Осенние посиделки
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Осенние посиделки
Цель
- Формирование интереса к изучению овощей, их выращиванию.
- Дальнейшее знакомство с применением и использованием овощей
- Воспитание бережного отношения к окружающей природе
- Эстетическое воспитание учащихся в ходе проведения мероприятия
Задачи
- расширить знания учащихся о приметах и красках осени;
- развивать творчество и фантазию учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- вовлечь родителей в подготовку и проведение праздника (семейные поделки из природного материала, изготовление костюмов, выставка работ, участие в концерте).
Оборудование
- книжка- раскладушка или книжка–гармошка:«Удивительный мир овощей»;
- рисунки, аппликации учащихся;
- полезные советы под названием: «Советы бабушки Аграфены»;
- фотографии, стихи собственного сочинения;
- поделки из овощей;
- осенние букеты;
- музыкальное сопровождение.
Ход праздника Ведущий:
Добрый вечер,
Гости званые и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!
Ученик:Милости просим на осенние посиделки! Ученица:
Всех приглашаем!
Душевно встречаем!
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас! Вот и осень подкралась незаметно. Дни становятся всё короче и короче, а ночи длиннее. Всё пустеет, одна за другой загораются золотыми свечами на опушке берёзы. Мягким одеялом плывёт по утрам туман. Удивительно переменчивы картины осени.
Ученик 1 Незаметно пролетело лето.
Наступила осень золотая,
Журавли курлычут в небе где- то,
В вышине над нами пролетая.
Ученик 2 В свой шатёр, волшебный и прекрасный.
Осень нас на праздник позвала.
Всюду разбросала свои краски,
И природа чудно расцвела.
Ученик 3 Рыжая осень устроила бал,
Пышный, нарядный, цветной карнавал:
В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.
Ученик 4 Ели и сосны в наряде зелёном.
Ивы серебряны, в золоте клёны.
Осень ковёр расстелила из мхов.
В нём разноцветные шляпки грибов.
Ученик 5 Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех детей приглашает.
Ведущий:
Сколько же осенних месяцев вы знаете?
(дети называют)
Давайте с ними познакомимся!
(выходят 3 ученика, у них на груди табличка с названием осенних месяцев)
Сентябрь: Осыпал лес свои вершины.
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь…
Октябрь: Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад –
Дорога примерзает.
Ноябрь:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ведущий:
После уборки урожая в деревнях начинались посиделки, вечёрки. Девушки и юноши собирались в домах. Они водили хороводы, пели песни. Звучали прибаутки, озорные приговорки. Все вместе пили чай. Хозяева угощали гостей пирогами с капустой, с картошкой, грибами. Не обходилось и без игр. Давайте и мы поиграем! Игра называется «Сиди, сиди, Яша…»
( Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре Яши (у него завязаны глаза и поют:
Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Свои руки покажи
Имя правильно скажи.
(С закрытыми глазами Яша подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него и угадывает кто это. Тот, кого отгадали, становиться Яшей.)
Ведущая:
А сейчас мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки об осени (тот, кто угадывает, выходит на сцену для дальнейшего участия в конкурсе)
1. Всех наградила,
Все погубила. (осень)
2. Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)
3. Все мрачней лицо природы –
Потемнели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился –
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
4. Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (ноябрь)
5. Шел долговяз,
В сыру землю увяз. (дождь)
6. Падают с ветки
Золотые монетки. (осенние листья)
7. Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина. (туман)
8. Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его. (ветер)
(проводится игра) «Кто больше соберёт шишек» (пока играет музыка, два человека, с завязанными глазами, собирают в пакет шишки, остановилась музыка, подсчитываются шишки).
( дети исполняют песню об осени )
Ведущая:
Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много
трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.
Викторина "Закончи пословицу"
1. Кто не работает … (тот не ест.)
2. Землю красит солнце, а … (человека – труд.)
3. Где труд, там и … (счастье.)
