Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности"
план-конспект урока (история, 4 класс) по теме

Гайнуллина Амина Алмазовна

Урок по ОРКСЭ  по теме "Семья. Семейные ценности" был проведен в 4 классе. Целью урока являлось продолжение знакомства с традиционными религиями России и их отношением к семье. урок сопровождается слайдами. На уроке использованы различные виды деятельности: чтение , беседа, игра "Ромашка" , пересказ. Викторина проводилась в работе в парах, в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_orkse_4_klass.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ 4 класс

Гайнуллина Амина Алмазовна, учитель начальных классов,

МАОУ – лицей №2 г Альметьевск

Тема «Семья. Семейные ценности» Слайд 1

Цель продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье

Задачи: формирование представлений об исторической роли семьи в традиционных религиях;

воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;

способствовать развитию творческих способностей учащихся Слайд 2

Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), слайд – шоу «Семья. Семейные ценности», учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4 -5 классов под ред. А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токарева и др. ромашка, видеоролик «Гимн семьи». Выставка иллюстраций о семье, рисунков детей «Наша дружная семья».

Ход урока

Организационный момент

- Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.

Сообщение темы урока

Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Прочитайте. Доскажите словечко.

Слайд 3

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)

Назовите тему урока. О чем мы будем говорить? Что такое семья?

Словарная работа

Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова. Слайд 4

(Семья – группа живущих вместе близких родственников)

Назовите всех членов вашей семьи.

Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)

О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья» Слайд 5

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств.

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

На основании этих качеств составьте,  какие правила должны быть в семье:

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей, и т. д.

Изучение нового материала

Работа с учебником на с 74

Православие  Слайд 6

Чтение второго и третьего абзацев на с 74

- Как именуется семья в православии? (малой Церковью)

- Где устраивали свои храмы первые христиане? (в жилищах)

- Как должны жить люди в христианском браке? (В любви и верности)

Знакомство с повестью о Петре и Февронии Слайд 7

Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.

Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно. Краткий пересказ одним из учащихся.

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.  Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.  Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки в стороны, пошире,

Развернули на четыре

Крепко их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть.

Работа с учебником на с.74-75

Иудаизм Слайд 8

Чтение шестого абзаца

- Что является одной из главнейших заповедей в иудаизме? (брак и рождение детей)

- А что считалось огромным наказанием? (бездетность)

Ислам Слайд 9

Чтение в учебнике, как рассматривает брак ислам

- Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина? (создать крепкую семью и воспитать потомство )

- Как дети должны относиться к родителям? (почитать своих родителей)

- Кому принадлежат слова «рай находится под ногами наших матерей»? (пророку Мухаммаду)

Буддизм Слайд 10

- На какие группы делятся все верующие в буддизме? (На мирян и монахов)

- Почему для мирян в буддизме семья является важнейшей частью их жизни? (Потому что брак должен заключаться не только для счастья двоих, но и ради интересов общества. Семья – это ответственность и забота о детях, родителях, о монахах)

Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? (любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях) Слайд 11

Закрепление пройденного материала (викторина).

Задание №1 (фронтальный опрос)

Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили им сохранить семью? (взаимная мудрость, терпение, любовь)

Задание №2 (работа в паре)

- Предлагаю вам заполнить таблицу

Религиозные культуры

Продолжи предложение

Христианство

Семья – это…

Ислам

Семья – это…

Иудаизм

Семья – это…

Буддизм

Семья – это…

Слова для справок: любовь, обязанность воспитывать потомство, рождение сына, ответственность и забота о детях и родителях, монахах

Задание №3 (работа в группе)

Сложить пословицы. Для каждой группы три пословицы. Какая пословица вам понравилась? Почему? Объяснить значение.

Пословицы для 1 группы

На что клад,                                                           когда над ней крыша одна.  лад

Согласье в дому – достаток в дому,                     коли в семье

Семья сильна,                                                       раздоры в семье - пропадать всему    

Пословицы для 2 группы

Вся семья вместе,                                               и каша гуще

В родной семье                                                   еда вкуснее.

За общим семейным столом                              так и душа на месте.

Пословицы для 3 группы

Дом согревает не печь                                      что цветок без запаха

Дерево держится корнями,                              а любовь и согласие

Семья без детей,       ,                                      а человек семьёй

Итог урока. - Какие ценности являются общими для всех семей? Слайд 12

- Сегодня вы узнали о новом празднике, утвержденном президентом России в 2008 году. Как он называется? И когда празднуется? Что стало символом этого праздника? (всероссийский день семьи, любви и верности, 8 июля. Ромашка.)

Домашнее задание Слайд 13

Составьте рассказ о своей семье. Найдите пословицы и поговорки о семье

Звучит Гимн Семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" учителя начальных классов Гайнуллиной А.А.

Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" в 4 классе. Цель урока:продолжить знакомство с традиционными религиями России  и их отношением к семье...

Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья.Семейные ценности."

Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья. Семейные ценности."...

Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".

Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи:        - сформировать представление о духовных ценностя...

Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

Конспект урока по ОРКСЭ Семья и её ценности

Раскрывается смысл семьи , её ценности....