Гендерный подход в обучении учащихся начальной школы
методическая разработка на тему

Сердиткина Татьяна Александровна

Материал помогает учитывать психологические особенности мальчиков и девочек при подготовки к урокам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

с.Кинель-Черкассы имени Героя Советского Союза Елисова Павла Александровича м.р. Кинель-Черкасский Самарской области.

Гендерный подход в обучении учащихся начальной школы

                                                                                                               Выполнила: Сердиткина Татьяна Александровна

ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы

учитель начальных классов

                                                                                                   

Cамара 2015

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3

I Теоретическая часть……………………………………………………………4

II Практическая часть……………………………………………………………10

Заключение………………………………………………………………………21

Рекомендации для родителей и взрослых……………………………………...22

Список литературы………………………………………………………………31

2

Введение

          Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократичного общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях и создание условий для их реализации. Открытому демократическому обществу необходимы такие качества, как толерантность, критическое мышление, независимость. Без гендерного образования эти качества мы не сможем воспитать в наших учениках, так как не сможем сформировать у них гармоничные гендерные отношения. Гендерная педагогика создаёт другой взгляд на мир, на свою собственную роль в обществе, на отношения с другими людьми, с представителями другого пола, что приводит к серьёзным изменениям в мировоззрении, к формированию более активной гражданской позиции, в конечном счёте – к изменению общественного сознании.

    Не секрет, что на современном этапе развития российская система переживает процесс реформирования, требующего приведения качества и уровня образования в соответствие с международными стандартами. При этом учёт индивидуальных особенностей учащихся является приоритетным на всех ступенях образовательного процесса. В связи с этим особую актуальность приобретает понятие «гендерный подхода».  Гендерное образование решает множество важных социальных задач, и необходимость его развития не должна вызывать сомнений. Гендерная педагогика должна стать необходимым компонентом гражданского образования. Таким образом тема осуществления гендерного подхода образования становится весьма актуальной при введении нового ФГОСа.

      Рассмотрев актуальность темы, поставим цель данной работы: выявление гендерных особенностей обучения младших школьников.

Задачи:

1. рассмотреть общую характеристику гендерных особенностей;

2. подобрать упражнения для организации гендерного подхода в обучении детей младшего школьного возраста в образовательной практике.

3

I Теоретическая часть

Официальные рекомендации по изучению основ гендерных знаний в системе образования

Указания Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве РФ от 22 января 2003 года.

 Приказ Министерства образования от 17 октября 2003 «Об освещении гендерных вопросов в системе образования».

Приказ предусматривает введение в образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров, преподавателей и учителей специальных курсов по изучению основ гендерных знаний, гендерной политики, методов гендерного подхода в управлении образовательными процессами.

План мероприятий по реализации гендерной политики в сфере образования был предложен в Распоряжении Министерства образования РФ от 22.04.03 «О разработке мероприятий по реализации тендерной политики в системе образования на 2003 год»

Пол относится к биологическому строению человека, мужскому или женскому. 

Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер - обозначает "социальный пол", т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

 Это социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Конструирование гендерных различий протекает через определённую систему социализации (которая воспитывает разные навыки и психологические качества у девочек и мальчиков), разделение

4

труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы.

 При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. То, что в одном обществе считается типично «мужским», в другом обществе может определяться как типично «женское». Представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества. К примеру, ещё в 70-е годы ХХ в. в СССР считалось неприличным для женщин носить брючные костюмы и в такой одежде не пускали в рестораны, а длинные до плеч волосы у молодых мужчин (мода, пришедшая с Запада, как подражание хиппи и «Битлз») являлись объектом активных нападок со стороны официальных органов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной вовсе не означает обладать определёнными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определённым стандартам (например, носить юбочку, если ты шотландец, и брюки, если ты узбечка).

Гендерные стереотипы — устойчивые для данного социума в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерные стереотипы — это расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.

