занятие "Экологическая безопасность"
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему

занятие в рамках внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Экологическая безопасность».

Цель:  создание условий для осмысления и систематизации знаний об экологической безопасности окружающего мира.

 Задачи:

  • Предметные (образовательные):

-формировать представления детей об экологической безопасности;

-учить различать изученные объекты природы, находить связи в природе;

-расширять знания о правилах поведения в природе;

  • Метапредметные (развивающие):

-развивать познавательный интерес к окружающему миру;

-развивать коммуникативные умения через работу в группах и парах;

-развивать речь, мышление, обогащать словарный запас;

  • Личностные (воспитательные):

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 Планируемые результаты:

Предметные: различать изученные объекты природы, находить некоторые взаимосвязи в окружающей мире, соблюдать правила поведения в природе.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, позитивно относится к успехам и неуспехам.

Познавательные: анализировать объекты окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свою точку зрения.

Коммуникативные: формулировать ответы на вопросы, слушать собеседника, излагать свое мнение, понимать и принимать работу в парах, готовить небольшие монологические сообщения с помощью взрослых.

Личностные: научится выполнять правила личной экологической культуры.

 Оборудование: бытовой фильтр, ТСО- компьютер (презентация), cсигнальные  знаки, карточки для работы в парах и работы в группе, фотография и звукозапись голоса жаворонка, памятки «Как себя защитить от загрязненного воздуха», «Правила поведения во время грозы»

Основные понятия: «безопасность», «экология», «экологическая культура», «бытовой фильтр», «цепь загрязнения».

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование:

Бытовой фильтр, компьютер с презентацией, сигнальные знаки, карточки для групповой и парной работы, фотография и звукозапись голоса жаворонка, памятки.

Организация учебного пространства: работа с классом, сообщения, в парах,  в группах, индивидуальная.

 

Ход занятия:

  1. Орг. момент

 

Встали красиво, посмотрите на гостей, улыбнитесь им, сели.

  • Покажите мне умные глазки, ровные спинки.

- Сядьте удобнее, расслабьте лицо, плечи. Дыхание ровное и спокойное. Глазки посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Закройте глазки.

- А теперь представьте, что вы- цветок, а ваши ладошки- бутоны. Поднимите их вверх. Опустите в стороны руки.  Откройте глазки…

Слайд 1.

(Слушают, смотрят)

 Наш цветочек медленно раскрывается… и стал таким красивым цветком.

- Какое настроение вызывает у вас это цветок?

- Давайте постараемся его сохранить на всё занятие.

 

За одним из таких красивых цветков спрятался наш Лесовичок, который хочет  задать вам свои вопросы: 2- 5 слайды

(Вопросы- презентация)

Какие звери летают?

Сколько ног у паука?

Чем питается зимой лягушка?

 На прошлых занятиях мы с вами говорили об  опасностях в природе. Вспомните о них. (6 слайд)

(это гроза, ядовитые растения и ядовитые животные).

Сегодня в разделе «Это интересно.» (7слайд) мы уточним характер опасностей в Малмыжском районе.

О грозе нам напомнит Напольских Полина. (слайд 8)

(Сообщение о молнии)

 

 На прошлом занятии мы с вами составили  памятку: «Правила поведения во время грозы». Прочитай нам её … (читает ученик)   

  -Что нужно делать, чтобы не отравиться опасными растениями и грибами?

Сообщение об опасных растениях, растущих в Малмыжском районе подготовила Хабирова Карина.  9- 14 слайды (сообщение о ландыше, паслене черном, волчнике обыкновенном, дурмане, белене) 

 - Какие ядовитые животные нам могут встретиться в нашем лесу? Об этом нам расскажет Борисова Анна.  15- 17 слайды (сообщение о клеще и гадюке)

   III. В разделе «Узнай новое» (18 слайд) мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. (открыли глаза) Это – Земля. 19 слайд

- Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно. Но люди, к сожалению сами загрязняют окружающую среду: почву, воду и воздух.  

 -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

(ответы детей)

На доске:

- Сегодня на уроке мы узнаем,… (какую опасность несет нам загрязненная почва, воздух и вода.

-Познакомимся с правилами… (поведения в окружающем нас мире).

БЕСЕДА.

Учитель: - Как вы понимаете слово безопасность?

На доске:  Безопасность – это защита от опасности.

Учитель: - Какие опасности могут угрожать жизни и здоровью человека в природе?

Дети: - Ядовитые растения и грибы, загрязнённая окружающая среда и т.д.

Как вы понимаете слово – экология?

«Экос» - от греческого дом

«Логос» - наука.

Глядя на эти два слова, назовите тему нашего занятия. ( ответы детей).

Можем ли мы назвать тему нашего занятия:

 ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. 20 слайд

- Прежде, чем продолжить наше занятие, надо немного отдохнуть.

Физминутка

- Мы немного отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли.

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете-

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали.

-Великанами мы стали.

-Человек вынужден дышать загрязнённым воздухом, пить загрязнённую воду, использовать продукты питания, в которых содержатся вредные вещества. Можно ли при этом оставаться здоровым?

Дети: - НЕТ.

Учитель: - Поэтому каждому человеку необходимо соблюдать  ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

Цепь загрязнения - 21 слайд

– Как происходит загрязнение окружающей среды? Кто сможет рассказать, используя экран, как загрязняющие вещества попадают в природу.

(рассказ)

Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её называют цепью загрязнения.

А как попадают загрязняющие вещества в организм человека? Посмотрите на схему слайда 22.

Используя схему слайда составьте модели этой схемы. Работать будете в группах. Каждой группе своё задание. Старшие группы распределяйте роли, начинайте работу. Как закончите, кратко представьте работу и оцените работу членов вашей группы.

(краткое представление)

Посмотрите на экран (слайд 23)

(фильм о воде)

 - Чистую ли мы пьём воду?

Рассмотрим этот вопрос поподробнее. ( Выбросы в воду- фото- 24 слайд) Чтобы очистить такую воду, строят очистные сооружения. В них через большие фильтры пропускают воду, на фильтрах оседают вредные вещества, а чистая вода выходит. Пробы этой воды проверяют в лабораториях.

 (слайд 25)

 

Сообщение о водоемах и воде в них  Малмыжского района нам подготовил Веретенников Руслан.

 Показ бытового фильтра

- Как происходит загрязнение воздуха?

Об этом мы узнаем из сообщения Алёны Рукавишниковой. Она недавно защищала проект на тему «Как загрязняется воздух» и сейчас коротко нам об этом расскажет.   26-29 слайды

 

 Вредные вещества мы получаем из продуктов, которые мы выращиваем на загрязненной почве. Об этом нам расскажет Саламатов Максим 30- 33слайды

 

Физминутка-

Как живешь? Вот так!

Как идёшь? Вот так!

Как бежишь? Вот так!

Как летишь? Вот так!

Как плывёшь? Вот так!

Как шалишь? Вот так!

Как сидишь? Вот так!

Слайд 34

Сделаем вывод сегодняшнего занятия:

Что такое экологическая безопасность? (это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды)

  35-36 слайд

- А сейчас мы с вами мысленно перенесёмся в лес, где много елей и сосен, немного отдохнём и послушаем пение жаворонка, который обитает в наших  лесах.

 В разделе ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ (слайд 37) работать будем в парах

  Вставьте нужные слова в текст

 (Зачитывание парой учеников работы)

Не стой вблизи автомобиля с работающим двигателем.

Не стой рядом с  курящими людьми.

Нельзя купаться в грязной воде.

Пей только чистую воду.

Не собирай ягоды, грибы, фрукты вблизи свалок, заводов, дорог.

Не ешь продукты, у которых истёк срок годности.

 - Мы сегодня говорили о личной экологической безопасности. Кто виноват в том, что мы часто заболеваем от грязной воды, дышим грязным воздухом, отравляемся продуктами питания? По вине человека вырубаются леса, загрязняются водоёмы, выпадают кислотные дожди.

- Для того, чтобы меньше на Земле случалось вот таких экологических катастроф мы должны знать правила поведения в природе.

Я называю правило, а вы поднимаете сигнальные карточки. Если вы согласны с утверждением- поднимаете зеленый кружок, если нет- красный.

 

  • Ломать ветки деревьев для костра. (красный)
  • Убирать за собой мусор в лесу. (зеленый)
  • Перед уходом хорошо затушить огонь. (зеленый)
  • Нарвать букет из полевых цветов. (красный)
  • Ловить птенчиков и детенышей зверей. (красный)
  • Подкармливать птиц. (зеленый)
  • Ловить лягушек, жаб, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники. (красный)
  • Сажать деревья, цветы, делать кормушки, скворечники. (зеленый)

- Если мы будем выполнять все эти правила, то с лица Земли никогда не исчезнут ни растения, ни животные, ни рыбы, ни птицы.

Стихотворение о Земле нам прочитает Толстобокова Тамара

( земной шар- 38 слайд)

          -Самая  прекрасная , родная,

        Разноцветная, веселая, живая,

        Ты для  нас, как  мать, одна на свете,

        Мы твои  заботливые  дети .

           Но порой, под нашими руками

        Красота  твоя бесследно  исчезает.

        Задыхаются от грязи океаны,

            Звери, птицы, травы погибают.

            Где бы мы -  не жили на планете,

        За твою судьбу мы все в ответе.

        Мы твои помощники, друзья ,

        Мы, Земля, с тобой одна  семья.

Оценим свои знания: (слайд 39)

Занятие закончено.  (слайд 40). Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

урок-презентация по пожарной безопасности "Пожарная безопасность. Служба спасения 01"

Урок-презентация  по пожарной безопасности для 1-4 классов...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и безопасности дорожного движения «Планета дорожной безопасности»

Данная программа составлена для учащихся специальной (коррекционной) школы. Включает комплекс профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения. Состоит из тематического планирования вос...

ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПО СОБЛЮДЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ

Инструкция для родителей1.Правила дорожного движения2.Правила поведения в транспорте3.Ребенок на улице4. Ребенок дома5.Ребенок и водоем...

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности « Школа безопасности»

Внеклассное мероприятие по пожарной безопасности "Школа безопасности" .Цели: Продожить знакомство с правилами безопасности в быту,отрабатывать правильность действий во время пожара, воспитывать уважен...