Урок насекомые
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Вязовкина Людмила Владимировна

Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по изучению насекомых, умение сравнивать и распознавать отличительные признаки насекомых. Методическая разработка урока построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для  учителей начальной школы и может быть использована на уроке окружающего мира  во 2 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_nasekomye.docx181.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Весенненская средняя общеобразовательная школа»

Общероссийский проект конкурсов методических разработок и внеклассных мероприятий «Лучший современный урок»

2013-2014 учебного года.

Номинация «Разработка урока»

Тема «НАСЕКОМЫЕ»

                       Составитель: Вязовкина

                                                                                                        Людмила

Владимировна

учитель начальных классов

                                   С. ВЕСЕННЕЕ 2014 .

 Пояснительная записка.

Обучение предмета «Окружающий мир» проводится  по программе «Перспективная начальная школа». В разделе «Животные» на данную тему «Насекомые» отводится 1 час.

Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по изучению насекомых, умение сравнивать и распознавать отличительные признаки насекомых. Методическая разработка урока построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для  учителей начальной школы и может быть использована на уроке окружающего мира  во 2 классе.

Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки  бережного отношения к насекомым, воспитывается любовь к окружающему миру. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт и умения распознавать окружающий мир.

Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и  учащимся, развивает интерес к окружающему миру и потребность познавать его.  Знания и умения помогут в обращение к животному миру, формируют коммуникативные умения, а главное – доброжелательное отношение к насекомым.

ТЕМА УРОКА: НАСЕКОМЫЕ

Тип урока: Изучение нового материала

Цели урока: 

Образовательные: Познакомить учащихся с темой «Насекомые» ;повторить отличительные признаки насекомых; дать представление о растительноядных, хищных и всеядных насекомых;

Развивающие: Уметь анализировать и обобщать; развивать в учащихся познавательную активность, интерес к биологии;

  Воспитательные: Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к насекомым.

Оборудование: учебник; хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; фотографии, рисунки с изображением насекомых, загадки; схема «Насекомые»; карточки с представленными заданиями.

Формы и методы урока.

Беседа- диалог

Объяснительно-иллюстративный

Работа в группе

Работа в паре

Работа с учебником «Окружающий мир»

Планируемые результаты

Предметные: Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы;

Метапредметные: Познавательные: Работать с хрестоматией. С рабочей тетрадью.

                                 Коммуникативные: Работать с соседом по парте в малой группе, в большой группе:  распределять между собой работу и роли

                                 Регулятивные:  Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

Личностные: Умение работать с раздаточным материалом; самостоятельно формировать цели урока после предварительного обсуждения;

                     


                            Технологическая карта урока «Окружающий мир»  2 класса по теме «Насекомые»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I.

Организационный момент

Здравствуйте , дети! Давайте настроимся на работу, а в начале – улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость и дачу.

Ребята, каким вы хотите видеть наш урок?

                    -Веселым

-Интересным

-Познавательным

-Хотим узнать что-то новое

Учащиеся настраиваются на работу.

Участвуют в диалоге, учащиеся отвечают на вопрос, каким они хотят видеть урок.

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

II.

1

2.

Целеполагание и мотивация.

Работа в группе.

Диалог учителя с учащимися

Сегодня мы отправимся с вами  на лесную полянку.  Послушайте стихотворение  « В лесу на опушке»

Н. Саксонской.

А разве можно представить лесную полянку без насекомых?

Работа в  группе.

(Формирует две группы, раздает учащимся карточки с загадками)

Отгадайте загадки.

Сначала ползет,

Червяком живет,

 Потом умирает,

 Сучком засыпает,

Затем оживает,

Как птичка летает.

                         (Бабочка)

       Спинка в веснушках,

Ах, как неловко!

И покраснела.

                  (Божья коровка)

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком

                              (  Пчела)

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?

                     (Стрекоза)

– О каких животных здесь говорится? К какой группе животных можно отнести стрекозу, кузнечика, мотылька?

– Кого из этих животных вы наблюдали в природе?

– Подумайте: почему их можно назвать непоседами?

Ученик читает стихотворение.

В лесу, на опушке,

Стрекозы-подружки

Знакомых позвали на бал.

В траве под сурдинку

Скрипач-невидимка

Старинные вальсы играл.

Букашки с былинкой

Танцуют в обнимку,

Осу подхватил мотылёк.

Поёт им комарик,

И синий фонарик

Зажёг в темноте светлячок.