Стереотипы в отношении пола встречают ребёнка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Всё это сопровождается педагогическими комментариями: «Не плачь, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления эмоциональности у мальчиков; «Будь послушной и тихой — ты же девочка!», что формирует подчинённость у девочек. Человек впитывает традиционные гендерные стереотипы с детства и тот факт, что они могут

5

сильно различаться в разных культурах, часто не находит должного понимания. Гендерные стереотипы обладают удивительной устойчивостью и продолжают сохраняться тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин уже становится иным.

Гендерная идентичность — это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу (гендеру), осознание себя представителем данного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте. Гендерная идентичность не даётся человеку при рождении. Ребёнок обретает свой гендер, формирует его во взаимодействиях с членами семьи и с обществом. Формирование гендерной идентичности осуществляется в три этапа:

1) ребёнок узнаёт, что существует два пола,

2) он включает себя в одну из этих категорий,

 3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные его формы.

Мальчики и девочки - какие они?

«Из чего же... сделаны наши мальчишки, сделаны наши девчонки?» Кто не помнит эту песенку из своего детства? В соответствии с этим произведением оказывается, что мальчики и девочки устроены совершенно различным образом, что не вызывает каких-либо сомнений у тех, кто когда-то имел дело с детьми. На самом деле отличия между мальчиками и девочками весьма ощутимы, и для этого существует множество причин. Некоторые из этих отличий мы постараемся рассмотреть ниже.

Когда девочки появляются на свет, их мозг уже ориентирован на «женственность», точно так же у мальчиков программирование на «мужественность» происходит внутриутробно. Структура головного мозга ответственна за многочисленные различия в поведении и мышлении мальчиков и девочек.

6

Именно различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.

В частности, у девочек быстрее развивается кора головного мозга, которая определяет интеллект. По этой причине считается, что в раннем возрасте девочки владеют речью лучше, чем мальчики. Девочки раньше         овладевают навыками чтения (по сравнению с мальчиками). Что касается мальчиков, то у них масса и объем головного мозга примерно на 10-15 процентов больше, чем девочек. У них лучше развиты внутренние связи в правом полушарии, поэтому мальчики лучше ориентируются в пространстве. Опять же из-за особенностей структуры и работы мозга у девочек раньше развивается способность оценивать, что происходит вокруг, они раньше и большей степени начинают испытывать страх.

Мальчики подвержены страху в меньшей степени. Известно, что уже по достижении возраста девяти-десяти месяцев мальчики обладают навыке контроля над чувствами страха, занимаясь игрушками или развлекая себя каким-либо другим способом. И эта черта сохраняется у мальчиков, когда они становятся взрослыми.

Особенности мальчиков:

• Эмоции мальчик выражает через действия, а не через слова.

• Мальчики значительно превосходят девочек в пространственно-временной ориентации, поэтому они успешны в тех видах деятельности, где необходимо пространственное мышление.

• Мальчикам труднее выполнить несколько задач одновременно.

• В телах мальчиков содержится большое количество тестостерона, что приводит к большей двигательной активности, агрессивности в поведении.

• Мальчики склонны к проявлению взрывов физической и двигательной активности, за которыми следуют периоды бездеятельности. Игры мальчиков требую большего пространства и энергии, чем у девочек.

7

Особенности девочек:

• Девочки обычно старше по биологическому возрасту ровесников-мальчиков, их организм созревает быстрее.

• У девочек в дошкольном возрасте более развита мелкая моторика.

• У девочек лучше проявляется адаптивность, они более устойчивы к стрессам.

• Девочки чаще всего могут контролировать своё импульсивное поведение.

• У девочек лучше развита речь, они раньше начинают говорить.

Гендерные аспекты воспитания и обучения детей

В современной науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различении мужского и женского, связывая их с понятием пола и гендера.

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что – женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами.

Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками:

8

    в основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;

    организации внимания;

    в формах активации эмоций;

    в мотивации деятельности и оценки достижений;

    в поведении.

Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.

