Системно-деятельностный подход в обучении учащихся начальной школы
статья по теме

Зимина Оксана Николаевна

Выступление на МО учителей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_sistemno-deyatelnostnyy_podkhod.docx38.05 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Начальная школа 21 века»- как инструмент реализации ФГОС

Пять авторов УМК «Начальная школа 21 века» являются разработчиками нового ФГОС НОО.

УМК "Начальная школа XXI века" стал победителем "Конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы", проводимого Национальным Фондом подготовки кадров и Министерством образования РФ. Выражением общественного признания УМК стали отраслевые и правительственные награды комплекта. В 2001 г. комплект стал победителем в номинации "Учебник XXI века" и обладателем книжного "Оскара" на XIV Московской международной книжной ярмарке.

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Цель ФГОС НОО – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий

Цели УМК "Начальная школа 21 века"

  1. Развитие личности школьника, формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
  2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной деятельности.
  3. Формирование готовности к самообразованию.

Авторы УМК реализовали следующие идеи:

  • Обучение строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей;
  • Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры;
  • Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей.

В общих положениях Стандарта сказано:

  • Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • На обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся;
  • Учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
  • Разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Таким образом, содержание УМК «Начальная школа 21 века» соответствует требованиям ФГОС.

Образовательным результатом освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования является сплав личностных, метапредметных и предметных результатов.

Для достижения результатов Стандарта требуются существенные изменений в построении процесса обучения младших школьников

Какие это изменения?

  1. Массовая школа должна отказаться от приоритета репродуктивного обучения, ориентированного в основном на два психических процесса – восприятие и память. Ученик при этом исполняет три роли «зритель», «слушатель», «репродуктор». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику даётся право на ошибку, на коллективное обсуждение, анализ ошибок и их исправление. Такой подход делает процесс учения личностно значимым. Руководящая роль педагога «скрыта» от учеников. Его руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизвести, учитель предлагает новые формы учебного взаимодействия: организовывает совместные размышления, поиск, наблюдения, самостоятельную деятельность школьников по построению алгоритмов, моделированию учебных ситуаций.

Принципиально важным является изменение учительства к контролирующей и оценочной деятельности в начальной школе. Речь идёт об осознании важности формирования у школьников самоконтроля и самооценки, развитие у него адекватного понимания причин

  1. успешности или неуспешности учебной деятельности, формировании умения осуществлять пошаговый контроль за своими учебными действиями.

Пример. Учитель отказывается от исправления ошибки, которую допустил ученик, а только фиксирует её место. В этом случае работа над ошибками заключается в том, что учащийся сам их находит, выясняет причину их возникновения, собственной рукой исправляет. Психологические исследования показали, что использование этого приёма только в течение трёх месяцев уменьшает количество ошибок на 20%. Таким способом школьник вводится в ситуацию самоконтроля, становится активным и заинтересованным лицом, ответственным за свою деятельность.

  1. Важным является ориентация образовательного процесса на формирование универсальных учебных действий. Сложность заключается в том, что учитель должен прочувствовать универсальность конкретного учебного действия, понять разницу между предметным действием и таким же по форме, ставшим универсальным,  осознать как осуществляется переход к «всеобщности» учебного действия.

Пример. Важным познавательным универсальным действием является выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Младшему школьнику предлагается на уроке математики разделить на две группы геометрические фигуры, среди которых две красные фигуры (треугольник и прямоугольник) и три голубые фигуры (два четырёхугольника и один треугольник). Главным признаком классификации будет число углов, а не цвет фигуры.

Ещё один пример касается очень важного для формирования учебной деятельности младшего школьника универсального учебного умения – моделирование. В стандартах моделирование представлено как система следующих универсальных учебных действий:

  • Кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных предметов);
  • Декодирование (считывание информации);
  • Использование наглядных моделей (схем, чертежей, планов), отражающих пространственные отношения между предметами или их частями;
  • Самостоятельное построение схем, моделей.

 

Принципиальные особенности УМК «Начальная школа 21 века» (важные для реализации ФГОС):

· Сопровождается педагогической диагностикой (получение объективных данных о продвижении ученика в формировании действий; качественная оценка усвоения учащимися изученного материала, в том числе их умение применить освоенные способы действия в стандартных и нестандартных ситуациях).

