Открытый урок по ОРКСЭ в 4 классе " Ценность рода и семьи".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Светлана Николаевна Артамонова

Открытый урок был разработан в рамках духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Цели и задачи:

        - сформировать представление о духовных ценностях семьи в русской культуре.

  • познакомить учащихся с обычаями и традициями в православной семье.
  • воспитывать уважение к близким родственникам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pravoslavnoy_kultury.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 классе 

 по ОРКСЭ

 (основы религиозных культур и светской этики)

  «Ценность рода и семьи»

Цели и задачи:

        - сформировать представление о духовных ценностях семьи в      русской культуре.

  • познакомить учащихся с обычаями и традициями в православной семье.
  • воспитывать уважение к близким родственникам и родителям.

                                       Ход урока

 1.Оргмомент

2.Этическая разминка

  • По традиции мы начинаем урок с повторения значения слов из этического словаря.На последних двух уроках мы познакомились с такими понятиями :ценности,духовность,добро,зло.Давайте вспомним, что означают эти слова (на доске).Кто затрудняется,обратитесь к словарю,стр 76-78

(Дети объясняют смысл этих понятий)

           3.Знакомство с библией.

  • По традиции на каждом уроке мы читаем по одной главе из детской библии и по возможности разбираем.
  • Итак,дети вы никогда не задумывались почему все люди на нашей огромной планете Земля разговаривают на разных языках?, поэтому не понимают друг друга? Ведь это так неудобно! Ведь даже,в нашей стране люди говорят на 180 языках.Ответ на этот вопрос дан в библии.Послушайте..

         (прочитать главу «Вавилонская башня»)

3.Новая тема

а)Постановка проблемы

  • Открываем учебник,стр 42

Тема нашего урока : «Ценность рода и семьи».    

И я составила план новой темы.(согласно параграфа из учебника)

План(на доске)

1.Как появилась семья.

2.Зачем семье нужны традиции?

3.Что даёт человеку семья?

Но сначала,мы должны, как обычно,определить проблему урока.

А для этого мы сейчас прочитаем текст№1 из учебника по ролям.(1 ученик-автор,2 ученик-Игорь, 3 ученица-Лена)

  • Сравните мнения ребят о семейных традициях: в чём они противоречат друг другу?
  • Итак,определяем проблему-задаём вопрос.Предлагайте свой вопрос, а потом сравним с вариантом автора(стр44)
  • Почему надо уважать семейные традиции?(открыть на доске)

          На этот вопрос мы сегодня ответим.

б)Решение проблемы

Используя текст №2, мы сейчас узнаем как появилась семья и объясним,как связаны друг с другом слова:род,семья,любовь( на доске)

Прежде чем сейчас,названный мной ученик прочитает обзац о возникновении рода человеческого,я хочу Вам сказать, что существует несколько точек зрения по этому поводу.В нашем учебнике автор предлагает такую.

  • А я буду сопровождать текст небольшой презентацией.

         1 обзац читает …..                                            

  • теперь прочитаем определение слова род.
  • 2 обзац читает …...                                              
  • Теперь прочитаем определение слова семья.
  • 3 обзац читает …...                                            
  • Теперь прочитаем определение слова любовь.
  • Таким образом,от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества- готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.

Физминутка.

Сегодня физминутка необычная, а на сегодняшнюю тему.

Слушайте задание и выполняйте:

-Те,у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши.

-У кого есть сестра или сестрёнка,помашите над головой двумя руками.

-Кто помогает дома близким,встаньте и подпрыгните.

-У кого в семье живут домашние животные встаньте и за ними ухаживает и заботится,поднимите руки вверх.

-Кто встретил этот Новый год в кругу своей  большой семьи,постучите по парте.

в)Решение проблемы

  • Продолжая решать проблему,сейчас мы должны ответить на вопрос :Зачем семье нужны традиции?

Рассказ учителя:                                                                

  • Человек рождается на свет маленьким, беспомощным ребёнком.Он не может сам себя покормить,сменить памперс,себе чем-то помочь.Его жизнь полностью зависит от мамы и его близких.Мама,папа его любят,оберегают,заботятся о нём.А ребёнок пока не может ответить им тем же,он не может их отблагодарить.Но всё равно его все близкие любят.Послушайте стихотворение Валентина Берестова:

Любили тебя без особых причин:

За то что ты -внук,

За то что ты — сын,

За то что малыш

За то что растёшь,

За то что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

- Что является опорой в жизни каждого человека?(СЕМЬЯ)

  • Но ребёнок растёт и превращается в личность,становится настоящим человеком.Это означает,что он научается отличать добро от зла, начинает заботиться  сам о родителях,а не только о себе(наступает наконец его очередь).Кстати,какая заповедь из10 существующих в библии говорит об этом?Найдите и прочитайте.

(Дети зачитывают  5 заповедь:Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

  • Что значит: почитай родителей своих?(значит помогать по хозяйству,хорошо относиться к учёбе-ведь учёба это ваш труд,не огорчать своих родителей)
  • Семья передаёт человеку все эти духовные ценности через заботу друг о друге.

 

  • Помогают  в воспитании ребёнка и семейные традиции.К ним прежде всего относятся: совместно проводимые праздники,важные для семьи события.Кроме того,это и правила поведения за столом, манеры ,  культура общения, взгляды, мысли, и распределение обязанностей по дому,привычка вместе играть во что-то,читать,ходить куда-то всей семьёй.Даже называть новорождённого в семье в честь какого-то близкого родственника это тоже семейная традиция или читать библию по воскресениям.
  • А теперь мы хотим послушать о ваших семейных традициях.

      (Дети рассказывают по желанию)

Таким образом,семейные традиции представляют собой действия, повторяемые людьми по давно устоявшимся, неизменяемым правилам.Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка,развиваются его человеческие качества.

 г)Решение проблемы

     Продолжаем решать проблему.И последний пункт нашего плана:

     Что даёт человеку семья?

Посмотрите и изучите схему в учебнике,стр 45 и определите,что даёт человеку его семья.

4.Подведение итогов.

Итак,что же такое семья?

  • Давайте сравним наш вывод с авторским.(Прочитать правило в учебнике       стр 46)
  • Объясните смысл пословиц:

Дерево держится корнями,а человек семьёй.          

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья-источник нравственности.

И последнее,давайте прочитаем стихотворение Агнии Барто о семье «Воскресенье» на стр.46

(Читает подготовленный ученик)

-Что его герой считает самым важным в семье?(семейную традицию-собираться в воскресенье всей семьёй).

         

     -Почему же надо уважать семейные традиции?

Чтобы в семье нам жилось комфортно,спокойно,с любовью.Чтобы у нас был надёжный тыл,чтобы мы были уверены что семья всегда нас поддержит и в трудную минуту,и в радости, и в горе.

5.Домашнее задание

Нарисовать рисунок « Моя любимая семейная традиция»

-Спасибо всем за хорошую работу на уроке.

Если останется время,то прочитать притчу о крепкой семье.

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.

– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

– Ну что ты так долго? Посмотрел?

– Да!

– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

На доске написать:

  Тема: «Ценность рода и семьи».

       План.

1.Как появилась семья?

2.Зачем семье нужны традиции?

3.Что даёт человеку семья?

      Проблема:Почему нужно уважать семейные традиции?

РОД

СЕМЬЯ

ЛЮБОВЬ

ТРАДИЦИИ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Ценность рода и семьи"

Урок по учебнику «Светская этика»  авт.  Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва....

Технологическая карта урока по теме "Ценность рода и семьи"

Разработка урока по ОРКСЭ по теме "Ценность рода и семьи" в форме технологической карты....

конспект урока ОРКСЭ "Ценность рода и семьи"

Конспект урока по ОРКСЭ  знакомит с основными нормами морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе....

Кейс – урок «Ценности рода и семьи»

Кейс – урок «Ценности рода и семьи». Курс"Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика". Программа " Школа 2100"Авторы...

Презентация к уроку по ОРКСЭ (4 класс) на тему: "Христианская семья"

     Данный урок по программе ОРКСЭ  № 27 в системе уроков по предмету,  1 час по данной теме....

Урок ОРКСЭ Светская этика. Ценность рода и семьи

Конспект урока по теме "Ценность рода и семьи"...