урок окружающего мира "Невидимые нити"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Климова Ирина Викторовна

Конспект урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа Росии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nevidimye_niti.rar1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира

УМК: «Школа России»

Предметная область:  Окружающий  мир (автор: А. А. Плешаков)

Класс: 2 (часть 1)

Тема:  « Невидимые нити»  

Цель:  Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных, рефлексивных  УУД  учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Невидимые нити».

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся находить связи в природе, между природой и человеком, выявлять роль человека в нарушении этих взаимосвязей или сохранении их;

- получат возможность научиться осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы;

- читать и обсуждать текст, делать выводы из изученного материала.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

   -    формирование уважительного отношения к иному мнению;

   - формирование ценностного отношения к природе родного края, понимания необходимости сохранения живой и неживой природы.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

   - освоение знаний по теме « Невидимые нити».  

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

 - формирование умения работать с новой информацией по теме «Невидимые нити» (отбирать, выделять, выстраивать логическую цепочку, делать выводы);   формирование умения устанавливать взаимосвязи в природе и выявлять роль человека в нарушении или сохранении их (познавательные УУД).

 - формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;  формирование умений работать в статичных группах (коммуникативные УУД).

 - формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

 - формирование творческих способностей учащихся в процессе создания моделей взаимосвязей в природе (личностные, познавательные УУД).

 

Ход урока

1.Самоопределение к деятельности.

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

Когда ты идешь по тропинке лесной,

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

 Одно «почему» меж деревьями мчится,

 Летит по пятам за неведомой птицей.

 Другое – пчелой забралось на цветок,

 А третье – лягушкою скок в ручеек.

 «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

 «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

 Сидит «отчего» на зеленом листке,

 «Куда» полетело верхом на жуке,

 «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

 Вопрос за вопросом, и так – целый день.

 Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

 Ответы искать под зеленым шатром.

- Что нового вы узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?

- А как вы думаете,  все ли сведения об окружающем мире вы узнали?

- Хотелось бы узнать ещё что-то новое об окружающем мире?

- Каким вы хотите, чтобы получился наш  урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
- Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Желаю вам сегодня на уроке узнать еще некоторые тайны окружающего мира!

2. Актуализация знаний.

Цель:

1) актуализировать знания о видах животных.

- С чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)

–Вспомните, что было на предыдущем уроке. ( Мы изучали тему: «Какие бывают животные».)

-Давайте разделимся на группы. Кто сегодня хочет быть руководителем группы?

Ученики, пожелавшие быть руководителями групп, получают у учителя лист с изображением животных.

Проходит составление кластера на тему: « Какие бывают животные»:

        

             

        

        

                             

                         

Примерный ответ руководителя группы по плану:

  1. Название группы животных.
  2. Признаки этой группы животных.
  3. Представители, изображённые  на рисунках.

Полный и верный ответ приветствуется другими учениками аплодисментами.

3. Постановка проблемы.

Цель:

1) определение темы и целей урока.

  1. На экране появляются изображения листьев дуба, гусеницы, птицы.

- Подумайте, как связаны между собой листья дерева, гусеница, птица? (Гусеница питается листьями деревьев, а птица питается гусеницами.) Проверим, верно ли вы ответили.

На экране появляются стрелки, показывающие связь между изображениями листьев дуба, гусеницы, птицы.

- Что произошло бы в природе, если бы исчезли деревья? гусеницы? птицы?

-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. ( О том, как связаны растения и животные.)

На экране появляется тема урока: «Невидимые нити».

-Прочитайте тему урока. Понятна ли она вам?

-Какая учебная задача стоит перед нами на уроке? (Выяснить, что называют НЕВИДИМЫМИ НИТЯМИ.)

- Познакомимся с заданиями на урок Муравьишки-вопросика. (Учебник, с. 64.)

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Будем учиться находить связи:

  • в природе,
  • между природой и человеком;
  • научимся изображать изученные связи с помощью моделей.

4. Открытие нового знания.

Цель: 1) формирование знаний о невидимых нитях.

Чтение текста на с. 64-65 учебника сильными учащимися.

- О каких невидимых нитях говорится в тексте? ( О нитях между растениями и животными, между человеком и живой природой.)

- Как бы вы озаглавили этот текст? (Лес и человек)

-Восстановим события, происходившие в тексте, в виде словесной цепочки.

Человек вырубил кустарники.         Исчезли птицы, которые гнездились в них.          Расплодились насекомые, стали есть листья и грызть корни деревьев.           Деревья высохли.

-Как вы думаете, чем всё закончилось?  (Ушли животные, так как им негде стало прятаться и нечем питаться.  Лес умер.)

-Кто виноват в этом? (Человек – лесничий.)

