Конспект урока Семьи и семейных ценностей
классный час (4 класс) на тему
Урок Семьи и семейных ценностей был проведен 1 сентября в 4 классе, ставил целью: показать значимость и ценность семьи в жизни каждого человека, необходимость выработки личной ответственности за ее настоящее и будущее. Урок-классный час был проведен в активной форме и предполагал участие родителей в данном мероприятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Семьи и семейных ценностей | 158.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»
Конспект урока составила
классный руководитель 4 б класса
Савосина И.Н.
Красногорский, 2012
Тема: Семья и семейные ценности.
Форма проведения: Урок 1 сентября.
Эпиграф урока: «Хорошо, что есть семья,
Которая от бед хранит меня!»
Участники: обучающиеся 4 класса и их родители.
Цель урока: Показать значимость и ценность семьи в жизни каждого человека, необходимость выработки личной ответственности за ее настоящее и будущее.
Задачи: 1)Праздничной семейной атмосферой первого урока создать у учащихся положительный настрой на весь учебный год;
2) Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью;
3) Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям;
4) Побудить участников первого урока к размышлениям об отношениях в их семьях, основах семьи;
5)Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;
6) Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции и чувства,
творческие навыки детей, а также навыки коллективной работы.
Наименование этапа | Время (мин) | Техническая поддержка |
1.Организационный момент. Вводная беседа учителя. | 4 | Компьютер, слайд №1 |
2.Викторина «Семья». | 3 | Слайд № 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
3.Разговор о семье. | 4 | Слайды № 8, 9 |
4.Задание «Развеселим дом». | 5 | Презентация с песней «Моя Россия» |
5.Беседа о Петре и Февронии.
| 3 | Слайды № 10,11,12 |
6. Игра-викторина «Ромашка». | 3 | Слайд № 13 |
7. Выступления детей по теме «Родословие». | 8 | Слайд № 14, презентации обучающихся |
8. Выступление мамы многодетной семьи Пырковых. | 2 | Слайд № 15 |
9. Задание «Дом для моих родных». | 4 | Слайд № 15 |
10. Обращение к народной мудрости. | 4 | Слайды № 16,17 |
11. Разговор о «классной» семье. | 3 | Слайд № 18 |
12. Итог урока. | 2 | Слайды № 19, 20 |
Оборудование: праздничная атрибутика, семейные газеты, мультимедийный проектор, экран, компьютер, макет дома, ромашка, ладошки из цветной бумаги, чистые листочки, ручки.
Ход урока.
I. Вступительная часть.
1.Эмоциональный настрой на начало урока. Традиционное начало учебного года. (Фоном звучит веселая песня.)
Повернитесь все друг к другу
И пожмите руки другу.
Руки вверх все поднимите
И легко пошевелите.
Крикнем весело: «Ура!
Урок наш начинать пора!»
2.Чтение стихов детьми.
1)Звенит звонок все громче, все слышней,
И радостью душа переполняется.
Ты думаешь, распелся соловей?
А вот и нет – уроки начинаются.
2) Звенеть он будет много лет подряд…
Его услышав, люди улыбаются,
И расцветают лица у ребят –
Пришла пора, уроки начинаются…
3. Вступительное слово учителя. Здравствуйте, мои дорогие ребята, теперь уже четвероклассники, выпускники начальной школы, уважаемые родители! Мне радостно видеть вас на нашем первом уроке, дающем старт новому учебному году. Знаменательно, что первый урок в этом году по всей России объявлен Уроком семьи и семейных ценностей. Теме Семьи в нашем классе было посвящено много мероприятий (вспомните праздник Семьи в 1 классе, День матери во 2 классе, Праздник Весны, Добра и Света в прошлом году), Истоковские занятия по темам «Семья», «Род», «Родной очаг», «Любовь», «Терпение», «Послушание» и др., многие классные часы. Взгляните на ваши творческие семейные газеты. Тема семьи нам наиболее близка и понятна. Начнем наш разговор с ответов на вопросы викторины «Семья».
4. Викторина «Семья» (Коллективное обсуждение ответов детьми и родителями).
1) В каком месяце отмечается Международный день семьи?
а) В мае;
б) В июне;
в) В августе;
г) В сентябре.
(Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 года. Провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.)
2) Какое выражение стало символом большой семьи?
а) Трое в лодке;
б) Четверо за компьютером;
в) Пятеро в ванной;
г) Семеро по лавкам.
3) Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?
