Конспект урока по окружающему миру на тему "Государственная граница России" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Коновалова Елена Александровна

УМК "Перспетива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon granitsa_rossi.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект урока окружающего мира.

Тема урока: «Государственная граница Росси».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: дать понятие о государственной границе, её значении; познакомить с видами границы России, её протяжённостью

Планируемые результаты:

предметные

- объяснять, в чём состоит цель обустройства государственной границы;

- показывать на карте границу РФ;

-называть сопредельные государства;

-различать границы на суше и на море.

метапредметные

- объяснять, в чём состоит цель обустройства государственной границы;

- показывать на карте границу РФ;

- называть сопредельные государства;

- различать границы на суше и на море.

личностные

- осмыслять правовые нормы взаимодействия стран: граница, пограничники, виза, визовый режим, таможня;

- совершенствовать навыки межкультурной коммуникации в пределах своей страны.

Оборудование урока:

- Окружающий мир: 4 кл.: методическое пособие с поурочными разработками по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, «Перспектива;                                               - Окружающий мир 4 кл: учебник А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Перспектива», 1ч.;                                                                                                                                   Окружающий мир 4 кл: рабочая тетрадь по учебнику А.А.Плешакова, М.Ю.Новицкой, «Перспектива»;                                                                                                        - презентация.


Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Мотивационный

≈3

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Приветствие, слово учителя.

Приветствовать учителя, проговаривать девиз урока.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу.

2.

Актуализация знаний

≈1-2

Но чтобы двигаться дальше и узнать тему нашего сегодняшнего занятия, нам нужно сначала проверить то, что вы уже знаете.

- На каком материке расположена Россия?(Евразия)

-Почему Россию можно назвать союзом равных?

- Для чего необходима государственная власть в стране?

Словесный:

Слово учителя.

Отвечать на вопросы.

Анализировать.

Л: мотивация к новому

учебному материалу.

3.

Постановка учебной задачи и её решение

≈3

-Молодцы, ребята! Мы с вами повторили ранее изученное, теперь можем двигаться дальше.

Для того чтобы определить тему нашего занятия, послушайте стихотворение С.Маршака.

 На ветвях заснули птицы,

Звёзды в небе не горят.

Притаился у границы

Пограничников отряд.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа:

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожа.

 - О какой военной профессии в нём идёт речь?

- Какую работу они выполняют?(охраняют границу)

-По какой поверхности проходит граница нашего государства?(последние строки стихотворения)

- Посмотрите на карту России, как обозначена граница государства?

 Попробуйте сформулировать тему урока. (Государственная граница России)

- Тогда какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?(узнать, что такое государственная граница и её значение)

Наглядный.

Просмотр мультфильма.

Словесный метод.

Постановка целей на уроке.

Смотреть мультфильм.

Отвечать на вопросы.

Формулировать тему урока, определять цели и пути их достижения.

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний;

К: целеполагание;

Л: мотивация

4.

Решение частных задач

≈25

Граница- порог Отечества

- Как вы понимаете это?(Россия- наше Отечество, наш добрый отчий дом. Вы помните, что в каждом доме порог- особое, священное место,  граница родного пространства.  Так и государственная граница России священна.)

-Давайте откроем учебник на с.30 и прочитаем, как думает автор.

- А кто может объяснить значение слова "Государственная граница"?

А для чего нужна граница?

- Прочитайте второй абзац.

- Читаем 3 следующий абзац. Как обозначается линия границы?(ясно видимыми пограничными знаками, особыми правилами.)  Посмотрите это на карте.

-  4 Абзац. Как производится охрана государственной границы?(пограничной службой, Вооружёнными силами, ПВО, ВМФ).

Ребята, как в думаете, кто охраняет нас на суше, море, в воздухе?

Со сколькими государствами граничит Россия?(18) Приведите примеры.

- А где люди и транспорт могут пересекать границу? Какие документы нужны чтобы пересечь границу?