Девочки :

    быстрее схватывают новый материал;

    легче усваивают алгоритмы и правила;

    любят задания на повторение;

    чаще используют ближнее зрение;

    воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;

    лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;

    новую информацию анализируют с помощью левого полушария;

Мальчики:

    труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;

    им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;

    лучше выполняют задания на сообразительность;

    не терпят однообразия;

    лучше выполняют задания при ярком свете;

    новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

Существуют различия в готовности мальчиков и девочек к школе. Исследования свидетельствуют о том, что девочки подготовлены лучше, т.к.

9

девочки лучше развита способность к общению, лучше сформирована произвольность общения и поведения, у них больший объем пространственно-зрительной памяти, более высокий уровень работоспособности, лучшее понимание учебной задачи. Также девочки уже знают, что такое учебная деятельность и разграничивают ее и игровую деятельность. А вот мальчики ходят в школу не только, чтобы учится, но и играть. Девочки лучше запоминают расположение вещей, мелкие детали, лучше противоположного пола сосредоточиваются в непривычной обстановке (например, в шумном месте), могут делать несколько дел одновременно, у женского пола лучше выносливость.

 Мальчики, как правило, лучше разбираются в математике, лучше справляются с заданиями на внимание, память. У мужского пола лучше развито трехмерное мышление, т.е. мальчики могут представить, например, нарисованную геометрическую фигуру в объеме, могут вращать ее в разном направлении. Такое мышление как правило сформировано у мальчиков уже к 7 годам. У девочек обычно выше успеваемость, и различия в отметках незначительные, у мальчиков же разброс в отметках может составлять 3 балла. 

II Практическая часть

При изучении темы по математике «Сложение и вычитание двузначных чисел», девочкам достаточно познакомиться с алгоритмом вычисления, и к концу урока уже можно было дать самостоятельную работу на закрепление, с мальчиками же нужно отрабатывать вычислительные приемы практически весь урок. Мальчики требуют более образной формы изложения, наглядности, им нужно прожить материал в действии, а не умозрительно. Им требуется обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Девочкам же обычно проще понять схему, алгоритм. Они лучше ориентируются в правилах, способны разъять целое на части. На уроках русского языка девочки лучше выучивают орфографические правила и применяют их к заданиям, ребята же зачастую правилами не пользуются совсем. На уроках ИЗО нельзя давать установку: «Нарисовать такую-то игрушку!» Интересы у девочек и мальчиков разные, следовательно, и игрушки будут разные. На уроках литературного чтения ребята получают конкретные задания по тексту, отвечают на вопросы по прочитанному, а девочкам больше нравятся задания, где нужно пофантазировать, придумать продолжение сказки или историю какого-либо героя.

10

Следует учитывать и такую особенность - мальчиков необходимо включать в поисковую деятельность, их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый. Девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используя алгоритм. Применительно к школе следует вывод, что мальчику подходит традиционный прием "повторения и закрепления" материала. Девочки все прекрасно слышат сразу. Они послушно повторяют, хорошо ориентируются в настроениях взрослых.

1 класс Математика

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Посчитайте, сколько солдатиков стоит на полке. На какие группы мы можем их разбить? Предложите несколько вариантов. Составьте все возможные равенства.

 В гаражи расставили машины. В каждый гараж умещается определённое количество машин в соответствии с определённой закономерностью. Расскажи, сколько машин находится в двух последних гаражах? Объясни, как ты действовал:

1,  3, 5,  7,  …,  …

10,   7,  4,   …;

Дед Мороз приготовил для детей подарки. У нас есть волшебные очки, через которые мы увидим только предметы синего цвета. Что мы увидим?

Посчитайте, сколько кукол рассадили на полке. На какие группы мы можем их разбить? Предложите несколько вариантов. Составьте все возможные равенства.

 На полки расставили кастрюли. На каждую полку умещается определённое количество кастрюль в соответствии с определённой закономерностью. Расскажи, сколько кастрюль находится на двух последних полках? Объясни, как ты действовал:

2,  4, 6,  8,  …,  …

11,   9,  7,   …;

Снегурочка приготовила для детей подарки. У нас есть волшебные очки, через которые мы увидим только предметы розового цвета. Что мы увидим? 

