Тема урока « Границы России».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Царева Наталья Васильевна

Цель учащихся: быстрое включение класса в деловой ритм, настрой на учебное сотрудничество с учителем и классом.

 

Цели для учителя: создать условия для развития познавательного интереса к предмету.

 

Образовательные: обучать умениям характеризовать ГП России;

 

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в паре;

 

 Воспитательные: Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.

 

 

Задачи: организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно определять границы России , опираясь на свои знания и источники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekta_uroka.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) Царева Наталья Васильевна

Предмет  окружающий мир 4 « А» класс

Тема урока « Границы России».

Цель урока: формировать умение ориентироваться по карте, формировать знания о размерах, соседях,  границах России.

Задачи урока:

Образовательная:

  - научить применять общие географические закономерности при выполнении заданий.

- развитие исследовательских умений.

- развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества  для получения результатов  процесса выполнения творческих заданий.

Развивающая: 

  • создать условия для развития навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, развития интеллектуальных качеств: внимания, воображения, памяти, умения анализировать, обобщать, выделять главное.

Воспитывающая:

  • создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.

Тип урока:

Изучение новых знаний

Формы работы: парная, фронтальная и индивидуальная  работа.

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

  1. постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
  2. определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном  этапе урока
  3. описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым

работает педагог)

Цель учащихся: быстрое включение класса в деловой ритм, настрой на учебное сотрудничество с учителем и классом.

Цели для учителя: создать условия для развития познавательного интереса к предмету.

Образовательные: обучать умениям характеризовать ГП России;

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в паре;

 Воспитательные: Создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.

Задачи: организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно определять границы России , опираясь на свои знания и источники;

МЕТОД: словесно - наглядный

2

.

Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе уроке

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока

Учащиеся должны:

а) называть особенности географического положения России;

б) называть и показывать по карте соседей, с которыми Россия граничит по суше и морю;

в) называть и показывать столицы соседних государств.

Цели для учителя:

Образовательные : актуализировать известные учащимся знания по ГП  России ; дать более глубокие и осмысленные знания ;

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в паре ;

 Воспитательные :. создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.

Задачи: организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники; подготовить   ряд практических задач для работы в паре ; контролировать фиксацию записей, создать условия   успеха,  самоанализа учащихся.

3.

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися .

Цели для учителя:  провести консультации, индивидуально и по группам. Проанализировать  ошибки, определить  пути устранения их. Накопление материала.

Цель для учащихся: Решить практические задачи по созданию сравнительной характеристики ГП России с какой –либо другой страной.

Развивающие: продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе, в паре;

 Воспитательные: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирования положительного мотива учения.

.

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Задание на дом, включающее

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Тема урока: Границы России.

Настрой  на урок.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

_ Ребята, скажите, а вы знаете свой адрес.

( Дети называют улицу, село, район, область.)

-Вы знаете своих соседей?

А вы знаете соседние села, районы, области?

Если мы объединим все села, районы, области вместе, как вы думаете что

получится? ( страна)

А как называется наша страна? (Р Ф)

Вот и у нашей страны есть соседи.

Сегодня на уроке мы с ними и познакомимся.

Рассмотрите физическую карту России. На каком материке расположена Россия?

(ответы детей)

Демонстрация презентации:

Географическое положение России.

Россия расположена на одном из шести материков Земли-Евразии.  В виде какой фигуры можно изобразить  территорию России? ( прямоугольник) . Площадь России 17, 1 млн. км.кв. Россия находится в двух частях света, в Европе и в Азии .  Условная граница проходит по Уральским горам, реке Урал, Каспийскому морю.

Скажите , а вы знаете  ценр  России?

-Центр России –озеро Виви.

Покажите на карте г. Москву.

В какой части нашей страны она находится? ( В европейской)

       Вывод:    Россия самая большая по площади и располагается в двух частях света- Европе и Азии.

.

Россию омывает много морей.

Давайте с вами отметим эти моря на карте России ( стр.46-47  ,тетрадь  упр. № 66)

Работа  по учебнику:

( физическая карта)

1-вариант -  Назовите моря , которые омывают берега России  в Европе.

2- вариант,   Назовите моря ,     которые омывают Россию в Азии.

Дополнительная информация:  Каспийское море в некоторых источниках обозначается как Каспийское озеро.

В Европе

В Азии

Каспийское море

Черное море

Балтийское море

Баренцево море

Карское море

Море Лаптевых

Восточно- Сибирское море

Чукотское море

Берингово море

Охотское море

Японское море

Карское море

Вывод : Россия омывается 12 морями

                                 Физминутка.

На планете Земля существует более двухсот ГОСУДАРСТВ.

У каждого государства есть свои государственные символы. Какие государственные символы вы знаете?

(флаг, герб, гимн, )

Давайте начнем знакомство с сухопутными и морскими  границами России с северо-запада.

 

Мотивация

Ребята, у вас есть друзья?

Вы знаете где они живут?

У кого есть друзья, родственники  которые живут в другой стране?

А вы знаете соседей нашей страны?

Вот сейчас мы с вами и узнаем с какими странами граничит РФ.

Работа по тетради стр.46-47 № 68

Учитель работает  на интерактивной доске. Характеристика страны.

Покажите на карте России страны, которые граничат с Россией.

