"Урок семьи и семейных ценностей"
классный час (1 класс) на тему

Раскрыть понятия «семья» и «дружная  семья»,  выявить ее особенности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"Урок семьи  и семейных ценностей"

в 1 классе

Цель:

 Определить понятие «семья», формировать понятие «дружная семья».

Задачи: 

    1. Раскрыть понятия «семья» и «дружная  семья»,  выявить ее особенности.

    2. Развивать речь, внимание, мышление, память. Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.

     3.Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения,  эстетический вкус. Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.

Оборудование: плакаты с пословицами, плакат с ребусом, вырезанное из бумаги сердце, вырезанный из цветной бумаги домик, генеалогическое дерево, плакат с названием членов семьи, признаки дружной семьи.

Ход классного часа.

Организационный момент..

Здравствуйте, ребята.  Сегодня у нас с вами первый классный час. Что это такое? Это такой урок, на котором мы с вами будем общаться, беседовать на различные интересные темы, путешествовать со сказочными героями и многое другое.

Тема урока.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это?            СЕМЬЯ.

Сегодня мы поговорим о семье. (На доску вывешивается планшет с надписью СЕМЬЯ.)

Беседа с детьми.

1.Как вы понимаете слово семья?

- Совершенно верно, люди с которыми мы вместе живем, отдыхаем, которые рядом и в праздники и в трудную минуту – это члены семьи. Они самые близкие, родные люди, самые надежные друзья.

Сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас семья большая? Расскажите мне о своей семье. Кто есть в вашей семье? Сколько человек? (Дети рассказывают о своих семьях).

2Работа с родословным деревом.

У.- А есть ли еще у вас родственники? Кто это?
Д.- Тетя и ее семья, дядя и его семья.
У.- Все эти семьи составляют род. Род это все родственники, имеющие общего предка. Слово семья обозначает семь «Я», которые живут под одной крышей. Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Значит, всех их можно назвать семьей. (Завершение работы с родословным деревом).

Издавна одной из традиции в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи. И мы с вами тоже научимся составлять своё родословное дерево.

У.- Расскажите, какие традиции (привычки) есть в вашей семье?  (ответы детей)

3.Скажите, дети, какая семья называется дружной?

На доске:                                   Дружная семья.

(Дети называют признаки дружной семьи).

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них.

Чтение учителем легенды « Как появилась дружная семья». 

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств:

У.- Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье?
Д.- Любовь, ласка, добро, уважение.
У.- Это необходимо только вам?
Д.- Нет, любовь нужна всей семье.
У.- Перед вами лежат листочки с нарисованным сердцем. Представьте, что это ваше сердце. Подумайте, кого бы вы хотели впустить в свое сердце? Это могут быть члены вашей семьи, а может быть кто-то еще. Это сердечко вы можете подарить членам своей семьи

Работа с пословицами, «постройка» дома.

 Разные народы  сочиняли пословицы о доме.

• В гостях хорошо, а дома лучше.

У.  - Как вы понимаете эту пословицу?

 • И стены в доме помогают.

У.- У каждого он свой. Родной дом- это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
У.    - Когда строят дом?

Д.- Дом строят, когда надо где-то жить. Дом строят, когда создается семья.
У.- Давайте вместе подумаем, как ёще можно дом назвать по-другому.
Д. ДОМ - ИЗБА - КВАРТИРА – ЖИЛИЩЕ.
У.- А изначально дом - жилище, изба. В древне - русском языке слово «истба» означало «баня - теплое помещение». Сравните слово истопить, топить, тепло. (На крыше нарисованного дома - «тепло»)
У.- Чтобы всем в доме было тепло, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужно, чтобы в моём доме была доброта.
А вам?
Д.- Уважение

      Понимание

      Уют

      Забота,

      Любовь

      Доверие

      Доброта

      Помощь

      Дружба

(Во время проговаривания учениками учитель на доске в бревнах записывает слова. В результате выстроен дом. На крыше записано слово «ТЕПЛО».)
У.- Вот мы построили дом, в котором тепло.
Соберите в ладони свое тепло, пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло, поделитесь теплом друг с другом.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье будут царить: мир, согласие.  А значит, все будут счастливы.

Взаимопомощь в семье.

Каждая семья интересна по-своему.

В каждой семье есть чему поучиться.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Не забывай выполнять поручения родителей.

В семье, где каждый помогает друг другу, все будут счастливыми, весёлыми и добрыми.

 Кем часто приходиться быть в семье маме, папе, бабушке, дедушке? Как ты им помогаешь?

Беседа о маме

-Почему мама ближе всех на свете?

Расскажите, какие же они, ваши мамы?

Что делает мама для своих детей?

Мама, мамочка. Сколько тепла хранит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, самого дорогого, единственного.

На доске:                         Сердце матери лучше солнца греет.

Как вы понимаете эту пословицу?

Солнце очень жаркое, горячее, которое обогреет всех вокруг, сердце мамы доброе, ласковое, в котором есть место для всех. Мама всегда тревожится и заботится о своих детях. Доброта,  забота и вечная тревога матери за судьбы своих детей.

