнечик.)

─ Объясните, почему рисунок кузнечика положили в группу насекомых? (У кузнечика 6 ножек.)Кто слышал,какие звуки издает кузнечик?.Он стрекочет.А сейчас мы поиграем в игру

Игра «Узнай насекомое» (Дети встают со своих мест и звуками изображают насекомых)

Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит – кричит;

Сядет- молчит;

Кто его убьет-

Свою кровь прольет. (Комар) (

Кто над нами

Вверх ногами

Ходит – не страшится,всюду летает,садится,

Упасть не боится? (Муха)(

Где сладко, там она кружит,

Как пчела.

Она жалит и жужжит,

Как пчела.

И попадается в компот, как пчела.

Вот только меду не дает

Как пчела. (Оса) (

Физкультминутка –ХОМКА        а Хомка насекомое.нет,,а мы сегодня говорим о ком?,о насекомых.

Рассмотрите рисунок . Это  Кузнечик, шмель.)

окраска─ Какого цвета кузнечик?

─ Подумайте, а почему кузнечик зеленый?

(Кузнечик прячется от птиц в траве. Зеленого кузнечика в зеленой траве трудно заметить.)

Демонстрация слайда 14 с кузнечиком, который прячется в траве.

─ А вот насекомые шмель, оса, пчела имеют ярко-желтую окраску с черными полосками. Как вы думаете, почему?

 - Кузнечику помогает зеленая окраска спрятаться от врагов. Ему очень трудно себя защищать, поэтому он прячется. Шмель имеет жало, он не боится врагов. Своей пестрой окраской, он старается предупредить в том, чтобы к нему не прикасались, иначе он может ужалить.

Сколько у них ножек?

-У различных насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в «корзиночки» на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими на жертву. Кузнечики совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водные жуки используют их для плавания.

 божья коровка. Если на неё надавить, он тут же выделяет из «коленок» капельки желтой жидкости, ядовитой и с неприятным запахом. Если молодая птица по неопытности и возьмет жучка в рот, удовольствия ей это не доставит и в следующий раз она будет осмотрительней. Выделяющуюся из ножек жидкость в народе прозвали молочком. И естественно, что жучка начали величать коровкой. 
Всего на земле более 2 тысяч видов божьих коровок.

Питание насекомых

-А чем питаются насекомые?

(Кровью, мелкой живностью, растениями, цветочным нектаром.)

-Как вы думаете, ротовой аппарат у различных насекомых одинаковый или разный?

 (Наверное, разный.)

    -У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение к имеют эти предметы к питанию насекомых?

  - Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки СЛАЙД

- Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь.

-Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

наличие усиковДля чего нужны усики?

- Чем питаются ночные бабочки?

(Нектаром.)

- А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден.

(Им помогает запах.)

- Но ведь носа у насекомых нет.

(Они улавливают запахи с помощью усиков.)Усики есть у всех насекомых? Нет,а что есть у всех насек?( 6 ног, голова ,…..

САмост работа по карточкам

У вас на парте лежат карточки № 2 переверните,возьмите ручку,выполним первое задание:  прочитать Проверит сосед

Беседа о пользе насекомых.

─ Мы целый урок говорили о насекомых. Как вы думаете, зачем нужны насекомые? Может, было бы лучше, если бы их не было? (Ответы детей.)

─ Бабочка, перелетая с цветка на цветок, переносит пыльцу. Она опыляет цветы. Без опыления не было бы плодов. Пчелы дают нам мед. А комары? Наверно, они не нужны, они ведь кусаются?(Ответы учащихся.)

─ А вот и нет. Комары  нужны природе. Комары ─  пища для лягушек, жаб.  

─ Все насекомые нужны природе. Они появились не просто так. В природе насекомые выполняют свою роль. Как вы должны вести себя по отношению к насекомым?  (Ответы учащихся.) Как вы думаете, можно ли убивать насекомых (Нет).

