Урок семьи и семейных ценностей
методическая разработка (4 класс) по теме

Урок семьи и семейных ценностей проведен в 4 классе. Материалы, включённые в разработку, могут использоваться во внеклассной работе и на уроках литературного чтения, окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_semi_kondrateva.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратьева Татьяна Ивановна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13

 с углублённым изучением отдельных предметов»

г.Губкина Белгородской области

Урок семьи и семейных ценностей,

проведённый в 4 «А» классе

Тема. Семья – начало всех начал.

Учитель Кондратьева

Татьяна Ивановна

Губкин

2012

Цели: - способствовать формированию представления о роли семьи в жизни человека;

   - содействовать расширению знаний о своих семьях;

   - воспитывать любовь и уважение к близким, к своей семье.

Оборудование: кроссворд, фотографии семей, альбомы, карандаши, фломастеры, стенгазета, рисунки ангелочков, мультимедийный проектор, презентация, ромашка.

Ход урока

I.Организация начала урока.

II.Сообщение темы.

- Ребята, попробуйте отгадать, о чём пойдёт речь.

 

с

ы

н

д

е

д

у

ш

к

а

м

а

м

а

д

о

ч

ь

я

1.Кто мальчик для мамы? (Сын)

2.Для мамы он – отец, а для тебя? (Дедушка)

3.Первое слово, которое говорит малыш. (Мама)

4.Кто девочка для мамы? (Дочь)

5.Как человек говорит о себе? (Я)

- Какое слово получилось? (Семья)

- Сегодня мы и будем говорить о семье. Тема нашего урока «Семья – начало всех начал».

- Мы будем вспоминать прошлое, говорить о настоящем, мечтать о будущем.

III.Толкование слова «семья».

- Что такое семья?

- «Семья – это малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями», - так написано в философском словаре. А если заглянуть в старый школьный учебник, то добавим выражения: «Семья – ячейка общества, опора государства», «Дети и семья – будущее страны!».

   А по Толковому словарю С.И.Ожегова «семья – это объединение людей, сплочённых общими интересами». Получается, что статус семьи в мире очень высок. В связи с этим по решению Генеральной Ассамблеи ООН 15 мая отмечается Международный День Семьи. Если каждая семья будет крепкой, дружной, то и Россия будет дружной, богатой и процветающей страной.

  - А что значит «общий быт», «родственные связи»?

  - Семья – это близкие родственники. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка… Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радости и печали, которые одни на всех.

  IV. Чтение и обсуждение легенды.

 - А ещё семья - это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут парить лишь покой и любовь. Я расскажу вам одну старинную притчу. В ней речь идёт об удивительном доме, за порогом которого никогда не раздавались слова вражды и осуждений.

  В одной семье, несмотря ни на какие беды, обрушивавшиеся на неё как из рога изобилия, всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этом дошла до жестокого правителя тех мест. «Как это им удаётся жить, не ссорясь и не обижая друг друга?» - удивился он и приказал старшему мужчине того рода явиться во дворец. Старец, услышав вопрос правителя, взял лист бумаги и стал терпеливо писать на нём одно и то же слово – «понимание», - пока не написал его сто раз.

  «Так вот из чего вырастают любовь и дружба! Из желания понять, а не осудить друг друга!» - обрадовался правитель и с миром отпустил гостя.

     - Как вы думаете, ребята, неужели тому старику из притчи ни разу не захотелось грубо окрикнуть своих детей, хлёстко отшлёпать баловников, разбивших тарелку во время обеда или ненароком опрокинувших самовар? Как это было бы просто, взять да и выпустить накопившийся внутри пар: «Не шали, не балуйся! Вот тебе! Вот тебе!». Но он никогда не позволял себе и слова, произнесённого от неспокойного или злого сердца. Он был воспитанным человеком. По-моему, главная черта его характера – мужество, ведь он всю жизнь умел придерживаться выбранной линии поведения. А ещё доброта и милосердие…Что ещё можно сказать о нём с уверенностью? Конечно же, то, что он был любящим и терпеливым отцом, дедом, мужем и сыном.

В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

1 чтец

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

2 чтец

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нём!

V.Викторина.

- А где живут семьи?