Не огорчайте своих мам, берегите их.

Физкультминутка.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы - счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

 «Школьная семья».

- А как вы думаете, наш класс можно назвать семьей?  (мнения детей).

Вы верно считаете, что и наш класс можно назвать семьей. Конечно, мы не родственники,но мы видимся каждый день в школе и во дворе, вместе узнаем что-то новое, радуемся победам и огорчаемся из-за неудач. Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности.?

У. - Точно так же у нас в классе – никто за вас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за вас, заботиться друг о друге.
Каждый из вас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. А для этого давайте познакомимся с правилами , по которым  мы будем жить. 
Мы будем (хором)

  • Называть друг друга по именам.
  • Защищать наших друзей, если их обижают.
  • Помогать им в беде.
  • Помогать им в учебе.

Мы не будем (хором)

  • Грубить друг другу.
  • Пускать в ход кулаки.
  • Говорить друзьям обидные слова.

У. - Да мир в семье дороже всего. Давайте посмотрим, а какая будет  наша семья.


/ Это класс наш – первый «В»! (Проговариваем все вместе) /

Класс наш в школе самый шумный,
Все кружится в голове!
Мы вам скажем честно-честно:

Это класс наш – первый  «В»!

Класс наш в школе всех активней
И при деле он везде!
Мы вам скажем откровенно:

Это класс наш – первый «В»!

Класс наш в школе самый дружный,
Всех поддержим мы в беде!
Мы вам скажем без сомнений:

Это класс наш – первый «В»!

А какой веселый самый?
Улыбка сияет на лице!
Мы вам громко все воскликнем:

Это класс наш – первый «В»!

Первый «В» наш самый лучший,
Потому что мы – семья!
Мы вам скажем дружно-дружно:

Мы – надежные друзья!

 Конкурсы.

У.- Вот такая наша дружная школьная семья. Я  надеюсь, что год от года она будет все дружней, все крепче. И у меня, и у ваших родителей - забота, чтобы вы выросли хорошими людьми. И для этого мы прикладываем все силы. Любовью и терпением ваших родителей достигается семейное согласие; непрестанным трудом – достаток и благополучие. Помните мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». В семье есть такая традиция: отмечать семейные праздники. Когда в семье праздник, то обычно звучат поздравления, песни, шутки, конкурсы. Наш первый конкурс называется «В мире животных».

Вопросы.

  • Животное – пешеходный переход. (Зебра)
  • Животное – компьютерный манипулятор. (Мышь.)
  • Животное – шахматная фигура. (Слон, конь)
  • Животное – гриб. (Лисичка)
  • Животное – бездельник. (Ленивец.)
  • Животное – маршрутное такси. (Газель.)
  • Животное – легковая машина. (Ягуар.)
  • Животное – проявление нежности и любви. (Ласка.)
  • Животное – река. (Тигр.)
  • Животное – жилище. (Норка.)
  • Животное – безбилетный пассажир. (Заяц.)
  • Животное – застежка на замке-молнии. (Собачка.)
  • Животное – символ одной из российских партий. (Медведь.)
  • Животное – шипы для лазанья, прикрепляемые к обуви. (Кошки.)

У.- Следующий конкурс «Шуточный экзамен». Ребята, давайте проверим, насколько вы были внимательны .Отвечайте быстро на мои вопросы.

1. Сколько этажей в нашей школе?
2. Сколько ступенек надо преодолеть, чтобы попасть к нам в класс?
3. Сколько предметов будет в 1 классе?
4. Как фамилия директора нашей школы?
5. Как зовут вашего учителя ?
6. Услышав звонок, что надо сделать?

У. - Молодцы, вы справились со всеми заданиями.
Мне хочется пожелать вам всем: пусть ваши лица устают только от улыбок!
Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем!

Итог.

У.- Ребята, давайте подведём итог нашего классного часа. Продолжите за мной фразы.

Сегодня на классном часе:

1.Я узнал(а)…

2.Научился…

3.Открыл для себя…

4.Я чувствовал(а) себя…

5.Теперь я знаю…

 6.Мне было интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" учителя начальных классов Гайнуллиной А.А.

Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" в 4 классе. Цель урока:продолжить знакомство с традиционными религиями России  и их отношением к семье...

Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности"

Урок по ОРКСЭ  по теме "Семья. Семейные ценности" был проведен в 4 классе. Целью урока являлось продолжение знакомства с традиционными религиями России и их отношением к семье. урок сопровождаетс...

Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья.Семейные ценности."

Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья. Семейные ценности."...

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"

Конспект урока ОРКСЭ по теме: "Семья, семейные ценности"...

Урок ОРКСЭ "Семья, семейные ценности"

На уроке дети представляют  презентации о своей семье. Обсуждают легенды, делают выводы....

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему" Семья - семейные ценности"

Документ содержит презентацию к уроку Основы светской этики по теме "Семья-семейные ценности"...

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...