УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ «Арктическая зона пустынь» «Школа России» А.А. Плешаков Окружающий мир (возраст 11-12 лет)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гаврилова Наталия Анатольевна

Цель урока:  познакомить обучающихся с природой Арктики.

Задачи урока:

Образовательная:

-       сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;

-       познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми  существами, взаимосвязями в природе), значением данной зоны для человека, её использование;

Развивающая:

-       развивать познавательную активность учащихся;

-       умение анализировать с опорой на раннее изученный материал;

-       формировать умение самостоятельно пользоваться учебником и дополнительным материалом для изучения нового материала;

-       формировать умение  работать в группе.

Воспитательная:

-       воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gavrilova._urok_okruzhayushchego_mira._4_klass.docx206.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

города Тамбова

  УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ

«Арктическая зона пустынь»

«Школа России»

А.А. Плешаков Окружающий мир

(возраст 11-12 лет)

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

Гаврилова Наталия Анатольевна,

учитель начальных классов,

первой  квалификационной категории

  2014г.

Автор: Гаврилова Наталия Анатольевна

Полное название образовательного учреждения:

МАОУ СОШ №1 города Тамбова

Предмет:окружающий мир(программа «Школа России»)

Тема: «Арктическая зона пустынь»

Класс: 4

Учебно-методическое обеспечение:

Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

Е.М. Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»/ М: Издательство «Экзамен», 2011 год.

Время реализации занятия: 45 минут

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование с использованием  кейс – метода

Вид кейса – обучающий

Тип кейса - эвристический

Оборудование: фломастеры, бумага, проектор, интерактивная доска, ПК,карта «Природные зоны России», гербарий, карточки с изображением зверей и птиц.

Цель урока:  познакомить обучающихся с природой Арктики.

Задачи урока:

Образовательная:

  • сформировать  у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
  • познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми  существами, взаимосвязями в природе), значением данной зоны для человека, её использование;

Развивающая:

  • развивать познавательную активность учащихся;
  • умение анализировать с опорой на раннее изученный материал;
  • формировать умение самостоятельно пользоваться учебником и дополнительным материалом для изучения нового материала;
  • формировать умение  работать в группе.

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе,

Ход занятия:

  1. Организационный момент
  2.  Самоопределение к деятельности.

У. -  Давайте рассмотрим карту природных зон России. В какой зоне мы живем с вами? Покажите зону лесов.

У. -  Кто из вас был на юге нашей страны? Где вы были? Покажите на карте.

У. -  На северном полюсе земного шара лежит пустынная, покрытая снегом и льдом Арктика.А кто из вас был в этих краях?

Просмотр  фрагмента мультфильма «Умка».

У. – Какое интересное явление наблюдали Умка и его мама?

У. – Где можно наблюдать такое явление?

У. – Как думаете, почему мы начали урок с фрагмента этого мультфильма?

У. – Определите тему урока.

  1. Работа по теме урока. Определение проблемы.

У. – Мы отправляемся с вами туда,

Где царство холода, снега и льда!

Сегодня  наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь, к бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам. Членамиэкспедиции являются географы, ботаники, зоологи и краеведы.

Но перед экспедицией давайте рассмотрим на карте край, куда мы отправляемся.

У. – Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне.

Д. – Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.)Острова показываются на классной карте.

У. – Покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.

Д. – Белое море, море Лаптевых,  Чукотское море, Карское море, Баренцево море, Восточно-Сибирское море.

У. – Что вы можете сказать о морях Северного Ледовитого океана?

Д. – Очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом.

Проблемное задание:

У. – Арктика — край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями; мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников. Всё белым-бело до боли в глазах. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды, да снега.Так ли уж пуста "ледяная пустыня"?

Сегодня на этот вопрос нашей научной экспедиции предстоит ответить.

(Класс делится на 4 подгруппы: «Ботаники», «Зоологи», «Географы» «Краеведы». Учитель сам определяет членов каждой команды.  Каждая подгруппа получает путевой лист.)

«Ботаники»

Проблемный вопрос: Способны ли растения жить в ледяной пустыне?

  1. Какие группы растений встречаются в Арктике? Почему в Арктике живут только эти растения?
  2. Как они приспособились к суровым условиям жизни?
  3. Каковы экологические связи растений с другими обитателями крайнего Севера?

Раздаточный материал для ботаников:Карточки с изображением растений: мхи, лишайники, полярный мак, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).

«Зоологи»

Проблемный вопрос: Способны ли животные обитать в ледяной пустыне?

  1. Какие группы животных обитают в Арктике?
  2. Как они приспособились к суровым условиям жизни?
  3. Экологические связи обитателей Арктики
  4. Проблемы охраны животных Крайнего Севера

Раздаточный материал для зоологов:

Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, пингвин.

«Географы»

Проблемный вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

  1. Где находится Арктика?
  2. Какие моря омывают Арктику? Как они влияют на климат Арктики?
  3. Каковы природные условия в этой зоне?
  4. Какие явления природы можно наблюдать  в Арктике?

«Краеведы»  

Проблемный вопрос: Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику?

  1. Чем всегда была привлекательна Арктика для людей?
  2. Чем занимаются люди в Арктике в наши дни?
  3. Как влияет деятельность людей на природу Крайнего Севера?

У. – При отчете о проделанной работе в экспедиции не забываем о критериях оценивания.

Используются следующие критерии оценки работы групп:

  1. В выступлении есть понятное объяснение тому, как растения и животные приспособлены к условиям жизни в Арктике, рассказано о конкретных растениях и животных. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом. – 5 баллов.
  2. В выступлении есть понятное объяснение тому, как растения и животные приспособлены к условиям жизни в Арктике. Выступление заканчивается выводом.  – 4 балла.
  3. В выступлении есть понятное объяснение тому, как деятельность людей влияет на природу зоны арктических пустынь.В выступлении перечислены все варианты того, как нужно охранять природу  в этой зоне. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом. – 5 баллов.
  4. В выступлении есть понятное объяснение тому, как деятельность людей влияет на природу зоны арктических пустынь.В выступлении перечислены все варианты того, как нужно охранять природу  в этой зоне. – 4 балла.
  5. В выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы моря, омывающие Арктику и их влияние на климат. Рассказаны о  явлениях природы, которые можно наблюдать  в Арктике. Использование в выступлении наглядного материала. Выступление заканчивается выводом. – 5 баллов.
  6. В выступлении указаны причины суровых климатических условий. Названы моря, омывающие Арктику и их влияние на климат. Рассказаны о  явлениях природы, которые можно наблюдать  в Арктике. – 4 балла.

  1. Самостоятельная работа с кейсом.

Для работы каждой группе предлагается кейс.

Ребята работают с кейсом. Они пользуются книгами, отыскивая в них информацию и обсуждая ее. В классе три компьютера – имеют возможность воспользоваться интернет – ресурсами. Ребята имеют возможность воспользоваться электронными книгами. Учитель консультирует учащихся, помогает в трудных вопросах.

  1. Выступления учащихся (защита проектов)

Сейчас нам предстоит обсудить результаты наших открытий. Прежде чем приступить к этой работе хочу еще раз  обратить внимание на критерии оценивания ваших работ.

 После выступления  подгруппы каждая команда имеет право задать вопрос выступающим.

  1. Подведение итогов.

У. – Какой основной вопрос перед нашей экспедицией был поставлен?

У. – Сделаем общий вывод.

  1. Проверка полученных знаний (ЦОР)

Работа с заданиями ЦОРа.

  1. Рефлексия.

Интересно ли было вам работать в команде?

Все ли у вас получилось?

Какие трудности вы встретили при работе?

Оцените, как вы разобрались в материале, с помощью смайликов.

Интересен ли был урок для вас?

  1. Домашнее задание

Приготовить дополнительный материал об обитателях Арктики.

Изобразить Арктику в рисунке.

Содержание кейса:

Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены различные материалы о климатических условиях, растениях, животных, о деятельности людей в Арктике. Учащиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, сформулировать ответ на поставленный вопрос.

 Сам кейс предоставляется учащимся непосредственно на занятии.

Литература:

  1. Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Е.М. Тихомирова Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»/ М: Издательство «Экзамен», 2011 год.

В ЦОРе использованы интернет – ресурсы:

  1. http://animalworld.com.ua/images/2009/upload/Fratercula_1.jpg- типики
  2. http://mariflower.ru/img5/moh1.jpg - мох
  3. http://oboxote.ru/wp-content/uploads/2011/03/057.jpg - белый медведь
  4. http://world-atlas.ru/wp-content/399.jpg - Арктика
  5. http://900igr.net/datai/priroda/Arktika.files/0018-040-Lishajniki.jpg - лишайники
  6. http://www.lokast.ru/images/tyulen-kraboed_1.jpg - тюлень
  7. http://animals-wild.ru/uploads/1293640027_marine-walrus-anim0022.jpg - морж
  8. http://www.floranimal.ru/pages/animal/k/1620.jpg - кайра
  9. http://lifeunderwater.ru/wp-content/uploads/2012/01/111.jpg - водоросли
  10. http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQO88oRONKVwk6G8nOtuLqb7eX6sbu_KaGixu3ck1sujDNIZn7p - сайка
  11. http://www.rus-arc.ru/img/upload/1.jpg – полярный мак
  12. http://o6oi.ru/main.php/60746-4/Lights_4.jpg -северное сияние
  13. http://rusk.ru/images/2007/8057.jpg - Арктика
  14. http://dic.academic.ru/pictures/bse/jpg/0206860885.jpg карта
  15. http://www.umka-centr.ru/umka_smam_lev.jpg Умка с мамой
  16. Остальные картинки отсканированы из учебника «Окружающий мир, 4 класс» /А.А. Плешаков и из тетради  Окружающий мир, 4 класс, «Тесты»/ А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова// Издательство «Просвещение», 2012 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс Город на Неве Школа России А.А. Плешаков

Представлена презентация из фотографий Санкт-Петербурга по конспекту из методички для 2 класса...

Презентация по окружающему миру 4 класс "Арктические пустыни и тундра"

Презентация по окружающему миру 4 класс "Арктические пустыни и тундра"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Наше питание", 4 класс (УМК "Школа России, А. А. Плешаков)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока «Наше питание»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представления о правильном питании, о питатель...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)

Цель урока: Формирование знаний о классификации животных и их групповых признаках.Задачи урока Дидактические:Углубить знания о животном мире, и о их существенных отличительных признаках;Учить отг...

Технологическая карта урока окружающего мира "Охрана животных" 3 класс УМК Школа России А. А. Плешаков

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование знаний об охране животных Задачи урока: Дидактические: 1. Систематизировать имеющиеся у учащихся знания об охране животных; 2. ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Освоение Сибири" 4 класс УМК Школа России А. А. Плешаков

Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: ознакомление учащихся с историей освоения СибириЗадачи урокаДидактические:· формировать у учащихся представление о территории Сибири, ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...