Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Разнообразие животных" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Толкунова Надежда Александровна

Цель урока: Формирование знаний о классификации животных и их групповых признаках.

Задачи урока

 

Дидактические:

  • Углубить знания о животном мире, и о их существенных отличительных признаках;
  • Учить отгадывать описательные загадки, закрепить знания о характерных признаках животных;
  • Расширить кругозор учащихся.

Развивающие:

  • Развивать умения аргументировать свое мнение;
  • Развивать логическое мышление;
  • Закреплять навыки самостоятельной работы;

Воспитательные:

  • Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • Воспитывать уважение к мнению одноклассника.
  • Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 23.11.21

Школа: МАОУ МЛ №148

Класс: 3 «к»

Урок: 2

Время: 8:55 – 9:35     Кабинет:

Студент: Толкунова Надежда

Группа: 46

Учитель: Долгих Антон Александрович

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Разнообразие животных»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: Формирование знаний о классификации животных и их групповых признаках.

Задачи урока

Дидактические:

  • Углубить знания о животном мире, и о их существенных отличительных признаках;
  • Учить отгадывать описательные загадки, закрепить знания о характерных признаках животных;
  • Расширить кругозор учащихся.

Развивающие:

  • Развивать умения аргументировать свое мнение;
  • Развивать логическое мышление;
  • Закреплять навыки самостоятельной работы;

Воспитательные:

  • Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности;
  • Воспитывать уважение к мнению одноклассника.
  • Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природу.

Оборудование: УМК Школа России, учебник «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть, Плешаков А.А., компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал

Челябинск, 2021

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный:беседа

1.Проверяет готовность к уроку

2.Создание эмоционального настроя

Приветствую детей. Эмоциональный настрой на урок.

Здравия желаю, товарищи кадеты! Меня зовут Надежда Александровна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Давайте с вами настроимся на работу. Для этого поднимите руки вверх и хорошенечко потянитесь. Отлично, а сейчас давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь соседу слева и соседу справа.

Замечательно!

Занимайте свои места.

Приветствуют учителя

Выполняют то, что им сказал учитель

Предметные:

Р:целепологание

Метапредметные:

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

1 слайд

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Словесный: самостоятельная работа

Повторение изученного материала.

Посмотрите внимательно и назовите «лишний» предмет. (слон, собака, паук, ландыш.)

– К какому царству относится этот предмет? 

– Как называется наука, которая изучает растения? 

– Какую роль играют растения в жизни людей и животных? 

– Да, жизнь без растений на земле немыслима.

– А сейчас хотелось бы узнать, что вы знаете о растениях. На столе карточки с заданиями.

Вы должны прочитать вопрос и выбрать правильный ответ.

Тест «Что вы знаете о растениях?»

1 вариант

1. Какие растения являются жителями воды?

А) мхи   б) водоросли   в) папоротники

2. Что несёт энергию, необходимую для развития растения?

А) вода  б) солнечный свет   в) почва

3. Что растения выделяют при дыхании?

А) кислород  б) углекислый газ   в) азот

4. Растения, имеющие листья, стебли, корни, но не имеющие плодов цветов и семян - это...

а) мхи; б) папоротники; в) хвойные

5. Растения, имеющие листья, стебли, корни, плоды, цветы и семена - это...

а) водоросли; б) хвойные; в) цветковые

Отвечают на вопросы учителя

Ландыш

К царству растений

Ботаника

Человек получает от растений кислород, пищу, ткани, древесину. Животным растения дают кислород, служат для них убежищем, пищей, лекарством.

Водоросли

Солнечный свет

Углекислый газ

Папоротники

Цветковые

Предметные: повторить уже пройденный материал.

Метапредметн

ые:

Р: выработать учебную мотивацию,

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

2 слайд

3 слайд

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Определяют тему и цель урока.

Звучит запись «Голоса животных»

-Кого вы представили во время слушания?

-Представителей, какого царства вы назвали?

-Что их всех объединяет?

- Можем сформулировать тему урока?

- Почему же их разделили на группы?

- Чему будем учиться на уроке?

Перед тем как начать работать, давайте составим план нашего урока.

1. Узнаем, как называется наука о животных

2. Какие группы животных есть

3. Научимся различать животных по их признаку

Слушают запись

Животных

 Животные

Питается, дышит, двигается, растёт, развивается, размножается, умирает

Да, разнообразие животных

Признаки разные

Научимся определять признаки и группы животных

Составляют план урока

Предметные: уметь формулировать тему и цель урока

4 слайд

5 слайд

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный:

Беседа с вопросами

 

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников, проверяет выполнение заданий.

Мы продолжаем изучение раздела «Эта удивительная природа». Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению другого царства – животного мира. На уроке мы рассмотрим новую классификацию животных, их групповые признаки.

Ребята, кто мне может сказать, как называется наука, которая изучает животных? Давайте попробуем сами догадаться. 

Кто из вас бывал в зоопарке?

А что продают в зоомагазине?

