Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира
методическая разработка

Шакобасова Мунира Раисьевна

Детская потребность  в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности  современных школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл xvi_regionalnaya_konferentsiya.docx353.29 КБ

Предварительный просмотр:

XVI региональная методическая конференция

 «Слагаемые профессиональной компетентности педагога»

Реализация исследовательского подхода

 в обучении на уроках окружающего мира.

http://11liski.detkin-club.ru/images/custom_1/453_5a9eec11d7aec.jpg

Шакобасова Мунира Раисьевна,

                                                                       учитель начальных классов

                                                                     МОУ «СОШ с. Тёпловка»

 2020 г.

Совершенствование учебного процесса идет сегодня в направлении увеличения активных методов обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность в различных областях знаний можно рассматривать как стратегическое направление развития образования.

Согласно стандарту дети должны овладеть различными видами исследовательской работы.   Предмет «Окружающий мир» обладает наибольшим потенциалом для организации учебного исследования.   Исходя из этого была определена тема моей методической работы: «Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира».

Новизна моей  работы заключается в  более широком применении исследовательской деятельности на уроках у младших школьников.  Среди используемых методов обучения на особую ступень ставлю учебный эксперимент и игру-исследование.

 В своей работе  я пытаюсь найти подтверждение гипотезе: формирование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения  в начальной школе позволит развить  интеллектуально-творческий потенциал школьника.

 Целью моей работы стало:

1. Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;

2. Включить   младших школьников в самостоятельное решение учебных задач

3. Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;

4. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.

Исходя, из поставленных целей были сформулированы задачи:

-  формирование научных взглядов у учащихся;

- научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу;

- пропаганда знаний об окружающем  мире;

- знакомство с современными методами научно – исследовательской работы;

- участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области конкурсах, конференциях.  

Опыт, о котором я хочу рассказать, не содержит моих принципиальных педагогических открытий, это осмысленная и практически осуществляемая методика организации исследовательской деятельности в начальной школе.

Исследовательский подход в образовательной практике был востребован с глубокой древности, с того момента, как появилась в человеческом сообществе сама потребность в обучении. Одним из первых ученых, внедрявших в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Позже знаменитый немецкий ученый Фридрих Адольф Дистервег назвал метод «сократовской беседы» венцом учительского искусства. Крылатой стала его фраза о том, что «плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Идеи исследовательского обучения находили своих сторонников в среде ярких представителей просветительской педагогики России 18 века. Среди них были Феофан Прокопович, Василий Никитич Татищев, Иван Тихонович Посошков. В конце 19 века теория и методика исследовательского обучения начинает особенно активно разрабатываться в трудах Константина Дмитриевича Ушинского, Льва Николаевича Толстого. Психологические, теоретические, дидактические и методические основы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся представлены в трудах А. В.  Леонтовича, С. Л. Рубинштейна, В. А. Крутецкого, А. Н. Поддьякова, А.С. Обухова, В. Оконь, А.И. Савенкова.

А. И. Савенков даёт такое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения». Учебно-исследовательская деятельность на уроках окружающего мира - это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным, но предполагаемым  результатом.

Детская потребность  в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности  современных школьников.

          В первую очередь совместно с психологом была проведена диагностика мотивации к исследовательской деятельности и диагностика уровня умственного развития учащихся (Приложение 1).

        К учебному исследованию учеников младших классов необходимо готовить постепенно, поскольку исследовательская работа очень сложная. В  младшем школьном возрасте, согласно исследованиям психологов, у ребенка присутствует наглядно-образное мышление. Оперировать абстракциями он еще не способен. Следовательно, исследовательская деятельность должна быть направлена на изучение природы, то есть, материального мира. Теоретические исследования недоступны детям в этом возрасте. Вместе с тем, дети начальной школы очень легко запоминают новые слова и термины, если смысл их им понятен. Значит, исследовательскую деятельность можно использовать для формирования понятийного аппарата школьника.

Этапы проведения исследования с младшими школьниками выглядят следующим образом (по Савенкову А.И.)

  1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
  2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
  4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные  - провокационные идеи.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.
  9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам  исследования.
  10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
  11. Обсуждение итогов завершённой работы.

Каждый из этапов – учебная ситуация, выступающая как способ формирования  универсальных учебных действий.