                

1.Объединяются учащиеся в две группы.

2.Выбирают контролера, задача которого- наблюдать и корректировать деятельность группы.

Учащиеся отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Познавательные

III.

Актуализация.

–  Скажите, как будет называться тема нашего урока?  Чему мы будем  сегодня учиться на уроке?

Учащиеся участвуют в диалоге.

Формулируют тему урока.

Учатся ставить цели и задачи урока.

IV.

Первичное усвоение материала.

 Рассказ учителя. ( Показ иллюстраций насекомых)

Насекомые – самая многочисленная группа животных. Это и красивые бабочки, и неприметные труженики муравьи, и разные жуки, и такие надоедливые летом мухи и комары.

Большинство насекомых питаются растениями, но есть среди них и хищники. Например, стрекоза охотится на комаров и мошек. Обитают насекомые в воздухе, воде, почве.

Среди насекомых много жуков. Жуки быстро бегают, могут летать. Среди них есть листоеды, короеды и хищники. Например, красотел пахучий спасает лес от разных гусениц. Божья коровка помогает огородникам спасать растения от тли. Некоторые жуки питаются остатками погибших растений и животных. Их называют «санитарами».

В наших лесах можно встретить крупного жука-оленя. Его длина вместе с «рогами» бывает восемь сантиметров. Дубовый усач знаменит своими длинными усами. Жук-носорог защищает свои владения большим «рогом». Жук-голиаф обитает в Африке. Его длина достигает 11 сантиметров. Один из самых крупных жуков – жук-геркулес. Его длина бывает до 18 сантиметров, причём половина приходится на его «рог». Обитает этот жук в Южной Америке.

Учащиеся учатся слушать новую информацию , запоминать, уметь делать вывод,

Регулятивные

Познавательные

Личностные

V.

Осознание и осмысление учебной деятельности

– Рассмотрите, чем похожи и чем отличаются изображённые на рисунках жуки.

Дубовый усач              Жук-геркулес

Жук-голиаф          Жук-носорог      Жук-олень  

Бабочки – очень красивые насекомые. Их крылья покрыты разноцветными чешуйками. Питаются бабочки нектаром цветков, который добывают своим длинным хоботком.

Осенью одни бабочки улетают зимовать в далёкие тёплые края, другие засыпают до весны. Некоторые большие бабочки стали редкими. Их надо знать и оберегать.

Махаон – самая большая (до 16 см) и самая красивая бабочка, обитающая в России. Занесена в Красную книгу.

махаон 

                                                             

Учащиеся рассматривают рисунок.  Делают вывод.

Познавательны

VI.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Первичное закрепление учебного материала

Работа в группе

Работа по учебнику

Физминутка

Работа по хрестоматии.

Работа в тетради.

Работа в паре

Викторина 

Работа по учебнику.

- Рассмотрите  рисунки  медведки,  тли,  водомерки  и  плавунца в учебнике.

– Назовите отличительные признаки насекомых.

– Рассмотрите  головы  насекомых.  Что имеют все насекомые на голове?

– Чем же питаются насекомые?

– Рассмотрите рисунок в учебнике и составьте рассказ о питании стрекозы, комара, шмеля, муравья, бабочки, божьей коровки, тли.

– Составьте схему «Группы насекомых по способу питания».

– Как питаются растительноядные насекомые?

– Как питаются хищные насекомые?

– Как питаются всеядные насекомые?

– Могут ли насекомые помогать человеку? Надо ли оберегать насекомых?

– Среди насекомых есть животные, которые едят стебли, корни, листья, плоды культурных растений.

– Какие насекомые живут в нашем крае?

– Расскажите, где живут эти насекомые. Чем они питаются?

– Назовите насекомых, жизнь которых связана с водой. (Водомерка, жук-плавунец.)

– Назовите насекомых, жизнь которых связана с землёй. (Медведка, жужелица, муравьи.)

– Кто из насекомых летает? (Стрекоза, шмель, бабочка, божья коровка, муха, пчела.)

– У жука-плавунца есть крылья. По вечерам эти жуки иногда пускаются в полет, переселяясь из одного водоема в другой.

– У взрослых медведок также есть две пары крыльев. Медведки летают очень тяжело, и прибегают к полету обыкновенно только самцы, отыскивая самок.

– В середине лета среди бескрылых тлей появляются крылатые самки, которые при помощи ветра переселяются на новые, еще не поврежденные растения.

