Главные вкладки

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

    Полежака Лариса Николаевна
    Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи; помогает сформировать ценностное отношение к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.
    На уроке используется проектная технология, проблемное обучение, а также работа в парах и группах сменного состава.

    К уроку предлагается презентация с целью создания проблемной ситуации, обсуждения гипотезы, чтобы создать условия для формирования понятий "семья", "семейные ценности". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon orkse_semya._semeynye_traditsii.doc94.5 КБ
    Office presentation icon semeynye_tsennosti.ppt2.69 МБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА по ОРКСЭ

    в 4 классе   по УМК «Начальная школа XXI века»

     составлена учителем начальных классов ГБОУ гимназия №52

    Приморского района г. Санкт - Петербурга

    ФИО: ПОЛЕЖАКА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА

    Место работы: ГБОУ гимназия №52

    Должность: учитель начальных классов

    Предмет: ОРКСЭ

    Класс: 4

    Тема урока: Семья. Семейные ценности. 

    Цель урока:

    • создать условия для формирования понятия «семья», выявление особенностей семьи;
    • организовать совместную деятельность детей по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи;
    • формировать уважение к членам своей семьи, воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к семейными традициям и ценностям представителям разных культур.

    Планируемые результаты:

    • дать начальное представление о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, об этнических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
    • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека в социуме, как гражданина, семьянина, товарища;
    • сформировать ценностное отношение к России, к своему народу, своей семье, старшему поколению.

    Основные понятия: семья, семейные ценности, традиции, понимание, любовь.

    Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык, история, изобразительное искусство.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Технологии, используемые на уроке: проектная деятельность, проблемное обучение.

    Формы работы учащихся: фронтальная, парная, в группах сменного состава.

    Необходимое техническое оборудование:  ПК (1), мультимедийный комплекс с ИД

                                                                                          Структура и ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

     Универсальные учебные действия

    1. Организационный момент.

    Создать эмоциональный настрой на работу:

    Из глубокого колодца

    Солнце медленно встает.

    Свет его на нас прольется,

    Луч его нам улыбнется,

    Новый день оно начнет.

    - Пусть сегодня день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки, которые вы подарите сейчас друг другу.

    Проверить готовность  к уроку; создать эмоциональный настрой.

    Личностные УУД: желание и стремление к познавательной деятельности.

    Регулятивные УУД: настрой на работу, создание ситуации успеха.

    Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества.

    2. Самоопределение к учебной  деятельности. Постановка проблемы.

    Мотивировать учащихся к учебной деятельности,  определить содержательные рамки урока

     (используются слайды презентации)

    У меня есть мама,

    У меня есть папа,

    Есть дедушка и бабушка,

    А у них есть я

    Что это? (Семья)

    - Как вы думаете, о чем же сегодня пойдет разговор на уроке?

    - Знакомы ли вам понятия семья, семейные ценности, семейные традиции, понимание, любовь?

    Участвуют в беседе.

    Выдвигают предположение о цели и задачах урока.

    Составляют кластер «Семейные ценности»

    Р. П. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.

    П. – Строить свои  речевые высказывания в устной форме.

    3. Проблемная ситуация.        

    4. Мотивация урока. Презентация минипроектов.

           

    Дискуссия с использованием слайдов презентации:

    - Что такое счастье?

    - Правда ли, что все люди хотят быть счастливыми?

    - Если каждый человек хочет быть счастливым, значит, все мечтают об одном и том же?

    - Что значит быть счастливым с вашей точки зрения?

    Что может быть семьи дороже?

    Теплом встречает отчий дом.

    Здесь ждут тебя всегда с любовью

    И провожают в путь с добром!

    Элементы проектной деятельности.

     - Дайте определение понятия «счастье в семье».

     - Как принести СЧАСТЬЕ в семью?

     - От чего зависит счастье в семье?

     - Для чего нужны семейные традиции?

    Участвуют в дискуссии, высказывают своё мнение.

    .

    Предположения детей.

    Выводы. Определение темы и целей урока.

    Презентация минипроектов «семейные традиции».

    Выступление группы детей, подготовивших информацию.

    Выводы детей.

    П. - постановка вопросов; анализ объектов с целью выделения признака.

    Л. - уметь подбирать верную характеристику понятия.

     

    Формирование умения делать выводы.

    Р.-  планирование, прогнозирование.

    П.-  решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

    5. Изучение темы и осмысление материала урока. 

     Познакомить с понятием «семья», «семейные ценности»

     

    - Семья… Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно означает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

    Давайте обратимся к справочной литературе словарю Ожегова и узнаем, как трактуется это слово.

    Кого вы представляете, когда слышите «моя семья»?

    Слово «семья» греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ребенок всегда желанный, в семье ему дают имя.

    - Слово «семья» можно разделить на 2 части «семь» и «я». Почему?

    -  Для чего люди создают семью?