 

11

Обучение грамоте (русский язык)

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Составьте предложение, состоящее из стольких слов, сколько колёс у легковой машины.

Составьте предложение со словарным словом «машина».

Слова склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите простой карандаши проведите вертикальные линии между словами.

Мострыбакудочкарыбалодкапоплавокведро. На какую тему эти слова? Составь маленький рассказ про рыбалку.

Составьте предложение, состоящее из стольких слов, сколько колёс у детской коляски.

Составьте предложение со словарным словом «корзина».

Слова склеились друг с дружкой. Помогите им освободиться. Возьмите простой карандаши проведите вертикальные линии между словами.

Порошокстиркабельёприщепкаверёвкатазпорошок. На какую тему эти слова? Составь маленький рассказ про стирку.

Обучение грамоте (чтение)

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Сочините загадку про сказочного героя мужского пола (Буратино, Чиполлино, Незнайку, Винни-Пуха, Хоббита и т.д.)

Расскажите сказку «Репка» от лица деда. Придумай свою концовку для этой сказки.

Разгадай кроссворд по теме «Сказки о богатырях».

Придумай сказку о богатыре, о солдате, о царе или о принце.

Сочините загадку про сказочного героя женского пола (Мальвину, Дюймовочку, Золушку, Синеглазку, Кенгу и т.д.)

Расскажите сказку «Репка» от лица внучки. Придумай свою концовку для этой сказки.

Разгадай кроссворд по теме «Волшебные сказки».

 Придумай сказку о принцессе, королеве, фее или волшебнице.

12

 Окружающий мир

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Зашифруй с помощью ребуса название профессии твоего папы.

Придумайте кроссворд по теме «Мужские профессии».

Сочините сказку про зимние изменения в природе «Дед Мороз».

Зашифруй с помощью ребуса название профессии твоей мамы.

Придумайте кроссворд по теме «Женские профессии».

Сочините сказку про осенние приметы «В гостях у царицы Осени».

2 класс Математика

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Посчитайте, сколько военных машин стоит на полке. На какие группы мы можем их разбить? Предложите несколько вариантов. Составьте все возможные равенства.

Составьте задачу про военных по выражениию: (9 + 8) – 3. Докажите, что задача составлена правильно;

На уроке физкультуры Денис подтянулся 3 раза, а Стёпа в 4 раза больше. Задай вопрос к условию задачи, чтобы она решалась так: 3х4 – 3

Посчитайте, сколько цветов стоит в вазах. На какие группы мы можем их разбить? Предложите несколько вариантов. Составьте все возможные равенства.

Составьте задачу про банты по выражениию: (9 – 8) + 3. Докажите, что задача составлена правильно;

На уроке технологии Лена изготовила 6 салфеток, а Рита в 2 раза меньше. Задай вопрос к условию задачи, чтобы она решалась так: 6:2 + 6.

 

     

13

Русский язык

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Прочитайте слова. Какое из них лишнее? Докажите.

Автомобиль, шофёр, автобус, трамвай.

Я напишу вам транскрипции слов, а вы угадайте слова:

[в, а, г, з, а, л]

[б, а, г, а, ш]

[п, о, й, э, с, т]

Запишите слова правильно.

Сочинение-миниатюра.

Придумайте небольшой текст на тему «На рыбалке»

Прочитайте слова. Какое из них лишнее? Докажите.

Капуста, картофель, апельсин, морковь.

 Я напишу вам транскрипции слов, а вы угадайте слова:

[к, а, р, о, в, а]

[к, а, з, а]

[с, а, б, а, к, а]

Запишите слова правильно.

Сочинение-миниатюра. 

Придумайте небольшой текст на тему «Весенние цветы»

Литературное чтение

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Сочините волшебную сказку, чтобы в ней обязательно были герои: чародей, король, гном.

Придумайте познавательный рассказ (например, «Почему животное «медведь» так называется»);

Игра «В определение»

Мальчикам раздаются карточки со словами: автобус, озеро, такси, самолёт, солдат, преступник и т.д.

