Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Морозова Светлана Николаевна

Урок окружающего мира в 4 классе с применением регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prirodovedeniya_v_4_klasse.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема: «Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана»

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Познакомить с понятием водоем;  водоемами своей области, их  разнообразием и классификацией, значением, использованием и охраной.

  1. Прививать навыки бережного отношения к воде, ее экономичного расходования в домашних условиях.

  1. Развивать интерес к изучению водоемов своего края;

           умение работать с географической картой.

  1. Осуществлять экологическое воспитание учащихся, воспитывать желание беречь и охранять природу.

  1. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Тип урока: комбинированный.

Учебно-методическое обеспечение:

Таблица «Водоемы» (классификация), плакат «Образование источника», таблица «Река Ока» (схема реки), таблица «Расход воды», глобус, карты России и Тульской области, диаграмма «Вода в природе», условные знаки «Берегите водоемы!», кроссворд «Водоемы», карточки-опоры, банка, стакан, пипетка для проведения опыта, карточки для проверки домашнего задания, конверты с индивидуальными заданиями на дом, карточки для проведения физкультминутки.

План урока.

  1. Оргмомент – 1-2 мин.

  1. Проверка домашнего задания – 5 мин.

  1. Сообщение темы и целей урока, постановка задач – 2 мин.

  1. Подготовка к восприятию нового материала, повторение пройденного – 5 мин.

  1. Объяснение нового материала – 15 мин.

  1. Физкультминутка – 2-3 мин.

  1. Закрепление изученного материала – 5 мин.

  1. Домашнее задание – 2 мин.

  1. Итог урока – 2 мин.

 

Ход урока:

  1. Оргмомент.

                      Долгожданный дан звонок,

                      Начинается урок!

                      Вы за парты дружно сели… (дети садятся)

                      На меня все посмотрели.

  1. Проверка домашнего задания.

   Ребята, наш урок природоведения мы начнем с проверки домашнего задания. На предыдущем уроке мы изучали природное сообщество…, назовем его хором: ЛУГ.

                      Сейчас мы проведем опрос-диктант,

                      Список  заданий, тестов вам уже дан,

                      Я буду вам определенья читать,

                      А вы – буквы  верных ответов отмечать.

  • Какое природное сообщество называют «царством трав»?

           А – лес;   Б – поле;   В – луг.

  • На лугу растут:

А – деревья и кустарники;   О – травы и грибы;   У – деревья и грибы.

  • На лугу  не живут крупные животные, потому что…

А – им нечего есть;   С – у них много врагов;   Д – им негде спрятаться.

  • Кобылка – это …

О – насекомое;   К – птица;   Л – зверь.

  • В Красную книгу России занесена бабочка …

Е – крапивница;   Ё – Махаон;   Ж – капустница.

  • Больше всего на лугу живет …

К – зверей;   Л – птиц;   М – насекомых.

  • Это растение имеет три округлых листочка, собранные в виде крестика и соцветия-головки.

И – мятлик;   Ы – клевер;   Я – нивяник.

   Самопроверка: (выставить карточки с ответами: В,О,Д,О,Ё,М,Ы)

                      Посмотрите на ответ:

                      А у вас такой иль нет?

                      Если с моим не совпадёт,

                      Значит ваш ответ не тот.

Получилось слово ВОДОЁМЫ.

Это и будет темой нашего урока.

  1. Изучение нового материала.

                      Сегодня урок наш о важном на свете,

                      Знать это должны и взрослые, и дети,

                      Продолжим водоемы родного края изучать,

                      Прошу вас не лениться, а дружно отвечать.

   На уроке, ребята, мы познакомимся с водоемами нашего края, их разнообразием, значением в природе и жизни человека, с необходимостью и способами охраны водоемов.

   Отгадайте загадку:

                      Я и тучка, и туман,

                      Я – река и океан,

                      Я летаю и бегу

                      И стеклянной быть могу.

                             Я и льдинка голубая,

                             Я и капля дождевая,

                             Я – снежинка вырезная,

                             Я по травке разлита,

                             Догадались, кто же я?

Дети: Вода!