В эту схему проведения исследовательской работы я бы добавила еще один немаловажный пункт  – работа с родителями. Было проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я дала им возможность сблизиться со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проблемы, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

При организации учебно-исследовательской работы на  уроках по окружающему миру практикую использование модульной системы экспериментов PROLog. Побудил меня к этому личный интерес к новому  цифровому оборудованию, которое школа получила в рамках модернизации образования. Определяющим в моей работе стало высказывание академика А. П. Семёнова: «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы».

 Модульная система экспериментов PROLog является программно-аппаратным комплексом, обеспечивающим сбор и обработку данных экспериментов в области различных дисциплин естественно-научного цикла начальной, основной и средней школы. Данный комплект - цифровая лаборатория PROlog, учит младших школьников наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его, помогает найти ответ на многие детские «почему?». Цифровая лаборатория позволяет:

- реализовать принцип наглядности в учебном процессе;

- показать необходимость практических экспериментов при изучении предметов естественнонаучного цикла;

- обеспечить точность количественных измерений;

- повысить ИКТ-компетентность учителя и ученика;

- облегчить труд учителя;

- достичь более высокого качества обучения.

Модульная система экспериментов PROLog включает автономные модули: цифровой измерительный модуль «Температура», «Звук», «Атмосферное давление» (барометр), «Освещённость», «Относительная влажность». 

Цифровые модули системы PROLog могут работать в двух режимах:

•эксперимент в прямом режиме (эксперимент при подключенных модулях, on-line-эксперимент), т.е. при подключении к ПК.

•эксперимент в автономном режиме (автономный эксперимент, off-line-эксперимент).

         На уроках, в связи с тем, что на рабочих местах учащихся нет ПК, использую второй вариант.

Данный комплект учит младших школьников наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его, помогает найти ответ на многие детские «почему?». Например, на уроках окружающего мира при изучении тем «Температура воды», «Свойства воды», «Сезонные изменения в природе», выполняя лабораторную работу с помощью цифрового измерительного модуля «Температура», дети узнают:

- Почему лёд тает, а вода закипает?

- Где теплее - в классе или на улице?

- Почему жидкость в термосе долго остается горячей?

- Почему тепло в варежках?

Изучить мир звуков, понять, что такое шум, узнать, почему тише в лесу, а не рядом с дорогой, поможет модуль «Звук».  При проведении лабораторной работы «Измерение громкости звука» по теме «Влияние шума окружающей среды на здоровье человека» дети измеряют и анализируют уровень шума на уроке и во время перемены. При сравнении результатов измерения учащиеся делают вывод, что уровень шума на перемене равен уровню шума на рок - концерте, дискотеке. Этот эксперимент заставляет детей задуматься над тем, какой вред своему здоровью они сами себе могут причинить.

На  уроке в 4  классе  по теме «Среда обитания растений» детям  предлагалось поделиться на 4 группы. Предварительно, каждой команде я раздала материал с  характеристиками 3-х растений, относящихся к разным  экологическим группам  (светолюбивые, тенелюбивые, теневыносливые). Ребятам  необходимо было определить оптимальное место в классе для лучшего роста и жизнедеятельности каждого растения. С помощью модуля освещенности  системы PROLog и переносного модуля отображения информации дети определяли уровень освещенности в разных  частях класса: окно, стена, прилегающая к окну,  и шкаф у противоположной  от окна стены. Согласно полученным данным, делался вывод, в какой части кабинета лучше располагать определенные виды растений.

        Другой составляющей учебно-исследовательской деятельности на моих уроках окружающего мира  являются игры-исследования. Для организации и проведения игр-исследований использую методические рекомендации доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета Александра Ильича Савенкова. Ее широко можно использовать во внеурочной  работе, а на уроках с некоторой долей  собственной модификации.  Использование игр позволяет активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований.

         Начиная со второго полугодия 2 класса, учу детей на практике вести исследовательскую работу в ходе  игры-исследования. При организации игр-исследований необходимо учесть возрастные особенности и то, что сюжет и структура игры должны быть интересны для учащихся. Игра-исследование  - один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится, как предложение заняться научной деятельностью.

Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли учёных - специалистов: ботаников, зоологов, экологов.