У всех этих слов есть общая часть «зоо», которая переводится как «животное». А «логос» в переводе – наука.

Зоология – наука о животных.

 Когда вы слышите слово «животные», кого вы представляете? 

– Мир животных очень разнообразен, в нём много интересного. Посмотрите на животных. Распределите их на группы.

– Сколько групп получили? На какие группы вы разделили животных? 

У каждого животного своя среда обитания. Некоторые живут в воде, некоторые на суше, третьи – в почве, жизнь других животных тесно связана с воздухом. А многие живут рядом с человеком.

Как называются животные, которые живут рядом с человеком?

А те, которые живут в дикой природе?

– Что вы помните о домашних животных? 

– Что мы получаем от домашних животных? 

– Что вы знаете о диких животных? 

В чем отличие диких и домашних животных?

В животном мире есть много групп, представители которых имеют свои особенности и отличительные признаки.

И что бы узнать какие особенности у каждого животного, мы с вами составим таблицу.

В ней вы должны будете перечислить признаки разных групп животных и привести примеры этих животных.

Каждому я раздам группы животных и листочек, где написаны признаки всех животных.

Работать вы будете в группах по 4 человека. Потом вы выберете одного человека из группы. И представит ваши ответы, и потом мы все их сложим в одну большую таблицу.

Можете начинать работать.

Закончили работать. Теперь будем вас слушать.

Животные

Признаки

Примеры

Черви

Эту группу составляют беспозвоночные животные с вытянутым телом.

Дождевой червь

Моллюски

Это беспозвоночные животные, тело которых состоит из головы, туловища и одной ноги, преобразованной в плавник.

Улитка, слизень

Иглокожие

Обитают в морях и океанах. На их теле находятся иголки.

Морские звезды, морские ежи

Ракообразные

Тело состоит из головы, груди, брюшка, на голове две пары усиков. Органы дыхания – жабры. Некоторые из них дышат через кожу.

Крабы, раки, омары, креветки

Паукообразные

Все они имеют восемь ног. Голова и грудь слиты воедино, брюшко покрыто щитком, сзади расположены паутинные бородавки.

Пауки, клещи

Насекомые

Животные у которых 6 ног (три пары)

Тараканы, клопы, стрекозы, жуки

Рыбы

Живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. 

Сом, акула, щука

Земноводные

Эти животные могут жить и на земле и в воде.

Лягушки, тритоны

Пресмыкающиеся

Обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. Кожа у них покрыта сухими чешуйками или панцире

Черепаха, ящерица,крокодил

Птицы

Животные тело которых покрыто перьями.

Сорока, ворона, воробей, попугай

Млекопитающие

Животные, тело которых покрыто шерстью. Они вскармливают своих детей молоком.

Лиса, волк, собака, кит

Работают в группах. Изучают новый материал.

Не знаем

Животных

Кошку, собаку, лошадь, льва и т.д.

Две группы – дикие и домашние.

Домашние

Когда люди жили в пещерах, они стали подкармливать диких животных, со временем дикие животные стали домашними.

Мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух, перья, шерсть, мёд, воск, охрану жилья, транспортное средство.

Живут вдали от человека, сами добывают пищу, строят жильё.

Работают в группах

Дети выступают со своими ответами

Метапредметные:

П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

Метапредметные:

П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

6 слайд

7 слайд

8 слайд

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Повторяют движения по видео

Выполняют физкультминутку

К: умение слушать и понимать партнера, согласовано выполнять совместную деятельность

Видеоролик

Первичное закрепление во внешней речи

Усвоение нового способа действий

Ф, И

Словесный: опрос

Ребята, сейчас я вам буду читать описание животного, а вы должны определить, что это за животное и к какой группе относится.

а) У этих животных имеется твердый прочный панцирь, служащий защитой от внешних условий и врагов. 

б) Тело её полушарообразное или яйцевидное, более или менее выпуклое. Голова короткая. Грудной щит её чёрный с беловатым пятном в переднем углу; красные надкрылья с 7 чёрными точками. Питается тлей и паутинными клещами и потому полезен. 

в) Главным орудием труда и самообороны служат ему клешни. Без них ему никуда, своими цепкими клешнями он добывает себе пищу, и отбивается от посягнувших.

г) У неё длинная сплющенная голова, огромный рот с множеством мелких и крупных зубов. Тело имеет цилиндрическую форму и покрыто мелкой чешуей и слизью. Плавники смещены в заднюю часть тела. Глаза расположены в верхней части головы. Бока могут быть серо–зелеными или серо–бурыми, спина обычно черная, брюхо белесоватое. Хищная. 

д) Окрас у этих животных колеблется в зависимости от возраста: молодые обычно пятнистые, взрослые – одноцветные, темного тона, с изредка встречающимися светлыми пятнами. Самцы носят рога на несколько ветвей в зависимости от возраста. Сброс рогов у самцов начинается еще зимой, в феврале, и продолжается по апрель месяц. Новые рога вырастают летом (в июне-июле) и костенеют к завершению августа. 

