Главные вкладки

    Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности"
    план-конспект урока (история, 4 класс) по теме

    Гайнуллина Амина Алмазовна

    Урок по ОРКСЭ  по теме "Семья. Семейные ценности" был проведен в 4 классе. Целью урока являлось продолжение знакомства с традиционными религиями России и их отношением к семье. урок сопровождается слайдами. На уроке использованы различные виды деятельности: чтение , беседа, игра "Ромашка" , пересказ. Викторина проводилась в работе в парах, в группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_orkse_4_klass.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок по ОРКСЭ 4 класс

    Гайнуллина Амина Алмазовна, учитель начальных классов,

    МАОУ – лицей №2 г Альметьевск

    Тема «Семья. Семейные ценности» Слайд 1

    Цель продолжить знакомство с традиционными религиями России и их отношением к семье

    Задачи: формирование представлений об исторической роли семьи в традиционных религиях;

    воспитание уважительного отношения к семейным ценностям и традициям;

    способствовать развитию творческих способностей учащихся Слайд 2

    Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), слайд – шоу «Семья. Семейные ценности», учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4 -5 классов под ред. А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токарева и др. ромашка, видеоролик «Гимн семьи». Выставка иллюстраций о семье, рисунков детей «Наша дружная семья».

    Ход урока

    Организационный момент

    - Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.

    Сообщение темы урока

    Тему сегодняшнего урока я не обозначила. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Прочитайте. Доскажите словечко.

    Слайд 3

    У меня есть мама,

    У меня есть папа,

    У меня есть дедушка,

    У меня есть бабушка,

    А у них есть я.

    Что это? (СЕМЬЯ)

    Назовите тему урока. О чем мы будем говорить? Что такое семья?

    Словарная работа

    Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова. Слайд 4

    (Семья – группа живущих вместе близких родственников)

    Назовите всех членов вашей семьи.

    Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая…)

    О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь.

    Чтение одним из учащихся. «Как появилась дружная семья» Слайд 5

    Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

    На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств.

    Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

    На основании этих качеств составьте,  какие правила должны быть в семье:

    Уважайте мнение всех членов семьи.

    Старайтесь понять каждого и если надо простить.

    Никогда не смейтесь над кем-то.

    Уважайте родственников.

    Почитайте родителей, и т. д.

    Изучение нового материала

    Работа с учебником на с 74

    Православие  Слайд 6

    Чтение второго и третьего абзацев на с 74

    - Как именуется семья в православии? (малой Церковью)

    - Где устраивали свои храмы первые христиане? (в жилищах)

    - Как должны жить люди в христианском браке? (В любви и верности)

    Знакомство с повестью о Петре и Февронии Слайд 7

    Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день.

    Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

    Чтение детьми повести о Петре и Февронии самостоятельно. Краткий пересказ одним из учащихся.

    Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.  Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.  Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

    Физкультминутка

    Поднимает руки класс - это раз.

    Повернулась голова – это два.

    Руки в стороны, пошире,

    Развернули на четыре

    Крепко их к плечам прижать – это пять

    И за парты тихо сесть – это шесть.

    Работа с учебником на с.74-75

    Иудаизм Слайд 8

    Чтение шестого абзаца

    - Что является одной из главнейших заповедей в иудаизме? (брак и рождение детей)

    - А что считалось огромным наказанием? (бездетность)

    Ислам Слайд 9

    Чтение в учебнике, как рассматривает брак ислам

    - Какая обязанность возлагается на взрослого мусульманина? (создать крепкую семью и воспитать потомство )

    - Как дети должны относиться к родителям? (почитать своих родителей)

    - Кому принадлежат слова «рай находится под ногами наших матерей»? (пророку Мухаммаду)

    Буддизм Слайд 10

    - На какие группы делятся все верующие в буддизме? (На мирян и монахов)

    - Почему для мирян в буддизме семья является важнейшей частью их жизни? (Потому что брак должен заключаться не только для счастья двоих, но и ради интересов общества. Семья – это ответственность и забота о детях, родителях, о монахах)

    Какие ценности являются общими для всех семей, о которых мы говорили? (любовь, рождение детей, обязанность воспитать их, забота о детях и родителях) Слайд 11

    Закрепление пройденного материала (викторина).

    Задание №1 (фронтальный опрос)

    Назовите, какие качества святых Петра и Февронии позволили им сохранить семью? (взаимная мудрость, терпение, любовь)

    Задание №2 (работа в паре)

    - Предлагаю вам заполнить таблицу

    Религиозные культуры

    Продолжи предложение

    Христианство

    Семья – это…

    Ислам

    Семья – это…

    Иудаизм

    Семья – это…

    Буддизм

    Семья – это…

    Слова для справок: любовь, обязанность воспитывать потомство, рождение сына, ответственность и забота о детях и родителях, монахах

    Задание №3 (работа в группе)

    Сложить пословицы. Для каждой группы три пословицы. Какая пословица вам понравилась? Почему? Объяснить значение.

    Пословицы для 1 группы

    На что клад,                                                           когда над ней крыша одна.  лад

    Согласье в дому – достаток в дому,                     коли в семье

    Семья сильна,                                                       раздоры в семье - пропадать всему    

    Пословицы для 2 группы

    Вся семья вместе,                                               и каша гуще

    В родной семье                                                   еда вкуснее.

    За общим семейным столом                              так и душа на месте.

    Пословицы для 3 группы

    Дом согревает не печь                                      что цветок без запаха

    Дерево держится корнями,                              а любовь и согласие

    Семья без детей,       ,                                      а человек семьёй

    Итог урока. - Какие ценности являются общими для всех семей? Слайд 12

    - Сегодня вы узнали о новом празднике, утвержденном президентом России в 2008 году. Как он называется? И когда празднуется? Что стало символом этого праздника? (всероссийский день семьи, любви и верности, 8 июля. Ромашка.)

    Домашнее задание Слайд 13

    Составьте рассказ о своей семье. Найдите пословицы и поговорки о семье

    Звучит Гимн Семьи.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" учителя начальных классов Гайнуллиной А.А.

    Урок по ОРКСЭ по теме "Семья.Семейные ценности" в 4 классе. Цель урока:продолжить знакомство с традиционными религиями России  и их отношением к семье...

    Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья.Семейные ценности."

    Урок по ОРКСЭ для 4 класса на тему "Семья. Семейные ценности."...

    Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".

    Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.Цели и задачи:        - сформировать представление о духовных ценностя...

    Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

    Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...

    План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

    План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

    Технологическая карта урока по ОРКСЭ в 4 классе на тему: "Семья. Семейные ценности"

    Урок направлен на организацию совместной деятельности по определению основных ценностей семьи, таких как: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя семьи...

    Конспект урока по ОРКСЭ Семья и её ценности

    Раскрывается смысл семьи , её ценности....