· В процессе обучения реализуется интегрированный подход (природосообразность то есть соответствие потребностям детей этого возраста).

· В ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Целенаправленная педагогическая помощь и поддержка школьника в условиях разноуровневого класса. УМК «Начальная школа XXI века» реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность (возможность обучаться в индивидуальном темпе). Отход от ориентировки на среднего ученика.

· В процессе обучения широко используются различные формы организации учебного процесса (в первую очередь, групповая).

· Целенаправленное использование моделирующей деятельности,

· система игр с правилами, которые развивают необходимые для учения качества. Ролевая игра введена как обязательный компонент уроков по окружающему миру, например.

· развитие контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).

· Деятельность ученика направлена не на получение результата - ответа, а на процесс решения.

· обеспечивает переход с приоритета репродуктивной деятельности на приоритет поисково-исследовательской.

· Проблемный характер изложения материала.

· Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество.

Авторы используют возможности каждого предмета для развития умений учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Обратите внимание:

Вначале все делает учитель: он ставит перед детьми учебную задачу, дает им полный пооперационный состав этой задачи, показывает образцы выполнения каждой отдельной операции и порядок их следования друг за другом, контролирует и оценивает выполнение каждой операции и учебной задачи в целом. Формирование учебных действий и заключается в постепенной передаче выполнения отдельных учебных действий от учителя ученику для самостоятельного выполнения. Но важно помнить, что время, необходимое для усвоения операций при решении любой учебной задачи, у разных детей существенно отличается.

Задачи начального общего образования, которые решает УМК «Школа 21 века»:

1. Сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления; дать им опыт осуществления различных видов деятельности, развивать элементарные навыки самообразования, самоконтроля и самооценки;

2. Обеспечить формирование универсальных учебных действий как в учебной, так и в личностной, коммуникативной, познавательной, регулятивной сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной деятельности учащихся;

3. Развивать интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; способствовать сохранению и развитию индивидуальности каждого ребенка;

4. Создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

5. Сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье учащихся, обеспечить их безопасность и эмоциональное благополучие;

6. Сформировать у ребенка опыт разнообразных социальных отношений, вооружить необходимыми средствами для самореализации в образовательных и других видах деятельности.

Задачи отвечают на вопрос: «Что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?».

Задачи направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся и на сохранение их здоровья.

Обеспечение возможностей для получения качественного начального общего образования через УМК «Начальная школа 21 века» реализуется двумя путями:

· дифференциацией обучения (с использованием диагностики и специальной методики ее оценки, разработанной авторами системы учебников Начальная школа XXI века»);

· организацией внеклассной деятельности, представленной рядом программ с учетом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей, а также спецификой конкретной школы.

Интеллектуальное развитие младшего школьника предполагает:

· сформированное умение использовать знания в нестандартной ситуации, в условиях выбора и наличии ошибки; самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи;

· умение добывать знания, развитые метапредметные действия, обеспечивающие поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче; осознание своего незнания, умение находить допущенную ошибку и исправить ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи;

· целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.); возрастной уровень развития мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.

Задачи интеллектуального развития младших школьников в УМК «Начальная школа 21 века» реализуются через:

Использование определенных образовательных технологий, обеспечивающих системно-деятельностный подход и активизацию мыслительной деятельности обучающихся:

- Проблемное обучение;

 -Технология развития критического мышления через чтение и письмо;

- Технология интеллектуальных, сюжетно-ролевых игр (игр с правилами);

 -Технология проектной деятельности (проектные задачи);

 -ИКТ-технологии.

 Использование оптимального сочетания урочной и внеурочной деятельности с использованием таких внеаудиторных форм организации образовательного процесса, как

 -Экскурсии, музейные уроки с участием живых свидетелей истории, учебные проекты, практики;

 -Виртуальные читательские конференции, виртуальные экскурсии, интернет-форумы, дистанционные турниры знаний.

 -интеллектуальные и сюжетно-ролевые игры, социальные практики, учебные проекты.

 -КТД.

 Введение курсов внеучебной и внеурочной деятельности, направленных на общеинтеллектуальное развитие младших школьников.

