Тема: Природные сообщества 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Бондаренко Валентина Николаевна

Цель: -  создать условия для формирования понятия «природное сообщество», для знакомства с особенностями и условиями жизни в природных сообществах;

- развивать умения устанавливать взаимосвязи в природных сообществах, анализировать их    сходные и отличительные черты;

-воспитывать умение работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_soobshchestva_2_klass.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Природные сообщества

Цель: -  создать условия для формирования понятия «природное сообщество», для знакомства с особенностями и условиями жизни в природных сообществах;

- развивать умения устанавливать взаимосвязи в природных сообществах, анализировать их    сходные и отличительные черты;

-воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:  раздаточный  иллюстративный материал для организации  работы в группах, учебник « Мы и окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, листы форматом  А-4 для моделирования.

1) Организационный момент

2).Актуализация опорных знаний

-Вспомните, какие события заставили наших предков славян уйти в Залеские земли?

- В 13 веке Киевская Русь была покорена  татаро – монголами, разрушена, сожжена, разграблена. Славянам трудно было  в этих условиях жить, да ещё и платить дань. Спасаясь от преследования завоевателей, славяне уходили всё дальше на север, осваивая новые территории.

- Что пришлось им увидеть на новом месте, как вы, думаете?

-Это были леса,  иные климатические условия, другие птицы и звери.

- Считали ли славяне себя защищёнными от врагов?

- Не совсем. И всё же, татаро – монголы опасались заходить в Залеские земли, поэтому жизнь здесь была  более спокойной.

-Облегчили  ли славяне  своё существование, как вы думаете? Почему?

- Надо было приспосабливаться к новым условиям жизни. Основное занятие славян было земледелие, но в лесу не было пашней, а для того, чтоб их создать, надо было корчевать лес. А это требовало времени. Поэтому славяне старались  быстрее изучить  возможности новой территории.

- А о каких возможностях они уже знали?

-  Можно срубить дом, охота и рыбалка давали пищу.

-  Из тех загадок, что я просила вас приготовить,  выбрала несколько. Разгадайте их.

- Дети  наизусть читают загадки:

Я из крошки – бочки вылез

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок.    (дуб)

Скачет завирушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка.   (лягушка)

Маленькие зверьки – серенькие шубки,

Чёрненькие глазки, остренькие зубки.  (мыши)

На лужайке жарко стало

Дремлет каждая травинка.

Звонко вдруг застрекотала

Швейная машинка.

Сгорбив худенькие спинки,

Подымая плечики,

На невидимой машинке

Шьют в траве …             (кузнечики)

лягушка              дуб                     мышь                       кузнечик                    

 

Все слова-отгадки вывешиваются на доске:

- Разделите ряд слов на группы.

Рассматриваются и обсуждаются все варианты. Остановимся на следующем:

-Где каждый живёт: в болоте, на озере, в пруду, т.е. в водоёме, в лесу, в поле, на лугу.

лягушка                                    вода  /водоём 

 дуб       мышь      кузнечик   суша  /лес  поле  луг

Так мы решили квартирный вопрос: нашли какую квартиру в каком доме занимают эти представители. Дома многоэтажные, густозаселённые.  Верно ли, что жизнь в таком доме будет многообразной?

- Почему?

Потому что живут разные животные и растения.

- А может ли, например, мышка переехать жить в другой дом, скажем в озеро, а карасик на поле?

-Нет, для мышки нет в  озере, а для карася  на поле   подходящих условий жизни.

4) Определение темы  урока.

- Учитывая всё сказанное, определите тему урока.

- Мы будем рассматривать и обсуждать жизнь леса, поля, луга и водоёма, как новые условия, к которым должны были приспособиться  славяне.

В ходе обсуждения, я надеюсь, мы сможем дать определение, закончив предложение

Лес, поле, луг, водоём – это…

5) Работа по теме урока:

Поработаем в группах.

Вспомните правила работы в группе.

Правила сотрудничества в группе:

  • Работать дружно, выслушивать каждого, не ссориться, подготовить отвечающего.
  • Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе - обсуждение прекратить.
  • Отвечать чётко, кратко.
  • Члены группы могут дополнить ответ.