(Алфавит)
4) Самые семейные грибы это… Какие? (Опята)
5)Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
(Мать-и-мачеха)
6) О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
(О матрёшке)
7) Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
(«Яблоко от яблони недалеко падает»)
8) Какую погоду не в силах предсказать синоптики?
(В доме, семейный климат)
9) На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?
(Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)
II. Основная часть.
1.Обсуждение одного из проблемных вопросов.
Учитель: После такой разминки вопрос всем ребятам: «Что же такое семья?» Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас, отвечая на вопрос, поделился своими мыслями, размышлениями, ассоциациями. (Ответы детей).
Вывод: Действительно, семья – это слово, понятное всем как слова «вода» и «хлеб». Оно зарождается в нас с первых сознательных мгновений жизни. Это слово греет душу и дает нам силы в самые непростые моменты жизни.
Ученики: 1. Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
2. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
3. Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
4. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!
Учитель: Семья и родной очаг являются неразделимыми понятиями.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
2. Задание «Развеселим» дом».
Ребята, на доске вы видите изображение дома, символа семейного очага. Думаю, у каждого из вас в роду был дом, похожий на этот. Посмотрите на него, не кажется ли вам, что этому дому немного скучно и одиноко. Давайте с помощью ладошек «развеселим» дом, «укрепим» его позиции. На пальчиках ладошки вы должны описать свою семью. Какая она? Необходимо вписать слова-характеристики. (Выполняют под музыку презентации «Моя Россия).
А теперь озвучим и прикрепим ладошки рядом с домом. Вот уже на доске появился заборчик, дерево из ладошек и даже бабочки. Как вы думаете, почему именно ладошками мы «укрепили» дом? (Разговор о понятиях «мамины руки», «золотые руки», «Трудовыми руками дом укрепляется).
3. Беседа о покровителях любви и верности, православных святых Петре и Февронии.
Учитель: А на доске вы найдете еще один символ семьи, семейного праздника, который мы отмечаем 8 июля. Правильно, это ромашка. А как называется праздник? День семьи, любви и верности. Почему именно 8 июля? Потому что этот день является днем памяти православных святых Петра и Февронии, покровителей семьи. История любви этой супружеской пары описана величайшим поэтом 16 века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии». Согласно повести, супруги княжили в Муроме в 12-13 веках, они жили счастливо и скончались в один день. Встретились супруги на Рязанской земле, славящейся лекарями. Феврония поразила Петра своей мудростью, разгадывая самые трудные загадки. Она согласилась излечить Петра от неизвестной болезни при условии, что он женится на ней. Петр согласился, и Феврония стала княгиней. Постепенно князь понял, что Феврония – его единственная любовь. Они были верны друг другу до конца своих дней и умерли в один день. Примерно через 300 лет после их смерти, в 16 веке, Петр и Феврония были причислены к лику святых русской православной церковью.
4. Игра-викторина «Ромашка».
А давайте проверим, как хорошо вы знаете свою семью. Отрывая лепесток ромашки, нужно ответить на записанный на нем вопрос.
Вопросы: 1) Назови своих бабушек и дедушек по имени-отчеству.
2) Любимое занятие твоей мамы?
3) Назови любимый праздник в Вашей семье.
4) Кто является главой Вашей семьи?
5) Любимый кинофильм Вашей семьи?
6) Назови любимое блюдо Вашей семьи.
7) Какие есть традиции в Вашей семье?
Вывод: Очень важно знать особенности своей семьи, быть внимательным ко всему, что происходит в жизни семьи и, конечно, знать свои корни. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную-генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в наши семьи. Многие ребята из нашего класса с помощью родителей, бабушек, дедушек попробовали свои силы в изучении родословной, собрали очень интересный материал о семье, родственниках, происхождении фамилии, успешно представили на научно-практической конференции, участвовали в конкурсах.
5. Выступления ребят.
Давайте предоставим слово Кононову Максиму, который расскажет о своих знаменитых родственниках. Об истории своей фамилии расскажет Матюкова Маша. О своей военной родословной хочет рассказать нам Кудрявцев Артем.
Учитель: В этом учебном году мы продолжим исследовательскую работу по теме «Родословие», ведь еще столько интересного и нового можно открыть для себя в этой области.
6. Выступление мамы многодетной семьи Пырковых.
