Главные вкладки

    конспект урока "Твоя семья. Моё имя и фамилия" окружающий мир
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Токмачёва Татьяна Алексеевна

    Конспект урока "Твоя семья. Моё имя и фамилия" окружающий мир 1 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tvoyo_imya_i_familiya.docx19.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Твоя  семья.  Моё имя и фамилия.

    Предмет: окружающий мир

                      Учитель: Роговской СОШ  Токмачёва Т.А.

    Цель: Раскрыть смысл понятий, «тёзка», «день ангела», «легенда», «род»

               дать возможность детям  познакомиться с нужной и интересной наукой «этимологией»;

             уточнить значение слов «имя», «фамилия», «отчество»;

              сформировать интерес к данной теме;

               воспитывать чувство гордости за своё имя, отчество и  фамилию.

                   Результатами данного урока должны стать:

      -знания происхождения своего имени  и фамилии;

      -умение оперировать словами и понятиями «тёзка», «день ангела»,                « родовая фамилия», «легенда»;

        -интерес к данной теме, желание выполнить  предложенное задание.

                                                                Ход  урока

    !   Оргмомент    

    -Сейчас  я вам раздам  ромашки - это любимый цветок древних

    славян. Мы будем  весь урок писать на её лепестках. Что?

    Сейчас узнаете.

    !!  Актуализация  знаний

    -Назовите, пожалуйста, своё  имя (полностью), фамилию и отчество

    Дети называют. Кто затрудняется, помогаю.                                                                                                       А вы никогда не задумывались: что обозначает ваше имя, фамилия?  Для вас это  тайна?

    !! ! Постановка проблемы

    Ребята, вы любите разгадывать тайны?   Так вот сегодня на уроке мы попытаемся разгадать тайну вашего  имени и фамилии. Источником ваших новых знаний сегодня буду я и мой помощник- этимологический словарь. Кто помнит, что можно найти в этимологическом словаре?  (Сильный ученик должен ответить, это понятие уже встречалось).

    IV  Открытие  новых знаний  

    1. Работа над основными понятиями

    -Правильно , с помощью  этимологического словаря можно  разгадать тайну происхождения того или иного слова. Вот , например, слово «имя» обозначает-«взятое себе».  Когда вы появились на свет, у вас не было ещё имени. И родственники спорили: как вас назвать. Когда сегодня придёте домой,   спросите :кто был главным в принятии данного решения, о чём они думали. Но уже сейчас можно сказать, что наверняка вместе с именем  вам перешла энергия добра, любви и силы рода. Николай (от греч.) победитель народов, Андрей(от греч.) мужественный, храбрец,  Даниил (от евр.) божий суд Вячеслав (славян.) наиславнейший, Илья (от евр.) крепость Господня, Олег(сканд.) священный. Марианна-состоит из двух –Мария и Анна, (оба имени еврейского происхождения) обозначают госпожа и благодать.  Давайте заполним свою ромашку: в центре напишем своё имя, на лепестке  напишите ,что оно обозначает и как по- другому  вас называют родственники. Например , я свою дочь Дарью называю: Дашенька,  Дарина,  Дарьял, Дарусик, Дарочка, Даринка. (Дети пишут свои имена)

    -Я вижу вам даже места не хватает на лепестке, переходите на другой. Значит, вас любят. А вы знаете , что кроме дня рождения у вас есть день ангела? (Выслушать тех детей, которые знают или что- то слышали об этом).

    -Этот день приходится на день христианского святого, который вам покровительствует, т. е. незримо защищает вас от несчастья. Давайте разучим небольшое стихотворение:

                       «Ангел  мой, будь со мной:

                                    Ты- впереди, я за тобой».

    Физминутка  

    Под классическую музыку  изобразить  танцевальные движения или просто покружиться.

