Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Превращения и круговорот воды в природе"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Шамшиева Жанна Валентиновна

Цели: Способствовать расширению кругозора учащихся, создать условия для ознакомления с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira-_3_kl._krugovorot_vody.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

Тема:  ПРЕВРАЩЕНИЯ И КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Цели деятельности учителя:

Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с тремя состояниями воды, с круговоротом воды в природе.

Развивающие: способствовать расширению кругозора учащихся; развитию памяти, логического мышления, воображения, наблюдательности.

Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к водным ресурсам, любви к природе.

Оборудование: эмблема воды с изображением капли Капитошки; схема «Круговорот воды в природе»; картинки: «Вода», «Лед», «Пар», изображения айсберга, тумана, снега, льда, зимнего окна, моря, снежинок и др.; карточки с символикой и понятиями, с индивидуальными заданиями для учащихся; для проведения опыта: спиртовка, лёд, стекло, треножник; выставка литературы (Энциклопедии: «Мир вокруг нас», «Я познаю мир»).

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

А теперь проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадки.

– Какой сейчас урок? (Урок окружающего мира.) Сегодня мы продолжим разговор об удивительном мире природы.

Кто нам сегодня будет помогать путешествовать по этому миру? Вспомните, кого мы встретили на прошлом уроке. (Вывесить рисунок капельки.)

– Кто такой Капитошка? (Капля воды.)

– Как вы думаете, почему именно Капитошка нам будет помогать? (Говорили о воде на предыдущем уроке.) 

– Что мы узнали о воде? (Ответы учащихся.)

– Я думаю, что мы можем даже небольшой рассказ составить о воде. Прочитайте предложения и скажите, какие слова «спрятаны» в тексте:

Вода при нагревании... (расширяется), а при охлаждении... (сжимается). В воде растворяются некоторые вещества, потому что вода хороший... (растворитель). Воду можно очистить с помощью... (фильтра).II. Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1

Обведи в кружок свойства, которые не имеет вода.

1. Без цвета.        5. Хороший растворитель.

2. Имеет запах.        6. Прозрачность.

3. Расширяется при нагревании.        7. Текучесть.

4. Сжимается при охлаждении.

Карточка № 2

Выбери из таблицы свойства воздуха и воды и запиши ответы соответствующими цифрами:

Свойства

Вещества

Ответы

1. Без цвета.

2. Не имеет запаха.

3. Расширяется при нагревании.

4. Сжимается при охлаждении.

5. Растворитель.

6. Плохо проводит тепло.

7. Прозрачность.

8. Текучесть

Воздух

1, 2, 3, 4, 6, 7

Вода

1, 2, 3, 4, 5,
7, 8

Карточка № 3

Соедини стрелками, какие свойства относятся к воздуху, а какие к воде.

2. Фронтальный опрос.

– Назовите свойства воды.

– Назовите состав воды.

– Какова роль воды в жизни организмов?

– Как можно очистить загрязненную воду?

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать свойства воды. Тема нашего урока «Превращения и круговорот воды в природе».

Вода говорит о себе так: «Я и туча, и туман, и ручей, и океан. Я летаю и бегу и стеклянной быть могу».

 Как вы это понимаете? (Туман, лёд, ручей – это всё вода.)

В каком состоянии бывает вода в природе? (Твёрдом, жидком, газообразном.)

– Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. И в конце урока попробуем доказать, что вода действительно – путешественница.

– Помогут нам вспомнить воду в различных её состояниях загадки: 

•  На дворе переполох, с неба сыплется горох. (Град.)

•  Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)

•  Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (Туман.)

•  Бел как мел, с неба прилетел. (Снег.)

•  Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.

  А пошли искать их днём, – ищем, ищем – не найдем. (Роса.)

– От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твёрдом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (От температуры.) 

Вода – такое уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое при незначительных изменениях окружающих условий. Превращения воды происходят при изменении температуры воды.

