конспект урока ОРКСЭ "Ценность рода и семьи"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Мугулец Светлана Владимировна

Конспект урока по ОРКСЭ  знакомит с основными нормами морали, их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_orkse_po_teme_tsennost_roda_i_semi.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луначарская средняя общеобразовательная школа № 8

            Открытый урок по основам                    религиозной культуры и светской этики

Тема: «Ценности рода и семьи»

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ Луначарской СОШ № 8

Мугулец С.В.

        

Цели урока:

1-я линия развития личности:

Анализировать и объяснять понятия, на которых основаны общечеловеческие правила поведения и культура народов России: духовность, культура, ценности, добро и зло, семейные и народные традиции.

Знакомить с основными нормами морали, показывать их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

2-я линия развития личности:

Формировать умение ориентироваться в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций, делать свой выбор и отвечать за него.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Осуществлять познавательную  и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Этапы урока

Ход урока

I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Орг. момент. Приветствие гостей.  Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

– Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. Послушайте, что об этом пишет Валентин Берестов.

Любят тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

– Что является опорой в жизни каждого человека?

Без чего на белом свете

Взрослым   не прожить и детям

Кто поддержит вас, друзья?

   Ваша дружная ...( семья).

– Сегодня на уроке мы поговорим о семье., а именно…………

– Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока. 

Открыть тему на доске

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 42.

– Как можно одним словом назвать людей на картинке?

– Какое событие здесь показано? Почему вы так решили?

– Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки? (выразить любовь, уважение, подарить радость, настроение

Давайте прочитаем историю из жизни одной семьи… на с. 42. (Про себя)

  • Дети читают текст по ролям

– Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо?

(

– Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)

– А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке?

У вас  разные мнения и я считаю, этот вопрос требует размышления?

Давайте сформулируем проблемный вопрос.

Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?»

– Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы с.75. найдите тему урока и ниже проблемный вопрос авторов.  Правильно ли  мы сформул проблемный вопрос  

ОТКРЫВАЮ   Почему надо уважать семейные традиции?

– Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря.

Что нам в этом поможет………….. учебник

II. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Выполнение продуктивных заданий по теме.

Давайте начнем издалека  с истории…узнаем как появилась семья… с. 43

Прочитайте 1 абзац

В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников (помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а ещё и помощь друг другу (Обратите внимание!) в борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине.Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

- СЛАЙД . Коментирую  Я

Итак, раньше люди жили родами.  Род – это союз родственников  , произошедший от одного предка(Понятно, что это больше, чем привычная для нас семья?. Заботились о детях  сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра

 -Чтение 2-го абзаца.

    Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

Так что же такое семья? Какое чувство  связывает всех, кто живет в одной семье??

Ответы детей          

 КОММЕНТИРУЮ  сильная привязанность  между отдельными людьми, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее.. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

 СЛАЙД

Послушайте внимательно вопрос

– Что общего у рода и у семьи? (ответы детей) ( помощь друг другу, жить сообща, заботиться дру о друге, вместе воспитывать детей)

Прочитайте  (3 абзац)

 Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких

 -Какие слова в этих строках самые главные?

– Что же позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами- семьями?  (Любовь, необходимость взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге.)

    Многие взрослые, вспоминая детство, рассказывают о традициях, принятых в их семье. Эти воспоминания остаются в памяти человека на всю жизнь, и, обзаведясь своей семьёй, повзрослевшие дети переносят в свой дом традиции, принятые в родительском доме, и создают собственные.

 – Как вы думаете, были ли традиции у людей, которые жили родами?

    Например,  древняя традиция называть детей в честь кого-то из членов семьи. Человек рождается, получает имя.

– Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое деревоСЛАЙД

В каждой семье свои традиции, которые передаются из поколения в поколение.

-Какие традиции могут быть сейчас в наших семьях? ( чтение сказки на ночь, дни рождения, свадьбы, привычка семейно выезжать на природу ….

– А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них как вы думаете?

 – Рассмотрите рисунки на с. 44.

– Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые  нарисовал художник?

– В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте (Прочитайте текст на с. 44.)

Найдите главную мысль текста

 («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества :трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.)

Подведем маленький итог  нашего  разговора о семье, о традициях. Для этого вернемся к нашему проблемному вопросу.

– Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока?

(Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.)

- Если мы соблюдаем традиции о ком мы помним, что в нас воспитывается (забота , любовь, внимание???  Если мы соблюдаем традиции, то мы помним о наших родных и близких людях. В человеке воспитываются хорошие качества – умение любить близкого человека, сопереживать, помогать родным”.

Осенью, весною,

 Летом и зимой.

 Мы во двор выходим

 Дружною семьёй.

 Встанем в круг, и по порядку

 Каждый делает зарядку.

 Мама руки поднимает.

 Папа бодро приседает.

 Повороты вправо-влево

 Делает мой братик Сева.

 А я сам бегу трусцой

 И качаю головой.

Что же дает  человеку семья?».

– Вам поможет схема  с. 45 СЛАЙД (ответы детей)

Итак, обобщим Слайд  Вы согласны с этим

–Очень хотелось бы узнать о ваших семьях.

  • Виолетта  презентацию о своей семье.
  •  Скубина Юлиана оформила генеалогическое дерево
  • Ребята , а когда человек счастлив с семье?

Пальчикова Ан. Поделись своим  альбомом  называется..

Некоторые ребята подготовили рисунки на тему «Моя семья»

Работа в парах

    Издавна о доме, о семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи были большие и дружные. Подтверждением тому являются  множество пословиц и поговорок. Предлагаю вам собрать пословицы и объяснить их смысл

Семья — печка:

коли в семье лад.

В семье любовь да совет,

как холодно, все к ней собираются.

Не надобен и клад,

и сердце на месте.

Когда семья вместе,

когда над ней крыша одна.

Семья сильна,

так и нужды нет.

Проверка.

У вас было еще задание к сегодняшнему уроку Подобрать пословицы о семье………Какие пословицы вы нашли?…….

III. Выражение

решения проблемы.

Итог урока.

Домашнее задание:

- Подведем итог урока.

Какой вывод вы можете сделать из прочитанной  информации в учебнике из моих дополнений, из рассказов ребят, из анализа смысла пословиц? В чем же заключается ценность рода и семьи? (помогают друг другу, поддерживаю близких,,,,,,,,,)

– Прочтите вывод авторов и сравните его со своим.

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу.

– Почему нужно уважать семейные традиции?

(Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.)

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

Домашнее задание к следующему уроку: подготовить сочинение, рассказ о традициях, которые  есть в вашей семье.

– А какими из них вы особенно дорожите, можете нарисовать.

Семейный очаг – здесь светло и уютно,

Семейный очаг – будет греть целый век,

Семейный очаг – никогда не потухнет,

Если его сохранит человек!

    С давних времен считалось, что именно женщина является хранительницей очага, истинной хозяйкой, благодаря усилиям которой рождается сплоченная и дружная семья. О ком я сейчас веду речь?  

В последнее воскресенье ноября мы отмечаем праздник «День матери». Цель праздника – поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – мамы.

Мы хотели ещё раз поздравить наших гостей с эти праздником. Я думаю, что наши девочки ,когда вырастут будут самыми лучшими хранительницами семейного очага.

Ребята подготовили для вас песню о маме.

Песня.

Я хочу, чтобы вы, ребята, любили, берегли своих мам, а гостям, чтобы ваши дети никогда Вас не забывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока ОРКСЭ "Род и семья - источник нравственных отношений" 4 класс

Конспет урока ОРКСЭ модуль "Основы светской этики"  в 4 классе по теме "Род и семья - источник нравственных отношений" с приложением песни "Гимн семьи"...

Урок "Ценность рода и семьи"

Урок по учебнику «Светская этика»  авт.  Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёва....

Технологическая карта урока + конспект урока по окружающему миру "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"

Технологическая карта урока  по окружающему миру на тему "Семья" 2 класс УМК "Планета знаний"составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Урок проведён и опробован на классе среднего уровня....

Кейс – урок «Ценности рода и семьи»

Кейс – урок «Ценности рода и семьи». Курс"Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика". Программа " Школа 2100"Авторы...

Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода  имени существительного". Данный конспект предназначен ...