"Будь природе другом"
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Ирина Леонидовна Дубина

Конспект урока окружающего мира направленный на формирование правил поведения в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr.mira_bud_prirode_drugom.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Будь природе другом.

        Цели урока: расширить и углубить знания детей о животных и  растениях, встречающихся в нашей местности; охарактеризовать некоторые нарушения в природе, возникающие вследствие бездумного и безответственного отношения к ней;

развивать познавательные умения: умение обобщать, анализировать; развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей;

 продолжить формировать правила поведения в природе, воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле.

I. Организационный момент.

                                Все на свете знать невозможно,

                                Но стремиться узнать что-то новое,

                                И открыть для себя неизвестное,

                                Несомненно, друзья мои можно.

                                Миллионы вопросов разных:

                                Что? Зачем? Почему? Откуда?

                                Сколько лет существует Солнце?

                                А земля возникла откуда?

                                Как давно появились люди?

                                Есть ли жизнь на  другой планете?

                                Сколько рек, морей, океанов

                                И зверей существует на Земле?

                                                   Слайд 1

II. Постановка учебной задачи.

- Я тоже предлагаю вам ответить на некоторые вопросы:

 -Как вы думаете, почему именно эта запись появилась сегодня на уроке?

- Значит, тема урока…

 - Подумайте, какие слова чаще всего будут звучать на уроке.

- На какие вопросы вы хотели бы получить ответы сегодня на уроке?

 - Как вы понимаете слово «экология»?

 (1.Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.2.Состояние организмов, населяющих общую территорию.)

III. План реализации учебной задачи.

1. - Вспомните, над какой темой работали на прошлом уроке?

 - Что вы можете рассказать о Красной книге?

 -Проверим домашнее задание. Работаете в группах, разгадываете кроссворд «Красная книга».

Слайд 2

-Назовите ключевое слово («береги»)

2. –Согласны ли вы с утверждением, что беречь необходимо только животные и растения,  занесенные в Красную книгу? Почему?

- Чтобы сберечь природу, что человеку очень важно знать? (Необходимо знать  причины исчезновения многих видов животных и растений). Давайте поработаем в парах и выявим эти причины.

-Подведем итог вышесказанному:

                                                     Слайд 3

-Причины исчезновения животных и растений: (хоровое чтение)

1) Вырубка лесов

2) Уничтожение растений

3) Вред почве

4) Загрязнение воды

5) Охота

6) Деятельность человека

- Вот какая история произошла на одной речке.

                                                     Слайд 4

3. Сценка «Разноцветная река».

 Ведущий: Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная со студеной водой.

Бежит она, струится,                        Щебечут над волною,

Сверкает и журчит…                        Ой, небо голубое!

Зарю встречают птицы,                        Ой, реченька – река!

Кружатся у ракит.

К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…

                        Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой-тонкой,

Обмелела на глазах.

         Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки.)

        Желтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

        Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

        Желтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот пошел сильный дождь. Ручей принес с берега мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?

        Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, бревна, даже колеса. От такой натуги я и краснела, и зеленела, и синела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

        Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?

        Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.

        Черная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

         Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?

        Черная рыбка: А может, ребята помогут? Как очистить реку?

        Ведущий: Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, от чего река стала цветной?

                                            (на слайде появляется запись)

        Источники загрязнения воды:

  1. Сточные воды заводов.
  2. Разлив нефти.
  3. Мусор с кораблей.

Учитель: 1 литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод за 1

минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов  нефти затягивает пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

                                Пусть на Земле не умирают реки,

                                Пусть стороной обходит их беда,

                                Пусть чистой остается в них навеки

                                Студеная и вкусная вода.

                                

- Как вы думаете, к чему приведет загрязнение воды?

- Как все это скажется на жизни человека?

– Ребята, а чем каждый из вас может помочь реке? Какие экологические знаки можно установить на берегу реки?

        

                                            Физкультминутка для глаз

                                                                                        

4. Экологические правила

- Посмотрите, нам в класс поступили жалобы от животных:

Жалоба 1.

