Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) по теме

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_issledovanie_okruzh.mir_1_kl_pauki.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Тема урока: «Насекомые»

УМК «Начальная школа XXI века», учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова, Г.С. Калинова

Класс: 1

Проблема исследования: Пауки – это насекомые?

Тип урока: усвоение новых знаний (урок – исследование)

Дидактическая цель: формирование новых знаний о насекомых, создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.

     Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с разнообразными насекомыми.
  • Актуализировать первичные знания о насекомых.
  • Повышать интерес к учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования.
  • Формировать и развивать умение чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение.
  • Развивать умение работать с энциклопедической и справочной литературой.
  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать у школьников положительные личностные качества, чувство товарищества, коллективизма, взаимовыручки.

Оборудование: картинки с изображениями насекомых, компьютер, видеоролик, энциклопедическая литература, презентация «Насекомые» (слайд 1).

                                                     Ход урока.

1. Организационный момент

- Всем «Доброе утро!» И пусть доброе настроение сопровождает вас до конца занятия! (Слайд 2)

2.  Актуализация знаний

(Звучит фонограмма голосов различных животных.) (Слайд 3)

  - Знакомы ли вам звуки, которые вы сейчас услышали? (Да)

- Где вы могли их слышать? (Дома, в лесу, на поляне, когда ходили на прогулку, на речке) 

  - Как их всех назвать одним словом? (Голоса животных) 

3. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Послушайте небольшие тексты, которые прочитают для вас подготовленные дети, и скажите, о каких животных говорится?

(с. 68 «Весенние картинки», учебник) (Слайд 4)

- О каких животных нам прочитали дети? (Жужелица, майский жук, пчела)

- Кто знает, к какой группе относят ученые этих животных? Как назвать их одним словом? (Насекомые)

- Кто из вас догадался, о ком и о чём будем говорить сегодня на уроке? (О насекомых)

- Сформулируйте тему урока. (Тема нашего урока «Насекомые»).(Слайд 5)

4. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.

ПОДВЕДЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ

 (от известного к неизвестному).

Игра «Отгадай насекомое»  (Слайд 5, 6, 7)
От цветка к цветку летает,
Утомится – отдыхает.

(Бабочка)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вволю нажужжусь.

(Жук)
С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка
Зелёная спинка.
(Кузнечик)
Не змея, а жалит.
(Оса)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Не птица, а с крыльями
Над цветком летает,
Медок собирает.
(Пчела)
Насекомые - маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.
- Послушайте сказку «Спор животных».  (Слайд 8)

Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…

- Что решили животные, как вы думаете? (Оставить всех насекомых, потому что они все нужны)
- Откройте с. 70 в учебнике, рассмотрите насекомых и скажите, что у них общего? (У них у всех по шесть ног, есть усики) (Слайд 9)

- Подумайте, почему они так называются? Для этого рассмотри тело насекомого. (На теле есть полоски как насечки) 

- Поэтому их называют насекомыми.

-  А сейчас я предлагаю вам выполнить задание: «Хорошо ли вы знаете насекомых?» (Слайд 10)

(Дети работают с  карточками)

- Давайте с нашим помощником (компьютером) проверим задание. (На экране компьютер оставляет правильные варианты ответов). (Слайд 11)

- Сравните со своим выбором. У кого всё верно поднимите синий цветочек, а кого есть ошибка – красный.

6. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения по образцу (первичное закрепление)

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

- Почему же наш помощник – компьютер не относит к насекомым паука?

- Обсудите в паре, можно  отнести паука к насекомым или нет?

- К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему?

- Поскольку пока мы не можем дать точный ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Паук», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Паук – это насекомое?». (Слайд 12)

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ

(Слайд 12)

- Давайте спланируем нашу работу. Посмотрите, как и по какому плану проходит работа ученого-исследователя, мы будем работать также.

  • Определение темы, проблемы исследования
  • Выдвижение гипотезы
  • Выбор методов исследования
  • Составление плана исследования
  • Сбор, обработка информации
  • Анализ и обобщение полученных материалов
  • Подготовка отчёта исследования
  • Защита сообщений
  • Обсуждение итогов завершённой работы

- Итак:

Тема исследования: Паук.

Гипотеза: Паук – насекомое (не насекомое).