Правила этикета при работе в группах:

  • Терпеливость
  • Доброжелательность
  • Вежливость
  • От твоей работы зависит общий результат работы в группе

- Выберите  карточку с ключевым словом и соответствующее приложение. Прочитайте

 внимательно приложение: оно поможет вам выполнить задание: вы сможете оживить дом, связав в единое целое его обитателей. (Выбор произвольный. Например:

1 группа –дуб.  2 группа – мышь.  3 группа – кузнечик.  4 группа – лягушка.)

                             водоёмы             лес поле луг

Лес, поле, луг, водоём – это…

Для работы группы №1

Прочитайте внимательно:

 В наших лесах растёт много замечательных деревьев. Самое примечательное дерево – дуб.

Дуб богатырского сложения. Он раскидистый, могучий, любит солнышко, поэтому высокий. Прожить дуб может 500 - 1000 лет. А некоторые дубы доживают до двух тысяч лет.

  Наши предки, славяне, считали дуб святым деревом и посвящали его богу Перуну. Дуб не любит слишком влажных почв, а вот небольшой недостаток влаги он переносит хорошо. Хотя дуб сильное дерево, но очень боится морозов. Его молодые веточки и листики погибают при заморозках. Поэтому дуб начинает зеленеть позже всех деревьев.

   Плоды дуба – жёлуди. Они содержат большой запас питательных веществ и его проростки растут быстрее и лучше, чем проростки других растений.

  В лесу у дуба много друзей.  Его веточки, листья, кора привлекательны для гусениц, жуков, лосей. А желудями лакомятся кабаны, мыши, сойки, белки и  одновременно расселяют  дубки на новые территории. На лакомок охотятся волки, лисицы, совы, орлы и змеи.

Оживите лес.

 - Свяжите в единое целое:

дуб, лисы, волки, лоси, белки, сойки, совы,  змеи, орлы, кукушка, гусеницы, мыши, кабаны, клевер.

 - Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

--------------------------------------------- .

- Почему?

Для работы группы №2

Прочитайте внимательно:

  На равнинах, где деревьям не хватает влаги, появляется поле, поросшее в основном хлебной и зерновой растительностью.

    Человек распахивает поля и засевает их пшеницей,  рожью, овсом, ячменем, просом, подсолнечником, кукурузой, сахарной свёклой и кормовыми травами. Культурным растениям мешают злостные сорняки – прежние жители дикого поля: пырей, осот, полынь, лебеда, сурепка, овсюг и другие. Большой вред полю наносят разного рода грызуны: суслики, мыши.

  Мыши небольшие грызуны серого цвета. Они могут жить в доме, в лесу. А в поле живёт полевая мышь, где она легко лазая по стеблям растений, поедает хлебные зёрна, светлячков, сверчков, кузнечиков, кобылок, червей. Все мыши предпочитают жить в норках, а эта прямо на земле свивает гнездо из прутиков, соломы, травы.

   Крупным животным  в поле не наесться вдоволь, ни спрятаться, а вот, кролики, лисы захаживают частенько. Многие птицы считают  поле своим домом и столовой: перепёлки, скворцы, жаворонки, вороны,  канюки, луни, коршуны, ястребы.

Оживите поле

 - Свяжите в единое целое:

волк, лисица, пырей, заяц, хорёк, осот, змея, полоз (уж), суслик, сурок, сверчки, кузнечики, кобылки, перепёлки, травы, коршун, лунь, канюк, ворона, скворец, жаворонок, лось.

 - Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

--------------------------------------------- .

- Почему?

Для работы группы №3

Прочитайте внимательно:

  В каждом крае есть немало мест, где растут только одни травянистые растения. Небольшие участки с травянистой растительностью обычно  называют лужайками, большие –лугами. Часто луга расположены по берегам рек, озёр. Эти луга – одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает  почву перегноем. Поэтому травы здесь  особенно разрастаются. Эти луга так и называются - заливные.

  Уже в апреле луг становится золотым и радостным –это расцветают одуванчики. Пройдёт время и полетят на пуховичке-парашютике семена. Красивы луга в летнюю пору. Жарким днём удивителен аромат от пёстро цветущих трав, над которыми порхают бабочки, деловито жужжат пчёлы, гудят толстяки-шмели. В сочной зелени  тимофеевки луговой, мышиного горошка, ежи сборной, клевера ползают гусеницы, снуют жуки-навозники и жуки-могильщики, мышкуют лисы. Божьи коровки заняты поиском тли, а кузнечики стрекочут, перепрыгивая с места на место, будто рассылают телеграммы со срочными новостями.

