Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс)

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода

на уроке окружающего мира в начальной школе»

Дагужиевой Светланы Каплановны

учителя начальных классов МБОУ СОШ №3 им. Первого Президента Республики Адыгея Джаримова А.А.

Мы все помним притчу о том, как пришел мудрец к бедному и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я вам дам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Стандарт нового поколения, на мой взгляд, и есть тот инструмент, который помогает научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии

 "Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь." Так гласит китайской мудрость.

порождается знание.

Слайд 1

- Я хочу представить небольшой эпизод урока – окружающий мир

Подводящий диалог.     Слайд 2

- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Мы  с вами будем исследователями.

- Кто такие исследователи?

(Люди, которые путем исследования получают, открывают новые знания)

- Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком

(Показ человечка)

(дети вместе с учителем рассматривают рисунок человечка без лица)

- Чем он интересен? Что же в нем странного?

(У этого человечка нет лица. У него нет ушей, глаз, рта, носа, рук)

Выдвижение проблемы 

 - А нужны они ему?  (Конечно)

- Как, одним словом можем назвать эти органы? (Органы чувств)

Постановка учебной задачи.

 - Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (Органы чувств)

- А точнее «Наши помощники – органы чувств»     Слайд 3

- В конце урока вы мне ответите на вопрос:

Почему органы чувств называют нашими помощниками?

- Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока:  Слайд 4

Познакомиться с ……(органами чувств)

Узнать…. (для чего они нужны)

Слайд 5

Познакомиться с органами чувств

Узнать для чего они нужны

- Что бы вы хотели изменить в этом человечке?  

(Сделать так, чтобы у него были  органы чувств)

- Я предлагаю сегодня работать в группах.

Выберите листочек (лепесток цветка) По цвету формируются 5 групп

- По ходу работы поможем нашему герою приобрести  органы чувств.

- Лидеры подойдите ко мне за заданиями.

(капитаны получают задания)

Глаза

  Задание для 1 группы:   раскрасьте лепестки  цветочка  желтым цветом,  серединку красным цветом, листья  зеленым цветом

Уши

  Задание для 2 группы:   с закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Рот  

   Задание для 3 группы:   определить, что за вещество, белого цвета находиться в пакетиках

Руки  

Задание для 4 группы: с закрытыми глазами определить, что находится в  коробочке

Нос 

   Задание для 5 группы: определить по запаху, что находится в стаканчиках

- Выполнив задание, вы должны проанализировать свою работу по плану (дан на листе с заданием):

Слайд 6

                             План:

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог (помогли)…

…   нам нужны…….

Научное название…можно посмотреть в учебнике.)

ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 ГРУППЫ.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли ГЛАЗА. Глаза нам нужны, чтобы видеть.

Научное название – ОРГАН ЗРЕНИЯ 

Слайд 7

 Глаз – орган зрения

- При помощи глаз мы познаем красоту окружающего нас мира, видим все предметы, которые нас окружают. С их помощью мы получаем больше всего информации об окружающем  нас мире.

- Вы хорошо справились с заданием.

- Помогите нашему герою увидеть красоту звездного неба.

(группы рисуются глаза человечку)

ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 ГРУППЫ. 

Чтобы выполнить его нам помогли УШИ.

Уши нам нужны, чтобы слышать.

Научное название – ОРГАН СЛУХА.

Слайд 8

 Ухо – орган слуха

  - Вы постарались, выполнили задание верно.

- Что мы еще можем услышать? (Разные звуки природы, речь, музыку)

- Наш герой хотел бы услышать пение птиц. Как ему помочь?  (Приклеить  уши)

ВЫСТУПЛЕНИЕ 3 ГРУППЫ.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог ЯЗЫК.

Язык нам нужен, чтобы определить вкус.

Научное название - ОРГАН ВКУСА.

Слайд 9

 Язык – орган вкуса

 - Какие ещё качества пищи различает язык? (Теплая пища, холодная, кислая, горькая…)

- Молодцы. С задание справились верно.

- Поможем нашему герою почувствовать вкус спелых фруктов.

(дети приклеивают  язык человечку)

ВЫСТУПЛЕНИЕ 4 ГРУППЫ.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помогли РУКИ.  