5.Первичное закрепление

Цель: формирование умения определять связи в природе

- Какие существуют связи в природе? Вам сейчас это предстоит выяснить.

1.Работа в группах.

Каждой группе выдаётся конверт с текстами по теме "Невидимые нити", дети в группах должны составить модель связи, о которой прочитают.

2.Защита созданных моделей.                                                                                  Каждая группа прикрепляет к доске с помощью магнитов свою модель,  руководитель группы называет и показывает  взаимосвязи в природе. На выступление даётся 1 минута. Работа оценивается аплодисментами.

1 группа

- О какой группе связей идет речь?

Текст:

Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.

Ответ:

Связь между неживой и живой природой.

2 группа

- О какой группе связей идет речь?

Текст:

Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.

Ответ:

Связь между различными животными.

3 группа

- О какой группе связей идет речь?

Текст:

Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни - в строительстве, другие - для изготовления украшений.

Ответ:

Связь между природой и человеком.

4 группа

- О какой группе связей идет речь?

Текст:

Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.

Ответ:

Связь между растениями и животными.

                                                          природа

                                               живая               неживая    

                                               

     природа           человек            Невидимые нити         растения           животные                    

                                            животные          животные    

                                         

Вывод:

Вот такие связи в природе между растениями и животными, живой и неживой природой называются невидимыми. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но эта нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи. Что человек может сделать для того, чтобы «невидимые нити» сохранялись?

               

4.Рефлексия.

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

           2) формирование навыка самооценки;

1. Подведём итог урока.

-  Какие перед нами стояли учебные задачи? ( На экране по мере ответов учеников появляется слайд « Итог урока».)

-Справились мы с ними? (Узнали… , научились…)

  • узнали, что такое НЕВИДИМЫЕ НИТИ,
  • научились находить связи в природе, между природой и человеком,
  • научились изображать изученные связи с помощью моделей.

- Оцените свою работу на уроке, заполнив «Карту знаний».

5.Домашнее задание.

- Что бы вы могли предложить в качестве домашнего задания? А вот мне хотелось бы предложить вам ответить на вопрос: Что может сделать человек  для того, чтобы «невидимые нити» сохранить? Можно изобразить рисунком.

Карта знаний

  1. Невидимые нити – это ____________________________________
  2. Отметь на «лесенке» уровень  своих знаний о невидимых нитях.

  1. Выбери цвет для оценки деятельности на уроке:

                       

Мне всё было доступно и понятно – зелёный;                          

Были трудности – красный.

1 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Солнце служит источником тепла и света для живых существ. Также живым существам необходимы воздух, вода.

2 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Стремительно летали, рассеивая воздух длинными крыльями, ласточки и стрижи. На лету они ловили насекомых: мух, комаров, мошек. Разгуливал важный грач. Он глотал все, что подбирал съедобное: улитку, жука, гусеницу, разные плоды и семена. Цапля, стоя у воды, ловила лягушек, небольших рыбок, водных насекомых.

3 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Человек с давних пор использует богатство земных кладовых. Одни - в строительстве, другие - для изготовления украшений.

4 группа

Прочитайте текст. О какой группе связей идет речь?

Растения не только основная пища, но и убежище для многих животных. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери – кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок окружающего мира в 3 классе. Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу».

Интегрированный урок окружающего мира в 3  классе.Тема: «В гости к зиме. Невидимые нити в зимнем лесу»....

"Невидимые нити" Урок окружающего мира, 2 кл., УМК "Школа России"

Урок окружающего мира по теме «Невидимые нити» (УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс, часть 1, автор А. А. Плешаков) направлен на формиро...

"Невидимые нити" Урок окружающего мира, 2 кл., УМК "Школа России"

Урок окружающего мира по теме «Невидимые нити» (УМК «Школа России», «Окружающий мир» 2 класс, часть 1, автор А. А. Плешаков) направлен на формиро...

презентация к уроку окружающий мир УМК Перспектива по теме "Невидимые нити взимнем лесу"

презентация к уроку окружающий мир УМК Перспектива по теме "Невидимые нити взимнем лесу"...

Урок окружающего мира «Дикие и современные животные и растения» Времён связующая нить..

Урок окружающего мира по развивающей системе Л.В. Занкова. Урок построен с учётом системно-деятельностного подхода....

Урок Окружающего мира. 2 класс "Невидимые нити" "Школа Росии"

Окружающий мир "Невидимые нити" урок 2 класс, соответствует ФГОС, на уроке используется технология ккритичного мышления....

Технологическая карта к уроку Окружающего мира авт А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по теме «Невидимые нити в осеннем лесу».(2 класс)

Технологическая карта по теме "Невидимые нити в осеннем лесу" составлена в соответствии стребованиями ФГОС....