    - А как называются люди, объединенные одной семьей?

    - Кем вы приходитесь своим родителям?

    - Как они вас называют?

    - Но и у ваших мама и пап есть родители. И они очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам близкими родственниками. Кем они вам приходятся?

    - Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

    - Как вы думаете, на чем держится семья?

    Фронтальная беседа. Размышляют, отвечают на поставленные вопросы.

    Индивидуальная работа со словарём.

    Ответы детей, выводы.

    П.Р. – Уметь отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения.

    П.- Построение  логической цепи рассуждения.

    К. – Уметь  в коммуникации строить высказывания.

    5. Закрепление изученного.

    Работа в парах.

    Метод «Незаконченное предложение»

     - Чтобы семья была крепкой и дружной…

     

    Составь пословицы из предложенных частей:

    Семья в куче - не страшна и туча.

    В семье и каша гуще.

    На что и клад, когда в семье лад.

    Без совета стариков дело не пойдет.

    Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

    Мать – святыня, с ней не спорят.

    Мать сказала – Бог сказал.

    Нет ничего на свете краше, чем матери наши.

    Мать в семье – клад.

    Объясните, как вы понимаете пословицы.

    Беседа о маме. Сердце матери лучше всякого тепла греет (используем слайды презентации)

     - Как вы думаете, совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

    Предположения детей.

    Выполнение задания, рассуждения, доказательства своей точки зрения.

    Объяснение пословиц.

    Составляют эссе «Моя мама самая-самая...»

    Предположения детей.

     П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.

    К.- сотрудничество в поиске и выборе информации.

    Р.П.- Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

    6. Осмысление и обобщение материала.

    Работа в группах.

    Учитель, беседуя с детьми, устанавливает осознанность восприятия. Обобщение материала.

     Поработаем в группах.

    Поставить учебную задачу,

    организовать проверку выполненного задания.

    - Давайте рассмотрим семьи разных культур и определим совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах (группы получают задания и обрабатывают информацию)

    Семья в иудейской религиозной культуре (слайд 9)  Мир существует согласно законам природы, установленным Всевышним. Все в нем взаимосвязано. Вода питает землю. Из земли произрастают растения, отдавая в атмосферу кислород. Жизнь возможна только тогда, когда вся природа взаимодействует. Это взаимодействие называется любовью. Только любовью Всевышнего сотворен мир, только благодаря любви существует человек. Любовь к ближнему — важнейший принцип бытия, стержень общественной и частной жизни человека. Итак, основа эволюции — любовь. Таким сотворил Бог наш мир. Поэтому мы и называем его Богом любви. Основа же всей Торы: любовь и праведность, то есть уважение к ближнему, строгое следование моральным заповедям, бескорыстная помощь всем нуждающимся вне зависимости от их заслуг. Эти качества не могут передаваться из поколения в поколение сами по себе, без воспитания. Поэтому одной из важнейших основ иудаизма является воспитание — и не только детей, но и взрослых. Первых учат родители, вторых — Сам Всевышний. Заповедь о почитании родителей рассматривается в иудейской культуре как высший долг человека. Семья в иудаизме не только социальное, но так же религиозное объединение. Член семьи считается ответственным за её доброе имя. «Семья подобна куче камней - вытащи один, и вся куча рассыплется».

    Семья в буддистской религиозной культуре (слайд 10) Жизнь в буддистской семье полна любви, радости и смеха. Существует древняя традиция одаривания: дарить пищу, подарки, гостеприимство и помощь. Дарящий получает от этого огромное удовольствие. Семья для буддистов – это близкое и духовное единство людей, где уважение друг к другу не только наполняет разум, но и выражается в словах и поступках. Порядок в семье поддерживается не страхом наказания, а доверием и взаимным уважением. Будда учил, что зло само по себе является наказанием. Оно делает нашу жизнь уродливой и даже после многих лет наслаждений всё равно приводит нас к горькому сожалению и раскаянию. Согласно традиции буддизма супруги должны заботиться о своих родителях, детях и любом члене обеих семей, который нуждается в поддержке. Поэтому брак заключается ради интересов общины, а не только счастья двоих. Дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям. Необходимо, чтобы родители были хорошим примером для своих детей, достойным для подражания. Если бы мы по-настоящему любили какого-то человека, мы бы неустанно стремились к его счастью. А вместо этого люди неустанно заботятся лишь о своём собственном благополучии. Именно эта потребность в другом человеке, обусловленная эгоистичными желаниями, создаёт проблемы и страдания в отношениях между людьми.