Среди семей нашего класса есть семьи, которые вызывают чувство особой гордости. Мы говорим про них – «богатые» семьи, семьи, богатые детьми. Назовите их. (Семья Тани Ниловой- 6 детей, Христины Никитиной- 4 детей, Ани Пырковой- 7 детей.) В чем секрет счастья в таких семьях? Слово Елене Юрьевне Пырковой, замечательной маме, доброй, чуткой и заботливой женщине.
Вывод: В крепкой дружной семье каждый берет на себя обязанности, зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей другим членам семьи. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.
7. Задание «Дом для моих родных».
А сейчас выполним задание под названием «Дом для моих родных». У вас на партах есть чистые листочки. Напишите на них всех членов семьи и под каждым именем – то, что вы можете сделать, чтобы доставить ему радость.
Выполнение задания.
Посмотрите на лист. Как вы думаете, для чего мы это написали? Мы составили ваш небольшой план любви и заботы для всей семьи.
Ученики: 1. Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
2.Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
8. Обращение к народной мудрости.
Испокон веку крепкая дружная семья была идеалом для каждого поколения. Недаром одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Почитать родителей значит: в детстве – их слушаться, в молодости – с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться. Много наш народ сложил и пословиц о семье, о семейных ценностях. Давайте вспомним их.
1. На что клад, коли в семье лад.
2. В семье и каша гуще.
3. Вся семья вместе, так и душа на месте.
4. Яблоко от яблони недалеко падает.
5. Согласную семью и горе не берет.
6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
7. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.
8. Дружная семья и землю превращает в золото.
Ребята, так какой же главный вывод можно сделать по нашему уроку? (Ответы детей).
Запомните заповеди семьи.
Свято храни честь своей семьи.
Люби свою семью и делай ее лучше.
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Доброе дело – дороже богатства.
Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
III. Заключительная часть.
1. Разговор о «классной» семье.
В заключение мне хотелось бы спросить вас, дорогие ребята» а можно наш класс назвать семьей? Я полностью с вами согласна. Наш класс – это большая дружная «классная» семья! В этом учебном году у нас новый статус – мы 4-б!
Класс наш в школе самый умный,
Пятерок много в дневнике!
Мы вам скажем непременно:
Это класс наш – четвертый «Б»! (Проговариваем все вместе)
Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:
Это класс наш - четвертый «Б»!
Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:
Это класс наш - четвертый «Б»!
Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:
Это класс наш - четвертый «Б»!
А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:
Это класс наш - четвертый «Б»!
Четвертый «Б» наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:
Мы – надежные друзья!
Думаю, в этом учебном году нас ждут большие успехи, новые открытия, веселые и радостные моменты нашей «классной» жизни.
2. Заключительный вывод.
Никогда не забывайте о том, что именно любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие, их непрестанным трудом – достаток и благополучие, а вы, дорогие наши дети, своим прилежанием, достойной учебой, заботой и вниманием к родителям доставите им радость и гордость за будущее рода, за сохранение ценных семейных традиций. Удачи вам, а нашим родителям – семейного процветания, счастья, любви и всего самого доброго! Наш урок подошел к концу.
Я вам желаю от души,
Чтоб были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грустить не пришлось никогда.
Желаю счастья и добра,
Желаю теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней!
(Вручение детьми разноцветных ладошек родителям).
Использованная литература.
- А.А. Лопатина, М.В. Скребцова. Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых: 32 беседы по семейному воспитанию в школе. – «Амрита», 2011 г.
- Э.Н. Петлякова. Инновационные родительские собрания. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.
- Праздники в начальной школе: Осень-зима: Сценарии спектаклей и праздничных выступлений: 1-4 классы. - Издательство АСТ, 2004г.
Интернет – ресурсы:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/library/
http://trostyanets.com.ua/images/news/1sent.jpg
http://viki.rdf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час"Урок семьи и семейных ценностей"
Классный час, посвящённый семье и семейным ценностям. Адаптирован для учащихся первого класса....
Урок семьи и семейных ценностей
Уурок разработан с целью привития любви и добрых отношений в семье. Урок построен на теоретическом и практическом материале. учащиеся узнают историю возникновения семьи. ...
Урок семьи и семейных ценностей
Урок семьи и семейных ценностей проведен в 4 классе. Материалы, включённые в разработку, могут использоваться во внеклассной работе и на уроках литературного чтения, окружающего мира....
"Урок семьи и семейных ценностей"
Раскрыть понятия «семья» и «дружная семья», выявить ее особенности....
Урок семьи и семейных ценностей
Урок Знаний во 2 классе....
Уроки семьи и семейных ценностей
Уроки семьи и семейных ценностей...
Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)
Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...