Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Лаппо Елена Станиславовна

Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИЗНЬ! Ведь как часто мы обижаемся и осуждаем жизнь, не понимая, что виноваты во всем сами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: ОРКСЭ
Тема урока: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

Образовательная: - способствовать формированию понятия жизни как высшей нравственной ценности.

Развивающая: - способствовать развитию умения ценить жизнь свою и жизнь других, помогать окружающим.

Воспитательная: - способствовать формированию позитивного отношения к жизни, к саморазвитию и творчеству.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, атрибуты суда, рисунки детей.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Техническая поддержка

  1. Организационный момент. Цель: организовать ребят, настроить на урок, поприветствовать гостей.
  2. Целеполагание и мотивация Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность

Проверка домашнего задания. Дома вам было задано записать (ИЛИ НАРИСОВАТЬ) праздники, которые отмечают в вашей семье. Пожалуйста, только не повторяемся. (перечисляют праздники).

А какой из праздников вы считаете самым важным? Вот ваши рисунки. Давайте попробуем угадать, какой праздник вы изобразили. (показываю рисунки) Так какой же праздник встречается чаще других? Д\Р

Подведение к теме и цели урока:

-Что это за звук? (плач ребенка)

-Какого ребенка? (новорожденного)

Родилась новая… (ЖИЗНЬ)

-Что такое ценности? Обратимся к словарю. -Кто найдет это слово?

-А пока сами предположим что это.

Какими бывают ценности?

-Что для вас ценно в жизни?

-На уроках ОРКСЭ нас интересуют нравственные ценности (стираю одну колонку), теперь выберите из этих ценностей наиболее важную для себя. –А без чего все эти ценности теряют смысл?- Какой можно сделать вывод? Что является наивысшей нравственной ценностью? Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.

Определяют тему урока.

Дают предположительные ответы.

Применяет прием  «Мозговой штурм» Все ассоциации, мысли и предположения высказываются вслух. Фиксирует все ответы. Записывают на доске. Выбирают высшую нравственную ценность.

Человеческая жизнь – высшая нравственная ценность.

Регулятивные УУД

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; 

Познавательные УУД
умение структурировать знания;
анализ объектов с целью выделения признаков;
классификация объектов;
установление причинно-следственных связей.

Личностные УУД

Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

 Формируем общее представление о нравственных ценностях.

Рисунки ребят.

Плач новорожденного.

Толковый словарь.  

Записываю на доску ответы детей в 2 колонки

Тема на доске (спрятана)

5-7 минут

  1. Этап актуализации знаний. Цель: организовать повторение изученного и подвести к восприятию нового материала

Моделирование ситуации «Судебное заседание» Не все люди счастливы в жизни, довольны ею. Как часто и  мы с вами обижаемся на Жизнь, судим ее…  А ведь у каждого осужденного есть адвокат. Я предлагаю перенестись в воображаемый зал судебных заседаний и припомнить Жизни некоторые ее злые шутки, но и дать ей адвоката для защиты, что бы все было справедливо. Так какая же будет цель нашего урока?

Ставят цель. Переносятся в воображаемый зал суда, активно участвуют в судебном процессе.

Действующие лица: Судьи (Я, Скынтей Я., Ветров Н.), Прокурор – Савенкова А., Адвокат – Каменский К., свидетели защиты и обвинения, потерпевшие, присяжные заседатели, представители СМИ. В зале суда запрещено фотографировать, но не запрещено рисовать, предлагаю Лизе и Тамаре продемонстрировать свои художественные способности, но это не исключает вашего участия в общей дискуссии.

Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Личностные УУД
формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

Регулятивные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; 

I эпизод. Выступление потерпевшего (Новаков В.)

Выступление свидетеля защиты (Доклад Щепитовой В.)

II эпизод. Свидетель обвинения (Хрипкова Е.)

Свидетель защиты (песня Лаппо В.)

III эпизод. Свидетель обвинения…

Свидетель защиты (презентация по фильму «Остров»)

25-30 минут

  1. Этап первичного усвоения знаний. Цель: Установить ценность  жизни в различных обстоятельствах.

Прошу ребят высказаться, опираясь на примеры из личной жизни.

А почему же тогда некоторые люди жертвуют самым дорогим, что у них есть?

Давайте найдем подтверждение наших догадок в учебнике, стр. 60

Проводим открытое голосование суда присяжных. Каждый высказывает вслух свое мнение. Обсуждают, выдвигают предположения. Делаем вывод, что жизнь это самая главная ценность человека.

Коммуникативные УУД
умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

Слайд, как сын провожает отца на войну.