«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».

- Кто это? (Это сова.)

                                                Слайд 5 (сова)

-Какую пользу приносит сова людям?

 Сова находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2

«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой топнут. А за что? Польза от меня большая»

- Кто это? (Жаба.)

                                                Слайд 5 (жаба)

- О какой пользе говорит жаба?

 Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

- Прослушав жалобы животных, какой вывод мы сделаем? (Беречь надо всех животных и все растения).

5. – Ребята, как вы думаете, зависит ли от каждого из нас, будет ли жить на Земле такое разнообразие растений и животных? Обоснуйте свой ответ.

В прошлом году мы с вами изучили правила поведения в природе и я убедилась, что вы их хорошо усвоили.   Незнайка придумал свои правила поведения, только он сомневается, все ли они верны.

                                                              Слайд 6

Я вам предлагаю поработать  в группах. Ознакомьтесь с правилами, которые придумал Незнайка. Подчеркните только те правила, с которыми вы не  согласны, если такие есть.

Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я!

Буду с белками играть, буду сучья я срубать!

Если вдруг найду гнездо – разорю я и его!

Будет мне на обед из яиц этих омлет!

            Ну а птицы – подождут, яйца новые снесут!

На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?

Бей ее скорей камнями и с дороги прогони!

Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать!

От нее ведь мало проку: только квакать и скакать!

В лес однажды я пошел и детеныша нашел.

Я домой его принес, чтобы он со мною рос.

Я ведь так его люблю! Я и маму заменю!

Ну и что, что ждут его! Проживут и без него!

Вырастет когда большой, в лес тогда и отпущу.

Пусть тогда он и увидит маму, братьев и сестер.

На привале соберем ветки и иголки,

Палки, бревна принесем – заберем у волка.

Будем пламя разжигать, ставить кипятильник.

Ну а мусор мы кидать будем в муравейник.

Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим.

Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели.

Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут!

                                 (Ответы детей.)

        

                                                      Слайд 7

          6. Физкультминутка

                                Мы шагаем, мы шагаем

                                Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба с подниманием рук.)

Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в дупло кладем,

(Наклоны вперед, коснуться пола,

Выпрямиться, поднять руки вверх.)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим.

(Бег на носочках.)

На поляну мы заходим,

Много ягод мы находим.

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

(Наклоны вперед.)

Как много мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты, и мы.

        

        7. - Охрана природы – дело государственное.

            - В чем заключается природоохранная деятельность человека? (создание заповедников)

             - Что такое заповедник?

                                                           Слайд 8

        Заповедник – заповедное место (участок территории или акватории – водный участок), где оберегается или сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс.

        Конечно, животным лучше живется на воле, в естественных условиях. Во многих странах созданы для этого особо охраняемые территории – заповедники. Заповедники позволяют сохранить первозданную природу, дают прибежище диким животным. Это участок природы, который охраняется и изучается.

В нашей стране принят закон об охране и использовании животных мира. Охота на редких животных запрещена, а на многих других ограниченна. Под особой охраной животное находится в заповедниках.

                                                          Слайд 9

У нас, в Иркутской области, созданы три заповедника: Байкальский Государственный природный биосферный заповедник, Байкало – Ленский Государственный биосферный заповедник, Баргузинский Государственный природный биосферный заповедник. Давайте познакомимся с одним из них.

Байкальский биосферный заповедник основан в 1969 году. Расположен он на восточном берегу и охватывает территорию 165,7 гектаров горного массива Хамар-Дабан. Границы заповедника проходят по рекам Мишиха и Выдринная.

Флора заповедника представлена 845 видами высших растений, многие из которых редкие и занесены в Красную книгу.

                                                Слайд 10(ель)

Гордость растительного царства Байкальского заповедника – голубая ель. Но, к сожалению, это удивительное и редкое растение уже находится под угрозой вымирания. Численность ее непрерывно сокращается.