е) Его тело состоит из двух отделов. Передний - головогрудь - представляет собой сросшиеся в единое целое голову и грудь. Из нее растут восемь суставчатых ног. Другой отдел - брюшко. В нем находятся органы пищеварения, а также паутинные железы. 

ж) Благодаря характерному черно-белому оперению и необычно длинному хвосту сорока неповторима и легко узнаваема. По земле она передвигается чаще всего прыжками. Издаёт стрёкот. 

Хорошо, молодцы!

Слушают и отвечают на вопросы

Черепаха – пресмыкающиеся

Божья коровка – насекомое

Рак - ракообразные

Щука – рыба

Олень - млекопитающие

Паук – паукообразные

Сорока - птицы

Метапредметные:

К:управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Л: оценка - выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация(переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический:  самостоятельная работа

Сейчас я вам раздам листочки, на них будет тест. Вы должны в каждом задание выбрать правильный вариант. Работаем самостоятельно.

Тест «Разнообразие животных»

1 вариант

1.Какое животное относится к группе червей?

1)улитка    2)слизень           3)ящерица                          4)пиявка

2.Какое животное относится к группе насекомых?

1)паук           2)дождевой червь     3)стрекоза                         4)рак

3.Какое животное относится к группе пресмыкающихся?

1)крокодил         2)тритон           3)жаба                          4)кальмар

4.Какое животное относится к группе млекопитающих?

1)черепаха             2)крот          3)пингвин                          4)акула

5.Какое животное не относится к иглокожим?

1)морская лилия  2)морская звезда  3)морской огурец          4)ёж

2 вариант

1. Как называется наука о животных?
а) ботаника б) зоология в) астрономия

2. Животные, у которых шесть ног называются:

а) насекомые              б) птицы             в) звери

3. К какой группе относится лягушка?

а) класс рыб              б) класс земноводных     

4. Животные, тело которых покрыто перьями – это …

а) насекомые              б) птицы              в) звери

5. Какое животное относится к земноводным? 
а)Ящерица б)жаба в)носорог г)сазан 

Подпишите свои работы, и здайте их мне.

Выпоняют самостоятельную работу

Выполняют самостоятельную работу

Подписывают свои работы и сдают учителю

Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию,

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: опрос

Разгадайте загадки о животных:

Мчится, воды рассекая,

Злая хищница морская.

Улыбнулась, подмигнула

Нам зубастая… 

• Он на веточке сидит

И без дела не жужжит.

У него усища есть,

Крылья. Ножек – ровно шесть.

«Ж-ж» – вокруг разлился звук – 

В синем небе кружит… 

• Ходит барыня пешком,

Землю роет пятачком.

До чего ж толста она –

Шея просто не видна!

У ней песенка своя:

«Хрю-хрю-хрю!» – 

Поет… 

• Та зеленая певица

Красивей поет, чем птица.

Попоет в родном болоте – 

И отводит час охоте.

Берегись, комар и мушка!

Открывает рот… 

• Под водой усач живет,

Носик-ножницы в руках,

Ходит задом наперед

На восьми кривых ногах.

Там, где тишь да полумрак,

Не спеша гуляет… 

• По земле старушка бродит,

А из дома не выходит.
Надо ль ей переживать,
Где придется ночевать?
Нет, она не знает страха:
Всегда дома… 

Молодцы, хорошо по работали.

Отгадывают загадки

Акула

Жук

Свинья

Лягушка

Рак

Черепаха

Метапредметные:

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Предметная рефлексия

– Что нового вы узнали на уроке?

Что такое зоология?

Перечислите группы животных, с которыми сегодня с вами познакомились.

Хорошо, ребят. Давайте оценим свою работу на сегодняшнем уроке.

Я работал на уроке на оценку…..

Задания были: Легкие  

                          Трудные

                Мне под силу.

Я научился……..

Мое настроение…….

Урок подошел к концу! Спасибо за работу!

Подводят итоги урока.

Мы узнали много нового о животных

Наука о животных

Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

Оценивают свою работу на уроке

Предметные: уметь самооценивать себя и свои достижения на уроке.

Метапредметные:

Р:оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

9 слайд

10 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Введение. Этот удивительный мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Окружающий мир: 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н.Ф.Виноградова. Рабочая тетрадь (с.4). Тема: "Введение. Этот удивительный мир". Цель: создать условия для формирования представлен...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)

В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....

Технологическая карта урока по окружающему миру:"Откуда в снежках грязь?" 1 класс

Технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс, ФГОС, программа "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по окружающему миру "Про кошек и собак" 2 класс по УМК "Школа России"(конспект урока)...

Технологическая карта урока по окружающему миру "В школе" (УМК "Школа России", 2 класс)

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИТип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний о правилах поведения в школе, взаимоотношениях людей в школе.Задачи урокаДидактические:1. Знат...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений" (УМК "Школа России"), 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений;Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с осн...