  • Посмотрите на глобус и скажите, какого цвета на нем больше?

Дети: Синего, потому что воды на нашей планете больше, чем суши.

                                                   

    Верно, вода занимает большую площадь – примерно 70%,  2/3 части всей поверхности Земли. (Показать круговую диаграмму)

  Водное пространство образует Мировой океан. Есть вода в атмосфере, вода заполняет трещины горных пород, вода существует в виде ледников в горах.

  • Где в природе вы встречали воду?

Дети: В природе вода встречается в реке, озере, море и т.д.

   Да, в природе воду можно встретить в реке, ручье, пруду, озере, море… Это все ВОДОЕМЫ. (Показать на это слово на доске)

   Как вы понимаете, что такое ВОДОЕМ?

Ответы детей.

   Молодцы! А теперь послушайте, как об этом сказано в одном из толковых словарей русского языка:

   «Водоем – это углубление на поверхности Земли, заполненное водой».

  • А теперь выясним, как образуются водоемы?

   Вы уже знаете из своих наблюдений, что происходит с водой, выпавшей на землю в виде осадков и образовавшейся после таяния снега. (Обратить внимание на  плакат «Образование источника»).

Дети: Испаряется, стекает по склонам в водоемы, просачивается в землю.

   Значит, вода частично проникает вглубь Земли через почву, песок, глину. Эти слои по-разному пропускают воду. Подумайте, почему вода остановилась на слое глины?

Дети. Глина очень плохо пропускает воду.

   Верно, глина в отличие от песка, почвы плохо пропускает воду. Вода доходит до глины и останавливается. Может ли она здесь бесконечно накапливаться? Конечно, нет. Она растекается по слою  глины в разные стороны. Если слои имеют уклон, то вода стекает под уклон. Нередко бывает так, что слои выходят к обрывистому берегу реки, ручья, оврага, и тогда вода выходит на поверхность – вытекает, «истекает» из глубины.

   Такой выход воды из-под земли называют источник, родник, ключ.

Источники дают начало маленьким ручейкам, они, сливаясь, образуют большие ручьи, а затем реки.

  • Сравните ручей и реку. Чем они отличаются и что имеют общего?

Дети. Ручей, как правило, меньше реки, он также менее глубокий.

Река и ручей – вытянутые водоемы, вода  в них течет в одном направлении, у реки и                 ручья есть исток, устье, два берега (левый и правый), могут быть притоки.

  • Вспомните, как реки изображаются на карте.

Дети. Линиями (кривыми, извилистыми) синего цвета.

  • Назовите крупнейшие реки нашей страны.

Дети. Волга, Обь, Енисей, Лена и др.

  • А кто из вас покажет на карте реку Волгу?

Ученик показывает  реку на карте от истока к устью.

  • Посмотрите на карту Тульской области. Есть ли реки в нашей области. Назовите их.

Дети называют Оку, Упу, Воронку, Дон и др.

   Молодцы! По территории нашей области протекает более тысячи рек, речек, ручьев. Но, конечно же, гордостью нашего края можно считать красавицу синеокую Оку. (Показать на плакате  схему реки Оки)

  Начинается она маленьким ручейком среди лугов, неподалеку от города Орла, а потом становится все больше и больше.

  Много ручейков и рек вливается в Оку. Есть совсем маленькие, каких даже нет на карте, как Вырка, а есть большие, например Упа, Воронка, Москва и другие.

   А сама Ока тоже впадает в еще большую реку – в Волгу-матушку, которая несет свои воды в Каспийское озеро-море. Ока – приток Волги.

   На берегах Оки множество сел и деревень и 18 крупных городов.

   Ока протекает и по нашему Белевскому району,  старинный город Белев расположен на ее левом берегу.

  • А какой водоем (река) есть в нашей деревне?

Дети. Речка Вырка.

  • Используя наблюдения экскурсий и план на стр.138 учебника опишите устно речку Вырку.

Дети работают с книгой и дают устный ответ.