В течение одной минуты расскажите о своём объекте так, чтобы все поняли, что вы имеете в виду. Своё слово называть нельзя.

Например: Это человек, который делает сапоги.

Сочините волшебную сказку, чтобы в ней обязательно были герои: волшебница, принцесса, мачеха.

Придумайте познавательный рассказ (например, «Почему цветы «Анютины глазки» так называются»);

Игра «В определение»

Девочкам раздаются карточки со словами: река, яблоко, ромашка, одуванчик, платье, кукла и т.д.

В течение одной минуты расскажите о своём объекте так, чтобы все поняли, что вы имеете в виду. Своё слово называть нельзя.

Например: Это посуда, в которой варят суп.

 Окружающий мир

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Придумайте кроссворд по теме «Экосистема леса. Звери».

Подобрать материал по теме «Я – великий путешественник» (по любой природной зоне).

Придумайте кроссворд по теме «Экосистема леса. Птицы».

Подобрать материал по теме «Я – медсестра, сопровождающая экспедицию» (по любой природной зоне). 

3 класс Математика

Задания для мальчиков

Задания для девочек

 Прочитайте задачу. Какое выражение является её решением:

«В 5упаковках лежит 15 гаек. Сколько гаек в 7 таких упаковках?»

15 : 5+ 7 ;                    15 : 5 –7;                          15 : 5 * 7;

Составь дерево возможностей и реши задачу: «У ребят есть три палочки: красная, синяя и зелёная, три лески: длинная, средняя и короткая и два поплавка: круглый и продолговатый. Сколькими вариантами они могут сконструировать удочки»;

Бревно нужно распилить на 7 частей. Какое наименьшее число распилов понадобится сделать для этого?

«В отборе в футбольную команду лесного чемпионата участвовали 45 зайцев, волков – на 30 больше, а медведей столько, сколько волков и зайцев вместе. Сколько всего зверей участвовали в отборе?»

Прочитайте задачу. Какое выражение является её решением:

«В 4гнёздах лежит 16 яиц. Сколько яиц в 5 таких гнёздах?»

16 : 4+ 5 ;                    16 : 4 – 5;                          16 : 4 * 5;

Составь дерево возможностей и реши задачу: «У девочек есть три ленточки: Жёлтая, голубая и зелёная, три заколки: большая, средняя и маленькая и две резинки: широкая и узкая. Сколькими вариантами они могут сделать куклам причёски»;

Круглый пирог нужно разрезать на 7частей. Какое наименьшее число разрезов понадобится сделать для этого?

«В кастинге на роль в новом сериале участвовали 55 блондинок, шатенок – на 20 меньше, а брюнеток столько, сколько блондинок и шатенок вместе. Сколько девушек всего участвовало в кастинге?»

 Русский язык

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Дописать подходящие слова из словаря:

    Душистый …, спелый …, зимний …, тёплый …, широкий …, русский …, вкусный …, новый ….

Придумайте окончание текста:

Жил-был маленький автомобильчик. И вот однажды....

Придумайте небольшой рассказ из 3-4 предложений о поездке на машине.

Составить и записать несколько предложений на заданную тему (например, «Каждый мальчишка мечтает о машине…»; «Каждый мальчик мечтает быть сильным…»)

    

Дописать подходящие слова из словаря:

    Душистая …, спелая …, зимняя …, тёплая …, широкая …, русская …, вкусная …, новая ….

 Придумайте окончание текста:

Жила-была маленькая белая кошечка. Однажды она …

Придумайте небольшой рассказ из 3-4 предложений об экскурсии к весеннему пруду.

