Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе
материал (2 класс) на тему

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность  становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx35.89 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе

1 слайд.

Для успешной работы в условиях образовательных Стандартов второго поколения учителю требуется ряд особых профессионально - педагогических умений. Среди них – умения по проектированию и проведению уроков, реализующих системно-деятельностный подход и направленных на достижение образовательных результатов ФГОС НОО.

2 слайд.

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельность  становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

    3 слайд.

«Среда учения – деятельность, разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способу освоения деятельности. Необходимое условие для этого - отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества, равнопартнёрства, общения». Во взаимодействии «учитель-ученик», «ученик-ученик» главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другого мнения, отношения, фактов. Понимание и принятие нацеливает на деятельность, фокусирует внимание на проблеме, на решении задач. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально - познавательного плана, которые осознаются самими учащимися как жажда знаний, необходимость в усвоении способов действий, как стремление к расширению кругозора. Этим задачам адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность.

4 слайд.

Деятельностный подход на уроках означает:

  • вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность;
  •  моделирование и анализ жизненных ситуаций на уроках;
  •  участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности;
  •  использование активных и интерактивных методик.

5 слайд.

А деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

6 слайд.

Для успешного протекания учебной деятельности необходимы мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

7 слайд.

Я бы хотела поделиться своим опытом реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе (автор учебника Вахрушев Александр Александрович).  

Галина Анатольевна Цукерман говорила: «Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». Любой учитель начальных классов сегодня может назвать тот способ, который позволяет выполнить указанное условие. Это, как говорят психологи, – постановка учебной задачи, или, привычнее для учителя, создание проблемной ситуации. Сущность её в том, чтобы «не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».

8 слайд

В  своей практике я применяю следующие методические приёмы:

  • ситуация противоречия между известным и неизвестным (текст)
  •  прием «яркое пятно» (загадки, сказки, иллюстрации, инсценировки, ребусы, кроссворд, песенки )
  •  упражнение «царство клякс»
  •  прием «мудрая сова»
  •  метод «шести  шляп»

 побуждающий диалог

При изучении темы «Горные экосистемы» на этапе актуализации пробного учебного действия  учащимся предлагается текст, создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным, повторяются знания, необходимые для изучения нового материала.  

Издали они кажутся легкодоступными. Они так и манят взобраться на них и оттуда полюбоваться далями. Но стоит начать подъём, и на каждом шагу возникают всё новые и новые трудности. То неожиданно появляются пропасти, то поперёк дороги встают отвесные скалы. Чем выше, тем труднее идти: в голове шумит, дышать трудно, а вокруг всё холоднее и холоднее…Леса, покрывающие склоны, остались позади. Их сменили луга, усыпанные яркими цветами. Вот и снег. Налетает вьюга, сильные порывы ветра сбивают с ног. Наконец, достигнута вершина. Над головой синее-синее небо, вокруг яркая белизна снега слепит глаза, под ногами клубятся облака…

- О чём вы прочитали текст? Дайте определение горам.  

- Вас ничего не удивило?

- Не вы ли говорили: чем ближе к солнцу, тем теплее? Какие вопросы у вас возникли после прочтения?

- Как меняется природа при подъёме в горы?

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Уточняется тема урока «Горные экосистемы».

При подводящем диалоге тема урока может сообщаться с помощью приема «яркое пятно». Смысл приёма заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы  загадки, сказки, иллюстрации, инсценировки, ребусы, кроссворд, песенки -  любой материал, способный  захватить внимание учеников.

- Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?

Всех холоднее мест она,

И не знакома ей весна.

С утра до ночи тут мороз.

Деревьев нет, растений, роз.

Зато кругом снега, снега,

И ледяные берега.

- Что вас удивило в стихотворении?

- Что интересного заметили? Какой возникает вопрос?

- О каком материке пойдёт речь на уроке? (Антарктида)

Слайд 9

При работе по теме «Материки и океаны» на этапе  самостоятельной работы с самопроверкой по эталону  можно использовать упражнение «Царство клякс» как в работе со всем классом, так и с группой детей.

http://klass.resobr.ru/1.gif

Что спряталось в этих кляксах?

