Рабочая программа по природрведению 3 класс 2 отделение. Автор З.А.Клепинина, М.Ф.Титова
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Григорьева Елена Владимировна


Рабочая программа по природоведению в 3 классе 2 отделения школы слабослышащих . Учебник З.А.Клепинина, М.Ф.Титова, изд-во ВЛАДОС 2001

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_.doc223 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями  здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат (II вида) № 33

Выборгского района Санкт-Петербурга

Адрес: 2-й Муринский проспект, дом 24, лит. А, Санкт-Петербург, 194223

Тел./факс: 550-22-71, 550-24-59, 550-21-63

     РАССМОТРЕНО

    на заседании    

      методического      

      объединения учителей  

      начальных классов

      Протокол №_____

       от «____»___________

        Председатель  м/о:

       _____/Крошкина С.В./

  СОГЛАСОВАНО

      Заместитель директора

по УВР:______/Тасина М.А./

  «____»____________2014 г.

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

Протокол №______

от «___»________ 2014г.

УТВЕРЖДАЮ

        Директор школы

_______ Киреева Г.А.

«____»____________2014 г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

«Окружающий мир»

3 класс II отделение

Составила: Григорьева Е.В.

Санкт - Петербург

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Содержание курса окружающего мира создает основу для осуществления  экологического,  эстетического,  патриотического  воспитания.

Окружающий мир по своему содержанию является предметом естественно-научного цикла, поэтому ведущее место в его преподавании должны занимать методы, свойственные этим наукам:

- непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений на уроке в классе;

- осуществление простейшего учебного эксперимента, а также организация таких форм работы с учащимися, как экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения и т. д.

В  программе  определен  обязательный  минимум  этих работ в зависимости от условий, в которых работает школа, и ее природного окружения. Учителю необходимо знать и строго соблюдать правила безопасности при демонстрации опытов и проведении практических работ, предусмотренных программой.

В программе определены требования к знаниям и умениям учащихся по окружающему миру, необходимые для преемственной связи с изучением в последующих классах ботаники, зоологии, анатомии, географии.

Начальное изучение окружающего мира в специальных учреждениях II вида, как и в общеобразовательной школе, ставит своей целью: сообщить школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей, об изменениях природы и труда людей по временам года; обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы; дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы; привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.

Изучение вопросов охраны природы должно быть стержнем для всего курса окружающего мира помогать воспитывать у детей стремление охранять и приумножать сокровища природы.

В связи с изучением окружающего мира и проведением природоохранительной работы необходимо организовать детей на участие в различных видах общественно полезного труда (сбор корма, подкармливание птиц, уход за зелеными насаждениями в микрорайоне, выращивание растений).

Программой по окружающему миру предусмотрено ознакомление учащихся с первоначальными сведениями о сельскохозяйственном :и промышленном производствах (сезонный труд людей на полях и фермах, добыча и использование местных полезных ископаемых и др.).

При изучении тем «Летние и осенние изменения в природе», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе» должен быть выдержан единый план изложения:

- изменения в неживой природе; - изменения в жизни растений и их охрана;

- изменения в жизни животных и их охрана;  - сезонный труд людей.

Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. И учителю необходимо раскрывать эти связи, показывать, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека. Такой подход к изучению природы не просто знакомит учащихся с ее явлениями и предметами, но и, что очень важно, помогает ребенку объяснить последние, пусть на самом элементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране и укреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Адресат

Рабочая учебная программа предназначена для начальных классов специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения II вида, разработана для слабослышащих детей  3-б класса.

  В 3-б классе II отделения обучается 7 человек. Учащиеся данного класса имеют  снижение слуха III – IV степени, общее недоразвитие речи. Все учащиеся слухопротезированы. Два ученика кохлеарно имплантированы. У большинства учащихся 3-б класса  недостаточно развита речь обиходно-бытового характера, крайне ограничен словарный запас, что вызывает серьезные затруднения при обучении основам наук обучение основам наук. Выполнение заданий частично-поискового и творческого характера возможно только при помощи учителя.  Работа на уроках природоведения ведется на слуховой и  слухо-зрительной основе с обязательным проведением словарной работы; обязателен контроль за звукопроизношением, внятностью речи.  При предъявлении новых слов возможно использование дактильной речи. На уроках  природоведения работа строится с учетом рекомендаций учителя-дефектолога класса, данных «Карты восприятия речи на слух» и «Речевой карты класса.