- Во всём мире люди живут в самых разнообразных домах. А знаете ли вы, как они называются?

 Крестьянский дом в украинской и белорусской деревне. (Хата)

 Жилище на колёсах у кочевых народов. (Кибитка)

 Отдельная комната у монаха в монастыре. (Келья)

 Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки. (Вигвам)

 Дворец и крепость рыцарей. (Замок)

 Жилище кавказских народов. (Сакля)

 Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. (Шалаш)

 Крытое углубление в земле, вырытое для жилья. (Землянка)

 Временное помещение из натянутой на остов ткани. (Палатка)

 VI.Чтение стихотворений.

- У каждого человека есть дом – не просто жилище над головой, а место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

Ученик: Дом, как известно, всем давно,-

               Это не стены, не окно,

               Даже и стулья за столом -

               Это не дом.

               Дом – это то, куда готов

               Ты возвращаться вновь и вновь,

               Радостным, грустным,

               Добрым, злым,

               Еле живым…

               Дом – это там, где вас поймут,

               Там, где надеются и ждут,

               Где забываешь о плохом –

               Это твой дом.

  - Особые чувства вызывают у нас те люди, которые дали нам жизнь.

         Учитель:  Дел и дорог будет в жизни немало.

             Спросим себя: а где их начало?

             Вот он, ответ наш, правильный самый:

             Всё, чем живём, начинается с мамы!

         1 ученик: Мама рядом – можно ей открыть

             Большие тайны, малые секреты…

             Всегда от мамы можно получить

             На все вопросы чёткие ответы.

      2 ученик:  На щёчках у мамочки

            Две волшебных ямочки.

            И когда она смеётся,

            Свет такой лучистый льётся,

            Что подснежники растут,

            Прямо на глазах цветут!

            Мама – солнышко моё!

            Я – подсолнечник её!

            Хорошо счастливым быть,

            Мамочку свою любить!

  - Давайте придумаем слова о маме, соберём их в ладошки, положим в своё сердечко и сохраним на всю жизнь.

  - А кто в семье самый сильный?

  - Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание, надёжность отца, его чуткость по отношению к детям, матери, бабушке, стремление сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – всё это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих друзей с отцом, более критично относиться к своим избранникам.

   3 ученик: Отцовские руки, отцовские руки!

                 Они никогда не страдают от скуки!

                 Им в день выходной не бывает покоя,

                 Знакомо тяжёлое им и большое.

                 Рабочие руки – в мозолях, бугристые,

                 Рабочие и ослепительно чистые.

                 Всё делают так хорошо и умело,

                 Как в поговорке: «В них спорится дело».

  - Кладезь житейской мудрости – это, конечно, и наше старшее поколение.

                 И почёт им, и честь,

                 И спасибо за то, что были и есть.

 

  VII.Игра «Родственники».

 - Чтобы узнать побольше о ваших родственниках, поиграем в игру.

Встаньте те, …

  1. у кого есть старший брат.
  2. у кого есть младший  брат.
  3. у кого есть старшая сестра.
  4. у кого есть младшая сестра.
  5. кто в семье один ребёнок.
  6. у кого бабушка или дедушка живут в деревне.
  7. у кого бабушка или дедушка живут здесь в городе.
  8. у кого есть дядя или тётя.

  VIII.Визитная карточка семьи.

 -  А теперь  расскажите о своих семьях. (Дети рассказывают о своих семьях)

 

 IX.Определение качеств дружной семьи.

    - Ребята, задумывались ли вы над тем, как появилась  дружная семья. Послушайте легенду «Как появилась дружная семья».

   Давным–давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь определённых качеств. Как вы думаете, каких? (Понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба).

 (На доске ромашка, на лепестках слова: понимание, любовь, уважение, доверие, доброта, забота, помощь, дружба).

- Символом какого праздника является ромашка? Когда он отмечается? (День Петра и Февронии Муромских, День семьи, любви и верности. 8 июля)

     

  X.Работа над пословицами.

- Создать семью нелегко, а сохранить её ещё труднее. Беды, радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удаётся – не хватает житейской мудрости. Именно этому учат нас русские пословицы и поговорки. Продолжите пословицу и объясните её значение.

