Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира
методическая разработка

Шакобасова Мунира Раисьевна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_issledovatelskogo_podhoda_v_obuchenii.pptx2.76 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация исследовательского подходов обучении на уроках окружающего мира Шакобасова Мунира Раисьевна , учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Тёпловка » XVI региональная методическая конференция «Слагаемые профессиональной компетентности педагога»

Слайд 2

Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. А.И. Савенков «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».

Слайд 4

Формирование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения в начальной школе позволит развить интеллектуально-творческий потенциал школьника.

Слайд 5

выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью; включить младших школьников в самостоятельное решение учебных задач развить интеллектуальные, творческие способности учащихся; развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.

Слайд 6

Задачи формирование научных взглядов у учащихся; научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу; пропаганда знаний об окружающем мире; знакомство с современными методами научно исследовательской работы; участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области конкурсах, конференциях.

Слайд 7

Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Сократ Фридрих Адольф Дистервег 18 век- Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков 19 век - Константина Дмитриевича Ушинский, Лев Николаевич Толстой. А.В.Леонтович, С.Л.Рубинштейн, В. А. Крутецкий , А.Н. Поддьяков , А.С. Обухов, В. Оконь , А.И. Савенков.

Слайд 8

Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с ранее неизвестным, но предполагаемым результатом.

Слайд 9

Функции исследовательского подхода Воспитание познавательного интереса Создание положительной мотивации учения и образования Формирование глубоких и прочных знаний Развитие интеллектуальной сферы личности Формирование умений и навыков самообразования Развитие познавательной активности и самостоятельности

Слайд 10

Диагностика А.В.Леонтович«Уровни развития исследовательских умений младших школьников» Критерии Уровень развития Исходный Начальный Продуктивный Креативный класс 2 2 2 2 Умения, связанные с осуществлением исследования (умение выбрать тему исследования) 4 4 4 1 Умения работать с информацией (информационные) 2 4 6 1 Умения организовать свою работу (организационные) 5 4 2 2 Умения представить результаты своей работы 0 3 9 1

Слайд 11

Методики Низкий уровень развития Средний уровень развития Высокий уровень развития Методика «Проставь значки» (оценка переключения и распределения внимания) 5 6 2 Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном) -определение способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. 5 7 1

Слайд 12

Этапы проведения исследования Актуализация проблемы . Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти. Выбор темы исследования . Цель: обозначить границы исследования. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи. Выявление и систематизация подходов к решению . Цель: выбрать методы исследования. Определение последовательности проведения исследования. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания. Анализ и обобщение полученных материалов . Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы. Подготовка отчета . Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Обсуждение итогов завершённой работы. Каждый из этапов – учебная ситуация, выступающая как способ формирования универсальных учебных действий.

Слайд 15

Модульная экспериментальная система PROLog Цифровая лаборатория позволяет: реализовать принцип наглядности в учебном процессе; показать необходимость практических экспериментов при изучении предметов естественнонаучного цикла; обеспечить точность количественных измерений; повысить ИКТ-компетентность учителя и ученика; облегчить труд учителя; достичь более высокого качества обучения.

Слайд 16

Цифровые измерительные модули « Температура» «Звук» «Атмосферное давление» (барометр) «Освещённость» «Относительная влажность»

Слайд 17

•эксперимент в прямом режиме (эксперимент при подключенных модулях, on-line-эксперимент), т.е. при подключении к ПК. •эксперимент в автономном режиме (автономный эксперимент, off-line-эксперимент). Режимы работы МСЭ PROLOG

Слайд 18

МСЭ PROLOG Инструктивно-методические материалы для педагога. Начальная школа. Минимальный уровень. /Москва, Бизнес Мередиан , 2011

Слайд 19

Автор методики

Слайд 20

Этапы игр-исследований тренировочные занятия самостоятельные исследования 1 этап 2 этап

Слайд 21

Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон). Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Задание «Тема одна – сюжетов много». Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное). Задание «Давайте вместе подумаем» Упражнения на обстоятельства. Задания типа «Найди возможную причину события» Развитие умений задавать вопросы Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?) Задание «Найди загадочное слово». Игра «Угадай, о чем спросили»

Слайд 22

Методы исследования Наблюдение Эксперимент Прочитать в книге Посмотреть в Интернете Задать вопросы Подумать самостоятельно

Слайд 24

Принципы урока - максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке; - различные формы групповой работы на уроке; - не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока; - развитие функции общения на уроке , как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения.

Слайд 25

Плюс Минус Меры Формирование всех видов универсальных учебных действий Увеличение нагрузки Занимательность заданий Сложность системы оценивания вклада каждого ученика Проектирование системы оценивания для каждой игры Риск неудачного окончания работы Проектировать «ситуацию успеха»

Слайд 26

Диагностика А.В.Леонтович«Уровни развития исследовательских умений младших школьников» Критерии Уровень развития Исходный Начальный Продуктивный Креативный класс 2 4 2 4 2 4 2 4 Умения, связанные с осуществлением исследования (умение выбрать тему исследования) 3 0 4 2 3 6 1 3 Умения работать с информацией (информационные) 2 1 3 2 5 5 1 3 Умения организовать свою работу (организационные) 4 5 3 4 2 1 2 1 Умения представить результаты своей работы 0 2 3 1 7 5 1 3

Слайд 27

Методики Низкий уровень развития Средний уровень развития Высокий уровень развития классы 2 4 2 4 2 4 Методика «Проставь значки» (оценка переключения и распределения внимания) 4 2 5 6 2 3 Методика «Последовательность событий» (предложена Н.А. Бернштейном) -определение способности к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. 4 2 6 6 1 3

Слайд 28

Показатели эффективности

Слайд 29

ПАМЯТКА Педагогу, для того чтобы действовать эффективно, надо помнить несложные правила: Всегда подходить к проведению этой работы творчески. Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций. Не сдерживать инициативу детей. Не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они мо­ гут научиться делать самостоятельно. Не спешить с вынесением оценочных суждений. Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний. Ориентировать детей на собственные наблюдения и экспери­ менты. Учить детей прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями. • Помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования. • Учить детей анализу, синтезу, классификации информации, по­ ощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умоза­ ключения.

Слайд 30

Источники Кривобок Е. В., Саранюк О. Ю. Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград, издательство «Учитель», 2010 Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков , И.В.Таврель / Предисл . В.А.Бадил . –5-е изд., перераб . и доп. – М.: 5 за знания, 2011. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников, Самара, издательство «Учебная литература», 2010 Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками/ Практика административной работы в школе. – 2014. - No1. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось – 89», 2006 Савенков А. И. Исследования на дому. Методические рекомендации. Самара, издательство «Учебная литература», 2010 http://www.n-shkola.ru http://www.direktor.ru

Слайд 31

Исследовать — значит видеть то, что видели все , и думать так, как не думал никто Альберт Сент-Дьерди СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира...

Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деят...

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира

Детская потребность  в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  При этом овла...

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках окружающего мира.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возра...