Насекомые урок окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Сарыглар Аржаана Михайловна
Цели: • познакомить с особенностями, происходящими в природе весной (жизнью насекомых); • воспитывать бережное отношение к природе (правильное взаимодействие с окружающим миром); • развивать творческие способности, наблюдательность; • формировать целостное восприятие окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nasekomye_2_klass.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Насекомые

урок окружающего мира в 1 классе

Цели:

познакомить с особенностями, происходящими в природе весной (жизнью насекомых);

• воспитывать бережное отношение к природе (правильное взаимодействие с окружающим миром);

• развивать творческие способности, наблюдательность;

• формировать целостное восприятие окружающего мира.

Ход урока.

Организационный момент.

Есть волшебные слова,

Скажешь - сразу тишина.

Повнимательней, дружок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Речевая разминка.

- Послушайте стихотворение И.Никитина (демонстрируется слайд).

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День - деньской от зари до зари!

- О каком времени года стихотворение?

- Чем весна отличается от других времен года?

(детям следует назвать признаки весны)

- Давайте послушаем и попробуем отгадать звуки весны.

(слайд со звуками весны)

- Весной пробуждается природа, все расцветает, люди радуются весне.

Для всего живого наступает праздник.

Сообщение темы.

Соображалки (слайд с изображениями).

- Лес наполняется животными. Посмотрите на слайды. У кого сколько ног?

• заяц -?

• пчела -?

• птица -?

- Сегодня мы узнаем все о шестиногих.

Актуализация знаний (постановка проблемы)

(Слайд со звуками пения птиц)

Птичий концерт начинается в семь.

Слушать его разрешается всем!

Выступят сойки, скворцы и синицы,

Радостно утренний лес огласится.

Трелью, чириканьем и пересвистом -

Хлопайте дружно пернатым артистам!

- О чем это стихотворение?

- Почему весна радует нас прилетом птиц?

(Весной пробуждается природа и множество различных жучков, стрекоз, кузнечиков жужжат в воздухе, их можно заметить в траве, на цветах.)

Усвоение новых знаний

(Слайды с изображением леса и насекомых)

- Что же сейчас происходит в лесу? Давайте отправимся туда и понаблюдаем.

Работа с текстами

Гадай, гадай, угадывай, загадочку разгадывай!

Жу - жу - жу - жу .

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

И звук Ж твержу.

-Как называется этот жук, можно узнать из текста №1.

- Что это за жук?

(жужелица)

- Что вы о нем узнали?

Физкульминутка

На лужайке, на ромашке

Жук лежал в цветной рубашке.

Жу - жу - жу, жу - жу - жу.

Я с ромашкой дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко - низко наклоняюсь.

- Вот так выглядит жук, о котором пойдет речь в следующем тексте. Прочитайте его и узнаете, как называется этот жук.

- Что вы о нем узнали?

Гадай, гадай, угадывай, загадочку разгадывай.

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки.

Волокут со всех концов

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей -

И спешит на помощь друг.

Тут народ хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может……..(муравей).

- Прочитайте текст № 3.

- О ком вы узнали из этого текста ?

- Как изменилась их жизнь?

Гадай, гадай, угадывай, загадочку разгадывай.

Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком -

Он поделится медком.

- Прочитайте текст № 4.

- Как пчела добывает мед?

Гадай, гадай, угадывай, загадочку разгадывай.

Спал цветок

И вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

- Прочитайте текст № 5 и узнаете, как называется эта бабочка.

- Что вы узнали о бабочках?

Физкульминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Беседа (Слайды).

- Как одним словом можно назвать этих животных?

(Насекомые).

- А почему их так называют?

(Их так называют от слова «насечка», «насекать», так как их тело покрыто полосками, будто бы насечено.)

- Каких насекомых вы еще знаете?

- Где живут эти насекомые?

(Везде: на воде, под водой, на земле, под землей, в траве, в старом пне.)

Первичная проверка знаний.

Игра «Вернем животных домой» (Слайд)

- Что в лесу не так?

(пусто, тихо)

- Давайте вернем животных домой

(самостоятельная работа на карточках - соедините линией насекомое с местом его обитания).

- Проверьте свою работу, сверяясь со слайдом.

- Поднимите руку, кто не ошибся?

- А кто допустил ошибку?

Первичное закрепление.

Ролевая игра «Разделитесь на группы».

(Дети берут картинки с изображением животных и встают по группам).

- Встаньте под той табличкой, кем вы себя считаете:

• птицы

• звери

• насекомые

• пауки

Применение знаний и умений в новой ситуации.

«Смешинки».

-Зачем насекомым шесть ног?

Машенька сказала: «У насекомых шесть ног, чтобы они быстрее бегали».

«Сочинялки».

а) Сочини потешку (Слайд)

• Ла - ла - ла, на цветке сидит…..

• Са - са - са, не дает нам спать …..

• Вей - вей - вей, травку тащит…..

б) Сочини сказку (Слайд)

От полуденных лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке.

(Г. Ладонщикова)

- Рассмотрите рисунок и сочините сказку. Начните ее так: Пригрело солнышко. На лесной полянке вылез из-под снега подснежник. Оглянулся и увидел……

Обобщение и систематизация знаний.

1. Составление рассказа по серии картинок на тему «Береги природу» (работа в учебнике стр.86).

- Как нужно себя вести в лесу (на природе) весной?

2. Самостоятельная работа в тетради стр. 47 (при проверке дети объясняют свой выбор).