  Над лугом летают множество птиц: перепела, коростели, трясогузки. Их привлекают насекомые. Зорко оглядывает луг коршун. Чем сегодня поживиться? А под землёй кипит своя жизнь, роют мышки норки, червячки ходы - проходы, а самый главный землекоп – крот. Свежие холмики земли  петляют то тут, то там.

Оживите луг

 - Свяжите в единое целое:

одуванчики, лопухи, жаворонки, дождевые черви, бабочки, пастушья сумка, мыши,  стрекозы, пчелаы, жужелицы, кузнечики, ромашки, ласка, карась.

 - Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

--------------------------------------------- .

- Почему?

Для работы группы №4

Прочитайте внимательно:

 Водоёмы в виде болот, прудов, озёр, речек, канав, ям с водою и просто луж имеются  всюду и все густо заселены. Велик и многообразен мир  пресных водоёмов.

    Во время купания мы часто наступаем на скользкие, покрытые зеленоватым налётом камни. Это водоросли. Водоросли и водные цветковые растения (ряска, элодея, кувшинка, кубышка) – жители наших водоёмов. Они берут питание из воды, грунта или ила на дне водоёма. Водные растения разрастаются, обогащают воду кислородом и становятся пищей для разных животных: моллюсков, рыб, насекомых.

     Зелёные ковры на поверхности водоёма- ряска. Это крошечные цветки, листьев у ряски  нет, состоит  она из пластинки и корешка, погружённого в воду. Ряску любят утки, гуси.

    Берега, на которых сильно разросся  камыш, тростник, осока, рогоз, хвощ – стали домом для лягушек. Благодаря своей зелёной окраске, она нашла надёжное убежище от врагов – аиста, цапли, щуки, выдры, лисиц. Сама же лягушка предпочитает на обед комаров,  стрекоз, клопов, жучков, пауков, улиток, а иногда не отказывается и от маленьких рыбок.

   Лягушка интересно ловит добычу: у неё резко и сильно растягивается язык, который покрыт слизью. Насекомые к нему и прилипают.

    В теплые весенние ночи эти животные любят петь, устраивая целые концерты. Личинка лягушки – головастик, который появляется в воде из икринки, становится добычей для многих рыб,  ужей.

Оживите водоём

 - Свяжите в единое целое:

лягушка, аист, водоросли, пиявки, мошки, лисицы, комары, стрекозы, клопы,  ряска,  жучки, ерши, рачки, мотыль, карась, выдра, окунь, уж, утки, щука, гуси, суслик.

- Что лишнее пришлось исключить из цепочки слов:

-------------------------------------------- .

- Почему?

6) Отдых а) для глаз

                  б) для мышц тела

7) Обсуждение результатов работы групп. Моделирование.

- Расскажите о чем узнали?

- По какому принципу вы связали в одно целое обитателей (водоёма, поля, леса, луга)?

приспособленность к определённым условиям и по пищевым связям)

- Покажите на примере такую связь.( Дети могут использовать памятку докладчику)

-Памятка докладчику.

Мы ……(работали изучили, анализировали, рассмотрели) с текстом о жизни …..(поля).

 В результате анализа текста  мы выяснили, что

на  (поле )растут …… (злаки, культурные растения, сорняки)

 и обитают   …….(следующие животные……….)

Их связывает то, что    (они приспособлены  к данным условиям жизни(к среда обитания), и пищевые связи)

- Мы исключили ……( лося ), потому, что……

-Демонстрация модели.

-Если дети не в полном размере показали взаимосвязи внутри сообщества,  предлагаю объяснить схему пищевых связей: зерно – мышь - лисица

8) Отдых

9) Обобщение:

- Прочитайте статью в учебнике на странице 125. Выделите самое существенное.

-Итак, вы заметили, что в определённых условиях окружающей среды образуются особые связи между живой и неживой природой и одновременно между живыми организмами – растениями, животными.

Сделаем вывод: Единство живой и неживой  природы, которые складывается в определённых условиях окружающей среды, называется природным сообществом.

