Урок окружающего мира "В гости к зиме"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Осина Надежда Николаевна

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений и животных зимой, показать связь этих изменений с неживой природой; развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_po_okruzhayushchemu_zima.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: В гости к зиме!

Цели: дать учащимся представление о характерных признаках зимы в живой и неживой природе; дать представление об изменениях в жизни растений и животных зимой, показать связь этих изменений с неживой природой; развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы; воспитывать интерес и любовь к природе.

Ход урока:

 1. Организационный момент (Повторение пройденного)

-Доброе утро, ребята! С каким настроение вы пришли сегодня в школу? Надеюсь, что с хорошим, потому что сейчас мы оправимся в гости! А в гости принято ходить только с хорошим настроением.

2. Сообщение темы урока

Что такое? Утром рано

За окно кидаю взгляд:

В белых шубах великаны

Неподвижные стоят.

И блестит парчою новой

Их пушистый белый мех...

Будто шапкою бобровой,

Крыты головы у всех!..

А вчера еще тоскливо

Жались голые стволы

И глядел на них тоскливо

Хмурый день холодной мглы.

Видно, сам мороз с зимою

В санках ночью прикатил

И пушистой пеленою

Сад и двор запорошил...

Всё кругом повеселело —

Стало чисто и светло.

И земле под шубкой белой

Спать так сладко и тепло!

Г. Галина

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Зима)

- Сегодня мы отправимся в гости к зиме. Поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом зимы, попробуем нарисовать картину зимы.

3. Работа по теме урока

- А знаете ли вы зимние месяцы? Перечислите их по порядку. (декабрь, январь, февраль)

 - Я буду загадывать вам загадки о зимних месяцах, а вы попробуйте отгадать. Давайте попробуем.

Назовите-ка ребятки,

Месяц в этой - вот загадке,

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый Год. (декабрь)

- Скажите, ребята, какую особенность имеет декабрь? (Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано.)

 - А какой главный праздник мы встречаем в декабре? ( А еще декабрь это последний месяц года. В этом месяце мы наряжаем ёлку к приходу Нового года и нового месяца - января. Считают, что месяц декабрь и старый год заканчиваются ночью, когда наступает 12 часов. Поэтому в эту последнюю ночь декабря многие взрослые и даже детишки не спят. Все встречают Новый год, гуляют, устраивают фейерверки. )

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь)

- Ребята, скажите, какие характерные черты имеет январь? (И вот наступил январь - это первый месяц года, но второй, месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос.)

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днём капели слышен звон.

Все мы знаем, у него

Двадцать восемь дней всего!

Високосный год придет

И добавку принесет!     (Февраль)

-  Скажите, ребята, что вам запомнилось о феврале?(Это последний месяц зимы.
В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы.
 Погода становиться мягче, теплее, чем в январе. От того снег становиться липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Так и получается Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.)

- Вы очень внимательно слушали загадки и наверняка услышали характерные приметы зимы? Что вам запомнилось?

- Давайте, посмотрим на экран и внимательно послушаем, ничего ли мы не забыли?

- Скажите, ребята, а какое зимой солнышко? (Не яркое, светит меньше, чем весной)

- Какой зимний месяц самый холодный? Почему? (январь.)

- А какое небо зимой?

- Какие осадки выпадают зимой?

-Что происходит зимой с водоемами? (лёд покрывает воду.)

- Скажите, ребята, когда нам можно будет пойти гулять по льду? Например, на Волгу? Почему?

- А как же проводят зиму обитатели озёр и водоёмов, если их покрывает толстая корка льда? (лёд и слой снега, служит одеялом, а жители озёр на зиму впадают в спячку)                                                                                                                                        

-Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом зимы. Что относим к живой природе?

Что происходит с деревьями и кустарниками? (ветви лиственных деревьев покрываются инеем, а хвойные остаются зелёными)

4. Физкультминутка

5. Продолжение работы по теме урока

- Итак, выпадает  снег, деревья одевают новые снежные шубы, а что происходит с птицами. Можно ли зимой увидеть птиц? Каких? (СВИРИСТЕЛИ, СНЕГИРИ, СИНИЦА, ВОРОБЬИ, ВОРОНЫ)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появиться опять.

(Снегирь)

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Прыг-скок! Не робей!

Я бывалый ….

( Воробей)

С желтой грудкой у окошка

 Собирает шустро крошки

 Отгадайте что за птица?

 Называется …

(Синица).

Эта птица всем знакома -

 Важно ходит возле дома

 Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

 И спокойно улетит.

 Очень хитрая персона,

 А зовут её (Ворона)

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели.

(Свиристель)

-Какие птицы встречаются в нашей роще? (Дятел, поползень, московка)

- Кому еще в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? (животные)

- Итак, уже совсем скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Сначала мы попробуем определить, почему одни животные зимой спят, а другие — нет. Кто эти животные? (Медведь и ежик.)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

(Медведь)

Словно елка, весь в иголках.