- Закрась картинки, где дети поступают правильно.

Контроль и самопроверка знаний (самооценка).

- Вам понравилось путешествие в лес?

- Как ты выполнил задания на этом уроке? Оцени сам свое участие в нем (Слайд):

• Быстро, правильно и самостоятельно (бабочка)

• Правильно, но медленно (жук)

• Правильно, но с помощью других (стрекоза)

• Быстро, но не правильно (кузнечик)

- Поднимите фигурку животного.

Домашнее задание

- Понаблюдать, какие насекомые уже проснулись и появились на улице (в природе).

Рефлексия (подведение итогов)

- Что нового узнали на уроке?

- Каким способом?

- Где эти знания можно использовать?

- Что нужно еще сделать, чтобы больше узнать?

- О чем вы теперь можете рассказать своим друзьям, родителям?

- Какие животные относятся к насекомым?

- Почему их так называют?

Анализ урока.

Урок подготовлен по предмету «Окружающий мир», по теме «Насекомые», по УМК «Начальная школа XXI века», по учебнику «Окружающий мир» под редакцией Виноградовой.

Задачи: Формирование целостного восприятия окружающего мира и правильного взаимодействия с окружающим миром.

Цели: познакомить с особенностями, происходящими в природе весной (жизнью насекомых), отличительными признаками насекомых; воспитывать бережное отношение к природе; развивать творческие способности и наблюдательность.

Методы: словесные (чтение, беседа), творческие задания (сочинялки), логические задачи (соображалки), оценивание своего труда (самооценка), наблюдение, сравнение, игры.

Этапы урока:

Организация начала занятия (подготовить учащихся к работе и быстро включить в деловой ритм).

  1. Целеполагание и мотивация (подготовка к основному этапу и готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний).
  2. Актуализация знаний учащихся, т.е. постановка проблемы (установление связей прежних и новых знаний, чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, готовность к самостоятельной поисковой деятельности, к осознанному восприятию нового материала, осуществление логического перехода к основному этапу урока).
  3. Усвоение новых знаний (активные действия учащихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний).
  4. Первичная проверка понимания (установление правильности и осознанности усвоения нового материала, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся).
  5. Первичное закрепление (самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации).
  6.  Применение знаний и умений в новой ситуации (самостоятельное выполнение заданий, требующих творческого применения знаний в новой ситуации путем решения проблемных задач).
  7. Обобщение и систематизация знаний (формирование целостной системы знаний по теме, включение части в целое, выявление внутрипредметных связей).
  8. Контроль и самопроверка знаний (информация о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения).
  9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (создание достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровнем их развития).
  10. Рефлексия (получение учащимися информации о реальных результатах учения и адекватность самооценки учащегося оценки учителя; учитель дает анализ успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы).

Форма занятия - путешествие с фрагментами игры, наглядность обеспечивали мотивацию изучения данной темы. Все структурные части урока связаны тематически. На уроке использован жизненный опыт учащихся с целью развития познавательной активности и самостоятельности. Использовались разные виды деятельности для развития таких качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, наблюдательность. Детям предлагались задания разной степени сложности, что позволило применить дифференцированный подход, каждый ребенок имел возможность испытать себя. Но, чтобы ребенок работал в ситуации успеха, трудные задания решались коллективно или группами. Использовались задания в виде тестов, что усиливало развивающий эффект урока, углубляло интерес к предмету, устанавливало межпредметные связи с уроками чтения, рисования. На уроке использованы методы познания: поиск информации, наблюдение, сравнение, чтение. Применялись диалоговые формы общения. Сочеталась фронтальная работа, индивидуальная, групповая. Много самостоятельной работы. Создавались нестандартные ситуации с помощью проблемных вопросов. Использовались задания репродуктивного характера (прочитай, вспомни) и задания поискового характера (оцени, объясни, сравни). Формировались навыки самоконтроля и самооценки. Осуществлялась обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс "Группы животных. Моллюски, насекомые, паукообразные".

Урок окружающего мира 2 класс (система Л.В.Занкова) построен в соответствии с требованиями ФГОС ООН, основан на системно деятельностном подходе. Основная цель урока: создать условия для усвоения...

Урок окружающего мира 1 класс УМК Планета знаний "Насекомые, рыбы, птицы, звери"

Данный урок был проведен на межрегиональном семинаре педагогов-психологов и заместителей директоров по начальному образованию « Психологическое сопровождение реализации ФГОС в начальной школе»...

конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Насекомые,птицы, рыбы, звери"

Урок окружающего мира в  1 классе по программе "планета знаний"...

"НАСЕКОМЫЕ" К УРОКУ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС ПО ПРОГРАММЕ ПНШ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "НАСЕКОМЫЕ" К УРОКУ  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 1 КЛАСС ПО ПРОГРАММЕ ПНШ...

Технологическая карта урока окружающего мира(4 класс).УМК "Школа России"Тема: «Кто такие насекомые?».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: формирование представлений о насекомых; выделить их существенные и отличительные признаки.Планируемые результатыПредметные: -знать: отличительные признаки насекомых;-уметь: ...

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". Система «Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»

Конспект урока окружающего мира 1 класс. Тема: "Насекомые и их отличительные признаки". «Система Д.Б.Эльконина–В.В.Давыдова»...

Урок окружающего мира 1 класс Тема «Кто такие насекомые?»

Для реализации современных требований к уроку используются современные образовательные технологии. Технологии деятельностного обучения - механизм реализации системно-деятельностного подхода ФГОС....