    Семья в православной культуре (слайд11) Cемья в православии всегда входила в ранг особых, непреходящих, жизненно важных ценностей. Она была основой и светского общества, и православной общины. В России Домострой служил источником подобной информации, в нем были изложены основные принципы построения семьи и ведения дома в соответствии с православием. Любовь (к Богу, друг другу, ко всем людям), уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших, дети были главными принципами-ценностями семьи (дома) по Домострою. В Домострое семья сама по себе выступала как ценность. Главой семейства однозначно был муж, «государь», который нес за домочадцев колоссальную нравственную ответственность: он должен «следовать всем христианским законам и жить с чистой совестью и в правде, с верой творя волю Божью и соблюдая заповеди его, и себя утверждая в страхе Божьем, в праведном житии, и жену поучая, также и домочадцев своих наставляя, не насильем, не побоями, не рабством тяжким, а как детей, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, в теплом дому и всегда в порядке»2. Муж и жена принимали все решения соборно, так как Домострой предписывал супругам ежедневно наедине обговаривать все вопросы. Жена по Домострою выполняла функцию регулирования эмоциональных отношений в семье. Именно ей отводится роль «заступницы» за детей и слуг перед строгим «государем», она же отвечает и за семейную благотворительность  - важный фактор духовной жизни, проявления которой одобрялись церковью и обществом. Любовь - основа основ семьи и православия.

    Семья в исламской религиозной культуре (слайд 12) В Коране Аллах Всевышний говорит: «Аллах дал вам в ваших домах жилье…» (16:80). Что значит дом для мусульманской семьи? Является ли он тем местом, где члены семьи могут искренне общаться друг с другом, где у них возникает чувство общей веры и общих ценностей и где их поведение базируется на исламских принципах? Является ли он тем местом, где члены семьи чувствуют себя защищенными и счастливыми и где они проявляют доброту друг к другу? Дом не должен быть лишь тем местом, где люди едят, спят и отдыхают. Мы проводим большую часть времени в стенах дома, и именно в доме семьи собираются вместе, а жены и мужья имеют возможность находиться наедине. Именно здесь семья может вместе молиться и жить, руководствуясь тем, что было ниспослано Аллахом Милосердным. «Когда Аллах любит людей, живущих в одном доме, он внушает им доброту друг к другу» (Сахих аль-Джами). Хотя ни у одной семьи жизнь не является безоблачной, мы должны использовать лучшие дары – терпение и способность прощать, чтобы исправлять совершенные ошибки. Мы должны стремиться быть терпеливыми, добрыми, спокойными и понимать точку зрения спутника жизни. Нет другого способа прийти к теплым семейным отношениям, кроме как слушать и понимать. Большая часть наших неприятностей возникает из-за неспособности понять друг друга, а не из-за плохих намерений. Мужьям и женам следует избегать обсуждения своих семейных проблем с людьми со стороны. Они должны поддерживать и понимать друг друга.

    Выполняют задание, обобщают, делают выводы.

    Учащиеся работают с информацией в группах сменного состава: обсуждают, сравнивают ценности семей разных культур, делятся своей информацией, делают выводы.

    Дети  учатся анализировать и синтезировать полученную информацию, делать выводы.

    Обучающиеся получают возможность

    учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу.

    Л. – Уметь не создавать конфликтов, договариваться, распределяя работу в группе.

    Р. – Умение удерживать учебную задачу.

    П. – Строить свои  речевые высказывания в устной форме.

    П.Р. – Уметь формулировать мысль, строить высказывание, аргументировать свою точку зрения.

    Л. - желание и стремление

     к познавательной деятельности.

    Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;  учиться высказывать свое предположение (версию); проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве.

    Коммуникативные УУД:

    формируют умения выражать свои мысли; объяснять свое несогласие и пытаться договориться; овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

    9. Рефлексия деятельности

    (итог урока).

    Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний (используем слайды презентации)

        Семья-это счастье, любовь и удача,

    Семья-это летом поездки на дачу.

         Семья-это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

     Семья-это труд, друг о друге забота

     Семья-это много домашней работы.

        Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

    «Какая хорошая эта семья!»

    Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.

    Учащиеся составляют синквейн «Семья».

    Регулятивные УУД: 

    умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

     Личностные  УУД:

    понимание  значения семьи в жизни человека, желание беречь семейные традиции и семейные ценности.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час во 2-в классе на тему «Семья и семейные ценности»

    Данный классный час помогает определить понятие «семья», формирует понятие «счастливая семья»,воспитывает эстетический вкус. Способствует сплочению и развитию классного коллектива....

    Классный час в 3 классе на тему «Семья и семейные ценности»

    Цель:  Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».Задачи: 1. Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья»,  выявить ее особенности....

    Классный час во 2-в классе на тему «Семья и семейные ценности»

    Классный час во 2-в классе на тему  «Семья и семейные ценности»Цель:  Определить понятие «семья», формировать понятие «счастливая семья».Задачи: 1. Раскры...

    Межвозрастной урок Основы православной культуры в 4 классе и ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья и семейные ценности".

    Данный урок проведён врамках кустового методического семинара по теме "Внедрение ФГОС ООО второго поколения". Наша школа малокомплектная. Наполняемость классов низкая. Проведение таких уроко...