 

5 минут

  1. Этап осмысления  и закрепления нового знания. Цель: понять и осмыслить новые знания, пропустить через себя.

Мы начали урок с рождения новой Жизни, с плача младенца. Мы доказали, что жизнь – это наивысшая нравственная ценность. А как же тогда быть с теми, кто идет на войну и знает, что может не вернуться. Значит, этот человек не ценит жизнь?

Находят подтверждение решения суда в личной жизни.

Ответы детей.

Стихотворение «Мать» Лаппо В. 

См. ниже

Познавательные УУД

поиск и выделение информации;

умение структурировать знания;

Слайд 10

3-5 минут

6.        Домашнее задание: Цель: закрепить полученные знания, применить их на практике.

Предлагается дифференцированное домашнее задание по выбору:

  1. Прочитать стр. 60-61
  2. Поставить себе цель в жизни, чтобы жизнь стала более интересной и ценной.

*Кто-то найдет пословицы и поговорки о жизни. *Кто захочет, подготовит доклад о достойном человеке, любящим свою жизнь или отдавшем свою жизнь ради жизни других.

Дети оглашают, что из домашнего задания им было бы интересней выполнять.

Личностные УУД 
формирование потребности в самовыражении и самореализации, в позитивной моральной самооценке. Регулятивные УУД
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Слайд с домашним заданием

3 минуты

7.  Рефлексия.  Цель:  оценивание собственной деятельности на уроке

Прошу оценить свою деятельность на уроке, свое эмоциональное состояние.

Активно участвуют в диалоге с учителем и друг другом

Познавательные УУД
умение структурировать знания;

построение логической цепи рассуждений

Слайд с рефлексией

2 минуты



Предварительный просмотр:

Эпизод 1

Секретарь: Встать, Суд идет!

Судья:         Слушается дело по обвинению Жизни в несправедливости, халатности и предвзятости по отношению к людям. Прокурор, Вам слово.

Прокурор: Ваша Честь! Господа присяжные! Жизнь очень часто несправедлива к нам. Она не способна оценить нас по заслугам. Кому-то не заслужено достается богатство и почет, кому-то бедность. Жизнь калечит и наказывает нас и я докажу вам это на примере трех эпизодов. Пожалуйста, пригласите первого свидетеля.

Секретарь: В зал приглашается свидетель обвинения Борис

Судья:        Здравствуйте, представьтесь.

Борис:         Меня зовут Борис. Я водитель грузовика. Месяц назад я развозил минеральную воду по магазинам. Вдруг на дороге оказалась маленькая девочка. Я резко затормозил, машину занесло. Я снес телеграфный столб и вылетел через лобовое стекло. В результате машина разбита. Нога моя сломана в двух местах, на восстановление понадобится полгода. Я остался без работы.  

Прокурор: Господа присяжные, за что так несправедливо обошлась  жизнь с Борисом?

Адвокат:        (судье) Ваша Честь, разрешите вопрос свидетелю? С какой скоростью Вы ехали?

Борис:        Точно не помню…

Адвокат:        Но вы спешили?

Борис:        Конечно. Много работы!

Адвокат:         А какая была погода, помните?

Борис:         Погоду помню! Дрянная была погода! Снег пошел опять.

Адвокат:         Вы двигались со скоростью 115 км/час, что подтверждено камерами видеофиксации, кроме того, Вы поторопились поменять резину на летнюю.

Господа присяжные! Свидетель взывает к справедливости Жизни! Он считает, что спас девочку, ценой собственного здоровья… Но мы видим грубое нарушение правил дорожного движения, в 2 раза превышена скорость, проигнорированы погодные условия! Господа присяжные! Может такому человеку вообще не стоит садиться за руль? Он опасен!

Прокурор: Протестую, давление на присяжных!

Судья:         Протест принят! (Удар молотком)

Адвокат:         Прошу прощенья. Но как часто мы поспешно обвиняем жизнь в собственных ошибках.

Борис:         Я же останусь без работы! Как мне жить?

Адвокат:        Скажите, Ваши руки пострадали? А голова?

Борис:         Нет…

Адвокат:        У меня нет вопросов к свидетелю! Прошу пригласить свидетеля Ника Вуйчича.

Секретарь: В зал приглашается свидетель защиты Ник Вуйчич. (Входит Вероника)

Судья:        Здравствуйте, представьтесь.