    1. Работа с опорой на опыт

    -Дальше за именем идет – отчество.  Как вы думаете: как оно образуется?  (Сильные ученики попытаются дать ответ)

    -Правильно, отчество передаётся нам от отца. По имени отчеству называют человека взрослого, а сейчас вам достаточно и имени  .Но тем не менее ,  запишите своё отчество на ромашке. Ну вот, имена у ребят одинаковые., а отчества разные. А как называют тех, у кого имена одинаковые?  Тёзки, т.е. люди с одинаковыми именами . Запишите это слово на ромашке.

    -Что у нас осталось ещё?  Правильно, фамилия. Когда вы появились на свет: родственники вас внимательно рассматривали, нос как у деда. овал лица как у папы  ,волосы в прапрадеда, а то и в прапрабабушку. Каждый человек наследует черты своей родни , за каждым из нас стоят десятки поколений. Слово «фамилия» появилось в петровские времена , в переводе с польского  обозначает- «семья»,»род», «родовая семья».  Фамилии появились позже имени, поэтому, когда нужно было придумать фамилию, придумывали её по имени- сын Петра- будет Петров, Ивана- Иванов. У человека с выдающимися частями тела- Ушаков, Головков, Носов.  По профессии. занятию человека: Кузнецов,     Сапожников ,Попов, Рыбаков.  У каждой фамилии есть своё объяснение. Есть специальный  этимологический словарь фамилий . Давайте попробуем разгадать происхождение наших фамилий:    Банчук  ( бунчук наз знамя у казаков) Кому могли дать, за что?

                          Беляев ( цвет волос)

                           Белоносов ( возможно предок отморозил нос)

                           Бессикирский ( секира по укр. топор. оружие укр.казаков в бою)

                            Можаев  ( от казачьего «можай»-дородный, богатый.

                           Полищук  (беларус . полесье)

                            Ушаков  (выдающ. части тела)

    Запишите в ромашке свою фамилию и кратко её значение.

    Физминутка

    Встаньте и произнесите своё имя, отчество и фамилию. при этом наклоните голову вперёд, как будто вы знакомитесь с нами .

    -Вот ,молодцы, так солидно и важно это у вас  получилось, что шалить и баловаться просто не к лицу . Нужно уважать и гордиться своей фамилией, какой бы на первый взгляд она не была .Ведь её носило до вас не   одно поколение и наверняка среди них были те, кто прославлял вашу фамилию.

    V      Первичное закрепление

    Давайте рассмотрим свою ромашку и вспомним: о чём мы сегодня говорили?  

    -Имя, отчество, тёзка, этимология, фамилия, род ,день ангела.

    VI      Вторичное закрепление

          -Объясните значение этих слов.

    VII   Итог урока

        Ребята, понравилось вам разгадывать тайны?

    Как вы думаете, а надо ли вам это знать?   Зачем?

    Хотели бы вы сами разгадывать тайны ?

    А кто вам в этом поможет?

    VIII    Домашнее задание

            1 Что обозначает ваше имя?

             2.Мой день ангела.    

             3. Устный рассказ «Как мне давали имя».

          *4. Придумайте легенду происхождения своей фамилии.                                                                                      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация ФГТ. План-конспект занятия "Семья и родной дом"

    Конспект занятия для средней группы ДОУТема  образовательной деятельности «Семья и родной дом».Программное содержание:Создание условий для формирования правильного представления детей о семье, ро...

    Конспект занятия по английскому языку для 1 класса по теме "Моя семья (члены семьи)"

    Внеурочная деятельность в 1 классе. Тема 1  "Я и моя семья". Занятие 3 по теме "Моя семья (члены семьи)"....

    Конспект урока «Семья. Родословная».

    Развивающая программа Л.В. Занкова...

    Конспект урока "Семья, родословная"

    Программа Л.В. Занкова...

    Конспект "Моя семья -моя Родина"

    Знакомство детей с историей города....

    Конспект занятия "Семья и семейные традиции"

    Беседа о семье и семейных традициях...