                 ► Нет лучше дружка, чем родная … (матушка).

                 ► При солнышке тепло, при матушке … (добро).

                 ► В гостях хорошо, а дома … (лучше).

                 ► Не нужен и клад, когда в семье … (лад).

                 ► Когда семья вместе, и сердце … (на месте).

  XI.Игра «Чьи вещи?»

- А теперь давайте поиграем в игру «Чьи вещи?» и узнаем, кто какими предметами чаще пользуется. Я называю предмет, а вы отвечаете: диван, веник, телевизор, посуда, магнитофон, мяч, спицы, дневник, газета, стиральная машина, кроссворд, утюг, мусорное ведро, кожаный ремень, телефон.

XII. Творческая работа.

-А сейчас я хочу попросить вас нарисовать свою семью. (Дети рисуют свои семьи)

XIII.Слово учителя.

 - Слушая рассказы о родителях, невольно вспоминаешь слова «родина», «род», «народ»… Целый ряд однокоренных слов. Возникает вопрос: почему у них такое похожее звучание? И сразу видишь, что они только на первый взгляд разные. На самом же деле эти слова, как матрёшки, выходят одно из другого. У слова «родина» много синонимов: «Отечество», «родная земля», «Россия». Вот что писал великий русский писатель К.Ушинский: «Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное, а матерью – потому. Что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». И каждый человек должен любить, беречь и почитать своих родителей и свою Родину.

  XIV.Итог урока.  

- Фамильная честь, традиции, интерес к своему роду – это всё от них, от наших родителей. Есть даже поговорка о том, что человеку нельзя жить без памяти, т.е. быть «Иваном, не помнящим родства». Вот почему люди передавали потомкам семейные предания и традиции. В знатных семьях старались не просто сохранить память о предках, а составляли особый документ - генеалогическое древо, глядя на которое сразу можно понять, насколько древен и знатен род. Каждый из вас постарается сделать дома такое древо, принесёт в класс и расскажет о своих предках.

- А знаете в чём наш рецепт счастья? Возьмите чашу терпения, влейте  туда полное сердце любви! Бросьте две пригоршни щедрости, плесните туда же юмора, посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и надежды, всё хорошо перемешайте. Затем полученный состав положите на отрезок отведённой вам жизни и щедро делитесь со всеми, кого встретите на своём пути, и вы наверняка будете счастливы! Пусть всех домашних всегда согревает добрая улыбка. Прощайте обиды, и будете прощены. Мир и счастье всем вам!                          

- Великое чудо – семья! Храните свои семьи! Берегите их! Нет в жизни важнее цели! Храните тепло своего очага. Я хочу подарить вам ангелочка. Пусть он приходит в ваши семьи, приносит  в них мир, уважение, взаимопонимание и любовь.

     

Прекрасные слова – моя семья,

Её величество Семья.

Что значат? – каждому по-своему.

Сестры, мама, папа, я,

Любимый дом – вот так, по-моему.

 Хочу, чтоб семьи жили мирно,

Спокойно, тихо, без войны,

И чтоб горел очаг семейный

Счастливым пламенем любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час"Урок семьи и семейных ценностей"

Классный час, посвящённый семье и семейным ценностям. Адаптирован для учащихся первого класса....

Урок семьи и семейных ценностей

Уурок разработан с целью привития любви и добрых отношений в семье.  Урок построен на теоретическом и практическом материале. учащиеся узнают историю возникновения семьи. ...

"Урок семьи и семейных ценностей"

Раскрыть понятия «семья» и «дружная  семья»,  выявить ее особенности....

Урок семьи и семейных ценностей

Урок Знаний во 2 классе....

Конспект урока Семьи и семейных ценностей

Урок Семьи и семейных ценностей был проведен 1 сентября в 4 классе, ставил целью: показать значимость и ценность семьи в жизни каждого человека, необходимость выработки личной ответственности за ее на...

Уроки семьи и семейных ценностей

Уроки семьи и семейных ценностей...

Конспект занятия по формированию фамилистических ценностей на тему :"Семья и семейные ценности" (1 класс)

Цель: воспитание чувств любви и гордости к своей семье, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям.Задачи:1. познакомить учащихся с основными трад...