- Ответы на эти вопросы можем узнать в следующем абзаце.

Физминутка

- Сейчас мы поработаем в рабочих тетрадях. откройте с. 20. Выполняем №1

1. Выпиши из текста урока слова, значения которых тебе непонятны. С помощью словаря запиши толкование этих слов.

Государственная граница - линия, которая показывает пределы страны.

Суверенитет - независимость.

Виза - документ, по которому можно попасть в чужое государство.

Таможня - специальная государственная служба, которая контролирует въезд и выезд граждан из страны.

2. С помощью карты на с. 21 определи, с какими государствами граничит Россия. Запиши. Работаем в парах.

На суше Россия граничит с такими странами: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Беларусь, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика).

На море Россия граничит с Японией, США.

 3. Используя карту, соотнеси название стран и их столиц. Соедини линиями. Работаем так же парами.

  • Украина - Киев
  • Китай - Пекин
  • Казахстан - Астана
  • Финляндия - Хельсинки
  • Белоруссия - Минск
  • .

Работа с картиной В.Васнецова «Богатыри»

Как называется? Кто автор?

Где изображены? Что делают?

Послушайте отрывок из былины.

  Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе был Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алёша Попович. И дружинники у них храбрые были. Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнёт, и птица не пролетит.

Как вы понимаете последнее предложение? Давайте прочитаем и узнаем в учебнике на с. 32 о том, как охраняли границу в старину.

- Запишите домашнее задание. (знать этот материал, составить схему)

Словесный метод.

Словесный:

Рассказ учителя

Работа с картой.

Беседа с учителем.

Физминутка.

Практический.

Работа в раб. тетрадях.

Слушать учителя, смотреть презентацию, отвечать на вопросы.

Воспринимать новую информацию,отвечать на вопросы.

Читать текст с доски,делать выводы.

Выполнять действия.

Выполнять задание в раб. тетради.

Отвечать на вопросы.

П: дополняют и расширяют знания;

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя;

К: формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

Л: учебно-познавательный интерес материалу.

П.: поиск и извлечение информации

5.

Закрепление

≈3-4

Тест.

1 вариант.

№1 Соотнеси

Эстония        Вашингтон

Грузия           Талин

США               Тбилиси

№ 2 Найди ошибку

На суше Россия граничит: Монголия, Украина, Абхазия, США, Китай, Германия.

№ 3 Вставь слово

1. ______ - документ, по которому можно попасть в чужую страну.

2. ______ - линия, которая показывает пределы страны.

2 вариант.

№1 Соотнеси

Латвия                       Осло

Азербайджан           Рига

Норвегия                   Баку  

№ 2 Найди ошибку

На море Россия граничит: Азербайджан, Япония, Польша, Эстония.

№ 3 Вставь слово

1. _____ - специальная государственная служба, которая контролирует въезд граждан из страны.

2. _____ - независимость.

- Проверьте по эталону на слайде.

-  Найдите рублику "Обсудим". Если вы с родителями ездили за границу, то какие процедуры вы проходили на границе России и зарубежной страны?

- Ребята, что такое государственная граница?

-Какие бывают границы  в зависимости от природных территорий?

-Для чего служит государственная граница?

-Где происходит контроль за пересечением границы людьми и грузом?

Словесный.

Беседа с учителем.

Отвечают на вопросы.

К: уметь работать в парах, договариваться друг с другом, формулирование ответов;

П: построение реч. высказываний.

6.

Итог урока. Рефлексия.

≈5

Ребята, какой из этого мы можем сделать вывод?(рублика "сделаем вывод")

У вас на столах лежат листочки для рефлексии, заполните их пожалуйста, оцените свои успехи на уроке.

На сегодняшнем уроке я узнал

На этом уроке я похвалил бы себя за

После урока мне захотелось

Сегодня я сумел

Рефлексия, ответы на вопросы.

Практический метод.

Письменное задание

Проводить рефлексию, самооценку, отвечать на вопросы.

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л:самооценка,адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс

Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...