Цель  и  задачи  курса.

Начальное изучение окружающего мира в специальных учреждениях II вида, как и в общеобразовательной школе, ставит своей целью:

- сообщить школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей, об изменениях природы и труда людей по временам года;

- обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;

- раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека;

- дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы, дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.

   Для успешного достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 1.  Способствовать формированию у учащихся:

- элементарных сведений о живой и неживой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области (края, республики), об изменениях природы и труда людей по временам года;

- познавательного  интереса к наблюдениям явлений живой и неживой природы.

- взаимосвязи предметов и явлений природы; показать влияние изменений в природе на труд человека.

 2.   Начать формирование краеведческих умений:

Важным принципом преподавания окружающего мира является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности. В III классе изучение изменений в природе должно более или менее совпадать с наступлением этих явлений в самой природе.

  3.  Начать формировать знания о значении охраны природы.

 - формировать начальные знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности.

  4.  Начать формирование навыков гигиены.

 -  формирование первоначальных гигиенических знаний, навыков личной и общественной гигиены. В начальном курсе природоведения большое место отводится изучению вопросов личной гигиены детей. Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены.

  5.  Развивать речь и словесно – логическое мышление учащихся.

    Перед курсом окружающего мира в школе слабослышащих детей стоит специальная задача, заключающаяся в развитии речи и словесно - логического мышления учащихся с неполноценным слуховым восприятием на основе природоведческого материала.

 На уроках окружающего мира:

 - обеспечивается работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе,

 - создаются условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы,

- выражающих временные и пространственные отношения. 

  6.  Развитие общеучебных умений и междредметных связей.

  Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений:  

- наблюдать за объектами и явлениями природы,

- выделять их существенные и несущественные признаки,

- сравнивать, обобщать, делать выводы и

- доступно рассказывать о явлениях.

При изучении окружающего мира необходимо воспитывать такие качества, как:

- желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность,

- настойчивость, взаимопомощь,

- умение организовывать свою работу и доводить ее до конца.

В программе по окружающему миру заложены большие возможности для осуществления межпредметных связей уроков окружающего мира с трудовым обучением и другими предметами. Задача учителя — полнее реализовать эти возможности.

        Коррекционная направленность обучения слабослышащих детей обеспечивается реализацией следующих условий организации учебного процесса:

- Ориентация педагогического процесса на преобразование всех сторон личности слабослышащего ребёнка. Коррекцию и воссоздание наиболее важных психических функций, их качеств и свойств.

- Преодоление речевого недоразвития посредством обучения языку, овладения терминологией.

- На уроках природоведения, как и на всех других, должны правильно реализовываться требования, предъявляемые к восприятию обращенной речи (на слухо-зрительной основе или на слух) и к оформлению учащимися своих высказываний (контроль за произношением и исправление допускаемых ошибок).

Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию данной программы.

Рабочая программа курса «Окружающий мир» для  3  класса на 2014 – 2015 учебный год составлена в соответствии с Федеральным компонентом общего образования 2004 года по окружающему миру, примерной программы  начального общего образования по окружающему миру  для образовательных учреждений и программы З.А. Клепининой, М.Ф. Титовой «Природоведение» для учащихся 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. 

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

Книгопечатная продукция.

  1. Программы  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений II вида. Коровин К.Г., Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.  - М.: Просвещение, 2006.
  2. Учебник. Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. Учебн. для уч. 3 кл. спец. (коррекц.) ОУ 1 и 2 вида. – М.: Владос, 2001.
  3. Рабочая тетрадь. Клепинина З. А., Титова М. Ф. Рабочая тетрадь по  природоведению. Учебн. для уч. 3 кл. спец. (коррекц.) ОУ 1 и 2 вида. – М.: Владос, 2001.

Технические средства обучения.

1. Классная доска.

2. Персональный компьютер.

Список рекомендуемой литературы для учащихся

1.Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2010.