  1. Название – Вырка.
  2. Где находится исток реки? – В лесах Калужской области, примерно в 20 км от нашей деревни.
  3. Какое течение? – Медленное, так как река равнинная.
  4. Притоки – ручьи, речушка Ретюнка.
  5. Куда впадает река? – В реку Оку близ города Белева.
  6. Как река изменяется в разные времена года? – Зимой замерзает, весной уровень воды поднимается, наступает разлив.
  7. Растения и животные реки – ива, осока, выдры, бобры, плотва.
  8. Использование реки человеком.

  • О каких водоемах области  мы еще не поговорили? Посмотрите на карту области.

 Дети. В Тульской области есть озера, пруды, водохранилища, болота…

  • Вспомним, что такое озеро?

Дети. Это водоем круглой или продолговатой формы, его можно обойти кругом по берегу…

  • Сравните озеро с другими водоемами.

  Какие озера страны вы знаете?

 Самое глубокое озеро России - …(Байкал)

 Самое большое по площади -… (Каспийское).

         (Показать на карте)

 Крупных озер в нашей области нет, встречаются мелкие в долинах рек, поэтому на карте страны они не обозначены. Например: Шишловское в Веневском районе, озеро Жупель в Белевском районе.

  • Как вы думаете, а есть ли моря в нашем крае?

Дети. Конечно, нет.

  Морей нет, но наши реки впадают в моря. Например:

Вырка – Ока – Волга –Каспийское озеро-море,

Дон – Черное море.

  • А пруды есть в нашей области, районе?

 Ответы детей.

   

  • Скажите, а как, по-вашему, образовались пруды, водохранилища?
  • А реки , озера и болота?

Ответы детей.

   Все водоемы можно разделить на естественные  и  искусственные. (Выставить на табло карточки).

К естественным водоемам относятся те, которые созданы природой (природное углубление), искусственные созданы людьми.

Составим таблицу. Кто будет мне помогать? Остальные работают в тетрадях.

К доске выходят 2 ученика, которые вставляют карточки в нужные ячейки таблицы, объясняя свой выбор: ручей, река, озеро, болото, море, пруд, водохранилище, канал.

    3. Физминутка.

  А теперь мы немного отдохнем, проведем игру «Вода - не вода».

Все встали из-за парт. Эта игра на внимание. Я буду называть слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, то вы должны подпрыгнуть на двух ногах. Если я называю предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой, то вы должны выполнить приседание. Итак, начали!

Сосулька, облако, ветер, иней, туча, снег, книга, снежинки, солнце, луна, лужа, туман, роса, коза,  пар.

  Молодцы! Сели за парты, продолжаем урок.

 

  • Какое значение имеет вода для растений, животных, человека?

Дети: Без воды жить на Земле невозможно. Вода необходима для роста и развития всего живого, она нужна не только для бытовых  нужд человека. Без воды не вырастет урожай на полях, не смогут работать заводы, фабрики, фермы. Человеку, животным и растениям нужна вода.

   Как мы уже отмечали, вода несет жизнь всему живому, поэтому деревни, поселки, большие и малые города расположены вблизи   водоемов.

  Вода – всегда была, есть и будет одним из самых главных богатств Земли.

 Воды на планете много, но людям требуется не любая вода, а только чистая, пресная. А большую часть мирового запаса воды составляют моря и океаны, то есть соленая и, к сожалению, далеко не чистая вода.

   Проведем небольшой опыт. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите пресную воду рек и озер.

  • Что вы увидели? Какой вывод можем сделать?

Дети. Пресной чистой воды очень мало, ее нужно беречь.

  • Человек ежедневно использует воду. Для чего?

Дети. Для питья, для бытовых нужд, для скота и поливки огорода, в промышленности и сельском хозяйстве и т.д.

  Люди расходуют воду, пользуются ей для своих нужд и часто обходятся с ней плохо, неэкономно, неразумно. Не экономят воду и в квартирах. Обратите внимание на эту таблицу. (Показать таблицу «Расход воды».)  Одна из серьезных проблем – загрязнение водоемов.

  • Какие факторы человеческой деятельности загрязняют водоемы?