                Каждая игра-исследование состоит из двух этапов:

  • тренировочные занятия;
  • самостоятельные исследования.

На начальном этапе работы  знакомлю учащихся с "техникой" проведения исследований.  Ввожу элементы исследовательской деятельности в структуру уроков. Система упражнений по развитию этих умений очень хорошо представлена в книге Савенкова А. И. «Психологические основы исследовательского подхода  к обучению». Ориентируюсь  на мнение А.И. Савенкова, что обучение проектно-исследовательской деятельности учащихся должно начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических и информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска. В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них:

-  Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

  • Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
  • Задание «Тема одна – сюжетов много».

- Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное).

  • Задание «Давайте вместе подумаем»
  • Упражнения на обстоятельства.
  • Задания типа «Найди возможную причину события»

- Развитие умений задавать вопросы

  • Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли? и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?)
  • Задание «Найди загадочное слово».
  • Игра «Угадай, о чем спросили»

 Второй этап игры - это проведение коллективных (групповых) исследований.  На этом этапе дети по возможности  максимально самостоятельны.

Свои наблюдения учащиеся оформляли в виде альбомов, сообщений, плакатов, а также в виде презентаций  под моим руководством.

Роль исследователя позволяет ребёнку в игровой форме заниматься довольно сложной аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры, выстраивать схемы. Он с радостью делает то, что никогда бы не делал не в игровой ситуации.

Принципы такого урока:

- максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке;

- различные формы групповой работы на уроке;

- не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока;

- развитие функции общения на уроке, как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения. 

          Занятия исследовательской деятельностью имеют свои «плюсы» и «минусы». К положительным моментам можно отнести  то, что происходит формирование  всех видов УУД, а именно:

  • личностных – осмысленное решение учебных задач и их связь с реальными жизненными ценностями, выработка жизненной позиции в отношении окружающего мира и самого себя;
  • регулятивных -  обеспечение возможности управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, коррекции, контроля и оценки своих действий;
  • познавательных – поиск, отбор, структурирование необходимой информации, способы решения проблем;
  • коммуникативные – умение слушать и понимать собеседника, планировать  и согласованно выполнять совместную деятельность, умение выражать свои мысли, овладение монологической и диалогической формами речи.

       К отрицательным сторонам исследовательской работы можно отнести: увеличение нагрузки учащихся, сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя, риск неудачного окончания работы.

Мой опыт работы показал, что дети, участвующие в исследовательской деятельности, характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальностью мышления. Под руководством учителя, вместе с родителями, больше частью самостоятельно, с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации. Учащиеся становятся активными читателями школьной и сельской библиотек.  Посещение библиотек, беседы с людьми, очевидцами тех или иных событий даёт богатейший навык общения, расширяет эрудицию и кругозор.

        О положительных сторонах свидетельствует сравнительный анализ успеваемости моих обучающихся по основным предметам за три года начальной школы и  первого года обучения в   основной школе - ученики подтверждают свои знания. (Приложение)

Опросы одноклассников, учащихся, родителей, педагогов показали, что умения, приобретённые в процессе занятий исследовательской деятельностью, позволяют развиваться навыкам анализа, синтеза, обобщения, классификации, что впоследствии благотворно отражается в учебной деятельности на различных уроках.  

           

                                                       Литература

  1. Кривобок Е. В., Саранюк  О. Ю.  Исследовательская деятельность младших школьников, Волгоград, издательство «Учитель», 2010

  1. Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию/ М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель/ Предисл. В.А.Бадил. –5-е изд., перераб. и доп. – М.: 5 за знания, 2011.
  2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения  младших школьников, Самара, издательство «Учебная литература», 2010

  1. Савенков А.И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками/ Практика административной работы в школе. – 2014. - No1.
  2.  Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода  к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось – 89», 2006

  1. Савенков А. И. Исследования на дому. Методические рекомендации. Самара, издательство «Учебная литература», 2010
  2. http://www.n-shkola.ru
  3. http://www.direktor.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира...

Опыт реализации системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая СДП, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деят...

Мастер-класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе"

Мастер класс учителя по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира в начальной школе" на примере урока по теме "Органы чувств"...

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках окружающего мира.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возра...