При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы:

испарение – вода из жидкого состояния постепенно переходит в воздух в виде пара;

конденсация – водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние;

замерзание – жидкая вода превращается в снег, лед;

индевение – образование инея – переход газообразной воды в твердое состояние;

возгонка – переход твердой воды в газообразную.

IV. Открытие новых знаний. Практическая работа. Проведение эксперимента.

– Что это за тело? (Ледяной кубик.)

– Какое вещество? (Вода.) 

– В каком состоянии? (Твердом.)

– Что надо сделать, чтобы вода стала в жидком состоянии? (Необходимо нагреть.)

На специальный кронштейн учитель ставит сосуд с водой и зажигает под сосудом горелку. Над сосудом закреплена тарелка со льдом.

– Какой процесс происходит? (Таяние, превращение из твердого состояния в жидкое.)

– Продолжим нагревать воду. Что произойдет? (При 100 градусах начнется процесс кипения, и вода начнет превращаться в водяной пар.)

– Поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что произойдет? (Начнется процесс конденсации – остывания воды и превращения в жидкое состояние. Вода при нагревании быстро испаряется, водяной пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, пар опять превращается в воду.)

– Мелкие капли стекаются в более крупные и что же с ними происходит? (Воды становится все больше, поэтому капельки увеличиваются, отрываются и падают вниз.)

– Круговорот воды происходит и в природе (вывешивает схему «Круговорот воды в природе»). Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхностей морей, океанов, озер, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море и оттуда со временем снова испаряются в воздух. Это явление называется круговоротом воды в природе.

Физкультминутка

Льется чистая водица,         Крепко щеткой зубы трем.

Мы умеем сами мыться.         Моем шею, моем уши

Порошок зубной берем,         После вытремся посуше.

V. Актуализация опорных знаний.

– Где можем наблюдать воду в жидком, твёрдом и газообразном состоянии?

– Распределите картинки – названия состояний воды по группам:

роса, море, реки, озёро, ручей, дождь, лёд, снег,
сосулька, айсберг, туман, пар.

ТВЕРДОЕ                    ЖИДКОЕ                 ГАЗООБРАЗНОЕ

– Вода – очень интересное вещество. Это единственное вещество на Земле, которое может быть в трех состояниях: и твердом, и жидком, и газообразном. Как такое может быть?

– Во что превратится вода, если она станет твердой? (Лед, град.)

– Во что превратится вода, если станет газообразной? (Пар, туман.) 

– Что такое туман?

Доклад учащегося «Что такое туман?».

– Днем над рекой воздух нагрелся, и в нем собралось много водяного пара. И когда вечером воздух остыл, часть водяного пара превратилась в капельки воды, и над рекой появился туман. Будто облако легло на землю.

Туман может быть и в городе, и в деревне – везде, если теплый воздух, в котором много пара, вдруг остынет. Туман иногда бывает такой густой, что машины днем едут с включенными фарами, чтобы не столкнуться.

А пригреет солнышко, и туман исчезнет: опять растворится в воздухе.

Туманы – обыкновенное явление природы. Неожиданным для вас может оказаться то, что они могут быть очень полезны людям.

Туманы используют в сельском хозяйстве, чтобы спасти посевы, защитить их от холода. Как только передадут по радио, что ожидаются заморозки, на полях и в садах люди начинают разжигать костры. Вокруг дымовых частиц собираются капельки воды и образуется туман. Он, как тёплое покрывало, защищает посевы от холода.

Вывод: вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в большой мороз. В воздухе образуются мельчайшие капельки или кристаллики льда – они образуют знакомые всем облака. Воздушные течения разносят пары воды и облака над землей. Накопившаяся в них влага выпадает в виде дождя или снега.

Судьба выпавших капель различна. Одни попадают в ручьи, реки, озера или сразу в моря и оттуда снова испаряются в воздух.

