Осенние посиделки
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Григораш Валентина Николаевна

Осенний праздник для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oseniny.docx39.23 КБ

Предварительный просмотр:

                Осенние посиделки 

Цель

  • Формирование интереса к изучению  овощей, их выращиванию.
  • Дальнейшее знакомство с применением и использованием овощей
  • Воспитание бережного  отношения к окружающей природе
  • Эстетическое воспитание учащихся  в ходе проведения мероприятия 

Задачи

  • расширить знания учащихся о приметах и красках осени;
  • развивать творчество и фантазию учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • вовлечь родителей в подготовку и проведение праздника (семейные поделки из природного материала, изготовление костюмов, выставка работ, участие в концерте).

Оборудование

  • книжка- раскладушка или книжка–гармошка:«Удивительный мир овощей»;
  • рисунки, аппликации учащихся;  
  • полезные советы под названием: «Советы бабушки Аграфены»;                                                                                                                                    
  • фотографии, стихи собственного сочинения;
  • поделки из овощей;
  • осенние букеты;
  • музыкальное сопровождение.

                                  Ход праздника                                                Ведущий:

Добрый вечер,
Гости званые и желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые!

Ученик:Милости просим на осенние посиделки!                             Ученица:

Всех приглашаем!
Душевно встречаем!

Ведущий:   Здравствуйте, гости дорогие! Рады видеть вас! Вот и осень подкралась незаметно. Дни становятся всё короче и короче, а ночи длиннее. Всё пустеет, одна за другой загораются золотыми свечами на опушке берёзы. Мягким одеялом плывёт по утрам туман. Удивительно переменчивы картины осени.

 Ученик 1    Незаметно пролетело лето.

                     Наступила осень золотая,

                     Журавли курлычут в небе где- то,

                     В вышине над нами пролетая.

 Ученик 2    В свой шатёр, волшебный и прекрасный.

                     Осень нас на праздник позвала.

                     Всюду разбросала свои краски,

                     И природа чудно расцвела. 

    Ученик 3    Рыжая осень устроила бал,

                     Пышный, нарядный, цветной карнавал:

                     В жёлтом берёзы, в пурпурном осины,

                     Алые бусы на ветках рябины.

   Ученик 4   Ели и сосны в наряде зелёном.

                    Ивы серебряны, в золоте клёны.

                    Осень ковёр расстелила из мхов.

                    В нём разноцветные шляпки грибов.

 Ученик 5   Чтобы в садах было ярко и пышно,

                     Груши развесила, яблоки, вишни.

                    Дождик на струнах вам песни сыграет,

                    Осень на бал всех детей приглашает.

Ведущий:

Сколько же осенних месяцев вы знаете?

                         (дети называют)

Давайте с ними познакомимся!

  (выходят 3 ученика, у них на груди табличка с названием осенних месяцев)

Сентябрь: Осыпал лес свои вершины.
                    Сад обнажил своё чело,
                    Дохнул сентябрь…

Октябрь:   Октябрь уж наступил –
                    Уж роща отряхает
                    Последние листы
                    С нагих своих ветвей;
                    Дохнул осенний хлад –
                    Дорога примерзает.
Ноябрь:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Ведущий:

После уборки урожая  в деревнях начинались посиделки, вечёрки. Девушки и юноши собирались в домах. Они водили хороводы, пели песни. Звучали прибаутки, озорные приговорки. Все вместе пили чай. Хозяева угощали гостей пирогами с капустой, с картошкой, грибами. Не обходилось и без игр. Давайте и мы поиграем! Игра называется «Сиди, сиди, Яша…»

 ( Дети ходят, взявшись за руки, вокруг сидящего в центре Яши (у него завязаны глаза и поют:

Сиди, сиди, Яша,
Ты забава наша.
Погрызи орехи
Для своей потехи.
Свои руки покажи
Имя правильно скажи.

(С закрытыми глазами Яша подходит к кому-нибудь, дотрагивается до него  и угадывает кто это. Тот, кого отгадали,  становиться Яшей.)

  Ведущая:
А сейчас мы проверим, как вы умеете отгадывать загадки об осени (тот, кто угадывает, выходит на сцену для дальнейшего участия в конкурсе)
 1. Всех наградила,
Все погубила
. (осень)

2. Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
(сентябрь)

3. Все мрачней лицо природы –
Потемнели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился –
Что за месяц к нам явился?
(октябрь)

4. Поле черно-белым стало,         
Падает то дождь, то снег,
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи?
(ноябрь)

5. Шел долговяз,
В сыру землю увяз.
(дождь)

6. Падают с ветки
Золотые монетки.
(осенние листья)

7. Над рекой и над долиной
Повисла белая холстина.
(туман)

8. Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его.
(ветер)

                                 (проводится игра)                                                              «Кто больше соберёт шишек» (пока играет музыка, два человека, с завязанными глазами, собирают в пакет шишки, остановилась музыка, подсчитываются шишки).