Сам он круглый, а не мяч, рта не видно, а кусач,

Голой ручкой не возьмешь, а зовется это ...

( Еж)

— Подумайте и скажите, почему медведь впадает в спячку. (Медведи – самые крупные хищные млекопитающие на Земле. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животные как следует едят, чтобы  накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики.  Одной животной пищи, например, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться тоже в зависимости от вида, от 4 до 6 месяцев.)

- Говорят, что медведь сосёт лапу, действительно ли это так? Как думаете вы?

- Где будет спать медведь? В берлоге.

- Где спрячется ежик? (В норе.)

- Ребята, а что вы знаете про ежей? Как они зимуют? (Ежи, с приходом осени, также перестраивают свой жизненный распорядок на новый лад в соответствии с меняющимися условиями окружающей среды. С понижением ночных температур они все реже появляются из своих гнезд – да и что им делать в садах и на полях такими холодными ночами. Подходит время зимней спячки. Поэтому, во время редких вечерних прогулок ежи собирают сухие листья, траву и другой растительный материал и стаскивают в свое гнездо, стараясь его максимально утеплить. С наступлением заморозков зверьки плотно закрывают изнутри единственное входное отверстие, соединяющее их с внешним миром, и засыпают. Первое время до наступления устойчивой морозной погоды ежи спят довольно чутко. Если их потревожить, они просыпаются, сердито сопят и фыркают, громко выражая свое недовольство.)

- Но есть животные, у которых домика нет и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

 Много бед таят леса.

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверек живет в тревоге,

От беды уносит ноги...

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверек зовется? ...

(Зайка.)

- Как же он готовится к зиме? (Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета.)

 - Почему зайчик меняет шубку? Какого она цвета?

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка)

- Где проводит зиму лисица и волк? Как называются их домики? (У лисы - нора, у волка - логово)

- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.)

-А вот наш следующий зверек может встретиться вам и в нашей роще.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

( белка)

- Как меняется белка с приходом зимы? (Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.)

-  Где живет белка? (В дупле.)

 - Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.)

-Итак, ребята, какие изменения произойдут в жизни животных и  птиц с приходом зимы? (Им придется очень тяжело, потому, что зимой не достаточно корма для жизни)

- Чего больше бояться птицы? Холода или голода? (голода)

-Что мы можем сделать, чтобы помочь нашим пернатым друзьям? (кормушки)

-Ребята, скажите, какие опасности подстерегают животных зимой? Как мы можем им помочь?

6. Закрепление изученного

-Ребята, а сейчас, мы с вами немного поиграем, проверим, что из урока вы запомнили.

Игра «Кто лишний?»

-Определите, кто из этих животных лишний? Почему?

ЛИСА

БЕЛКА

ЁЖ

ЗАЯЦ

ВОЛК

МЕДВЕДЬ

Игра «Зимние загадки»

Он чёрной тучей был сначала, он белым пухом лёг на лес,

Покрыл всю землю одеялом, а по весне совсем исчез. (снег)

Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

 -Скажите, ребята, какую опасность несут сосульки?

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке? (снежинки)

Не снег, не лёд,

а серебром деревья уберёт. (иней)

Он похож на неваляшку,

Но с морковкою мордашка.

К ветру, холоду привык

Наш веселый…(снеговик)

Дунул ветер, и мороз

Снег нам с севера принёс.

Только вот с тех самых пор

На стекле моём ... (узор)

-Теперь вы знаете  многое о зиме. И если я вас попрошу нарисовать картину зимы, я думаю, вы без труда справитесь, да? Давайте попробуем! А в конце урока устроим маленькую галерею!!! (музыкальная пауза) видео ролик

- Итак, ребята, глядя на свои картины, расскажите мне, пожалуйста, о приметах грядущей зимы.

-Как мы можем помочь птицам и зверям, живущим у нас в роще?

- Но и не надо забывать о нас самих. Какие опасности подстерегают нас зимой? И как нам их избежать?

- Вы очень хорошо потрудились! Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

урок окружающего мира 1 класс. Зима в природе.

Урок по УМК " Планета знаний". Использована проектная деятельность детей, исследрвания - перевоплощения. Добавлена презентация ....

Урок окружающего мира. Тема: Где зимуют птицы?

Конспект урока Окружающего мира, по УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс. Конспект разработан с учетом требований ФГОС НОО....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Зима" 1 класс

Презентация составлена к обобщающему уроку по теме "Зима" по учебнику "Окружающий мир" Федотовой, Трафимова (УМК "Перспективная начальная школа")...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Зима в природе"

презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Зима в природе" УМК "Гармония"...

Урок окружающего мира "О птицах зимой" 1 класс

Урок изучения нового материала, на котором детям предлагается обобщить знания  о сезонных изменениях в жизни птиц, разъяснить понятия:зимующие, качующие, перелётные птицы. Развивать у детей умени...