Главные вкладки

    План- конспект урока окружающего мира на тему «Кто такие рыбы?»
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Ресурс представляет собой разработку урока, знакомит обучающихся с простыми понятиями: кто такие рыбы, строением рыб, речные и морские рыбы; играя в игры на внимание, учит распознавать и различать и правильно называть рыб по их силуэтам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok.doc64.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План- конспект урока окружающего мира в 1классе на тему «Кто такие рыбы?»

    Аннотация

    1.Содержание ЦОР 
    Ресурс представляет собой разработку урока (конспект и презентация) по предмету окружающий мир. В ЦОР активно используется метод проблемного изложения нового материала. Проблемные вопросы могут обсуждаться в классе под руководством учителя, а также в группе учеников.
    Ресурс содержит стихотворения, загадки, игры. Красочно подобранные иллюстрации создают эмоциональный фон. Ресурс знакомит обучающихся с простыми понятиями: кто такие рыбы, строением рыб, речные и морские рыбы; играя в игры на внимание, учит распознавать и различать и правильно называть рыб по их силуэтам.
    2.Целевая аудитория. 
    Предназначен для учащихся 1класса.
    3.Тип ресурса: обучающий . 
    4.Особенности ресурса. 
    Теоретический материал ЦОР представлен в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. В ЦОР прослеживается доступность изложения нового материала, а для лучшего его восприятия и запоминания материал выделяется (особым цветом).
    Игровые компоненты, включённые в ЦОР, активизируют познавательную деятельность учащихся и усиливают усвоение материала.
    5.Рекомендации по использованию. 
    Ресурс может быть использован на уроке окружающего мира для учащихся 1класса по программе «Школа России»

    Тема урока: «Кто такие рыбы?»

    Цель: познакомить учащихся  с признаками и разнообразием рыб.

    Задачи урока

    Обучающие:

    обеспечить развитие у школьников умения ставить цель, создать условия для развития у школьников умения работать в парах

    Развивающие:

    содействовать развитию у детей познавательной активности и творческих способностей, наблюдательности, эстетических представлений, вкуса, умений общаться

    Воспитательные:

    воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознания своей значимости в решении экологических проблем.

    Планируемые результаты учащихся

    Предметные: научатся моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; узнавать рыб на рисунке; приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

    Метапредметные : регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления; познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

    Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

    Оборудование: презентация, проектор, учебник, тетрадь на печатной основе,  «монетки», рисунки рыбок, зеленые и синие кружки, цветные карандаши, клей, картинки для рефлексии (насекомые, животные, птицы, рыбы).

                                                    Ход урока

    I. Мобилизующая часть урока 

    Универсальные  учебные действия

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и

    сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют

          себя с позицией школьника

     Приветствие

     Придумано кем- то просто и мудро

     При встрече здороваться:

    -Доброе утро!

    -Доброе утро!

     Солнцу и птицам.

     -Доброе утро!

    Улыбчивым лицам.

    И каждый становится добрым, доверчивым,

    Доброе утро длится до вечера.

    II. Актуализация опорных знаний

    Универсальные  учебные действия

    Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о морских и речных рыбах;  логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)

    - С какой группой животных мы познакомились на прошлом уроке?

    (Ответы детей)

    - Я загадаю загадки, а вы их отгадайте: [4].

    Осенью в щель заберется, а весной проснется? (муха)

    Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет? (бабочка)

    Нос долог, голос тонок.
    Кто его убивает, тот свою

     Кровь проливает? (комар)

    Сок из цветков она берет

              И в сотах копит сладкий мед? (пчела)

    -О ком загадки? (Ответы детей)

    -Кто такие насекомые? (Ответы детей)

    III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

    Универсальные  учебные действия

    Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

    – Сегодня на уроке мы познакомимся  с ещё одним видом животных и узнаем о них  самое  интересное.

    IV. Первичное усвоение новых знаний.

    Универсальные  учебные действия

    Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в  учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное.