2. Плешаков А.А.Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010.

3. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне или уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

4. Интернет сайты:

kinder.ru — сайт «Интернет для детей», каталог детских ресурсов; 
agakids.ru — детский поисковик, всё для детей; 
predkov.net — детский сайт; 
child-cat.ru — разные детские ресурсы интернета; 
geocities.com — большая коллекция оригинальных головоломок, задач с подвохом, загадок и викторин для детей; 
babybooks.narod.ru — познавательный сайт для маленьких детей, где можно не только увидеть изображения домашних животных, но и послушать, как они говорят; 
whitewolf.co.ua — сайт обо всём, что интересно детям;

kindergarden.ykt.ru — кроссворды и викторины, всё интересное детям; 

Место курса «Окружающий мир»  в учебном плане

Во 3 классе- 68  часов (34  учебные недели по 2 часа в неделю).

Тематический план учебного курса «Окружающий мир»

2014-2015 уч.г.

Период обучения

Количество часов

1 четверть

18 ч

2 четверть

14 ч

3 четверть

20 ч

4 четверть

15 ч

Итого:

67 ч

                      Общая характеристика   курса «Окружающий мир».

   

        Содержание данных разделов раскрывает связи, существующие в природе, показывает, что изменения, происходящие в разные времена года в неживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений и животных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственных работ, на другие виды деятельности человека.

Содержание курса окружающего мира создает основу для осуществления экологического,  эстетического,  патриотического  воспитания.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Содержание тем учебного курса

I РАЗДЕЛ – 4 ч

  • Как работать с учебником?
  • Что такое природа?
  • Наблюдения за погодой.
  • Термометр.

II РАЗДЕЛ – 25 ч

  • Летние изменения в природе.
  • Осенние изменения в природе.
  • Части растений. Деревья, кустарники, травы.
  • Ранняя осень.
  • Растения летом и осенью.
  • Грибы.
  • Дикие и домашние животные. Дикие и домашние животные летом и осенью
  • Разнообразие животных в природе.
  • Насекомые летом и осенью.
  • Птицы летом и осенью.
  • Труд людей летом и осенью.
  • Охрана и укрепление здоровья летом и осенью.
  • Поздняя осень в природе.

III  РАЗДЕЛ – 19 ч

  • Зимние изменения в природе.
  • Снег и лёд.
  • Охрана и укрепление здоровья зимой.
  • Растения зимой.
  • Лес зимой.
  • Комнатные растения.
  • Домашние животные зимой.
  • Птицы зимой.
  • Труд людей зимой.
  • Конец зиме.
  • Скоро весна.

   IV РАЗДЕЛ – 15 ч

  • Весенние изменения в природе.
  • Растения весной.
  • Птицы весной.
  • Как изменяется жизнь разных животных весной.
  • Домашние животные весной.
  • Труд людей весной.
  • Весна.
  • Времена года в нашей местности.

   

Основные требования к знаниям, умениям

 и навыкам  обучающихся к концу 3 класса II отделения

В результате изучения «Окружающего мира» предполагается, что:

        Учащиеся должны знать / понимать:

характерные признаки лета, осени, зимы, весны своей местности, а также некоторые взаимосвязи в неживой и живой природе;

особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей местности; строение, назначение термометра;

простейшие физические свойства снега и льда;

названия и различия не менее 5 - 6 декоративных травянистых растений;

названия и различия местных растений (не менее 3 - 4 деревьев, 2 - 3 кустарников, 3 - 4 травянистых растений);

особенности и различия деревьев, кустарников, травянистых растений, лиственных и хвойных растений; некоторые способы размножения растений, цикл развития растения от семени до семени; названия и различия 5 - 6 комнатных растений;

простейшие правила ухода за комнатными растениями;

особенности перелетных и зимующих птиц; названия и различия разводимых в данной местности домашних животных.

        Учащиеся должны уметь:

вести наблюдения в природе по заданиям «Дневников наблюдений» и фиксировать их;

измерять температуру воздуха с помощью термометра;

правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены;

охранять свое здоровье от простудных заболеваний;

в доступной форме охранять растения и животных;

ухаживать за комнатными растениями; выращивать растения одним из изученных способов.