4. Делу время, а … (потехе час).
5. Откладывай безделье, да … (не откладывай дела.)
6. Не поклонясь до земли и … (грибка не поднимешь.)
7. Без труда … (не вытащишь и рыбки из пруда.)
8. Труд кормит, а … (лень портит.)
Ведущий: А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Я буду загадывать вам загадки, а вы отгадайте:
Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (морковь)
Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (лук)
3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)
4. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени – краснеют. (помидоры)
5. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (картошка)
Ведущий: Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей. Скажите, вы все дома выкопали картошку? ( исполняется песня «Антошка»)
Ведущий: А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку она тоже об овощах.
Сценка «Как помидор стал красным»
Ведущий: Жили на одном огороде овощи.
(Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются)
- Я – весёлый молодец, я – зелёный (огурец)
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня (капуста)
-Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен (лук)
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий (помидор)
Ведущий: Хозяйка любила свой маленький огородик и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой и поливает овощи) Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьет.
Ведущий: Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили дружно не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.
Помидор: Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Огурец: Слушай, это просто смех - хвастать, что ты лучше всех.
Лук. Не поймет никак он, братцы, некрасиво задаваться!
Ведущий: А помидор все свое твердил.
Помидор: Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Овощи: (хором) Хвалился, хвалился и с куста свалился!
Ведущий: В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила
Летела мимо ворона.
Ворона: Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел быть с нами дружен, будешь никому не нужен.
Ведущий.:Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.
Помидор: Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.
Ведущий: Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите верьте, хотите нет, но с тех пор помидоры становятся красными.
(Игра «Быстрый лимон»)
(по два игрока от стартовой линии до финишной толкают лимон карандашом, кто быстрее справится с этим заданием).
Ведущий: Дети, какой важный овощ зимой надо есть побольше? Он всю хворь выгонит, аппетита прибавит. Догадались?
Конечно же, про лук. Давайте посмотрим «Луковые посиделки».
( Сценка «Реклама лука»)
(Выскакивает Лучок)
Лучок: Я и репчатый, и зелёный,
Я и сушеный, и солёный.
Как приправа к блюдам
Я полезен людям!
Угадали? Я ваш друг –
Я простой зелёный лук!
(На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян)
Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.
Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А где же наши внучата-лучата?
Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки
Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка
Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.
Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?
Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…
Бабушка Лукерья: Ой-ой-ой! Ну, ничего, здесь у нас лук да баня всё исправят. Лук от семи недуг. Лук да капуста лихого не допустят.
Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.
Бабушка Лукерья (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.
Лукашка: Всё вокруг так красиво, празднично… А почему здесь так много лука развешано?
Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».
Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.
Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».
Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука
предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.
Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.
Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдёмте луковый суп есть.
Все уходят. Появляется Лучок
Лучок: Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный:
Он полезен людям.
Витаминов в нём не счесть –
Надо лук зелёный есть!
И головки лука тоже
Нам полезен и пригож!
Ведущий:
Унылая пора! Очей очарованье…
Так говорил о ней Пушкин.
Давайте вместе посмотрим и убедимся в этом.
(показывают картины осени через компьютер)
Ведущий:
Ребята нашего класса вместе с родителями тоже рисовали рисунки об осени.
Вы уже успели с ними познакомиться
(обращается к выставке и подводит итоги участия в конкурсе рисунков об осени)
Ведущий: Спасибо всем ребятам. Поговорили мы с вами о многих овощах.
А теперь давайте поговорим об осенней погоде. Подскажите, как меняется погода осенью? ………………(ответы детей)…………..
Да, правильно, ребята. Осенью всё реже солнечные дни, на небе чаще появляются тучи и дни бывают совсем пасмурные, или идёт дождь. Дождик нужен земле, он напоит её водой. А люди прячутся под зонтики. Но, оказывается, не все боятся дождя.
