Главные вкладки

    Урок окружающего мира "В гости к зиме"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Осина Надежда Николаевна

    Цели: дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений и животных зимой, показать связь этих изменений с неживой природой; развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plan_uroka_po_okruzhayushchemu_zima.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: В гости к зиме!

    Цели: дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений и животных зимой, показать связь этих изменений с неживой природой; развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.

    Ход урока:

     1. Организационный момент (Повторение пройденного)

    -Доброе утро, ребята! С каким настроение вы пришли сегодня в школу? Надеюсь, что с хорошим, потому что сейчас мы оправимся в гости! А в гости принято ходить только с хорошим настроением.

    2. Сообщение темы урока

    Что такое? Утром рано

    За окно кидаю взгляд:

    В белых шубах великаны

    Неподвижные стоят.

    И блестит парчою новой

    Их пушистый белый мех...

    Будто шапкою бобровой,

    Крыты головы у всех!..

    А вчера еще тоскливо

    Жались голые стволы

    И глядел на них тоскливо

    Хмурый день холодной мглы.

    Видно, сам мороз с зимою

    В санках ночью прикатил

    И пушистой пеленою

    Сад и двор запорошил...

    Всё кругом повеселело —

    Стало чисто и светло.

    И земле под шубкой белой

    Спать так сладко и тепло!

    Г. Галина

    - О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Зима)

    - Сегодня мы отправимся в гости к зиме. Поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом зимы, попробуем нарисовать картину зимы.

    3. Работа по теме урока

    - А знаете ли вы зимние месяцы? Перечислите их по порядку. (декабрь, январь, февраль)

     - Я буду загадывать вам загадки о зимних месяцах, а вы попробуйте отгадать. Давайте попробуем.

    Назовите-ка ребятки,

    Месяц в этой - вот загадке,

    Дни его всех дней короче,

    Всех ночей длиннее ночи,

    На поля и на луга

    До весны легли снега.

    Только месяц наш пройдет,

    Мы встречаем Новый Год. (декабрь)

    - Скажите, ребята, какую особенность имеет декабрь? (Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано.)

     - А какой главный праздник мы встречаем в декабре? ( А еще декабрь это последний месяц года. В этом месяце мы наряжаем ёлку к приходу Нового года и нового месяца - января. Считают, что месяц декабрь и старый год заканчиваются ночью, когда наступает 12 часов. Поэтому в эту последнюю ночь декабря многие взрослые и даже детишки не спят. Все встречают Новый год, гуляют, устраивают фейерверки. )

    Щиплет уши, щиплет нос,

    Лезет в валенки мороз.

    Брызнешь воду - упадёт

    Не вода уже, а лёд.

    Даже птице не летится,

    От мороза стынет птица.

    Повернуло солнце к лету.

    Что, скажи, за месяц это?

    (Январь)

    - Ребята, скажите, какие характерные черты имеет январь? (И вот наступил январь - это первый месяц года, но второй, месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос.)

    Снег мешками валит с неба,

    С дом стоят сугробы снега.

    То бураны и метели

    На деревню налетели.

    По ночам мороз силен,

    Днём капели слышен звон.

    Все мы знаем, у него

    Двадцать восемь дней всего!

    Високосный год придет

    И добавку принесет!     (Февраль)

    -  Скажите, ребята, что вам запомнилось о феврале?(Это последний месяц зимы.
    В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы.
     Погода становиться мягче, теплее, чем в январе. От того снег становиться липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Так и получается Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.)

    - Вы очень внимательно слушали загадки и наверняка услышали характерные приметы зимы? Что вам запомнилось?

    - Давайте, посмотрим на экран и внимательно послушаем, ничего ли мы не забыли?

    - Скажите, ребята, а какое зимой солнышко? (Не яркое, светит меньше, чем весной)

    - Какой зимний месяц самый холодный? Почему? (январь.)

    - А какое небо зимой?

    - Какие осадки выпадают зимой?

    -Что происходит зимой с водоемами? (лёд покрывает воду.)

    - Скажите, ребята, когда нам можно будет пойти гулять по льду? Например, на Волгу? Почему?

    - А как же проводят зиму обитатели озёр и водоёмов, если их покрывает толстая корка льда? (лёд и слой снега, служит одеялом, а жители озёр на зиму впадают в спячку)                                                                                                                                        

    -Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом зимы. Что относим к живой природе?

    Что происходит с деревьями и кустарниками? (ветви лиственных деревьев покрываются инеем, а хвойные остаются зелёными)

    4. Физкультминутка

    5. Продолжение работы по теме урока

    - Итак, выпадает  снег, деревья одевают новые снежные шубы, а что происходит с птицами. Можно ли зимой увидеть птиц? Каких? (СВИРИСТЕЛИ, СНЕГИРИ, СИНИЦА, ВОРОБЬИ, ВОРОНЫ)

    Красногрудый, чернокрылый,

    Любит зернышки клевать,

    С первым снегом на рябине

    Он появиться опять.

    (Снегирь)

    Я весь день ловлю жуков,

    Ем букашек, червяков.

    Зимовать не улетаю,

    Под карнизом обитаю.

    Прыг-скок! Не робей!

    Я бывалый ….

    ( Воробей)

    С желтой грудкой у окошка

     Собирает шустро крошки

     Отгадайте что за птица?

     Называется …

    (Синица).