                           ( дети исполняют песню об осени ) 

Ведущая:
Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много

трудиться. Поэтому сейчас мы вспомним пословицы о труде.

Викторина "Закончи пословицу"

1.  Кто не работает …    (тот не ест.)
2.  Землю красит солнце, а …  
(человека – труд.)
3.  Где труд, там и
…   (счастье.)
4.  Делу время, а …    (
потехе час).
5.  Откладывай безделье, да …  
(не откладывай дела.)
6.  Не поклонясь до земли и …  
(грибка не поднимешь.)
7.  Без труда …  
(не вытащишь и рыбки из пруда.)
8.  Труд кормит, а
…   (лень портит.)

 Ведущий: А сейчас мы ещё раз вспомним, какие же овощи растут в огороде, что растёт в поле? Я  буду загадывать вам загадки, а вы отгадайте:

Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

  Лишь торчат на грядке зелёные прядки.   (морковь)

                                                                       

Скинули у Егорушки золотые пёрышки,

 Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (лук)

 

3. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,

У неё листочки с хрустом, а зовут её…..  (капуста)

 

  4. А на этой грядке выросли загадки,

      Сочные да крупные, вот такие круглые.

      Летом зеленеют, к осени – краснеют.   (помидоры) 

  5.  Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,

              Честь мундира берегу -  служу людям как могу.                                                                                          (картошка)

 Ведущий:           Молодцы, все загадки угадали правильно. Все овощи очень полезные и важны для нас. Но картошку мы едим чаще всех других овощей.  Скажите, вы все дома выкопали картошку?               ( исполняется песня «Антошка»)

  Ведущий:  А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим сценку она тоже об овощах.

                        Сценка «Как помидор стал красным»
Ведущий: Жили на одном огороде овощи.
(Выходят девочки в шапочках с изображением овощей и представляются)
- Я – весёлый молодец, я – зелёный (огурец)
- Без меня на грядке пусто. А зовут меня (капуста)
-Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен (лук)
- Любят дети с давних пор вкусный, сладкий (помидор)
Ведущий: Хозяйка любила свой маленький огородик и каждый день поливала его.
Хозяйка: (ходит с лейкой и поливает овощи) Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьет.

Ведущий: Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили дружно не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться.

Помидор: Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.

Огурец: Слушай, это просто смех - хвастать, что ты лучше всех.
Лук. Не поймет никак он, братцы, некрасиво задаваться!
Ведущий: А помидор все свое твердил.
Помидор: Я на свете всех вкуснее, всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети любят больше всех на свете.
Овощи: (хором) Хвалился, хвалился и с куста свалился!
Ведущий: В это время пришла хозяйка собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила
Летела мимо ворона.
Ворона: Кар! Кар! Позор! Кошмар! Не хотел быть с нами дружен, будешь никому не нужен.
Ведущий.:Стыдно стало помидору. И покраснел он от стыда.
Помидор: Вы меня, друзья, простите. Вы меня с собой возьмите.
Ведущий: Услышала эти слова хозяйка, сжалилась и взяла помидор. Хотите верьте, хотите нет, но с тех пор помидоры становятся красными.

                               (Игра «Быстрый лимон»)

    (по два игрока от стартовой линии до финишной толкают лимон карандашом, кто быстрее справится с этим заданием).   

    Ведущий:   Дети, какой важный овощ  зимой надо есть побольше? Он всю хворь выгонит, аппетита прибавит.  Догадались?

 Конечно же, про лук. Давайте посмотрим «Луковые посиделки».

                                ( Сценка «Реклама лука»)

                                  (Выскакивает Лучок)

Лучок:           Я и репчатый, и зелёный,

Я и сушеный, и солёный.

Как приправа к блюдам

Я полезен людям!

Угадали? Я ваш друг –

Я простой зелёный лук!

 (На скамейке сидят Лука Лукич, Бабушка Лукерья, Лукинична, Дед Лукьян)

Ведущий: Жили-были в деревне Луковка дедушки и бабушки. Бабушек звали Лукерья Лукьяновна и Луковья Лукинична, а дедушек – Лука Лукич и Лукьян Лукович. И были у них внучата-лучата, весёлые ребята.

Лука Лукич: Смотри, Лукерья, мы из сказки попали на луковые посиделки. А  где же наши внучата-лучата?