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

    Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя

     -Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал  Муравьишка  Вопросик, его заинтересовало,  кого же  увидела Стрекоза? Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на вопрос, отгадав загадку:

    По земле они не ходят

    На небо не смотрят,

    Звезд не считают,

    Людей не знают (Слайд 2)

    - О ком сегодня будем говорить на уроке? (О рыбах) (Слайд 3)

    -Скажите мне: Где могут жить рыбы? ( В воде, в реке, в пруду, в море, в озере, в океане)

    -Я предлагаю сегодня нам всем отправиться в подводную экспедицию

    -Согласны?

    -Кто знает, что значит экспедиция?

    -А где мы можем узнать точное лексическое значение слова. (В словаре)

    -Как вы думаете, на чём можно путешествовать в подводное царство?

    ( Ответы детей)

    -А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате – батискафе (Слайд 4). Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:

    • Не шуметь.
    • Быть внимательными.
    • Отвечать на поставленные вопросы.

    От чёткого выполнения  этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.

    Подводное путешествие будет проходить по плану, который записан в бортовом журнале.

    План экспедиции: (вывешивается на доске)

    • Установить, чем рыбы отличаются от других животных.
    • Познакомиться с многообразием рыб.
    • Посоветовать людям, как сохранить окружающую среду.

    -Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» (Читаем хором)(Слайд 4)

    -Все готовы? Начинаем погружение на морское дно (музыка - шум волн) (Слайд 5)

    -Посмотрите в иллюминатор! Как здесь красиво! Как много животных и растений!

    Знакомство со строением рыбы 

    -Как  называется эта рыбка? (Красноперка) (Слайд 6)

    -Кто догадался,  почему рыбку так назвали? (У рыбки плавники красного цвета, они похожи на перышки)

    -Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. ( Дети читают и называют)

    -Как рыбы передвигаются в воде?  ( С помощью плавников и хвоста)

    -Как дышат рыбы?

    -Чем покрыто тело рыбы? ( Чешуёй)

    Исследовательская работа в парах [1].

    -Муравьишка Вопросик предлагает нам рассмотреть рисунок в учебнике  (стр. 34) Будем работать в парах

    (один из учеников читает подписи к рисунку, другой показывает части рыбы, а  затем дети меняются ролями).

    -На нашем батискафе есть научная лаборатория. Здесь в контейнерах лежат рыбки, исследуйте их.

    -Что заметили? (нет чешуи)

    -Зачем она? (Это защитный слой)

    -Чешуя - это дополнительная защита, а основной защитой является слизь, которая покрывает кожу рыб (Слайд 7)

    Чешуйки расположены правильными рядами, плотно  прилегая,  друг к другу.

    Моделирование чешуи рыбы

    -Используя «монеты», постройте модель «одежды» рыб.

    -Давайте мы с вами сделаем вывод: кого называют рыбами? (Слайд 8)

    (Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста,  тело их покрыто чешуёй.)

    V. Физкультминутка для глаз (Слайд 9)

    Знакомство с разнообразием рыб. [1].

    -Рассмотрите рис. на стр. 35. Почему художник  разделил всех рыб на две группы?

    (Речные рыбы и морские рыбы)

    -Почему рыбы называются речными? ( Они живут в реке)

    -Назовите речных рыб. (Сом, окунь, щука, карась, ёрш)

    -Почему рыбы называются морскими? ( Они живут в море)

    -Назовите морских рыб. (Сельдь, треска, акула, морской окунь, камбала)

    -Какие из речных рыб маленькие по размерам? Средние? Большие? (Ответы детей.)

    -Назовите больших морских рыб. Средних. Маленьких. (Ответы детей.)

    VI. Первичная проверка понимания

    Универсальные  учебные действия

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

    Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

    Игра « Найди дом для рыбки» [2], [3].

    Дети должны догадаться, о какой рыбе идет речь, и положить кружок около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зелёный, если морская - синий

    - Вы все умные ребятки отгадайте-ка загадки:

                                         На дне, где тихо и темно,

                                         Лежит усатое бревно. (Сом) (Слайд 10)

    -Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

                                        На дне один

                                        Лежит плоский блин. (Камбала) (Слайд 11)

    - Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.

