Урок ОРКСЭ "Семья, семейные ценности"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Загуменных Александра Васильевна

На уроке дети представляют  презентации о своей семье. Обсуждают легенды, делают выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_orkse_semya_semeynnye_tsennosti.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ НОШ №11

Учитель: Загуменных А.В.

Тема: Семья, семейные ценности.

Цель: формирование у детей понятия «семья» и «семейные ценности».

Задачи:

  1.  Конкретизировать с учащимися понятия «семья» и «семейные  ценности», показать, как  традиционные религии России относятся к семье; подвести учащихся к  выводу, что  семейные ценности различных религиозных культур совпадают.
  2. Развивать умения сравнивать, анализировать текст, выделять существенное, обобщать; способствовать развитию коммуникативных качеств, умению работать в группе.
  3. Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейным ценностям и традициям представителей разных культур.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентации детей, текст притчи и стихотворения, карточки с заданием для работы в группе, запись песни.

Ход урока.

Этапы работы

Действие учителя

Действия ученика

Актуализация знаний

Спрашиваю детей:

-Отгадайте загадку:

  У меня есть мама,

   У меня есть папа,

   У меня есть дедушка,

   У меня есть бабушка,

   А у них есть я.

   Что это?            СЕМЬЯ

-Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

-послушайте стихотворение, попробуйте найти ответ на вопрос «о чём данное стихотворение, какие ценности выделяет автор?

Что может быть семьи дороже?

 Что может быть семьи дороже?

 Теплом встречает отчий дом,

 Здесь ждут тебя всегда с любовью,

 И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

 Сидят за праздничным столом,

 И вместе им совсем не скучно,

 А интересно впятером.

 Малыш для старших как любимец,

 Родители - во всем мудрей,

 Любимый папа - друг, кормилец,

 А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

 Оно рождается в семье,

 Что может быть ее дороже

 На этой сказочной земле.

Слушают

Ответы детей.

Ребята отвечают, рассуждают, выделяют общечеловеческие ценности: отчий дом, любовь, добро, дружба, мудрость, счастье.

Делают вывод, что семья – это то, что воспитывает  ценности и объединяет близких людей

Изучение новой темы

-Как вы думаете, какова тема нашего урока?

-О чем мы должны сегодня задуматься и обсудить?

Называю тему и цель урока:

-Понять что такое «семья» и «семейные  ценности», сравнить, как  традиционные религии России относятся к семье; сделать   выводы о семейных ценностях различных  религиозных   культур.

Работа в группах

Работа над новой темой.

-Как вы думаете, на чём держится семья? 

Работа в группах.

Чтение и обсуждение притчи.

1.Прочитайте текст. 

2.О ком или о чем говорится в тексте? Что об этом говорится?

3.Обсудите в группе, какие слова написал старец. Выберите слово и допишите, объясните, почему вы выбрали это слово.

« В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…(понимание)

-И так, как вы думаете какое слово выбрано правильно? Старец написал «100 раз понимание»

На семейных ценностях

Отвечают желающие. Каждая группа выдвигает свои предположения.

Любовь

Понимание

Добро

Внимание

Помощь

дружба

отметить работу детей в группе

Делаем вывод, что любое из этих слов имеет место быть

Физминутка

Игра «Карандаш».

Члены семьи обычно чувствуют настроения и переживания друг друга даже без слов. Они должны уметь уступать друг другу. Как это у вас получается, посмотрим  в следующей игре. Разделитесь на две пары. Каждая пара берет по карандашу и придерживая его указательными пальцами правой руки молча движется по комнате в течение 2 минут. Посмотрим, сколько раз у вас упадет карандаш.

Вывод: чтобы карандаш не падал, нужно согласие и слаженность, как и в любой семье

Фронтальная работа

- Как вы думаете, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Есть ли расхождения в разных религиозных культурах? 

- На эти вопросы помогут нам ответить ребята, которые приготовили презентации

Презентации детей:

Рома:

-Какие главные ценности отметил Рома в христианской семье?

Марина:

- Какой обряд описала Марина, на что нужно обратить внимание, прежде чем объявить об этом обряде?

Рахим, Вадим:

- Как должны относиться друг к другу супруги в мусульманской семье?

Костя, Таня:

- Что является важным для иудаиской семьи?

Полина, Алина:

-Чем является семья в буддийской вере?

-Какие семейные ценности отметила Алина в своем выступлении?

Делают вывод: семья – это свято для всех. Есть небольшие различия, но они незначительны

Оценить работу детей

-Любовь, уважение, помощь и т.д.

- Помолвка, уверенны ли молодые люди в своем решении

-Поддерживать друг друга и воспитывать детей

-Воспитание друг друга, уважение, помощь

-Единство , уважение друг к другу

Уважать отца и мать, заботиться о детях

- Закрепление основных понятий урока.

- Какая семья называется дружной? Дружной она становиться сама по себе или для этого нужно что – то делать?

Послушайте притчу « Как появилась дружная семья».  

   Давным  – давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?) Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба.

Ребята высказываются по очереди предположения

Дети предполагают: любовь, дружба и т.д.

Практическая работа

Составление законов счастливой семьи:

- Наверно, семья счастлива тогда, когда в ней соблюдают традиции, законы дружной семьи.

- Предлагаю подумать, какие законы делают людей счастливыми. Конечно, при условии, что эти законы соблюдает каждый из вас.

Давайте выведем несколько законов, а начинать фразу будем со слова «я». Даю вам подсказку – опорные слова

Забота и помощь (1) Я забочусь и помогаю родным и близким.

Уважение и внимание (2) Я уважаю родных и внимательно к ним отношусь.

Любовь и понимание (3) Я люблю своих родных и понимаю их.

Доверие и советы (4) Я доверяю родным, честно обсуждаю проблемы и советуюсь с ними.

Радость и доброта (5)  Я стараюсь приносить радость и быть добрым ко всем.

Грубость и огорчение (6) Я не грублю и не огорчаю родных, всегда прошу прощения.

- Сложные законы? Нет. Но, выполняя их, в семье будет радость, счастье, понимание. А это самые настоящие семейные ценности.

Составляют законы и зачитывают

Рефлексия

-Наш урок подошел к концу, давайте подведем итог, удалось ли нам раскрыть понятие семья?

-Какие семейные ценности нужно хранить, чтобы не разрушить семейного счастья?

-Многие семейные ценности можно найти в мудрых словах пословиц, помогите закончить пословицу:

Где любовь да совет, там и горя … (нет)

Лучший клад, когда в семье … (лад)

В гостях хорошо, а дома … (лучше)

В своём доме и стены … (помогают)

В семье разлад, так и дому … (не рад)

Вся семья вместе, … (так и душа на месте)

Высказывание ребят по поводу достижение цели урока

семья – это то, что воспитывает  ценности и объединяет близких людей

Домашнее задание

Написать мини-сочинения о своей семье.

Стр.74, пересказ

Запись в дневниках

Итог урока

- Закончить наш с вами разговор я хотела бы песней о семье.

Слушание музыкальной записи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"Урок семьи и семейных ценностей"

Классный час, посвящённый семье и семейным ценностям. Адаптирован для учащихся первого класса....

Урок знаний в 1 классе "Семья и семейные ценности"

Цель урока знаний:  доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое,  что  есть у человека. Сплоченность семьи – это фундамент благополучия...

Урок "Семейные ценности"

Разработка урока, посвящённого семейнным ценностям. Ценности духовные и материальные. Создание образа семьи....

Педагогическая мастерская «Семья и семейные традиции. Роль семейных ценностей в жизни человека» занятие для детей 1-3 классов

Актуальность данной темы обусловлена тем, что семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. В младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориен...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Формирование у обучающихся 1 класса по системе Л. В. Занкова ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни

Как развивать ценностные представления об институте семьи,  о семейных ценностях и культуре семейной жизни...