(исполняется песня «Дождя не боимся»)
Ведущий: Осень – это и время сбора грибов. Давайте проверим, как хорошо вы знаете грибы. (тот, кто отгадал загадку – получает «наградку»)
- И на горке, и под горкой
Под березкой и под елкой
Хороводами и вряд
В шапках молодцы стоят? (грибы)
2.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … (подосиновик)
3.На пенечке, ровно вряд
В шапках молодцы стоят. (опята)
4.Стоят желтые сестрички
А зовут все их… (лисички).
5.С белой юбочкой на ножке
В красной шляпе, весь в сережках.
Но красе его не верь
Страшен этот гриб, поверь.(мухомор)
6.. Он большой, красивый, статный,
С белой ножкой аккуратной
В боровом растет лесу
Осень вкусен он в супу.(боровик)
( Игра « Собери грибы)
Гриб ты на пол положи,
Себя в пляске покажи.
Кончит музыка играть,
Быстро гриб тот надо взять.
( Игра "Подскажи словечко")
1.Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке –
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется… (горох)
2На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый … (кабачок)
3.Хвост зеленый, красная головка,
Это остроносая … (морковка)
3..Он круглый и красный,
Как глаз светофора
Среди овощей нет сочней… (помидора)
4.От частой поливки
Едва не промокла
Мохнатая темно-зеленая …
5.Любопытный красный нос по макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зелёные прядки. (морковь)
6.Скинули у Егорушки золотые пёрышки,
Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (лук)
7. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,
У неё листочки с хрустом, а зовут её….. (капуста)
8. А на этой грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые.
Летом зеленеют, к осени – краснеют. (помидоры)
9.. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,
Честь мундира берегу - служу людям как могу. (картошка)
(Конкурс "Определи по вкусу")
(Играющим завязывают глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно называет фрукт или овощ, получает целый плод в награду.)
Ведущий:Мы с вами живём в маленьком городке Ростовской области. Но он находится в огромной стране, которая зовётся красивым именем: РОССИЯ. Это наша с вами РОДИНА..
(стихотворение «Наш край»)
Ведущий: А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» (колос)
Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса? ( зерно)
А что можно получить из зерна? (муку)
А что мы испечём из муки? ( хлеб)
Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.
Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.
1-й ученик: Убран хлеб. И тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
2-й ученик: Но не сразу зёрна стали
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
3-й ученик: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он тёплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Ведущий:Когда посиделки заканчивались, хозяева говорили так:
«Двери нашего дома всегда для вас открыты. Коли будет мимо дорога, не обходите нашего порога»
А гости говорили: «Спасибо!» и желали хозяевам доброго здоровья.
Ведущая: Всем большое спасибо !Молодцы! Вы и пели, и играли,
И загадки отгадали, и стихи мне прочитали.
Спасибо за внимание! До скорой встречи! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник осени для 3 класса "Осенние посиделки"
Сценарий праздника осени для 3 класса...
Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"
Цель: формировать личность учащихся активно и заинтересованно познающих мир.Задачи:1. Развивать речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся.2. ...
Праздник осени "Осенние посиделки"
Праздник проводится в первом классе , учащиеся заранее готовят свои номера. К празднованию привлекаются родители учащихся и старшеклассники. В празднике используются знания уже имеющиеся у ребят и вно...
Осенний праздник «Осенние посиделки»
Внеклассное мероприятие среди 1 -4 классов «Осенние посиделки»Задачи: 1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной вырази...
Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"
Праздник предназначен для учащихся 3-4 классов. Данное внеклассное мероприятие развивает речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся; расширяет кругозор и познавател...
Какая осень? Осенние посиделки
Это внеклассное мероприятие посвящено народным обычаям и традициям осени. Используется образовательная технология "французская мастерская". Праздник организуется с участием родителей....
Осенний праздник в начальной школе "Осенние посиделки"
Цель праздника – создать условия для: расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; формирования любознател...