– Муравьи, которые тянут гусеницу (рисунок в учебнике), – бескрылые, рабочие муравьи. Но иногда возле муравейника удается увидеть летающих муравьев – это в солнечный день совершают полет молодые самки и самцы. Самцы после полета погибают, самки, спустившись на землю, отрывают у себя крылья, возвращаются в гнездо и в течение нескольких лет занимаются откладыванием яичек.

– Какие насекомые плавают? (Жук-плавунец.)

В лесу мурашки-муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник-дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки – в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

                        С. Михалков

– Что нового вы узнали из текста? Как объяснить, что бабочка-адмирал, перед тем как пить березовый сок, обязательно «наступает» на него ногами

– Рассмотрите рисунок в хрестоматии. Назовите изображенных насекомых. Чем удивительны эти насекомые?

– Почему садоводы считают хищных жужелиц своими друзьями?

Жужелицы – это хищные насекомые. У них мощные челюсти и длинные ноги. Днем они сидят в укрытиях – ямках под поваленными деревьями или под камнями. А с наступлением темноты выходят на охоту. Жужелицы ищут добычу всю ночь, пробегая иногда по два километра. Охотятся они на гусениц, слизней, улиток. За одну ночь жужелица может съесть полтора десятка гусениц, до десятка слизней, очищая сады и леса от вредителей.

Задание  5. Учащиеся отмечают значком насекомых.

Задание 6. Учащиеся читают и дополняют предложения, заполняя пропуски.

Задание 7. Учащиеся изучают таблицу с названиями насекомых и перечеркивают прямой линией названия трех растительноядных насекомых (по диагонали).

– Что вы можете рассказать о жужелице?

Организует  выполнение задания по карточкам, наблюдает за работой учащихся.

Работа по карточкам. (См. приложение)

  1. Узнай  животных по описаниям.

2. Угадай  насекомое по выделенным признакам.

3. Запиши   существенные признаки насекомых.

«Что это за насекомое?».

1.Бабочка с крыльями лимонного цвета, имеющими по одной оранжевой точке на каждом крыле.

а) Капустница;

б) лимонница;

в) махаон.

2. Мелкое летающее насекомое, самки которого питаются кровью. Имеет длинное тело, его полет сопровождается высоким звенящим звуком.

а) Муха;

б) клещ;

в) комар.

3. Маленькие нелетающие черные или рыжие насекомые, живущие большими группами, жилье которых в лесу напоминает холмик. Их трудолюбие отмечено в сказках и баснях.

а) Пчелы;

б) муравьи;

в) стрекозы.

4. Зеленое  насекомое  с  сильными  челюстями  и  длинными  задними ногами, используемыми для прыжков. Сидя в траве, издают стрекочущие звуки.

а) Кузнечик;

б) блоха;

в) долгоносик.

5. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску – желтые и черные полосы. Приносит огромную пользу человеку – вырабатывает мед, воск. Собирая с цветков нектар, опыляет растение.

а) Оса;

б) бабочка;

в) пчела.

Учащиеся по учебнику рассматривают насекомых, делают вывод.

(Три части тела – голова, грудь, брюшко. Наличие трёх пар ног.)

 (У всех насекомых на голове есть пара усиков.)

Формируется две группы.

Учащиеся рассматривают рисунок.  Составляют рассказ о питании насекомых

1 гр.- стрекоза, комар, шмель.

2 гр.- муравьи, бабочки, божьи коровки.

Учащиеся составляют схему , затем проверяют правильно ли выполнили задание.

(Только растительной пищей, частями растений.)

(Они охотятся на других насекомых или мелких животных.)

(Они питаются как растениями, так и животными.)

 Учащиеся приводят примеры:

Например, гусеницы бабочки капустной белянки поедают листья капусты. Колорадский жук вредит посевам картофеля.

Гусеница яблонной плодожорки повреждает плоды яблони. Луковая муха и морковная муха снижают урожай овощных растений. Они все считаются вредными по отношению к хозяйственной деятельности человека. Но для природы нет полезных и вредных животных. Каждое из них тесно связано с другими растениями и животными и необходимо для их жизни.

Подготовленные учащиеся рассказывают о насекомых.

Медведки обитают в поймах рек, однако их можно встретить на огородах и в садах.

Плавунцы живут в стоячих водоемах, иногда в массе встречаются в природных канавах, ручьях с медленным течением, в торфяных ямах, заполненных водой.