(дети обводят границы красным карандашом)

(Ученики подписывают названия государств и называют столицу.)

(физическая карта России)

Емли- Евразии. Часть России флаг, ги

  1. Норвегия -Осло
  2. Финляндия-Хельсинки
  3. Эстония-Таллин
  4. Латвия-Рига
  5. Литва-Вильнюс
  6. Польша-Варшава
  7. Белоруссия-Минс
  8. Украина-Киев
  9. Грузия-Тбилиси
  10. Азербаджан-Баку
  11. Казахстан-Астана
  12. Монголия-Улан-Батор
  13. Китай-Пекин
  14. КНДР-Пхеньян
  15. Япония-Токио
  16. США-Вашингтон
  17. Абхазия-Сухуми

18.Южная Осетия-Цхинвал

Какие из  них находятся в Европе?

Какие в Азии?

Посчитайте сколько стран –соседей граничат с Россией .

(16)

Ребята, в 2008 году образовалось еще два независимых государства –Абхазия и Южная Осетия.

Многие страны не признают их независимость, но РФ признала их.

Давайте отметим эти государства.

У России только две границы морские .Морская граница с США и Японией.

У вас на столах есть план , по которому вы должны составить рассказ о России.

             

                    Практическая работа

                План

  1. Название страны
  2. Флаг государства
  3. Столица
  4. Площадь
  5. Количество морей которые омывают Россию.
  6. Количество пограничных государств
  7. На каком материке расположена Россия

( взаимопроверка)

                 

                        Рефлексия

Нужны ли нам знания о нашей стране?

Для чего мы сегодня проводили такую работу?

Кто считает , что он с работой на уроке:

-Справился

-Сомневался

-Не справился

(отмечают на листочках)

Формы: : индивидуальная, парная, фронтальная

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, мозговой штурм, практический.

беседа, самостоятельная работа с учебником, рассказ; метод наглядности – иллюстрации (использование компьютера и мультимедиапроектора).

Формы: : индивидуальная, групповая, фронтальная

Методы: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, мозговой штурм,

Формы: : индивидуальная, парная, фронтальная

1.Быстрая смена видов деятельности учащихся.

2. Устойчивое внимание, активная деятельность всех учащихся на уроке.

3. Правильные, осмысленные  ответы учащихся.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности: создание ситуации успеха,  осознание практической значимости, похвала.

Цель для учащихся: Решить практические задачи , закрепляющие теоретические знания по географическому положению России.

Цели учителя: Проверить степень и глубину усвоения материала урока, выяснить правильность понимания Г П  и значимость государственных границ;

Задачи: 1) развитие умения анализировать и оценивать результаты работы (рефлексия);

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Методы: практический, проблемно-поисковый.

  1. Положительность ответов.
  2. Правильное выполнение задач.
  3. Рефлексия.

              1.Повторное объяснение

      2. Ответы учителя на вопросы учеников

      3. Домашнее задание

         

   

    1.Прочитать параграф №7 стр. 69-79

    2.Заполнить таблицу стр. 33 , (рабочая тетрадь)

    1.Проверить степень усвоения материала

    2.Давать характеристику географического положения России.

 

     1.Правильно и чётко отвечать на поставленные вопросы,

     2 .Работа с Интернетом, энциклопедиями,  другими источниками информации.

Домашнее задание
Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Слушаем внимательно,

Ра
2.Правильное выполнение задач.

Цель учащихся: быстрое включение класса в деловой ритм, настрой на учебное сотрудничество с учителем и классом.

Цель учителя: подготовка условий для эффективной работы на уроке.

Задачи: Проверить степень и глубину усвоения материала; организация рабочего пространства, привлечение внимания к предстоящей деятельности, теме урока, психологический настрой учащихся; обеспечение нормальной обстановки на уроке, организация внимания всех учащихся; создание спокойной, деловой
обстановки, проверка готовности учащихся к защите проектов.

Метод: словесный (беседа) Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к уроку: готовность к защите проектов, организация внимания и внутренней готовности.

Представление и защита проектов.

Обсуждение.

Оценка  и взаимооценка.

Лист самооценки и взаимооценки проекта (творческое задание с элементами моделирования)

Материк

Критерии

Гмелинстон

Мерида

Калиция

Австразия

Самооценка

Знание географических фактов

Умение убедительно и аргументировано представить проект

Умение полно и убедительно ответить на вопросы

Итого

2балла – критерий раскрыт полностью

1 балл – критерий раскрыт не полностью

12-15 «3»

16 -19 «4»

20-24 «5»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась." 4 класс....

Урок "Границы России"

Открытый урок по окружающему миру по теме: "Границы России"...

Тест по окружающему миру. по теме "Государственная граница России". 4 класс

Тест по окружающему миру по теме "Государственная граница России. Путешествие за границу России". 4 класс. УМК "Перспектива"...

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Государственная граница России»

Цели деятельности учителя:- знакомство с понятием «государственная граница» и ее значением.Планируемые результаты:Предметные:- уметь определять государственную границу на суше, на море, в ...

Тест по окружающему миру в 4 классе УМК «Перспектива» по темам: «Государственная граница России», «Путешествие за границу России».

Тест по окружающему миру в 4 классе УМК «Перспектива» по темам: «Государственная граница России», «Путешествие за границу России»....

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась."

Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась." 4 класс....