 Составить и записать несколько предложений на заданную тему (например, «Каждая девочка хочет красиво и модно одеваться…», «Каждая девочка мечтает быть красивой…»)

 

 

16

Литературное чтение

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Изобразить сказочного героя с помощью пантомимы. Ребятам нужно отгадать, кто это;

 Составить викторину «Сказочные богатыри»

Составить кроссворд о качествах сказочных героев-богатырей;

Изобразить сказочную героиню с помощью пантомимы. Ребятам нужно отгадать, кто это;

Составить викторину «Сказочные принцессы»;

Составить кроссворд о качествах сказочных принцесс;

 Окружающий мир

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Составление коллективных и индивидуальных проектов «Мои наблюдения за домашними животными. Как ведут себя в природе животные мужского пола»

Расскажи, какими приборами, на твой взгляд, удобнее пользоваться мужчинам. Обоснуй свой ответ.

Компас, термометр, линейка, микроскоп

Составление коллективных и индивидуальных проектов «Мои наблюдения за домашними животными. Как ведут себя в природе животные женского пола»

Расскажи, какими приборами, на твой взгляд, удобнее пользоваться женщинам. Обоснуй свой ответ.

Компас, термометр, линейка, микроскоп

4 класс Математика

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Семь водителей машин построились по очереди, чтобы им вручили бонус – 707 л бензина. Первому наливают сколько-то литров бензина. Каждый следующий получает на 1 л больше, чем предыдущий. Сколько литров бензина получит самый последний водитель?

           Выбери правильный ответ:

107, 105, 104, 101, 98.

Однажды знакомый мальчик Серёжа рассказал такую историю:

       «Утром в нашей семье обычно папа просыпается и встаёт после мамы. Мама встаёт после собаки Фили. А я поднимаюсь после папы».

       Кто встаёт в семье Серёжи раньше всех? Кто позже всех?

     9) На полу в банке лежало 6 гвоздей, 4шурупа, 5 болтов. Ещё на столе были гайки и скобы. Гаек было больше, чем гвоздей, но меньше, чем шурупов. Скоб было на 2 штуки больше, чем гаек.

   Сколько было гаек и скоб на столе?

Семь гномов построились по росту, чтобы Белоснежка раздала им 707 грибов. Сначала она даёт сколько-то грибов самому маленькому. Каждый следующий получает на 1 гриб больше, чем предыдущий. Сколько грибов получит самый большой гном?

           Выбери правильный ответ:

107, 105, 104, 101, 98.

Однажды знакомая девочка Маша рассказала такую историю:

    «Вечером в нашей семье обычно я ложусь спать после бабушки. Бабушка – после кота Сёмы. А мама после меня».

       Кто ложится в семье Маши раньше всех?  Кто позже всех?

     9) На столе в вазе лежали конфеты «Мишка косолапый» - 6 шт., «Красная Шапочка» - 4 штуки, «Трюфелей» - 5 штук. Ещё на столе были леденцы и ириски. Леденцов было меньше, чем «Мишек», но больше, чем «Красная Шапочка». А ирисок было на 2 штуки больше, чем леденцов.

   Сколько было леденцов и ирисок?

Русский язык

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Продолжите текст от лица охотника:

            Пришла зима. На лесных полянах появились сугробы. Попрятались лесные жители в тёплые норы. Только …

Назови за одну минуту как можно больше синонимов для слова «храбрый».

Измени слова так, чтобы из слов получилось как можно больше предложений:

1.Собака, найти, в, двор, сахарная, косточка;

2.Папа, отвезти, Саша, машин

Подбери слова, противоположные по значению:

Словосочетания

Противоположные

Свежий хлеб

Свежий ветер

Свежая рубашка

Продолжите текст от лица новогодней ёлки:  

 Пришла зима. На лесных полянах появились сугробы. Попрятались лесные жители в тёплые норы. Только …

Назови за одну минуту как можно больше синонимов для слова «красивая».

Измени слова так, чтобы из слов получилось как можно больше предложений:

1.Кошка, поймать, в, пруд, вкусная, рыбка;

2.Мама, кормить, Маша, каша

 Подбери слова, противоположные по значению:

Словосочетания

Противоположные

Чёрная ткань

Чёрная работа

Чёрные мысли

Литературное чтение

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Выберите хорошо известную сказку А.С.Пушкина и расскажите её от лица какого-либо неодушевлённого предмета мужского рода.