Водомерки обитают повсюду, где есть стоячая вода. Они скользят по поверхности водоема, напоминая своими движениями конькобежцев. Легкость и проворство движений дают возможность водомеркам ускользать от опасности и нападать на мелких насекомых, которых они высасывают с помощью своего колющего хоботка.

Учащиеся читают рассказ «Чем удивительны насекомые?».

(На ноге у нее находится орган вкуса.)

(Стрекоза, муха, шмель, кузнечик, божья коровка, бабочка.)

Учащиеся читают рассказы «Что в меню у насекомых?» и «Что будет, если исчезнут насекомые?».

(Жужелицы поедают мелких гусениц и слизней, которые вредят культурным растениям.)

(Таракан, жук-олень, комар, жужелица.)

(У насекомых тело состоит из головы, груди, брюшка. У них 3 пары ног и 1 пара усиков.)

Учащиеся выполняют работу по карточкам . Проверяют друг у друга.

Учащиеся отвечают на вопросы викторины.

Познавательны

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные:

Познавательные

Личностные

VII.

Информация о домашнем задании.

с. 9–11, отвечать на вопросы.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники

VIII.

Рефлексия (подведение итогов урока)

1.Организует анализ полученного результата с точки зрения требования задач:

– Какую роль выполняют насекомые?

– Какие экологические правила мы должны выполнять?

– Что произойдет, если исчезнут все насекомые?

– Назовите признаки насекомых.

– Назовите группы насекомых по способу питания.

 - остались ли какие-то вопросы?

2. помогает учащимся оценить свой уровень полученных знаний: -Попробуйте сформировать каков ваш результат работы на уроке:

З - Я узнал для себя что-то новое;

У- Я умею находить и различать отличительные признаки насекомых.

? -  У меня остались еще вопросы.

1.Учащиеся отвечают на вопросы.

2.Проводят самооценку

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Коммуникативные


Литература:

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

4. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.

5. С любовью к природе: хрестоматия / под редакцией И. Д. Зверева. – М.: Педагогика, 1986.


Приложение 1

 Работа по карточкам

1. Узнай  животных по описаниям.

 Я плету красивую лёгкую сеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадёт в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук.)

 Я делаю землю плодородной. Рою узкие ходы, чтобы корни растений могли дышать. Меня можно найти под старыми корешками. После дождя я выбираюсь на поверхность земли подышать. (Дождевой червь.)

 Я не умею бегать и летать. Я только ползаю. Иногда я бываю очень пушистой. Питаюсь я сочными листьями растений. (Гусеница.)

 Моё тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Шмель.)

 Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха.)

– Назови только насекомых.

2. Угадай  насекомое по выделенным признакам.

Летает, бегает, прыгает, плавает?

Жужжит, стрекочет, пищит, молчит?

Чёрное, серое, зелёное, жёлтое, в полоску, в крапинку, в узорах?

Кусается, жалит, щекочет, безобидное?

Жёсткое, мягкое, гладкое, мохнатенькое?

Светится в темноте, блестит на солнце, незаметное, с яркой окраской?

Общественное, живёт в малой семье? кузнечик

– Чем примечателен кузнечик?

3. Запиши  существенные признаки насекомых.

Число ног – .

Число частей тела – .

Есть ли чувствительные усики? .

– Укажи на рисунке части тела муравья.

1. Грудь.

2. Брюшко.

3. Голова.


Литература:

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. : учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир : 2 кл. : хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2010.

4. Биологический энциклопедический словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1986.

5. С любовью к природе: хрестоматия / под редакцией И. Д. Зверева. – М. : Педагогика, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Насекомые"

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс....

Открытый урок "Насекомые весной". 1 класс.

Урок был разработан по УМК "Начальная школа XXI век". Публикация прошла в газете "Начальная школа. "Первое сентября"....

план урока по окружающему миру Тема урока: «Насекомые» 1 класс

УМК «Начальная школа XXI века», учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова Класс: 1 Проблема исследования: Пауки – это насекомые? Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследо...

Конспект урока "Насекомые - часть живой природы"

Сценарий урока  для 1 класса содержит эффективные формы педагогической работы по организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке ...

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Познание мира 1 класс Тема урока: Насекомые

Конспект урока по познанию мира...

открытый урок по чтению. тема урока Насекомые весной. Рассказ «Комариный бал» А. Барков.

отрытый урок по чтению 8 вид, 3 класс. Насекомые весной. Рассказ «Комариный бал» А. Барков....