А теперь продолжим предложение:

Лес, поле, луг, водоём – природное сообщество.

10) Итог урока.

- Угадайте о каком природном сообществе говорят:

 - Я с утра в нём гуляю.

От росы я весь промок,

Но зато теперь я знаю

Про берёзку и про мох,

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху

У которых за ежат

Все иголочки дрожат.  (лес)

- А на нём растут ромашки, лютик едкий, клевер-кашка.

Что ещё?

Кошачьи лапки, одуванчиковы шапки,

Подорожник, васильки, грамафончики – вьюнки.

Ещё много разных травок у тропинок и канавок

И красивых и пушистых, разноцветных и душистых!  (луг)

- Бежит тропинка по равнине,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь – пшеницы море,

Иль по колено травы. (поле)

- Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода.

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, м тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду жизнь кипит в нём.

Это пресный…..(водоём)

- Все обходят это место.

Здесь земля как будто тесто.

Здесь осока, кочки, мхи-

Нет опоры для ноги.  (болото)

- Там посадили зёрнышко –

И вырастили солнышко.

Это солнышко сорвём –

Много зёрен соберём.

Их поджарим – погрызём.

А приедут гости –

Им дадим по горсти.  (поле)

- - О чем вы хотели бы поговорить на следующем уроке?

- Ответы детей.

- Да, мы рассмотрим каждое сообщество, проследим   подробнее связи  внутри сообществ и между ними, попытаемся сделать выводы о том какова роль человека в сохранении жизни на Земле.

И закончить урок  хочется таким стихотворением:

Все мы снимаем угол свой

У матушки – природы,

И крыша нам над головой –

Есть купол небосвода.

А весь большой и старый дом

Битком набит жильцами,

И уживаться надо в нём,

Хоть мы с усами сами.

Народу разного полно –

Кто мельче, кто крупнее,

Кто выбирает в речке дно,

Кто воду побыстрее.

Кто любит раньше всех вставать,

А кто поздней ложиться.

Умей соседа подобрать,

Чтоб в тереме ужиться.

Соседство сложное подчас,

Сообщество – не дружба.

Быть может, он порой для нас –

Спасательная служба.

Годится нам в соседи тот,

Кто больше пользы принесёт,

С ним есть чем поживиться

Иной сосед опасен,

Но в целом мир прекрасен!

11) Рефлексия:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вас заинтересовало, обрадовало или огорчило, заставило задуматься?

12) Домашнее задание.

Приготовьте сообщения или выполните творческое задание (панно, сборник загадок, сочинение, сказку, подборку стихотворений) к теме «Лес – природное сообщество».

13) Оценивание:

- Кого в своей группе вы хотели бы отметить?). Объясните свой выбор.

- Оцените свой вклад в этот урок самостоятельно: заполните карточку достижений.

Карточка достижений

Дата:

Ф.И.О.

Самооценка:

Оценка группы:

Оценка учителя:

Памятка докладчику.

Мы ……(работали изучили, анализировали, рассмотрели) с текстом о жизни …………………………….

 В результате анализа текста  мы выяснили, что (на ,в)  …………………………………….

растут ……………………………………………………………………………………………

 и обитают   ……………………………………………………………………………………..

Их связывает то, что    …………………………………………………………………………..

- Мы исключили       …………, потому, что…… …………………………………………….

Памятка докладчику.

Мы ……(работали, изучили, анализировали, рассмотрели)

с текстом о жизни……………………………

 В результате анализа текста  мы выяснили, что (на ,в)  ………………………………………..............

растут …………………………………………

 и обитают   ………………………………………………..

Их связывает то, что  ……………………..……

 

- Мы исключили       …………………………,

потому, что……………………………………..

Демонстрация модели.

Привести пример связей.

………………………………………………..

водоём

 

лес

поле

луг

это

природные

сообщества

природ

ные

сообщ

есва

Зарядка

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Физминутку проведём

И все вместе отдохнём.

Вправо, влево три наклона,

Повторяем дружно снова.

Раз – вперёд наклонимся,

Два – назад прогнёмся

И вращенье туловища делать мы возьмёмся.

Приседания опять

Будем дружно выполнять,

Раз, два, три, четыре, пять.

Кто там начал отставать?