Дети. Люди бросают мусор в воду, фабрики, заводы выливают использованную и часто неочищенную, грязную  воду с элементами различных химических веществ, в сельской местности в водоемы попадают сточные воды с  животноводческих  ферм, ядохимикаты, удобрения, нефтепродукты.  Водители моют в водоемах транспорт: мотоциклы, автомобили, трактора. Люди вырубают леса вокруг водоемов, что приводит к разрушению берегов и обмелению водоемов.

 Верно. Обратите внимание, ребята, на запрещающие знаки «Берегите воду!» (показать на них).

  Если не принимать срочных мер, водоемы умрут, умрет целый мир живых существ, обитающих в них и рядом с ними.

   Каждая территория России поражена каким-либо экологическим «заболеванием». Территория нашего края также «больна», и особую озабоченность вызывают наряду с другими (состояние воздуха, последствия Чернобыля) – это состояние водоемов.

  В пределах нашей Тульской области практически не осталось ни одной речки и реки с чистой питьевой водой.

   22 марта объявлен Международным днем воды. Этот день отмечается потому, что вода требует защиты.

  1. Закрепление изученного материала.

А теперь

  • Я вам буду показывать контуры или условные знаки водоемов, а вы называете их.
  • Какие бывают водоемы?
  • Назовите водоемы нашего края.
  • Какое значение имеют водоемы в природе, жизни человека?
  • Как взрослые и школьники должны охранять водоемы?

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть водоемы обойдет беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода!

  1. Домашнее задание.

  • Учебник – стр. 138-142 – читать;
  • Индивидуальные задания в конвертах:
  1. Составь памятку «Берегите водоемы!»
  2. Составь памятку «Правила поведения у воды»
  3. Составь описание водоема (по плану на стр.138) реки Оки.
  4. Подбери загадки, вопросы, кроссворды, ребусы о воде.
  5. Подбери занимательный материал о водоемах.
  6. Подготовь вопросы-тесты по изученной теме.

6*. Если останется время, то использовать занимательный материал по теме урока, «кроссворд наоборот» «Водоемы»,  где слова кроссворда даны, а задача учащихся – сформулировать задания, вопросы к ним.                              

7. Итог урока.

                      Вот и к концу пришел урок,

                      Нам подводить пора итог.

                      Спасибо за работу, дети,  

                      А я поставлю вам отметки.

( Оценить работу учащихся, назвать отметки и прокомментировать их)

Проверка домашнего задания по теме «Луг»

       Фамилия, имя _____________________________________________

  Прочитай задание, найти из трех предложенных ответов один верный, подчеркни его.

  1. Какое природное сообщество называют «царством трав»?

           А – лес;   Б – поле;   В – луг.

  1. На лугу растут:

А – деревья и кустарники;   О – травы и грибы;   У – деревья и грибы.

  1. На лугу  не живут крупные животные, потому что…

А – им нечего есть;   С – у них много врагов;   Д – им негде спрятаться.

  1. Кобылка – это …

О – насекомое;   К – птица;   Л – зверь.

  1. В Красную книгу России занесена бабочка …

Е – крапивница;   Ё – Махаон;   Ж – капустница.

  1. Больше всего на лугу живет …

К – зверей;   Л – птиц;   М – насекомых.

  1. Это растение имеет три округлых листочка, собранные в виде крестика и соцветия-головки.

И – мятлик;   Ы – клевер;   Я – нивяник.

  Наглядность к уроку (таблицы, плакаты) выполнены на бумаге для черчения формата  А-2, А-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Водоемы нашего края Открытый урок

Анализ вожоемов нашей местности...

Конспект урока по окружающему миру "Водоемы нашего края".

Очень хочется рассказать детям как можно больше о том месте, где они лечатся, расширить их кругозор об окрестностях СПб....

Презентация к уроку по окружающему миру "Водоемы нашего края"

Презентация - виртуальное путешествие по водоема Курортног района СПб поможет детям наглядно познакомиться с реками и озерами нашего края и с их историей....

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...

«Водоёмы Красного Села.» к теме учебника - «Водоемы нашего края и их охрана»

Познакомить учащихся с водоёмами родного края (Красного Села) ·         Познакомить учащихся с водоёмами Красного Села.·...