Основные принципы УМК «Начальная школа 21 века»:

1. Принцип личностно-ориентированного обучения (то есть сохранность и поддержку индивидуальности ребенка; предоставление возможностей каждому работать в присущем ему темпе; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ребенку при возникновении трудностей; создание условий для реализации творческих возможностей школьника).

2. Принцип природосообразности обучения (то есть соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, соответствие меры трудности обучения темпу умственной деятельности, создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей).

3. Принцип педоцентризма (отбор содержания обучения, наиболее адекватного потребностям детей этого возрастного этапа, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников). При этом учитывается необходимость социализации ребенка, осознание им своего места в коллективе; овладение новыми социальными ролями («я – ученик», «я – школьник») с постепенным расширением его участия во взрослом мире.

4. Принцип культуросообразности позволяет предоставить учащемуся для познания лучшие объекты культуры из разных сфер окружающей жизни (наука, искусство, народное творчество и др.), что позволяет обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника.

5. Принцип учебного диалога (диалогичность процесса образования) включает ориентировку учителя на демократический стиль взаимоотношений; предоставление ребенку права на ошибку, собственное мнение, выбор учебного задания и партнера по деятельности. В школе используются разные формы организации обучения, в процессе которых дети учатся сотрудничать (парная, групповая, общая коллективная).

6. Принцип преемственности обучения. Критерием преемственности являются требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника.

Соответствует ли Образовательная система «Школа XXI века» ФГОС второго поколения?

Педагогами, работающими по данному УМК, сделаны следующие выводы:

1. УМК «Школа 21 века» реализует принципы деятельностного подхода: дети сами делают открытия, система заданий позволяет высказать разные точки зрения; но не всегда новое знание открывает сам ученик.

  • 2. УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.
  • 3. Учебник по русскому языку Иванова в достаточной мере обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности для учащихся разных категорий. В учебнике содержится материал для групповой, самостоятельной, коллективной работы.
  • 4. Система в организации учебной деятельности представлена в виде продуманных рубрик и персонажей, которые помогают детям в учебной деятельности.
  • 5. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.
  • 6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в содержании учебного материала, в его разнообразии, увлекательности.
  • 7. В тетрадях на печатной основе, входящих в комплект, разработан механизм оценивания своей деятельности, т. е. ученик сам оценивает свою работу, используя определенный цвет.
  • 8. В учебнике русского языка в рубрике «игра» дети учатся различать объективную трудности и субъективную сложность задачи.
  • 9. УМК постоянно вовлекает ребенка в мир знаний, постепенно и последовательно сохраняя его любознательность и «пытливость» ума.
  • 10. Действия контроля в УМК формируются при помощи рубрик «Оцени себя», «Проверь себя» (литературное чтение).
  • 11. УМК создает условия для мотивации ученика к учению. УМК побуждает ребенка идти вперед, помогая и направляя его.
  • 12. Сотрудничество ученика и учителя при использовании комплекта помогает услышать и понять друг друга. Постоянный диалог рождает сотрудничество. Учебники комплекта – союзники и сотрудники и учителя, и ученика.
  • 13. В комплекте существуют коррекционные тетради «Учусь писать без ошибок» и «Дружим с математикой», которые обеспечивают индивидуальное развитие учащихся.
  • Таким образом, реализация ФГОС второго поколения возможна на основе Образовательной системы «Школа XXI века».

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 47г/п Малаховка

Согласовано.

Председатель МО учителей начальной школы МОУСОШ № 47

_____________ Н.Е. Иванова

Выступление на МО учителей начальной школы

Выступление подготовила Лейман О.Н.

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.

Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...

Гендерный подход в обучении учащихся начальной школы

Материал помогает учитывать психологические особенности мальчиков и девочек при подготовки к урокам....

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся начальных классов в свете перехода к ФГОС. Педагогическая диагностика.

Статья содержит теоретический материал, раскрывающий основу педагогической диагностики....

Статья: "«Системно-деятельностный подход в обучении в начальной школе»

В   основу   Государственного Стандарта  положен   системно-деятельностный   подход, концептуально  базирующийся    на  обеспечении    соответств...