Бабушка Лукерья: Они живут далече, в городе Великие Луки

Раздается стук. Входит Лукашка – конопатенький, с нарисованными веснушками, мальчик. На плече у него дорожная сумка

Лукашка: Здравствуйте, бабули, здравствуйте, дедули.

Лука Лукич, Бабушка Лукерья: А вот и наш любимый внучек Лукашечка пожаловал. Милости просим! Как житьё-бытьё, как здоровьице?

Лукашка (зевая): Тоска зелёная. Да ещё то грипп, то ангина, то ангина, то грипп…

Бабушка Лукерья: Ой-ой-ой! Ну, ничего, здесь у нас лук да баня всё исправят. Лук от семи недуг. Лук да капуста лихого не допустят.

Лукашка: Что ты, что ты, бабушка! Я люблю мороженое, пирожное, а от лука только слёзы и запах не очень приятный.

Бабушка Лукерья (ласково): Горе ты луковое. Бабушка у тебя простая – и еда такая. Запомни рецепт самого вкусного кушанья: кусок ржаного хлеба, стакан молока, головка лука и щепотка соли.

Лукашка: Всё вокруг так красиво, празднично… А почему здесь так много лука  развешано?

Бабушка Лукерья: Сегодня луков день, внучек. В старинных русских лечебниках-травниках писали: «Во время прилипчивых инфекционных болезней нужно развешивать в комнатах связки луковиц, воздух от чего в покоях очистится». И ещё: «Во время скотского падёжа нанизывают на нитку поболе луковиц и чесночных головок и привязывают на шею коровам, лошадям и другим домашним животным, чтобы не заразилось».

Лука Лукич: А ещё из луковой шелухи получается замечательная краска для шерсти, холста, да и для волос это лучшее средство от перхоти.

 Лукинична: В средние века луковице приписывали чудесное свойство – предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари носили луковицу на груди в качестве талисмана. Поэтому впоследствии один из сортов лука и назвали «лук победный».

Дед Лукьян: Во все времена у всех народов существовала поговорка: «Лук, в твоих объятиях проходит всякая болезнь». Ещё средневековые врачи утверждали, что даже запах лука

предохраняет от различных заболеваний. Ученые утверждают, что от летучих веществ, выделяемых луком, гибнут болезнетворные бактерии. Достаточно в течении трёх минут пожевать лук, чтобы убить во рту все бактерии.

Лукашка: Здорово! А я и не знал, что лук такой полезный овощ. Теперь непременно буду его есть.

Бабушка Лукерья: Ну и молодец. Пойдёмте луковый суп есть.

Все уходят. Появляется Лучок

Лучок:           Лук зелёный – объеденье!

Он приправа к блюдам.

Ешьте, дети, лук зелёный:

Он полезен людям.

 

Витаминов в нём не счесть –

Надо лук зелёный есть!

И головки лука тоже

Нам полезен и пригож!

Ведущий:

Унылая пора! Очей очарованье…
Так говорил о ней Пушкин.

Давайте вместе посмотрим и убедимся в этом.

(показывают картины осени через компьютер)

Ведущий:

Ребята нашего класса вместе с родителями тоже рисовали рисунки об осени.
Вы уже успели с ними познакомиться

(обращается к выставке и подводит итоги участия  в конкурсе рисунков об осени)

Ведущий:  Спасибо всем ребятам. Поговорили мы с вами  о многих овощах.

                   А теперь давайте поговорим об осенней погоде. Подскажите, как меняется погода осенью? ………………(ответы детей)…………..

Да, правильно, ребята. Осенью всё реже солнечные дни, на небе чаще появляются тучи и дни бывают совсем пасмурные, или идёт дождь. Дождик нужен земле, он напоит её водой. А люди прячутся под зонтики. Но, оказывается, не все боятся дождя.

             (исполняется песня «Дождя не боимся»)

 

Ведущий:         Осень – это и время сбора грибов. Давайте проверим, как хорошо вы знаете грибы. (тот, кто отгадал загадку – получает «наградку»)

  1. И на горке, и под горкой
    Под березкой и под елкой
    Хороводами и вряд
    В шапках молодцы стоят?
    (грибы)

2.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я … 
(подосиновик)

                3.На пенечке, ровно вряд
                   В шапках молодцы стоят.
(опята)

4.Стоят желтые сестрички
А зовут все их…
(лисички).

                  5.С белой юбочкой на ножке
                    В красной шляпе, весь в сережках.
                    Но красе его не верь
                    Страшен этот гриб, поверь.
(мухомор)

6.. Он большой, красивый, статный,
С белой ножкой аккуратной
В боровом растет лесу
Осень вкусен он в супу
.(боровик)

                           (  Игра « Собери грибы)

Гриб ты на пол положи,
Себя в пляске покажи.
Кончит музыка играть,
Быстро гриб тот надо взять.