Задание:

«Сегодня нам с вами предстоит отправиться в Царство клякс. В этом царстве живут заколдованные кляксы.  Дорисуйте и раскрасьте кляксу так, чтобы мы смогли узнать, что там заколдовали, и при этом это было бы связано с изучением темы «Материки и океаны». Подготовьте защиту своей работы. Вы можете использовать материал учебника».

Это упражнение учит целеустремленности, осмысленности действий и поступков, развивает внимание, воображение и творческие способности учащихся, учит детей высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Слайд 10.

На начальном этапе работы по подготовке сообщений в классе эффективные результаты даёт использование следующего приёма. Вывешивается плакат с изображением, «мудрой совы», внизу этого изображения находятся кармашки. В кармашки помещаются вопросы, а учащимся предлагается найти ответы на вопросы, используя для этого дополнительные информационные источники.  Предлагаемые вопросы разные и по сложности, и по содержанию, и по объёму. Например: «Почему на лугу насекомых много, а птиц мало?», «Чем различаются мел, известняк и мрамор?» Вопросы, разные по уровню сложности, я записываю на разноцветных карточках. Учащиеся могут сами выбрать для себя задание определённого уровня сложности. Они ищут ответы, используя дополнительные источники информации.  Для того,  чтобы учащиеся могли поделиться накопленной информацией, в начале каждого урока я организую пятиминутку интересного ответа. 

Слайд 11.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи по теме «Экологические системы» использую  метод «шести  шляп». Автор метода: британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в. 

Метод «Шесть шляп мышления» это метод ролевой игры. Надевая шляпу определенного цвета (буквально или мысленно), человек играет определенную роль, которая ей соответствует, смотрит на проблему с определенной точки зрения. Меняя шляпы, меняет роли, ракурс рассмотрения вопроса. Используя метод Эдварда де Боно, мы можем поменять автоматическое, реагирующее мышление на намеренное и сосредоточенное.

Белая шляпа. Факты и цифры.

Главная роль в экосистеме принадлежит растениям.

Желтая. Достоинства и преимущества.

Растения обогащают воздух кислородом и делают его пригодным для дыхания. Они также укрывают животных от ветра и солнца, дождя и снега.

Черная. Недостатки и риски.

Скопление прошлогодней травы, опавших листьев и веток, останков животных приводит к «болезни» природы.

Красная. Эмоции, чувства, интуиция.

Какие интересные роли в экосистеме выполняют организмы: одни из них - «кормильцы», другие - «едоки», третьи - «мусорщики»!

Зеленая. Творчество.

Экосистема - это такое «содружество» живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома.

Синяя. Подведение итогов. Обобщают высказывания каждой группы.

Данный метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную. Более того, при использовании этого метода в группе исключаются конфронтации, которые могут возникнуть между людьми с различным типом мышления при решении одной проблемы. Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей. При использовании этого метода меняются роли педагога и учащихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

         Приведу пример использования побуждающего диалога на этапе построения проекта выхода из затруднения по теме «Леса умеренного пояса».

Учитель: Почему происходит смена зайцем летней одежды на зимнюю?

Учащиеся: Чтобы прятаться от врагов.

Учитель: Какие условия приводят к тому, что у зайца отрастает новая шерсть?

Проходит обсуждение в группах. Учащиеся выдвигают гипотезы. Учитель схематично зарисовывает их.  Далее учащиеся в группах составляют  план эксперимента для выяснения решающего фактора для начала линьки зайцев. Но так как практическая проверка экспериментов  на уроке невозможна, решающий фактор, влияющий на начало линьки объявляет  сам учитель.

12 слайд.

Таким образом, использование  системно-деятельностного подхода в практике  позволяет   грамотно выстроить урок, включить каждого учащегося в процесс «открытия»  нового знания. «Наблюдательность, творчество, способность делать выводы, открытия,  не составляют какого-нибудь исключительного дара; этот дар принадлежит всем, и его надо развивать». (В.П. Вахтеров)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира...

Творческая разработка Тема "Системно-деятельностный подход на уроке окружающего мира" СВОЙСТВА ВОДЫ

 Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные ...

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках окружающего мира.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возра...