Сочинить стихотворение про литературного героя

Выберите хорошо известную сказку А.С.Пушкина и расскажите её от лица какого-либо неодушевлённого предмета женского рода.

Сочинить стихотворение про литературную героиню;

Окружающий мир

Задания для мальчиков

Задания для девочек

Сочинить загадку про животное луга.

Подготовьте доклад о профессиях человека, связанных с лесом.

Придумать сказку про одну из экосистем.

Сочинить загадку про растение луга.

Подготовьте доклад о том, как человек может помочь животным зимой.

Подобрать интересную народную примету о любом сезоне и придумать сказку на эту тему.

19

Рекомендации по работе с учащимися младшего школьного возраста:

           мальчики

        девочки

включать в момент поиска, требующий сообразительности; он сам должен открыть принцип решения; ориентировать на получение информации;

до начала работы дать алгоритм выполнения задания; постепенно подталкивать к поиску собственного решения незнакомых задач;

следует больше давать им потрогать изучаемый предмет; развивать вербальные навыки - чаще предлагать рассказывать и выдумывать; развивать слуховое внимание;

развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;

разрешать больше двигаться и обеспечить для этого пространство;

стимулировать соревновательность, активность, лидерство, умение решать нетипичные задачи;

                                                                 20

Заключение

Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям

    Педагоги должны быть грамотны в вопросах не только возрастных и физиологических особенностей детей своей группы, но и знать особенности познавательной сферы мальчиков и девочек.

    При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

а) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер (особенно для молодого специалиста);

б) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;

в) использовать больше наглядности на занятиях, т.к. это важно для мальчиков;

г) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера.

    Проводить КВН, викторины типа “А ну-ка мальчики!”, “А ну-ка девочки!” 1 раз в 2 месяца.

    При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки (вариант) рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимно дополняют друг друга.

    В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.

    При объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.

21

      Исследование проблемы гендерного подхода к обучению младших школьников имеет принципиальное значение для повышения продуктивности учебного процесса. Благодаря гендерному подходу в обучении школьников происходит оптимизация учебного процесса, что способствует повышению уровня обученности школьников.    

                   Исходя из полученных результатов, можно дать учителям начальных классов следующие рекомендации:

1)    При гендерном подходе к обучению мальчики и девочки имеют равные права в получении знаний и участии в общественной жизни школы; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнёрских отношений. 

2)   Признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий жизнедеятельности, а даёт возможность наиболее полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во вне учебной деятельности. Для реализации этой возможности формы, методы и средства обучения выбираются с точки зрения из целесообразности и могут быть разными для мальчиков и девочек. 

3)   При реализации гендерного подхода к обучению особенно актуальным является единство действий учителей и родителей ребёнка. Взаимодействие с семьями учащихся строится на основе согласования целей, задач обучения, единства действий, требований и уважения ребёнка, как представителя своего пола, как личности, на основе соблюдения его прав, как человека.
                                             

Памятка для родителей

    Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

    Не уличайте детей в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

22

    Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

    Старайтесь, давая задания мальчикам как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и подсказывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

    С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо делать. Вместе с тем девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

    Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

    При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом. Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

    Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

    Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интереса к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

    Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей, на то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

23

    Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

    Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

    Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. “Леность” ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

    Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

    Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

    Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

    Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и по крайней мере в каких-то областях он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

    Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

    Если вам надо отругать девочку, не спешите выказывать свое отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

    Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

    Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга).

24

Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

    Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К семи годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год. У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

    Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: “Отойди, принеси, дай, сделай, перестань…”. А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: “Мне нравится… Ты любишь? Кто это грустный?…”

    Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним — неверно и бесполезно.

! Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

! Никогда не сравнивай те мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

! Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное — по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.

25

! Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.

! Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

! Старайтесь, давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

! С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

! Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

! Никогда не ругайте ребека обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

! Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

! Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней — бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

! Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

26

! Не переучивайте насильно левшу — дело не в руке, а в устройстве мозга.

! Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.

! Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с асимметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

! При необычном написании ребенком букв проверьте, не связано ли это с предпочтением им направления по часовой стрелке. Если это предпочтение очень выражено, оставьте ребенка в покое.

! Помните, что кроме обычного положения авторучки при письме,- существует еще письмо «крюком» и параллельно строчке, которые являются естественными и нормальными для некоторых детей. Переучивание чревато очень тяжелыми последствиями.

! Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при письме опасно: подберите для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

! Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

! Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

! Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами, и руками, не столько через слова, сколько через предметы.

! Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша — для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.

27

! Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

! Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других — это его достоинство.

! Не уличайте в неумении, а помогайте найти пути решения проблемы.

! Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.

! Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

! Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

! При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

! Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

! Проведите «ревизию» ошибок ребенка при письме, чтобы понять, с чем же связаны его трудности: с плохим фонетическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, что не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

! Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что ой чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что он болен.

! Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, какой тип функциональной организации мозга присущ именно этому ребенку, т.е. на какой тип мозга, а значит, и тип мышления, рассчитана данная методика.

! Не думайте, что конкурсный отбор в школу — возможность действительно отобрать лучших.

28

Все зависит от набора тестов. Может быть, удастся отобрать самых «удобных» для учителя, а может, и этого не получится.

! Постарайтесь не разрушать так называемую «врожденную грамотность», если ее основы от природы заложены в ребенке.

! Пытаясь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки. В противном случае ваши усилия могут бить мимо цели и даже разрушать те немногие островки грамотности, которые есть у данного ребенка.

! Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.

! Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то другой, кто увидит в этом ребенке то хорошее, что не заметили вы.

! Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

! Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерял интерес к учебе, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного, непонятного.

! Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать — это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое над ним превосходство в знаниях.

! Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создал за свои 7 лет. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

29

! Имея дело с первоклассниками, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной — он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.

! Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха — плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и и просто радость жизни и радость познания.

! Не обольщайтесь — вы не идеал, а значит, не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожим на вас.

! Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

! Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка.

! Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка — сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ним.

! Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не могут.

! Бойтесь появления у ребенка опыта «выученной беспомощности».

! Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.

! Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

! Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте — «не навреди»!

30

Список литературы:

  1. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и не доминантного полушарий. - Л., 1976.
  2. БеденкоМ.В. Сборник текстовых задач по математике. М.: «Вако», 2006
  3. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.
  4. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М., 1981.
  5. (Геодакян В.А.) Сост. и редактор Соколова Е.И. Два пола: зачем и почему? – СП б., 1992.
  6. Гендерное воспитание дошкольников. - Гродно: УО «Гродненский ГОИПК и ПР и СО», 2005.
  7. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА_ПРЕСС, 1998.
  8. Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. - М., 1978.
  9. Каплунович И.Я. О различиях в математическом мышлении мальчиков и девочек./ Педагогика, № 10, 2001г
  10. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб, 1997.
  11. Кон И. С. Совместное и раздельное обучение: научно–теоретические основы //.        
  12. Ливитин К. Мимолетный узор. - М., 1978.
  13. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. - М., 1971.
  14. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
  15. Мишакина Т.Л., Алдонина Н.Е. Тренажёр порусскому языку. М.: «Ювента», 2009 г.
  16.  Мишакина Т.Л., Гладкова С.А., ЧижиковаС.Б.  Тренажёр по окружающему миру. М.:«Ювента», 2009 г.
  17. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
  18. Попова Л. “Гендерные особенности психического развития в дошкольном детстве”// “Детский сад от А до Я”.- 2004.- № 2.- с.110-123.
  19. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца А.В. и Неверович Я.З. -М., 1986.
  20. Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. - М., 1983
  21. Тикунова Л.И., Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. М.: «Просвещение», 1992 г.

31

  1. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М., 1991.
  2. Эльконин Б.Д. Детская психология. – М, 2004 г.

Интернет ресурс 

  1. http://sexology.narod.ru/info157.html
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2013/09/15/osobennosti-gendernogo-vospitaniya-v-nachalnoy-shkole
  3. http://neo12.lipetsk.ru/gender/

32