А теперь, как будто мячик

Всё на месте мы поскачем.

Отдохнули, посвежели,

И за парты снова сели.

  1. Настрой на урок.
  2. Актуализация опорных знаний.

- Какие события заставили наших предков уйти в Залеские земли?

-Что пришлось им увидеть на новом месте?

-Считали ли славяне себя защищёнными от врагов?

- Как вы думаете, смогли славяне облегчить  своё существование?

-Почему?

-Верно ли , что славяне старались быстрее изучить возможности новой территории?

- А о каких возможностях они уже знали?

-Из тех загадок, что приготовили вы, я отобрала несколько. Разгадайте их.

(Илья про дуб,

 Оля про мышь,

Лина, про кузнечиков,

Марк про лягушку.)

На доске: - прикрепят картинки-отгадки.

………………………………………………………………………….

Разделите представителей на группы

Остановимся на варианте, кто, где живёт: лягушка – в болоте, в пруду, на озере – в воде.

Дуб – в  лесу, мышь – в поле, кузнечик – на лугу.

Мы решили, в каком доме кто живет, но дома большие, густонаселённые. Верно ли, что жизнь в каждом доме будет многообразной?

- А может ли кто-то из жильцов поменять квартиру? (Карась в поле, мышка в водоём.)

4) Определение темы  урока.

-Учитывая всё выше сказанное, определим тему урока.

.

- Мы будем рассматривать и обсуждать жизнь леса, поля, луга и водоёма, как новые условия, к которым должны были приспособиться  славяне.

В ходе обсуждения, я надеюсь, мы сможем дать определение, закончив предложение

Лес, поле, луг, водоём – это…

5) Работа по теме урока:

Поработаем в группах. На столах у вас произвольно выбранные рабочие папки.

Вспомним правила этики и сотрудничества в группах.

  • Терпеливость
  • Доброжелательность
  • Вежливость
  • От твоей работы зависит общий результат работы в группе

. Прочитайте  внимательно приложение: оно поможет вам выполнить задание: вы сможете оживить дом, связав в единое целое его обитателей.                            

5) Отдых для глаз, для мышц тела.

6) Обсуждение результатов работы групп. Моделирование

Расскажите о чём узнали?

- По какому принципу вы связали обитателей в одно целое?

Рассказ детей Модель – обсуждение.

Показываю карточку-шаблон. Объясните пример связи…

- Отдых.

По закладке  откройте учебники на стр.125. Выделите самое существенное.

Итак, вы заметили, что в определённых условиях окружающей среды образуются особые связи между живой и неживой природой и одновременно между живыми организмами – растениями, животными.

Сделаем вывод: Единство живой и неживой  природы, которые складывается в определённых условиях окружающей среды, называется природным сообществом.

А теперь продолжим предложение:

Лес, поле, луг, водоём – природное сообщество.

9) Угадайте о каком природном сообществе говорят:

Вероника о лесе,

Илья – про луг,

Арина про поле,

Максим про водоём.

- О чё следует нам поговорить на следующих уроках?

- Мы подробнее рассмотрим связи внутри сообщества, между сообществами, сделаем вывод о том какова роль

человека в сохранении жизни на Земле.

- Что вы узнали нового на уроку, что обрадовало или огорчало или   заставило задуматься?

11) Домашнее задание: подготовить сообщение или творческую работу по теме «Лес – природное сообщество».

11) Оценивание.

Хочется закончить стихотворением урок. Аня, пожалуйста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России"

Разработка урока в 4 классе по окружающему миру по теме "Природные зоны России". Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-путешествие....

Урок – игра. Тема: «Природные зоны». 4 класс.

Это урок в виде игры:"Что? Где? Когда?" (Групповая форма работы.)...

Тест по теме "Природные часы, календарь, компас" (2 класс) по ОС "Школа 2100"

Работа представлена в форме тестовых заданий....

Открытый урок по предмету "Окружающий мир" по теме "Природные зоны России" 4 класс

Урок разработан с целью закрепить знания по первым 4 зонам России, проводился в форме групповой работы с использованием презентационного материала....

Урок по теме "Природное сообщество – болото" (с использованием мультимедийных технологий, 3-й класс)

Урок проведён в 3 классе по УМК "Школа 20100", автор учебника А.А.Вахрушев...