Почему? (Все в природе взаимосвязано, если люди уничтожат насекомых, погибнут птицы, которые ими питаются, не будет птиц, значит – не будет и животных)

. Итог урока.

Мы сегодня на уроке рассмотрели много насекомых. С кем мы познакомились на уроке?

  • ─ Как их называют одним словом? Как отличить насекомых от других животных?
  • Паук – насекомое или нет? Почему?

Назовите известных вам насекомых

Ребята, ответьте на вопрос, кто такие насекомые? (Это животные, у которых шесть ног)   Какие у них есть еще отличительные особенности? (У них есть еще крылья, усики). Приведите примеры насекомых

 Межпредметная связь с уроком математики: 

 Муравьишка на прощание хочет подарить бабочке туфельки. - Сколько пар туфелек принес Муравьишка Бабочке? (Ответы детей: три) Почему? (Ответы детей: Бабочка –насекомое. У нее шесть ног или три пары ног, в одной паре две туфельки. В двух – четыре, а в трех – шесть туфелек. Значит на шесть ножек надо шесть туфелек).

Сколько туфелек нужно ему взять? Почему?  Муравьишка на прощание хочет вас спросить:Что нового и интересного  вы сегодня узнали?

─ Понравился ли вам урок?─ За что себя похвалите? 

Рефлексия

 - У каждого из вас на парте находятся бабочки. Если урок вам понравился и вы на уроке работали хорошо – покажите зеленую бабочку. Если вы что-то не поняли – покажите жёлтую бабочкуВСе сегодня молодцы.

─ Муравей подарил бабочке туфельки,а мы подарим ему,и его друзьям песню о кузнечике.

(Включить запись песни «В траве сидел кузнечик».  Дети хором поют первый куплет песни.)

─ Вы сегодня хорошо работали. Спасибо. Урок окончен.

- Как называется это насекомое? Клоп-солдатик. Красноклоп является одним из самых первых насекомых, появляющихся весной. Рано весной клопы-солдатики часто собираются в большом числе на пнях, стволах деревьев, старых заборах и всегда на солнечной стороне.

Клопы не прячутся так как несъедобны, а их яркая окраска сигнализирует об этом.

Питаются личинки и взрослые особи опавшими семенами растений, яйцами насекомых или мертвыми беспозвоночными. Зимуют взрослые насекомые. Обычно на зимовку клопы устраиваются под опавшей листвой плотными скоплениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

членистоногие: насекомые, пауки, ракообразные

Презентация составлена при работе по программе "Школа 2100" по теме "Членистоногие"....

Презентация исследования "В мире насекомых. Муравьи"

Исследование ученицы 4 класса по теме "Мир шестиногих существ. Муравьи", изучение стадий размножения муравьёв....

Исследовательская работа ученицы 2А класса Анисимовой Юлии. "Необычные насекомые. Пчела медоносная."

Исследовательская работа. "Необычные насекомые. Пчела медоносная." Данная работа выполнена ученицей 2 класса . Здесь показаны интересные факты из жизни пчёл ,материал подобран из сети интернет и лично...

Роль насекомых в природе. Охрана насекомых.

Материал может быть использован при подготовке урока по данной теме....

Презентация к уроку "Роль насекомых в природе. Охрана насекомых"

Поможет при проведении урока по данной теме....

Кто такие насекомые? Признаки насекомых. Разнообразие насекомых

Окружающий мир                            Урок 13Тема урока: &laq...

Технологическая карта урока по технологии УМК "Школа России". Тема: «Коллекция насекомых, сделанных из семян» Изделие: «Панно – насекомое» (2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умений изготовления аппликаций из природных материалов: семян и пластилина.Задачи урокаДидактические:1. Расширять представления детей о возможностях использовани...


 

Комментарии

Очень хороший конспект урока.Различные формы и методы.Наглядность. Обязательно проведу у себя этот урок.