                                           Драчун и забияка

                                           Живет в воде,

                                           Кости на спине,

                                           И щука не проглотит. (Ерш) (Слайд 12)

    -Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

                                          Хвостом виляет,

                                         Зубастая, а не лает. (Щука) (Слайд 13)

    -Щука - одна из крупных речных рыб.

                                         Живу глубоко.

                                         Плыву легко,

                                         Зубастая, большая,

                                         Я рыба морская. (Акула) (Слайд 14)

    -Акулы - отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула - самые большие рыбы.

    VII Физкультминутка. (Показывают движения)

     Рыбки весело плескались

    В чистой голубой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке.

    VIII. Первичное закрепление.

    Универсальные  учебные действия

    Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

    Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

     Работа в тетради (стр. 24) [1].

    Игра «Узнайте рыб по силуэтам».

    Какие из рыб речные? Закрасьте кружки.

    IX. Итог урока

    Универсальные  учебные действия

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    -Экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться.

    -Какие открытия для себя вы сделали?

    -Можно ли считать наше исследование законченным?

    -С какими рыбами познакомились в пути?

    X. Рефлексия деятельности на уроке

    Универсальные  учебные действия

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

    -А в заключение давайте выпустим рыб в воду. На столах у вас разные животные. Те, кто считает, что у него рыба подойдите и выпустите её в воду.

     (У детей на столах различные картинки - насекомые, животные, птицы, рыбы.)

    -Наш батискаф всплывает на поверхность.

    -Я рада, что вы на уроке испытали радость познания нового.

    Вы хорошо потрудились. Как вы думаете, кого из вас я могу похвалить за урок? Кто себя хочет похвалить, за что?

    -Всем хочу сказать большое спасибо за урок.

    Молодцы!        
    Урок окончен.

    Использованная литература:

    1.УМК «Школа России»

    Плешаков А.А. Окружающий мир.1класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе.  В 2ч. Ч.1.- М.:Просвещение,2011

    Плешаков А.А. Окружающий мир.1 класс. Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразоват. учреждений. В 2 ч.- М.: Просвещение, 2011

    2.В союзе с природой: Учебно – методическое пособие для  учителей начальных классов:  Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми / Сост. Л.И. Грехова; - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000

    3.Я познаю мир: Дет. Энцикл. : Животные/ Сост. П.Р. Ляхов; Под общ. Ред. О.Г. Хинн; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1998

    4. Е.П.Фефилова, Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу мир вокруг нас. 1 класс. М.: «Вако»,2003


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока окружающего мира по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"

    План-конспект урока окружающего мира  по теме «Классификация растений» УМК "Перспективная начальная школа"...

    Конспект урока окружающего мира на тему:"Что такое глобус?"

    Формирование понятий «модель», «глобус»....

    Конспект урока окружающего мира по теме"Что такое Бенилюкс?"

    А знете ли вы что такое Бенилюкс? Еще нет? Тогда вам сюда. Конспект урока окружающего мира по теме "Что такое Бенилюкс?" поможет найти ответ на главный вопрос урока с использованием системно...

    план-конспект урока окружающего мира по теме "Зеркала"

    План-конспект урока подробно описывает ход урока - исследования по теме "Зеркала". Урок предполагает постановку проблемного вопроса, определение цели урока и план по её достижению.   В урок включ...

    Конспект урока окружающего мира по теме «Кто такие насекомые»

    Цели:Познавательные-формирование первичного понятия «насекомые» как группа животных;-формирование представлений об отличительных признаках насекомых от других групп животных.-расширение представлений ...

    План-конспект урока окружающего мира на тему: "Звери-млекопитающие"

    Тема: «Звери-млекопитающие»Тип урока: урок изучения новых знанийЦель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению  значение понятия «млекопитающие&ra...

    Конспект урока окружающего мира по теме «Кто такие птицы?»

    Познакомить обучающихся с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки...