Главные вкладки

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Гаврилова Наталия Анатольевна

    Цель урока:  познакомить обучающихся с природой Арктики.

    Задачи урока:

    Образовательная:

    -       сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;

    -       познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми  существами, взаимосвязями в природе), значением данной зоны для человека, её использование;

    Развивающая:

    -       развивать познавательную активность учащихся;

    -       умение анализировать с опорой на раннее изученный материал;

    -       формировать умение самостоятельно пользоваться учебником и дополнительным материалом для изучения нового материала;

    -       формировать умение  работать в группе.

    Воспитательная:

    -       воспитывать бережное отношение к природе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gavrilova._urok_okruzhayushchego_mira._4_klass.docx206.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное автономное образовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №1»

    города Тамбова

      УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ

    «Арктическая зона пустынь»

    «Школа России»

    А.А. Плешаков Окружающий мир

    (возраст 11-12 лет)

    ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

    Гаврилова Наталия Анатольевна,

    учитель начальных классов,

    первой  квалификационной категории

      2014г.

    Автор: Гаврилова Наталия Анатольевна

    Полное название образовательного учреждения:

    МАОУ СОШ №1 города Тамбова

    Предмет:окружающий мир(программа «Школа России»)

    Тема: «Арктическая зона пустынь»

    Класс: 4

    Учебно-методическое обеспечение:

    Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

    Е.М. Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»/ М: Издательство «Экзамен», 2011 год.

    Время реализации занятия: 45 минут

    Тип урока: изучение нового материала.

    Форма урока: урок – исследование с использованием  кейс – метода

    Вид кейса – обучающий

    Тип кейса - эвристический

    Оборудование: фломастеры, бумага, проектор, интерактивная доска, ПК,карта «Природные зоны России», гербарий, карточки с изображением зверей и птиц.

    Цель урока:  познакомить обучающихся с природой Арктики.

    Задачи урока:

    Образовательная:

    • сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
    • познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми  существами, взаимосвязями в природе), значением данной зоны для человека, её использование;

    Развивающая:

    • развивать познавательную активность учащихся;
    • умение анализировать с опорой на раннее изученный материал;
    • формировать умение самостоятельно пользоваться учебником и дополнительным материалом для изучения нового материала;
    • формировать умение  работать в группе.

    Воспитательная:

    • воспитывать бережное отношение к природе,

    Ход занятия:

    1. Организационный момент
    2.  Самоопределение к деятельности.

    У. -  Давайте рассмотрим карту природных зон России. В какой зоне мы живем с вами? Покажите зону лесов.

    У. -  Кто из вас был на юге нашей страны? Где вы были? Покажите на карте.

    У. -  На северном полюсе земного шара лежит пустынная, покрытая снегом и льдом Арктика.А кто из вас был в этих краях?

    Просмотр  фрагмента мультфильма «Умка».

    У. – Какое интересное явление наблюдали Умка и его мама?

    У. – Где можно наблюдать такое явление?

    У. – Как думаете, почему мы начали урок с фрагмента этого мультфильма?

    У. – Определите тему урока.

    1. Работа по теме урока. Определение проблемы.

    У. – Мы отправляемся с вами туда,

    Где царство холода, снега и льда!

    Сегодня  наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Членамиэкспедиции являются географы, ботаники, зоологи и краеведы.

    Но перед экспедицией давайте рассмотрим на карте край, куда мы отправляемся.

    У. – Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне.

    Д. – Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.)Острова показываются на классной карте.

    У. – Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

    Д. – Белое море, море Лаптевых,  Чукотское море, Карское море, Баренцево море, Восточно-Сибирское море.

    У. – Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана?

    Д. – Очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.

    Проблемное задание:

    У. – Арктика — край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями; мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников. Всё белым-бело до боли в глазах. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды, да снега.Так ли уж пуста "ледяная пустыня"?

    Сегодня на этот вопрос нашей научной экспедиции предстоит ответить.

    (Класс делится на 4 подгруппы: «Ботаники», «Зоологи», «Географы» «Краеведы». Учитель сам определяет членов каждой команды.  Каждая подгруппа получает путевой лист.)

    «Ботаники»

    Проблемный вопрос: Способны ли растения жить в ледяной пустыне?

    1. Какие группы растений встречаются в Арктике? Почему в Арктике живут только эти растения?
    2. Как они приспособились к суровым условиям жизни?
    3. Каковы экологические связи растений с другими обитателями крайнего Севера?

    Раздаточный материал для ботаников:Карточки с изображением растений: мхи, лишайники, полярный мак, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).

    «Зоологи»

    Проблемный вопрос: Способны ли животные обитать в ледяной пустыне?

    1. Какие группы животных обитают в Арктике?
    2. Как они приспособились к суровым условиям жизни?
    3. Экологические связи обитателей Арктики
    4. Проблемы охраны животных Крайнего Севера

    Раздаточный материал для зоологов:

    Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, пингвин.

    «Географы»

    Проблемный вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

    1. Где находится Арктика?
    2. Какие моря омывают Арктику? Как они влияют на климат Арктики?
    3. Каковы природные условия в этой зоне?
    4. Какие явления природы можно наблюдать  в Арктике?

    «Краеведы»  

    Проблемный вопрос: Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику?

    1. Чем всегда была привлекательна Арктика для людей?
    2. Чем занимаются люди в Арктике в наши дни?
    3. Как влияет деятельность людей на природу Крайнего Севера?

    У. – При отчете о проделанной работе в экспедиции не забываем о критериях оценивания.

    Используются следующие критерии оценки работы групп:

    1. В выступлении есть понятное объяснение тому, как растения и животные приспособлены к условиям жизни в Арктике, рассказано о конкретных растениях и животных. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом. – 5 баллов.
    2. В выступлении есть понятное объяснение тому, как растения и животные приспособлены к условиям жизни в Арктике. Выступление заканчивается выводом.  – 4 балла.
    3. В выступлении есть понятное объяснение тому, как деятельность людей влияет на природу зоны арктических пустынь.В выступлении перечислены все варианты того, как нужно охранять природу  в этой зоне. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом. – 5 баллов.
    4. В выступлении есть понятное объяснение тому, как деятельность людей влияет на природу зоны арктических пустынь.В выступлении перечислены все варианты того, как нужно охранять природу  в этой зоне. – 4 балла.
    5. В выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы моря, омывающие Арктику и их влияние на климат. Рассказаны о  явлениях природы, которые можно наблюдать  в Арктике. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом. – 5 баллов.
    6. В выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы моря, омывающие Арктику и их влияние на климат. Рассказаны о  явлениях природы, которые можно наблюдать  в Арктике. – 4 балла.

    1. Самостоятельная работа с кейсом.

    Для работы каждой группе предлагается кейс.

    Ребята работают с кейсом. Они пользуются книгами, отыскивая в них информацию и обсуждая ее. В классе три компьютера – имеют возможность воспользоваться интернет – ресурсами. Ребята имеют возможность воспользоваться электронными книгами. Учитель консультирует учащихся, помогает в трудных вопросах.

    1. Выступления учащихся (защита проектов)

    Сейчас нам предстоит обсудить результаты наших открытий. Прежде чем приступить к этой работе хочу еще раз  обратить внимание на критерии оценивания ваших работ.

     После выступления  подгруппы каждая команда имеет право задать вопрос выступающим.

    1. Подведение итогов.

    У. – Какой основной вопрос перед нашей экспедицией был поставлен?

    У. – Сделаем общий вывод.

    1. Проверка полученных знаний (ЦОР)

    Работа с заданиями ЦОРа.

    1. Рефлексия.

    Интересно ли было вам работать в команде?

    Все ли у вас получилось?

    Какие трудности вы встретили при работе?

    Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью смайликов.

    Интересен ли был урок для вас?

    1. Домашнее задание

    Приготовить дополнительный материал об обитателях Арктики.

    Изобразить Арктику в рисунке.

    Содержание кейса:

    Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены различные материалы о климатических условиях, растениях, животных, о деятельности людей в Арктике. Учащиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, сформулировать ответ на поставленный вопрос.

     Сам кейс предоставляется учащимся непосредственно на занятии.

    Литература:

    1. Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
    2. Е.М. Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»/ М: Издательство «Экзамен», 2011 год.

    В ЦОРе использованы интернет – ресурсы:

    1. http://animalworld.com.ua/images/2009/upload/Fratercula_1.jpg- типики
    2. http://mariflower.ru/img5/moh1.jpg - мох
    3. http://oboxote.ru/wp-content/uploads/2011/03/057.jpg - белый медведь
    4. http://world-atlas.ru/wp-content/399.jpg - Арктика
    5. http://900igr.net/datai/priroda/Arktika.files/0018-040-Lishajniki.jpg - лишайники
    6. http://www.lokast.ru/images/tyulen-kraboed_1.jpg - тюлень
    7. http://animals-wild.ru/uploads/1293640027_marine-walrus-anim0022.jpg - морж
    8. http://www.floranimal.ru/pages/animal/k/1620.jpg - кайра
    9. http://lifeunderwater.ru/wp-content/uploads/2012/01/111.jpg - водоросли
    10. http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQO88oRONKVwk6G8nOtuLqb7eX6sbu_KaGixu3ck1sujDNIZn7p - сайка
    11. http://www.rus-arc.ru/img/upload/1.jpg – полярный мак
    12. http://o6oi.ru/main.php/60746-4/Lights_4.jpg -северное сияние
    13. http://rusk.ru/images/2007/8057.jpg - Арктика
    14. http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0206860885.jpg карта
    15. http://www.umka-centr.ru/umka_smam_lev.jpg Умка с мамой
    16. Остальные картинки отсканированы из учебника «Окружающий мир, 4 класс» /А.А. Плешаков и из тетради  Окружающий мир, 4 класс, «Тесты»/ А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова// Издательство «Просвещение», 2012 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тематическое планирование уроков окружающий мир в 3 классе по УМК "Школа России" (Плешаков А.А.)

    Тематическое планирование уроков  окружающий мир в 3 классе по УМК "Школа России" распределено из расчёта 2часа в неделю с указанием разделов по программе....

    Урок окружающего мира в 4 классе "Зона арктических пустынь"

    Урок разрабатывался к УМК "Школа России"...

    Проект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны России Пустыни"

    Учебный предмет: Окружающий мирУМК: Школа РоссииАвторы учебника, издательство, год: учебник «Окружающий мир» часть 1, А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Просвещение, 2011г.Тема урока: Природные зоны России....

    Урок окружающего мира в 4 классе.Тема: "Зона арктических пустынь"

    Конспект урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь"...

    Урок окружающего мира в 4 классе по программе УМК «Школа России» по теме: «Сокровища Земли под охраной человечества»

    В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их ве...

    разработка урока окружающий мир в 4 классе "Природные зоны России. Леса России" с использованием АМО

    В разработке представлен графический конспект урока и описание методов активного обучения...