Беседа:

– Говорят что вода «вечная путешественница». Как вы это понимаете?

– Как называется этот процесс путешествия воды в природе? (Круговорот.)

– И вот какую историю поведала нам сама вода. Послушайте стихотворение:

Путешествие Капельки

Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,

Не слушалась родителей: «Куда хочу, пойду!»

С подружками резвиться могла хоть целый день,

Смеяться и кружиться ей никогда не лень.

Могла поплыть налево, направо плыть могла,

Могла подпрыгнуть смело  подумаешь, дела!

Её усатый дядя Сом устал предупреждать:

«Там солнце греет всё кругом и может в гости взять». –

«Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать,

Чтобы оттуда посмотреть, куда б еще слетать».

Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.

«Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!»

И что же с Капелькой стряслось? Лишь только пар взлетел.

Предупреждение сбылось  вдаль дядя Сом смотрел.

Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,

И кто хотел, кто не хотел  водою снова стал.

Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,

И Ветер вдруг как засвистит: «Я тоже, мол, могуч!»

И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.

И вот поток уже речной все капли подхватил.

И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,

И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.

«Ну что?  спросил усатый Сом,  ведь я не зря кричу!» –

«Ты знаешь, дядя, дело в том, я снова так хочу!» 

                                                                   (Святослав Сторожев.)

– Какой процесс описан в этом стихотворении?

– Что вы узнали о круговороте воды в природе?

– Куда вернулась Капелька?

– Закончились ли на этом ее приключения?

– А могло ли случиться так, что Капелька попала не в родной пруд, а в другое место?

– Дома вам нужно пофантазировать и написать сказку или стихотворение о путешествии Капельки воды.

VI. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

– Откройте учебник (с. 57). Прочитайте статью учебника со слов: «Вода при нагревании быстро испаряется…». Делайте пометки карандашом, если встретится что-то незнакомое, ставьте знак «?».

Что для вас оказалось незнакомым, непонятным?

Это интересно!

– Капитошка для вас приготовил интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в книгу рекордов Гиннесса.

•  Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 году, и её размер был равен 9 см 4 мм.

•  Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860 года по 31 июля 1861 года.

•  Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 километр 940 метров.

– Может быть, и у вас найдется интересная информация о воде, мы ее послушаем на следующем уроке.

VII. Итог урока.

– Что должен помнить каждый землянин о воде?

Учащиеся по строчке читают стихотворение:

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река.

Река полноводно течет на просторе.

Пока, наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана.

Над ним формируются клубы тумана.

Они поднимаются выше, пока

Не превращаются в облака.

А облака, проплывая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Весной соберется вода в ручейки,

Они побегут до ближайшей реки.

Как весь процесс называют в народе?

Круговорот воды в природе.

– В каких трёх состояниях находится вода в природе?

– Как происходит круговорот воды в природе?

– В виде чего бывает вода?

– О каких свойствах воды вы узнали? (Вода в природе бывает в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном. В природе вода совершает постоянный круговорот.) 

– При каком условии вода переходит из одного состояния в  другое?  (При изменении температуры окружающей среды.)

Домашнее задание: сочинить сказку о путешествии Капельки; учебник, с. 55–58 (читать и отвечать на вопросы); рабочая тетрадь, с. 23–25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вода. Свойства воды" Урок окружающего мира 3 класс УМК "Гармония"

Цель урока: познакомить учащихся со свойствами воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу; при выполнении практической работы учить наблюдать, сравнивать, делать вывод...

Урок окружающего мира 2 класс "Вода в природе"

Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Был проведен во 2 классе УМК "Гармония"....

Урок окружающего мира по теме "Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе, связанные с водой", 1 класс

Конспект урока окружающего мира в 1 классе, обучающемся по системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. Учебник Е. В. Чудиновой, Е. Н. Букваревой...

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...

Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"

Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды» (УМК «Школа России»)

Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс на тему: " Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды"...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование  у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр...