Конспект урока ОРКСЭ по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

Конспект урока по теме "Жизнь человека – высшая нравственная ценность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»

Цель: познакомить учащихся с основными ценностями, правами и свободами человека, учить анализировать их и применять в жизни, выбирать нравственные формы поведения.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Оборудование: «Конвенция о правах ребёнка»; на доске вывешиваются плакаты с надписями прав ребёнка; выставка книг.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем говорить о ценностях, узнаем, что же является высшей ценностью и как эту высшую ценность защитить и сохранить.

II. Подготовка к восприятию.

- Что такое «ценность»? (Ценность – это все, что имеет большое значение для человека; все, что ценит человек.)

- А что для нас является ценным? (Мы ценим наши отношения с родителями и друзьями, свой дом, одежду, игрушки и многое другое.)

- То есть наши ценности духовны и материальны.

- А что же является самой главной ценностью? (Это его жизнь!)

- Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Особенно ценна жизнь в мире, когда нет войны, и благополучии, когда есть близкие и родные люди, человек здоров, успешен, у него есть интересные и важные дела. Сделать жизнь такой – основная задача государства, общества и каждого человека.

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас? Пытается уберечь от неприятностей и невзгод, создать все необходимые условия для вашего развития, защитить ваши интересы и права?  (Конечно, наши родители, наша семья.)

- Но о детях заботятся и многочисленные общественные  государственные организации, главной задачей которых  является защита детей.

 Наиболее значимой среди таких организаций является Организация Объединённых Наций, которая была создана для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.  Создана она была сразу по окончании  Второй мировой войны. Эту войну развязала фашистская Германия. В ней погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Тогда то люди всего мира и осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, и что война – это самый худший способ решения споров и проблем.

Сегодня же человечество вообще обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем уничтожит всё человечество и нашу прекрасную планету. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы и нации объединились во всемирную организацию – Организацию Объединённых Наций (сокращенно ООН), которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире, а также поддержание и укрепление мира и безопасности. Устав ее (то есть основной документ с программой работы) был утверждён на конференции в Сан-Франциско и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 государств. А в 1948 году ООН издала документ, который называется «Всеобщая декларация прав человека». В ее тридцати статьях перечислены все основные права и свободы человека, живущего в обществе.

Однако и по сей день в мире происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления против человека, аварии. В ниx, а также от стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают не только взрослые, но и дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Все эти обстоятельства были учтены. И 20 ноября 1989 года на генеральной ассамблее Организацией Объединённых Наций была принята Конвенция прав ребёнка, в которой говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.

III. Беседа.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

  • Право на жизнь.
  • Право на имя при рождении.
  • Право на медицинскую помощь.
  • Право на образование.
  • Право иметь имущество.
  • Право выражать свои взгляды и мысли.
  • Право на свободное перемещение.
  • Право на заботу и воспитание родителями.
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
  • Право защиту своих прав и законных интересов родителями.
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища,
    тайну переписки,
  • Право на пользование достижениями научно-техническою прогресса.
  • Право на отдых и досуг.

(В ходе беседы учитель выясняет, как учащиеся понимают каждое названное право.)

IV. Игра «Массаж чувствами».

Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками.

Дети становятся «цепочкой» (в затылок друг другу), положив подушечки пальцев на спину впереди стоящего ребенка. По сигналу ведущего они изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и так далее.

V.  Игра «Герои книг имеют право».

(Учитель показывает книгу, а учащиеся называют права, которые были нарушены у героя книги или которыми он пользовался.)

Комплект книг:

  1. Андерсен Х.К. «Дюймовочка».
  2. Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов».
  3. Гаршин В. М. «Лягушка-путешественница».
  4. Крылов И.А. «Мартышка и очки», «Квартет».
  5. Мамин-Сибиряк Д.Н. «Серая шейка».
  6. Маршак С.Я. «Багаж».
  7. Михалков С.В. «Три поросёнка».
  8. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей».
  9. Перро Ш. «Красная Шапочка», «Золушка».
  10.  Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Руслан и Людмила».
  11. Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович».

12. Распэ Р.Э. «Приключения барона Мюнхаузена».

13. РНС «Ледяная избушка», «Репка», «Колобок».

14.Твен М. «Приключения Тома Сойера».

  1. Толстой А.Н. «Золотой ключик, или приключения Буратино».
  2. Чуковский К. «Айболит».

VI. Викторина «Права литературных героев».

(Учитель зачитывает вопрос, а учащиеся называют книгу, герой которой сталкивается с данной проблемой.)

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Колобок», «Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка», «Ледяная избушка»).
  3. Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? («Руслан и Людмила»).
  4. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка-путешественница»).
  5. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»).
  6. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или приключения Буратино»).

7. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Квартет», «Белоснежка и семь гномов»).

 8. Какие известные литературные герои воспользовались своим правом на труд, и при этом обеспечили себе и другим свободный выбор работы и справедливые условия труда? («Том Сойер», «Королевство кривых зеркал»).

9. В какой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Сказка о попе и его работнике Балде»).

10. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг? («Золушка»).

VII. Итог.

Вот наш урок и подошёл к концу.

- Вам понравился урок?

- Что было особенно интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?

- Что является высшей ценностью для человека?

- Кто обеспечивает ее защиту и сохранение?

  • С каким важным документом вы познакомились?
  • Какой организацией он был принят?
  • Когда отмечается «Всемирный день прав ребёнка»?
  • Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?
  • Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?
    Именно это право - право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

VIII. Домашнее задание.

У каждого человека есть не только права, но и обязанности. Написать мини-сочинение на тему «Мои обязанности».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Цель: Способствовать формированию уважительного отношения детей друг к другу; влиять на формирование нравственных ценностей.Задачи:Дать понятие:  ценность,  высшая ценность, воспитывать толе...

урок ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Цель: формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценностиЗадачи:личностные- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах...

Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...

ОРКСЭ «Жизнь человека – высшая нравственная ценность»

ПРЕДМЕТ«Основы религиозных культур и светской этики» МОДУЛЬ«Основы светской этики» 4 класс УРОК № 29 + презентация«Жизнь человека – высшая нравственная ценность»...

«ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА – ВЫСШАЯ НРАВСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ»

....."ЭТО ИМЕЕТ СМЫСЛ ДЛЯ ТЕХ, КОГО Я УЖЕ СПАСЛА". А ПОТОМ С ТАКИМ ЖЕ УСЕРДИЕМ ПРОДОЛЖИЛА СВОЕ ДЕЛО........

Презентация по ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"

Презентация по ОРКСЭ "Жизнь человека – высшая нравственная ценность"...

Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая -  познакомить с поня...