Результаты изучения курса

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Виды  и  формы  организации  учебного  процесса

Виды: урок, экскурсия, практические работы.

Формы:

- фронтальная форма познавательной деятельности (одновременное выполнение общих заданий всеми   учащимися класса для достижения общей познавательной задачи);

- микрогрупповая форма (работа в парах), групповая форма (единая познавательная задача ставится перед определённой группой школьников);

- индивидуальная форма.

Форма учёта  результатов  обучения.

    Весь процесс обучения должен быть интересным для ребенка, формы контроля после завершения темы должны способствовать формированию познавательного интереса к предмету, предполагается использовать игровые формы учета результатов обучения, такие как «Кто где живет?», «Угадай, кто это?», «Когда это бывает?» игры по станциям «Я познаю мир», «Хочу все знать», викторины и др.  Командные игры не только поддерживают интерес ребят, но и помогают находить ответ на вопрос сообща, строить диалоги с товарищами и учителем (развивают речь), способствуют развитию коммуникативных навыков и умений, формируют навыки работы в паре.

    Задания по текущему контролю за освоением программы представлены в рабочей   тетради  к учебнику «Природоведение». Например, «подпиши названия», «раскрась объекты природы: деревья, животных», «дополни предложения», «объясни понятие». Они соответствуют целям, задачам, содержанию курса.

Контрольно - измерительные материалы.

Вид  работы

Умения

Творческая работа по теме «Экскурсия в парк с целью знакомства с деревьями, кустарниками и изменениями в жизни растений осенью»

(1 четверть).

Понятия: по всей теме «Растения летом и

осенью».

Умения: применять полученные знания, на основе знаний давать оценочные суждения, выражать свое мнение, выполнять творческую работу по теме.

Обобщающий урок по теме: «Осень» (2 четверть).

Понятия: по всей теме «Летние и осенние изменения в природе».

Умения: применять полученные знания, проводить наблюдения, выражать свое мнение.

Практическая работа по теме: «Уход за комнатными растениями» (3 четверть).

Понятия:  по всей теме «Зимние изменения в природе. Комнатные растения».

Умения:  использовать полученные знания для практической деятельности.

Практическая работа по теме:

«Как вырастить новые растения».

Обобщающий урок по теме: «Времена года в нашей местности».   (4 четверть)

Понятия: по всей теме «Весенние изменения в природе».

Умения: использовать полученные знания для практической деятельности, применять полученные знания, на основе знаний давать оценочные суждения, выражать свое мнение.

        

Календарно-тематическое планирование  по окружающему миру во 2 классе II отделения

I четверть – 18 часов

Цели :

 1. Учить наблюдать за погодой, за изменениями в природе.

2. Познакомить с  характерными признаками времен года (лета, осени, зимы, весны).

3. Познакомить с  названиями местных растений и животных (не менее 8 – 10)

4. Учить различать объекты живой и неживой природы.

5. Познакомить с  особенностями, назначением и зависимостью от изменений в природе сезонного труда людей.

№ п/п

Дата по плану

Дата факт.

Кол-во часов

Тема урока

Стр.

Учеб.

планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

1

02.09

1

Повторный инструктаж

по ОТ. Знакомство

с учебником.

 Оглавление, природоведение, природа,

явления природы, условные обозначения.

Работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями. Научиться работать с книгой как с источником информации.

2

3

03.09

09.09

2

Предмет

природоведение.

5-10

Живая природа-люди, животные, растения; неживая природа-вода, песок.

Научиться выделять отличительные признаки живой и неживой природы; распределять объекты в группы по общим признакам. Научиться находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности. Научиться различать объекты неживой и живой природы.

4

10.09

1

Температура и термометр.

20-23

Термометр, измерение температуры,

высокая, низкая температуры.

Научиться работать с термометром, определять температуру в классе и на улице. Уметь использовать приобретенные знания.

ОСЕНЬ

5

6

16.09

17.09

2

Части растений. Деревья, кустарники, травы.

31-37

Листья, стебли, плод, корни. Клён, берёза, дуб, шиповник, иван-чай и т.д.

Научиться различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений.

7

23.09

1

Ранняя осень. Растения летом и осенью.

38-46

Листья разноцветные, сухие, листопад, зелёные, сочные.

Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времен года. Сравнивать растения летом  и осенью. Характеризовать признаки времен года. Сравнивать осеннюю и летнюю  окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям  в учебнике и натуральным образцам). Сравнивать состояние лиственных и хвойных растений осенью и летом.

8

24.09

1

Творческая работа по теме «Экскурсия в парк»

Экс.

Листья разноцветные, сухие, листопад, зелёные, сочные.

Знакомство с деревьями, кустарниками и изменениями в жизни растений осенью. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, свое место в классе и т.п.).

Научиться формировать выводы на основе своих наблюдений.

9

10

30.09

01.10

2

Грибы.

46-51

Съедобные, несъедобные, опасные, мухоморы, подосиновики,

подберёзовики и т.д.

Отличать  грибы от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. . Расширять кругозор школьников. Правила сбора грибов . Предупреждение   отравления  грибами.

11

12

07.10

08.10

2

Дикие и домашние животные. Классы животных.

52-55

Медведи, бобры, кошки, собаки.

Животные – часть природы. Роль животных в природе. Животные и челове

 Животные – живые тела (организмы) . Поведение животных. Приспособление к среде обитания . Охрана животных

 детёнышей.

13

14

14.10

15.10

2

Разнообразие животных в природе.

56-63

Животные, занесённые в «Красную

книгу», редкие животные, полезные.

презентация

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих  детёнышей.

15

16

21.10

22.10

2

Домашние животные летом и осенью

64-65

Домашние утки, водоемы, подкармливают люди, не сочная трава, выгул, ферма, сено, сенаж, силос.

Научиться раскрывать особенности жизни домашних животных летом и осенью. Знать об осенних  изменениях в жизни домашних животных летом и осенью.

17

18

28.10

29.10

2

Звери летом и осенью

66-68

Меняют окраску, запасают корм, берлога, зимовка, линька, малозаметные.

Научиться  правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными. Знать об осенних  изменениях в жизни птиц и зверей.

2 четверть ( 14  часов )                            

Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. 3 класс. – М.: Владос, 2001 г.

Цели:

1.Учить наблюдать за погодой, за изменениями в природе.

2. Познакомить с характерными признаками времен года (лета, осени, зимы, весны).

3. Познакомить с названиями местных растений и животных (не менее 8 – 10)

4. Учить различать объекты живой и неживой природы.

5. Познакомить с особенностями, назначением и зависимостью от изменений в природе сезонного труда людей.

№ п/п

Дата по плану

Дата факт.

Кол-во часов

Тема урока

Стр.

Учеб.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

1

2

11.11

12.11

2

Насекомые летом и осенью

69-71

Личинки, насекомые-вредители, хищники, прячутся в щели, улетают.

Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы. Знать что происходит с насекомыми с наступлением холодов. Как они проводят зиму. Выполнять задания в рабочей тетради.

3

4

18.11

19.11

2

Птицы летом и осенью

72-73

Перелётные и зимующие птицы, далекий путь, птенцы. Много и мало корма.

Знать об осенних  изменениях в жизни птиц.

5

6

25.1126.11

2

Труд людей летом и осенью

74-78

Сбор урожая, поспевшие овощи, высадка деревьев, заготовка корма, загоны, заготовки.

Знать некоторые виды работ,

выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме.

7

8

02.12

03.12

2

Охрана и укрепление

 здоровья  летом и осенью

79-81

Зарядка, закаливание, игры, работы на пришкольных участках, труд и отдых.

Заботиться о своем здоровье и хорошем настроении. Соблюдать личную гигиену, режим дня, охрана и укреплять здоровье. Научиться работать с дополнительными источниками знаний. Научиться выполнять правила личной гигиены.

9

10

09.12

10.12

2

Поздняя осень в природе

82-83

Похолодание, короткие дни, длинные ночи, жизнь животных, прощальные песни птиц.

Характеризовать признаки времен года. Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе.

11

16.12

1

Обобщение по теме: Осень

тест

Проверка знаний и умений.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания. Уметь использовать приобретенные знания.

ЗИМА

12

13

17.12

23.12

2

Снег и лёд

85-88

Твердый, таит, температура 0.

