Горы России
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Шестухина Ирина Петровна

Урок по окружающему миру в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gory_rossii.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

по окружающему миру

в 4 классе

по учебнику

А.А. Плешакова

Тема урока. Горы России

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление о горах.

Познакомить с горами на территории России.

Развивать познавательную активность детей, умение работать по карте, умение   наблюдать, обобщать, делать выводы.

Воспитывать любовь к природе родной страны.

Оборудование:

Физическая карта России, мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись песни «Марш юннатов» (муз. Дунаевского, сл. Матусовского),

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

- Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней!

-  Почему в целом свете нет родней страны? (Россия - это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить.)

    Откройте учебник на с.63 и хором давайте прочитаем название нового раздела, который мы сегодня начинаем изучать.

   1слайд  -  "Природа России".

-   Как вы думаете, что мы узнаем, работая по темам этого раздела?

   (Узнаем, какие растения и животные хотят познакомиться с нами, увидим, как выглядит поверхность, куда текут реки, что таится в недрах.)

-   А вот о чём сегодня на уроке пойдёт разговор вам подскажут строки из песни В.Высотского:

    2слайд    Ученик выразительно читает эти строки.

   "Лучше гор могут быть только горы"

    - Как вы понимаете эти слова? Вы согласны с В.Высоцким?

    - А кто из вас был в горах?

    - Что вам больше всего запомнилось?  ( Высота гор, снежные шапки и ...)

   - Дети, а кто определил какова будет сегодняшняя тема нашего урока? (Горы России)

   II. Работа над новой темой

 3слайд    Запись в тетрадях: «Горы России».

- Какие задачи мы поставим перед собой на сегодняшний урок?

( Узнать какие горы есть на территории нашей страны, как называются, где находятся.)

-  Кто будет незаменимой помощницей на нашем уроке?  (Карта)

- Как обозначаются на карте горы? (Коричневым цветом и его оттенками)

- От чего зависит оттенок? (Оттого на сколько высокие эти горы)

     Я приглашаю вас в путешествие по нашей стране.  А начнём мы путешествие с востока, там где встаёт солнце. Вы готовы в путь?  

-  Мы с вами на востоке России, на полуострове Камчатка. 

-  Найдите полуостров Камчатка на ваших картах (уч.,с.64-65) . (Проверить у уч-ся...)

     - Что вы скажете о поверхности полуострова? (С севера на юг по всему полуострову проходят горы.) Эти горы называются Срединный хребет.

     4,5слайд Горы в этих местах необычные. Здесь нет острых пиков и гребней, пропастей и отвесных каньонов. Такие горы называют сопками.

      -  Рассмотрите Срединный хребет п-ова Камчатка? Что заметили?

         (влк. Ключевская Сопка)

      -  Что означает число, которое записано с названием вулкана? (Высота вулкана 4750м )

6слайд

 - Сейчас на экране мы посмотрим небольшой видеоролик о горах Камчатки.

7слайд(видеоролик)

Работа с учебником. Прочитайте материал о горах на п-ове Камчатка на стр. 69 над  нижней фотографией. (вслух )

- Что ещё узнали о вулканах Камчатки из этого отрывка?

8слайд

А теперь отправимся на юг нашей страны, точнее, на юг Сибири.

Внимательно посмотрите на это место на карте!

    - Какая здесь земная поверхность? (Это горы, потому что изображены темно-коричневым цветом.)

-   А как называются эти горы? (Алтай и Саяны.)

9 слайд    Алтай и Саяны расположены на юге Сибири.

-   Что вы можете сказать о высоте гор? (Эти горы высокие, потому что на карте они изображены темно-коричневым цветом.)

- Правильно, эти горы высокие, многие вершины покрыты снегом.

- Послушайте сообщение о горах Алтая, которые подготовил....

10- 13слайд    

Три участка  Алтайских гор на территории РФ занесены в список Всемирного наследия:

Алтайский заповедник, Катунский заповедник, плоскогорье Укок.

-   Продолжим наше путешествие.

-   Какого цвета эти горы? Чем отличаются от предыдущих?

      (Окраска коричневая и желтая. Но это невысокие горы, потому что нет темно-коричневого цвета, как на Алтае.)

     - Как называются эти горы? ( Уральские горы.)

   14 слайд

    Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора - Народная, ее высота 1895 м..)

    15 слайд     -  Сравните две горы: гора Народная на Урале и гора Белуха на Алтае.

 (Гора Белуха на 2611 м выше, чем гора Народная.)

    - Что это доказывает? (Это доказывает, что горы Алтая высокие, а Уральские горы-невысокие.)

     16-17слайд

Сообщение об Уральских горах нам подготовила....

 

Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, тысячу лет назад, его называли Каменный пояс. Реки стекают с Уральского хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию, потому что Урал делит материк Евразию на Европу и Азию.

-  Уральские горы называют «старые горы», потому что форма их стала плосковершинной. Посмотрите еще раз на фото Уральских гор)

-   Что вы можете сказать о вершинах гор? (Вершины невысокие и неострые, склоны пологие.)

-  А теперь пора сделать небольшой привал и отдохнуть.

III. Физкультминутка

Мы сейчас вес дружно встанем,

Отдохнем мы на привале...

Вправо, влево повернись!

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

IV. Продолжение новой темы

- Продолжаем наше путешествие.

- Перед вами горы, которые протянулись с северо-запада на юго-восток.

   

     - Что рассказывает нам карта?  Какие это горы?(Это высокие горы, потому что обозначены коричневым цветом. Их называют Кавказскими горами.)

   18-20слайды

  21-23слайды

-  Итак, что вы можете рассказать об этих горах? (Это высокие горы, их вершины покрыты снегом. Можно еще сказать, что Кавказские горы-молодые горы(острые вершины) и самые высокие горы России ) Самая высокая гора на Кавказе - Эльбрус, ее высота 5642 м. Эльбрус даже выше Белухи на Алтае.)

     -   Наше путешествие закончилось. Мы прошли огромный путь от восточных границ до   западных.

      - Интересное было путешествие? Запомнили вы названия гор?

V. Закрепление

1. Работа в парах. Потренироваться находить горы на карте.

- А кто смелый и попробует показать горы на карте?

2. Работа в группах. На контурной карте найти горы и подписать их.

VI. Подведение итогов урока

Вот и закончилось наше путешествие по родной стране.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Как вы считаете справились мы с поставленной задачей?

- Что вы нового узнали о горах России?

 (Горы высоко поднимаются над уровнем моря. Горы бывают молодые - высокие, и старые — невысокие...)

А  кто  запомнил не все -  у вас есть время до следующего урока все  повторить.

VII.Домашнее задание

С.67-71. Прочитать текст рубрики «Заповедники России», найти на карте Ильменский заповедник.

Выполнить задание «Проверь себя» вопрос 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомить...

Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"

Урок изучения новой темы представлен в виде путешествия по России. Исходя из того, что вводится несколько понятий-описаний, я использовала структуру проблемно-диалогического урока с общей и частными п...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...