Руки нам нужны, чтобы определить на ощупь  предметы по форме…

Научное название - …. ОРГАН ОСЯЗАНИЯ.

Слайд 10

 Рука – орган осязания

- Что помогло определить предметы? (руки, кожа рук)

- Верно, справились с заданием.

- Поможем нашему герою ощутить мягкость  лесных мхов. (нарисуем ему руки)

ВЫСТУПЛЕНИЕ 5 ГРУППЫ.

У нашей группы было задание…

Чтобы выполнить его нам помог НОС.

Нос нам нужен, чтобы определить запахи.

Научное название- ОРГАН ОБОНЯНИЯ

Слайд 11

 Нос – орган обоняния

- Что вам помогло определить содержимое стаканчиков? (нос)

- Какие ещё запахи можем почувствовать? (Свежей травы, цветов…)

- А вы знаете, что запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.

- А умение человека различать запахи получило название обоняние. Нос – орган обоняния.

- Помогите нашему герою почувствовать запах полевых цветов.. (нарисуйте ему нос)

Слайд 12

Органы чувств

Обобщающая беседа.

- Вот и закончилась наша работа. Выступили все группы. Было очень приятно работать с умными, наблюдательными  исследователями (беседа по вопросам)

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

- Сколько  у человека органов чувств?

- На какой вопрос вы должны мне ответить?

- Можем мы органы чувств назвать нашими помощниками? Докажите.  

- Посмотрите на нашего человечка. Что можете сказать?

(дети рассматривают получившегося человечка)

Конечно же, после проделанной работы проводится рефлексия.  

- Сейчас каждый из вас должен оценить свою работу на уроке

- Кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось.

 Дети достигли целей, поставленные в начале урока. Получили готовый продукт – человека похожего на нас.

Реализуя системно-деятельностный подход на уроках окружающего мира, мы убедились, что  исследования  делают процесс познания более продуктивным.

Свое выступление мне хочется закончить словами :  

Слайд 13

"Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь." Так гласит китайской мудрость.

Задание  для  I группы:

Игра «Соберите светофор».  К макету светофора приклеить кружочки красного, желтого и зеленого цветов

Выступление:

  1. У нашей группы было задание …
  2. Чтобы выполнить его нам помогли ____________
  3. ________________ нам нужны, чтобы … .
  4. Научное название – это орган _________________

Задание  для    II  группы:

С закрытыми глазами определить, какие предметы издают звуки.

Выступление:

  1. У нашей группы было задание … .
  2. Чтобы выполнить его нам помогли ____________ .
  3. ________________ нам нужны, чтобы … .
  4. Научное название – это орган _________________ .

Задание для  III  группа

С закрытыми глазами определить, что за вещество, белого цвета находится в пакетиках.

Выступление:

  1. У нашей группы было задание … .
  2. Чтобы выполнить его нам помог  ____________ .
  3. ________________ нам нужны, чтобы … .
  4. Научное название – это орган _________________

Задание для  IV  группы

С закрытыми глазами  определить  на ощупь,  что находится в коробочке

Выступление:

  1. У нашей группы было задание … .
  2. Чтобы выполнить его нам помогли  ____________ .
  3. ________________ нам нужны, чтобы … .
  4. Научное название – это орган _________________

Задание  для V  группы

- С закрытыми глазами, Определить по запаху, что находится в пакетиках.

Выступление:

  1. У нашей группы было задание … .
  2. Чтобы выполнить его нам помог  ____________ .
  3. ________________ нам нужны, чтобы … .
  4. Научное название – это орган _______________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование уроков на основе системно-деятельностного подхода в образовательном процессе начальной школы

В сборник включены материалы, описывающие технологию системно-деятельностного подхода, который положен в основу федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Авторы...

Представление опыта работы по теме: "Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

       Актуальность данной темы объясняется изменениями, которые происходят в современном обществе и затрагивают все стороны обладающие творческим мышлением, умеющие н...

Сообщение на тему: «Реализация системно-деятельностного подхода через УМК «Перспективная начальная школа»»

     В основе ФГОС НОО – Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования – лежит системно-деятельностный подход. Задача школы сегодня...

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...