В заповеднике известны 37 видов млекопитающих и 260 видов птиц. «Королем» заповедника можно считать медведя.

Слайд 10 (медведь)  

Медведь – хозяин здешних мест, не зря же и лесничество, расположенное на заповедном побережье названо «Берег бурых медведей».

                                           Слайд 10(нерпа)

Главной достопримечательностью Ушканьих островов является крупнейшее на Байкале лежбище нерпы. Нерпа – это единственный в мире тюлень, который живет в пресной воде.

Нерпа питается непромысловой рыбой (голомянкой, бычком). В год она съедает около тонны рыбы! Срок жизни – в среднем 55 – 56 лет.

В поисках пищи это удивительное животное ныряет на глубину до 200 метров и остается под водой 20 – 25 минут. Такому умению мог бы позавидовать любой ныряльщик.

Но, к сожалению, на нерпу ведется промысловая охота – ежегодно отстреливается около 6 тысяч особей.  

- На следующих уроках мы познакомимся еще с двумя заповедниками.

        8. Человек всегда наблюдал за животными, изучал их повадки. Повадки некоторых животных человек перенес на себя, и сложилось много поговорок. Скажите, о ком так говорят:

хитра как (лиса)

зол как (волк)

труслив как (заяц)

9. – Вспомните писателей, которые рассказывают нам в своих произведениях о природе (Бианки, Пришвин, Сладков, Чарушин, Паустовский).

 Наш разговор об охране природе хотелось бы закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца»:         «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину!»

                                                                                Михаил Пришвин.

        – Давайте ответим на поставленный вами вопрос:»Что значит быть природе другом?»

Домашнее задание. В течение 2 минут придумать  интересную форму и содержание домашнего задания для себя. Для тех, кто не придумал, домашнее задание сформулирую я.

                        

                        

IV. Итог урока. (Рефлексия)

- Спасибо за интересную совместную работу, вы активно и с интересом работали, отвечали на поставленные вопросы. Хочу сказать спасибо ребятам, принимавшим участие в подготовке этого урока. Молодцы. А теперь мне хочется узнать ваше мнение по уроку.

- Напишите свое имя рядом с тем утверждением, с которым вы согласны.

                                1) Я открыл сегодня для себя что-то новое.

                                2) Сколько я еще не знаю, но буду искать ответы на вопросы.

                                3) Мне было скучно, я это и так знал.

        – Наш урок я хочу закончить замечательными словами:        

                                    Мы любим лес в любое время года,

                        Мы слышим речек медленную речь.

                        Все это называется – природа.

                        Давайте же всегда ее беречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 2 класс "Будь природе другом"

Урок окружающего мира во 2 классе с применением ИКТ. УМК "Гармония"....

Урок по окружающему миру "Будь природе другом"

На уроке я обобщала представления обучающихся о факторах, угрожающих живой природе. Способствовала умению понимать происходящее в природе процессы,  активному содействию животным. Прививала культ...

Будь природе другом

проектная работа по окружающему миру 2 класс посвящена изучению многообразия животных;  знакомит с проблемой охраны животных; учит бережному отношению ко всему живому....

Открытый урок по теме: "Какой? Какая? Какое? Какие?" 2 кл; Окружающий мир для тув.школ "Будь природе другом" 2 класс А.А.Плещаков

1. Открытый урок русского языка во 2 классе национальной школы. Провела учитель начальных классов МОУ Суг-Аксынской СОШ 2 категории: Ондар А. Ч. Тема: Какой? Какая? Какое? Какие?    Ц...

Урок-предостережение по окружающему миру "Будь природе другом!" 2 класс

Урок «Будь природе другом!» является итоговым в разделе «Природа».В уроке выделены этапы работы:1.Эмоциональный настрой.2.Актуализация знаний.3.Объяснение нового материала.4.Закрепление. Работа с учеб...

Будь природе другом

Конспект урока по окружающему миру...

Будь природе другом

Презентация к уроку по окружающему миру...