Вероника:         Щепитова Вероника, в суде я представляю интересы гражданина  Австралии Ника Вуйчича.  Презентация

Судья:         Господа присяжные, прошу Вас высказаться по первому эпизоду. Считаете ли виновной Жизнь или Борис сам виноват в происшедшем? И может ли сравнится его травма с судьбой Ника Вуйчича? (Присяжные высказываются)

        Давайте подтвердим наши догадки строками из текста (работа с учебником)

Эпизод 2. Переходим к следующему эпизоду.

Секретарь суда: Приглашается свидетель обвинения Мария.

Судья:         Здравствуйте, представьтесь, пожалуйста.

Катя:         Здравствуйте,  Мария.

Прокурор: Расскажите нам, какую злую шутку сыграла с вами подсудимая Жизнь.

Катя:         У меня есть сестра. Мы всегда жили очень дружно. Но когда выросли, то она вышла замуж и уехала в Москву, а я вышла замуж и живу в деревне. Я, конечно, не жалуюсь на свою жизнь, у нас все есть… Но…Почему же так несправедливо: я живу в деревне, а сестра в МОСКВЕ-е-е-е, на море 2 раза в год бывает, ест в ресторанах, детей в санаториях лечит…

Прокурор: Господа присяжные, ответьте себе, многие ли из вас могут себе позволить жить как сестра Марии?

Судья:         Адвокат, у Вас есть вопросы к свидетелю обвинения?

Адвокат:         Разумеется! Скажите, Мария, а вблизи вашего дома есть какой-либо водоем?

Катя:         О, даааа! Прекрасное озеро – на всю округу славится!

Адвокат:         А есть ли у вас корова?

Катя:         Две! (улыбается)

Адвокат:         И вы ежедневно пьете парное молоко?

Катя:         Конечно!

Адвокат:         И сметанка у вас своя?

Катя:         И сливочки, и сырок, и яйца, и в огороде все растет…

Прокурор: Протестую, не имеет отношения к делу!

Судья:         протест отклонен (удар молотком)

Адвокат:         А дети ваши часто болеют?

Катя:         А чего им болеть-то? Носятся с утра до ночи по воздуху…

Адвокат:         У меня нет больше вопросов к свидетелю обвинения, позвольте пригласить свидетеля защиты.

Секретарь: Приглашается свидетель защиты Лаппо Василиса (песня)

Судья:         Господа присяжные, прошу Вас высказаться по 2 эпизоду. Ценит ли Мария то, что имеет? Можно ли винить жизнь в несправедливости? (Присяжные высказываются)

Эпизод 3. Переходим к следующему эпизоду.

Прокурор: Скажите мне, уважаемые господа присяжные заседатели, почему люди миллионами гибли и гибнут, защищая свою Родину, а предатели и трусы разгуливают по свету.

Адвокат:         Протест, Ваша честь, очень абстрактно.

Судья:         протест принимается, конкретнее, пожалуйста.

Прокурор: Внимание на экран! Анатолий Никонов, 1942 год. Под страхом смерти, стоя на коленях перед фашистами и вымаливая себе свою никчемную жизнь, стреляет в своего боевого командира. А сам остается в живых!!!! Зачем? Кому нужна такая его жизнь???

Адвокат:         Я согласен с Вами, полностью, но только если бы в Вашей власти было отнять у него эту «никчемную» как Вы выразились жизнь, то мы бы не узнали, что Анатолий  всю жизнь прожил при монастыре на острове, пытаясь замолить свой страшный грех. Проходят годы. У него открывается дар исцеления.  Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям.  Он никому не отказывал в помощи. И в конце жизни он встречает того самого командира, в которого стрелял и за которого молился все это время… Может, все же не зря была оставлена ему жизнь?

Судья:        Господа присяжные, прошу Вас высказаться по 3 эпизоду.  Можно ли винить жизнь в несправедливости? Надо было оставлять жизнь Анатолию или лучше бы фашисты пристрелили его на месте?(Присяжные высказываются)



Предварительный просмотр:

Стихотворение «МАТЬ»

Автор неизвестен

Она несла ребенка на груди.

То был сынок ее новорождённый.

Расстрел и лагерь были позади,

А впереди — путь, вьюгой занесённый…

Чтоб выжил сын, она сняла жакет,

Потом в фуфайку сына замотала.

И у берез, когда настал рассвет,

Чтоб сил набраться, на минутку встала…

Разведка шла, а ветер стужу нес,

В лицо солдатам липкий снег бросая.

Вдруг трое встали, видят :меж берез

Стоит в рубашке женщина босая…

Солдаты ахнули, вплотную подойдя,

Что это: призрак, явь иль наважденье…?

Под свист свирепый зимнего дождя,

Они застыли, стоя в изумленьи…

В снегу, как статуя, стояла Мать,

Рубашкою потрескивая звонко,

И мертвой продолжала прижимать

К своей груди кричащего ребенка!

Солдаты женщину зарыли в колкий снег,

Без шапок постояли  над могилой…

Но выжил двухнедельный человек,

И крошечное сердце не остыло!!!

Ушла разведка, а в Советский тыл

Один вернулся строго по приказу,

Он нес ребенка  и мальчонка жил!

И не всплакнул в его руках ни разу.



Предварительный просмотр:

В 1982 году в Австралии, в семье сербских эмигрантов произошло обыкновенное чудо — родился сын. Мать ребенка — Душка Вуйчич — работала медсестрой, а отец — Борис Вуйчич — пастором. Это был их первенец, долгожданный, уже любимый

Как только роды закончились, пастор бросился к доктору, принимавшему маленького Николаса: «Доктор, как мой сын?»— «У вашего сына нет ни рук, ни ног…» -  ответил доктор.

Когда шок прошел, родители малыша выбрали самый мудрый путь — они окружили его любовью и стали воспитывать, как ОБЫЧНОГО ребенка. Благодаря тому, что вместо левой ноги у Ника есть отросток, напоминающий стопу, его научили ходить, кататься на скейте, плавать, играть на компьютере и даже писать!

Ник вспоминает, когда он перестал злиться на Бога — в 15 лет он прочитал притчу в Евангелии о слепом человеке. В притче ученики спрашивали Христа, почему человек ослеп, и Христос ответил: «Чтобы на нем проявились дела божьи». В этот момент Николас понял, что в этой жизни у него тоже есть предназначение…

Ник Вуйчич получил два высших образования в австралийском Университете Гриффит, и в 19 лет, когда он изучал финансовое планирование, ему предложили выступить с 7-минутной речью перед студентами. Ник говорил о том, что все люди достойны любви, что они все красивы, что все пришли в этот мир не просто так, и как важно любить себя таким, какой ты есть. Уже через три минуты многие в зале плакали.

Когда после этой лекции Ник Вуйчич вернулся домой, он заявил родителям, что знает, чем будет заниматься. Он принял твердое решение ездить по миру и помогать людям изменять жизнь. Он еще не знал, с кем он будет ездить, о чем будет говорить и кто его будет слушать, но это для него не имело никакого значения — он понял, что это его Путь.

И вот уже больше десяти лет 10 месяцев в году Ник проводит в путешествиях, он посетил более двадцати стран, его слушали более трех миллионов человек. На многотысячных стадионах, в тюрьмах, школах, домах престарелых.

        В 2012 году в Калифорнии состоялась его свадьба, Ник Вуйчич женился на Канаэ Миахаре. Теперь он точно знает: чтобы удержать сердце любимой женщины, ему не нужны руки.  

Как-то однажды, еще до его женитьбы, к нему подошла незнакомая двухлетняя девочка. Когда малышка увидела, что у Ника нет рук, она убрала свои руки за спину и положила голову ему на плечо.

14 февраля 2013 года молодая семья Вуйчич получила настоящий подарок от Бога. У Ника и Маяхари родился здоровый малыш.

«Я не всегда встаю утром с улыбкой на лице. Бывает, спина болит, — говорит Ник, — Но в моих принципах есть великая сила, поэтому, я продолжаю делать маленькие шажки вперед, шаги младенца. Смелость – это не отсутствие страха, это умение действовать, полагаясь на свои силы и на помощь Бога.

 Когда люди видят меня таким, какой я есть, они недоумевают: «Как ты можешь улыбаться?» Для них это – зримое  чудо, они смотрят в глаза человека без рук и без ног и видят в них мир, радость — то, к чему каждый стремится».             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей.Задачи:Дать понятие:  ценность,  высшая ценность, воспитывать толе...

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"....

урок ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценностиЗадачи:личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах...

ОРКСЭ «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»

ПРЕДМЕТ«Основы религиозных культур и светской этики» МОДУЛЬ«Основы светской этики» 4 класс УРОК № 29 + презентация«Жизнь человека – высшая нравственная ценность»...

«ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – ВЫСШАЯ НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ»

....."ЭТО ИМЕЕТ СМЫСЛ ДЛЯ ТЕХ, КОГО Я УЖЕ СПАСЛА". А ПОТОМ С ТАКИМ ЖЕ УСЕРДИЕМ ПРОДОЛЖИЛА СВОЕ ДЕЛО........

Презентация по ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Презентация по ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"...

Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая -  познакомить с поня...