Методы исследования:

- Подумайте, посмотрите на свои принадлежности, на то, что или кто вас окружает, и скажите, где мы можем узнать о насекомых? (В учебнике, в другой книге, спросить у родителей или у учителей)

На доске вывешиваются методы исследования:

1. «Подумать самостоятельно»

2. «Понаблюдать»

3.  «Посмотреть в книгах»

4.  «Спросить у другого человека»

(На доске вывешивается план исследования. Работа организуется по плану).

- Давайте сначала «Подумаем самостоятельно»! Для этого попытаемся сравнить, чем отличаются данные животные друг от друга?

Пчела –

Паук –

Муравей -

- Но сначала отдохнём. (Слайд 13)

ФИЗМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

улыбнулась, потянулась.

Раз -росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре- полетела.

- О каком насекомом идёт речь в физминутке?

ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сбор, обработка информации (Слайд 14)

- Давайте разделимся на две группы и попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): паук – насекомое, паук  –не насекомое.

- Посмотрите на рисунки с изображением данных животных и охарактеризуйте тело каждого?

- Что далее будем сравнивать? (Количество ног)

(Учитель на доске фиксирует выдвигаемые гипотезы. Сначала проверяется ошибочная гипотеза «Характеристика тела».  Далее учитель организует проверку решающей гипотезы, определяется количество ног у предложенных животных. Фиксируются все варианты ответов как правильные, так и ошибочные).

- Чтобы правильно указать количество ног, давайте понаблюдаем. Рассмотрите экземпляры пчелы медоносной с помощью лупы. Посчитайте количество ног. Сколько? (Шесть)

- А что же у паука? Посмотрите видеоролик.

(Дети просматривают видеоролик и считают число ног паука).

- У паука 8 ног.

- Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых? (Количество ног).

- Каких же животных мы относим к насекомым?

- Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых? В этом вам поможет пчёлка и муравей. (Голова,  грудь, брюшко).

- Что ещё заметили на голове? (Дети замечают, что есть усики).

- Зачем насекомому усики? Каким методом исследования мы можем воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос?  (Обращает детей к плану исследования), (Метод «Посмотреть в книгах»).

- Найти ответ в книге – это самый лучший способ узнать.

(Один ученик зачитывает информацию из энциклопедии – стр. 234).

Анализ и обобщение полученных материалов

- Посмотрите, нет ли среди материалов, которые мы собрали, лишнего, не относящегося к теме нашего исследования.  Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное.

Подготовка отчёта исследования

- Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Защита сообщений (Слайд 15)

     Пауков часто путают с насекомыми. Но в отличие от насекомых, у них не шесть ног, а восемь. Почти все они хищники. А чтобы поймать свою добычу, паук плетет красивую сеть, нити которой липкие. Любое мелкое насекомое прилипает к паутине и становится добычей хозяина.  

Обсуждение итогов завершённой работы

Поощрение выступающих.

6. Рефлексия (подведение итогов занятия, анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу) (Слайд 16)

- За ответы вы получили картинки с изображением насекомых. Поднимите их.

Изучили в школе дети

Много видов незнакомых,

И узнали, что на свете

Очень много …

Дети: Насекомых

- Давайте подарим нашим насекомым корзину с цветами. У вас на столах цветы, вам надо выбрать только один.

Красный цветок – быстро, правильно, самостоятельно.

Желтый цветок – правильно, но с помощью других.

Голубой цветок  – быстро, но неправильно.

(Дети собирают корзину цветов).

- Какова наша тема урока?  Что мы пытались изучить? К какому выводу пришли? Почему паук вызвал у вас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?

7. Домашнее задание.

Используемая литература: (Слайд 17)

  1. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», 1 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, «Вентана – Граф», 2011.
  2. http://www.vsezagadki.ru2010/02/zagadki-o-nasekomyx/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие исследовательских умений на уроках окружающего мира в начальной школе.

Развитие общих  исследовательских  умений и навыков на примере программы "Перспективная начальная школа"...

Педагогический проект "Организация дифференцированного подхода на уроках окружающего мира в начальных классах"

Педагогический проект по организации дифференцированного подхода к обучающимся начальных классов на уроках окружающего мира....

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Выступление с темой "Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира" на августовской конференции....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира

Детская потребность  в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  При этом овла...

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...