    Эта птица всем знакома -

     Важно ходит возле дома

     Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

     И спокойно улетит.

     Очень хитрая персона,

     А зовут её (Ворона)

    Посмотрите, к нам на ели

    Прилетели и запели.

    С хохолками прилетели

    И запели как свирели.

    (Свиристель)

    -Какие птицы встречаются в нашей роще? (Дятел, поползень, московка)

    - Кому еще в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (животные)

    - Итак, уже совсем скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Сначала мы попробуем определить, почему одни животные зимой спят, а другие — нет. Кто эти животные? (Медведь и ежик.)

    Летом ходит без дороги

    Возле сосен и берез,

    А зимой он спит в берлоге,

    От мороза прячет нос.

    (Медведь)

    Словно елка, весь в иголках.

    Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,

    Голой ручкой не возьмешь, а зовется это ...

    ( Еж)

    — Подумайте и скажите, почему медведь впадает в спячку. (Медведи – самые крупные хищные млекопитающие на Земле. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные как следует едят, чтобы  накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.  Одной животной пищи, например, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться тоже в зависимости от вида, от 4 до 6 месяцев.)

    - Говорят, что медведь сосёт лапу, действительно ли это так? Как думаете вы?

    - Где будет спать медведь? В берлоге.

    - Где спрячется ежик? (В норе.)

    - Ребята, а что вы знаете про ежей? Как они зимуют? (Ежи, с приходом осени, также перестраивают свой жизненный распорядок на новый лад в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды. С понижением ночных температур они все реже появляются из своих гнезд – да и что им делать в садах и на полях такими холодными ночами. Подходит время зимней спячки. Поэтому, во время редких вечерних прогулок ежи собирают сухие листья, траву и другой растительный материал и стаскивают в свое гнездо, стараясь его максимально утеплить. С наступлением заморозков зверьки плотно закрывают изнутри единственное входное отверстие, соединяющее их с внешним миром, и засыпают. Первое время до наступления устойчивой морозной погоды ежи спят довольно чутко. Если их потревожить, они просыпаются, сердито сопят и фыркают, громко выражая свое недовольство.)

    - Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

     Много бед таят леса.

    Волк, медведь там и лиса!

    Наш зверек живет в тревоге,

    От беды уносит ноги...

    Ну-ка, быстро отгадай-ка,

    Как зверек зовется? ...

    (Зайка.)

    - Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.)

     - Почему зайчик меняет шубку? Какого она цвета?

    - От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка)

    - Где проводит зиму лисица и волк? Как называются их домики? (У лисы - нора, у волка - логово)

    - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.)

    -А вот наш следующий зверек может встретиться вам и в нашей роще.

    Кто по елкам ловко скачет

    И взлетает на дубы?

    Кто в дупле орехи прячет,

    Сушит на зиму грибы?

    ( белка)

    - Как меняется белка с приходом зимы? (Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.)

    -  Где живет белка? (В дупле.)

     - Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.)

    -Итак, ребята, какие изменения произойдут в жизни животных и  птиц с приходом зимы? (Им придется очень тяжело, потому, что зимой не достаточно корма для жизни)

    - Чего больше бояться птицы? Холода или голода? (голода)

    -Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим пернатым друзьям? (кормушки)

    -Ребята, скажите, какие опасности подстерегают животных зимой? Как мы можем им помочь?

    6. Закрепление изученного

    -Ребята, а сейчас, мы с вами немного поиграем, проверим, что из урока вы запомнили.

    Игра «Кто лишний?»

    -Определите, кто из этих животных лишний? Почему?

    ЛИСА

    БЕЛКА

    ЁЖ

    ЗАЯЦ

    ВОЛК

    МЕДВЕДЬ

    Игра «Зимние загадки»

    Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес,

    Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (снег)

    Я прозрачна, как хрусталь,

    С крыши я зимой свисаю.

    Только очень, очень жаль,

    Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

     -Скажите, ребята, какую опасность несут сосульки?

    Что за звездочки сквозные

    На пальто и на платке,

    Все сквозные, вырезные,

    А возьмешь – вода в руке? (снежинки)

    Не снег, не лёд,

    а серебром деревья уберёт. (иней)

    Он похож на неваляшку,

    Но с морковкою мордашка.

    К ветру, холоду привык

    Наш веселый…(снеговик)

    Дунул ветер, и мороз

    Снег нам с севера принёс.

    Только вот с тех самых пор

    На стекле моём ... (узор)

    -Теперь вы знаете  многое о зиме. И если я вас попрошу нарисовать картину зимы, я думаю, вы без труда справитесь, да? Давайте попробуем! А в конце урока устроим маленькую галерею!!! (музыкальная пауза) видео ролик

    - Итак, ребята, глядя на свои картины, расскажите мне, пожалуйста, о приметах грядущей зимы.

    -Как мы можем помочь птицам и зверям, живущим у нас в роще?

    - Но и не надо забывать о нас самих. Какие опасности подстерегают нас зимой? И как нам их избежать?

    - Вы очень хорошо потрудились! Всем спасибо за урок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

    На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

    урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

    Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

    Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

    Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

    Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима" 1 класс

    Презентация составлена к обобщающему уроку по теме "Зима" по учебнику "Окружающий мир" Федотовой, Трафимова (УМК "Перспективная начальная школа")...

    Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

    Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

    презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"

    презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...

    Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

    Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...