Знать свойства снега. Сравнивать снег и лед.

Знать в какие месяцы снег бывает рыхлым и мягким, в каком месяцу снег подтаивает, а ночью покрывается ледяным настом.

14

24.12

1

Снег

88-90

Свойства снега, рыхлый-мягкий, плотный-темный, метель, наст, хищники

3 четверть (20  часов).                                                                                      

Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. 3 класс. – М.: Владос, 2001 г.

Цели:

  1. Учить наблюдать за погодой, за изменениями в природе.
  2.  Познакомить с характерными признаками времен года (лета, осени, зимы, весны).
  3.  Учить различать объекты живой и неживой природы.
  4.  Познакомить с особенностями, назначением и зависимостью от изменений в природе сезонного труда людей.

№ п/п

Дата по плану

Дата факт.

Кол-во часов

Тема урока

Стр.

Учеб.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

1

2

13.01

14.01

2

Повторный инструктаж

по ОТ. Охрана и

 укрепление

здоровья зимой.

90-92

Закаливание, спорт, лыжи, санки, витамины.

Заботиться о своем здоровье и хорошем настроении. Соблюдать личную гигиену, режим дня, охрана и укреплять здоровье. Научиться работать с дополнительными источниками знаний. Научиться выполнять правила личной гигиены.

3

4

20.01

21.01

2

Растения зимой. Лес зимой.

93-96

Голый, без листьев, под снегом, сухие, лес спит.

Уметь  понимать причины изменения растений зимой.

Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии растений зимой. Уметь  опреде-

лять  породы деревьев зимой по силуэтам и плодам,

уметь соотносить зимние погодные  явления  и состояние природы зимой.

27.01

28.01

2

Комнатные растения. Практическая работа.

97-99

Уход, поливание, опрыскивание.

Использовать полученные знания для практической деятельности.

03.02

04.02

2

Домашние и дикие животные

зимой.

с.100-102 с.110-113

Уход, питание, витамины

Мало корма, дикие и домашние животные, спячка

Презентация

 Понять как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет. Формировать знания  о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.

Уметь устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных зимой.

Уметь определять невидимые связи между растительным и животным миром

Знать животных и птиц ,занесённых в  Усвоить образ жизни и питания зимующих птиц;

10.02

11.02

2

Птицы зимой

106-109

Кормушки, голодные, оперение, жировая прослойка.

Презентация

Познакомить с образом

жизни и питания зимующих птиц.

17.02

18.02

2

Труд людей зимой.

114-116

Уборка снега, снегоуборочные машины, сосульки, лопаты.

Познакомить с особенностями ухода зимой за растениями и животными;

Учить понимать необходимость поддержания порядка на улице;

Учить выращивать в домашних условиях витаминные растения для поддержания здоровья в зимнее время.

Понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи

разного возраста; знать особенности ухода зимой за растениями и животными;  усвоить необходимость поддерживать порядок на улице; уметь вырастить в домашних условиях 1—2 витаминных растения для поддержания здоровья в зимнее время

24.02

1

Что мы получаем от

 растения поля.

117-120

Хлебные растения, зёрна, пышные, мягкие, вкусные, сахарная свекла, хлопчатник и лён, семена льна, зерна кукурузы, семечки подсолнечника.

Знать важность зерновых культур в жизни человека.

25.02

1

Конец зиме.

120-123

Вьюга, метель, капель, рыхлый снег, снежные ямки, берлога, глухари, тетерев, день длиннее, снег подтаивает

Объяснять чем отличается конец зимы от ее начала.

Знать почему на солнечной стороне крыши в феврале вырастают длинные сосульки. Выполнять задания в рабочей тетради.

03.03

1

Скоро весна.

123-125

Скворечник, чирикают воробьи, подрастают медвежата, мать-и-мачеха, медуница, одуванчик

Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе.

Знать как готовятся встречать весной птиц школьники.

04.03

1

Обобщение по теме: Зима

тест

Проверка знаний и умений.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания. Уметь использовать приобретенные знания.