                 (  Игра "Подскажи словечко")
1.Он усатый и ползучий,
Спрятал ядрышки в стручке –
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох,
Называется…
(горох)

2На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый
… (кабачок)

3.Хвост зеленый, красная головка,
Это остроносая … 
(морковка)

             3..Он круглый и красный,
               Как глаз светофора
               Среди овощей нет сочней…
(помидора)

 4.От частой поливки
   Едва не промокла
   Мохнатая темно-зеленая …

5.Любопытный красный нос по макушку в землю врос,

   Лишь торчат на грядке зелёные прядки.   (морковь)

6.Скинули у Егорушки золотые пёрышки,

   Заставил Егорушка плакать всех без горюшка. (лук)

7. Круглолица, белолица, любит вдоволь пить водицу,

      У неё листочки с хрустом, а зовут её…..  (капуста)

8. А на этой грядке выросли загадки,

       Сочные да крупные, вот такие круглые.

        Летом зеленеют, к осени – краснеют.   (помидоры) 

9.. Меня, единственную в мире, не просто варят, а в мундире,

        Честь мундира берегу -  служу людям как могу.                                                                                                 (картошка)

                 (Конкурс "Определи по вкусу")

(Играющим завязывают глаза и дают пробовать кусочки фруктов и овощей. Тот, кто правильно называет фрукт или овощ, получает целый плод в награду.)

                                

  Ведущий:Мы с вами живём в маленьком городке Ростовской области. Но он  находится в огромной стране, которая зовётся красивым именем: РОССИЯ. Это наша с вами РОДИНА..

                      (стихотворение «Наш край») 

  Ведущий:  А ещё, осенью, убирают самый главный урожай. Вот отгадайте загадку: «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят»      (колос)

Правильно, ребята, это колос. А что получают из колоса?                                                                                                   ( зерно)

А что можно получить из зерна?                              (муку)

 А что мы испечём из муки?                                        ( хлеб)

Хлеб – наше главное богатство. Поэтому уборка урожая хлеба – самая главная. Мы должны беречь хлеб, не бросать где попало, а увидел – обязательно подними.

Очень хорошо, я надеюсь, что вы всегда будете бережно относиться к хлебу.

  1-й ученик:     Убран хлеб. И тише стало.

                            Жарко дышат закрома.

                            Поле спит. Оно устало.

                            Приближается зима.

2-й ученик:         Но не сразу зёрна стали

                             Хлебом тем, что на столе.

                             Люди долго и упорно

                             Потрудились на земле!

3-й ученик:        Слава миру на земле!

                             Слава хлебу на столе!

                             Вот он, хлебушко душистый,

                             С хрусткой корочкой  витой.

                             Вот он тёплый, золотистый,

                             Словно солнцем налитой!

Ведущий:Когда посиделки заканчивались, хозяева говорили так:

 «Двери нашего дома всегда для вас открыты. Коли будет мимо дорога, не обходите нашего порога»

А гости говорили: «Спасибо!» и желали хозяевам доброго здоровья.

Ведущая: Всем большое спасибо !Молодцы! Вы и пели, и играли,        
                И загадки отгадали, и стихи мне прочитали.
                Спасибо за внимание! До скорой встречи! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник осени для 3 класса "Осенние посиделки"

Сценарий праздника осени для 3 класса...

Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель: формировать личность учащихся активно и заинтересованно познающих мир.Задачи:1.     Развивать речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся.2.     ...

Праздник осени "Осенние посиделки"

Праздник проводится в первом классе , учащиеся заранее готовят свои номера. К празднованию привлекаются родители учащихся и старшеклассники. В празднике используются знания уже имеющиеся у ребят и вно...

Осенний праздник «Осенние посиделки»

Внеклассное мероприятие среди 1 -4 классов «Осенние посиделки»Задачи: 1. Приобщение детей к образам осенней поры, познание красоты окружающего мира, проявленной средствами музыкальной вырази...

Праздник осени в начальной школе "Осенние посиделки"

Праздник предназначен для учащихся 3-4 классов. Данное внеклассное мероприятие развивает  речь, художественный и эстетический вкусы у учащихся;      расширяет кругозор и познавател...

Какая осень? Осенние посиделки

Это внеклассное мероприятие посвящено народным обычаям и традициям осени. Используется образовательная технология "французская мастерская". Праздник организуется с участием родителей....

Осенний праздник в начальной школе "Осенние посиделки"

Цель праздника – создать условия для: расширения представления учащихся об окружающем мире; важными продуктами питания, как овощи и фрукты, урожай которых собирают осенью; формирования любознател...