 

    4 четверть (15  часов)      

Цели:

  1. Учить наблюдать за погодой, за изменениями в природе.
  2. Познакомить с характерными признаками времен года (лета, осени, зимы, весны).
  3. Учить различать объекты живой и неживой природы.
  4. Познакомить с особенностями, назначением и зависимостью от изменений в природе сезонного труда людей.

№ п/п

Дата по плану

Дата факт.

Кол-во часов

Тема урока

Стр.

Учеб.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные результаты

ВЕСНА

1

2

01.04

07.04

2

Растения весной.

с. 135-137

Лопаются почки, зацветают листья, пролеска, примула, оттаивает снег, питательные вещества, медуница, гусиный лук, пролеска. Уметь  находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности

жизни людей весной.

Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе. Уметь понимать причины изменения  растений весной; научиться распознавать растения с помощью

атласа-определителя. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии растений весной.

3

4

08.04

14.04

2

Птицы весной.

с. 138-141

Перелётные птицы, гнёзда, грачи, трясогузки, жаворонки, стрижи, стебельки, скворечники.

Знать о весенних изменениях в жизни птиц.

5

6

15.04

21.04

2

Как изменяется жизнь

разных животных весной.

с. 142-144

Подрастают детёныши, крошечные, с варежку, спасаться от опасности, линька, насекомые, ящерицы, мальки, разлив.

Знать о весенних изменениях в жизни зверей. Знать какие изменения происходят в природе весной. Как изменяется жизнь разных животных с приходом весны. Приводить примеры.

7

8

22.04

28.04

2

Домашние животные

весной.

с. 146-147

Пастбищные животные, подкормка, ягнята, телята, индюшата.

9

29.04

1

Как вырастить новые

 растения.

148-149

Плоды, семена, черенки, молодые корни, луковицы, клубни.

        

Знать какое значение для растений имеют семена. Как можно вырастить новое растение. Записывать наблюдения.

10

05.05

1

Практическая работа по теме:

«Как вырастить новые растения».

11

06.05

1

Труд людей весной.

с. 150-152

Высеивают, перепахивают, высаживают, опрыскивают, сажают, подрезают.

Уметь различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину;

 уметь объяснить значение пословиц «Весенний день год кормит»,

«Кто спит весною, плачет зимою»; Знать,как  проводятся наблюдения за состоянием природы 6 мая и сопоставлять эти наблюдения с ранее полученными данными о погоде 14 марта, ориентируясь на народные приметы этих дней.

12

12.05

1

Весна.

Земля оттаяла, прогрелась; начали цвести; зацвели; белые кисти цветков; линяют; окраска шерсти.

Рассказывать об изменениях в природе самостоятельно или по плану.

13

13.05

1

Обобщающий урок по теме: «Времена года в нашей местности».  

С.157

Отвечать на вопросы в учебники. Применять полученные знания при самостоятельной работе.

14

19.05

1

Проверочная работа.

тест

Проверка знаний и умений.

Формирование адекватной оценки своих достижений.

Выполнять тестовые задания. Уметь использовать приобретенные знания.

15

20.05

1

Задания на лето.

157-159

Календарь погоды, правила охраны природы, как закаляться летом, насекомые, правила поведения на водоемах и на солнце.

 Уметь находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев; Уметь описывать

красоту летней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка;

знать называния

 тех черт в судьбе и произведениях

художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся.

                                                                 

Лист коррекции  рабочей  программы           

Изменения рабочей программы.

Причины изменения рабочей программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина

рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство", автор В.С. Кузин 2 класс (ФГОС)

Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" по программе В.С. Кузина. 2класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение", автор учебника- Н.А.Чуракова, 4 класс

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" в 4 клаасе по учебнику Н.А.Чураковой (система Л.В.Занкова). КТП составлена с учетом 2 часов в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Математика» (автор:М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой) для 1 класса

Рабочая программа по математике составлена на основе ФОГС, примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волков...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа поматематике 3 класс ФГОС автор Моро М.И, Бантова М.А.

Рабочая программа по математике предназначена для учеников 3 класса...

Адаптированная рабочая программа (2.2, 1 отделение)

Данная адаптированная образовательная программа начального общего образования разработана для слабослышащих и позднооглохших  обучающихся (вариант 2.2. 1 отделение)(далее – АОП НОО)....