Конспект урока по предмету «Мир вокруг нас» УМК "Школа России". Тема урока: «Экологическая безопасность»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Чашкина Оксана Валерьевна

Цель урока: ознакомление с понятием «экологическая безопасность», раскрытие путей поступления загрязняющих веществ в организм человека, теоретическое и практическое освоение методов защиты от вредного воздействия окружающей среды.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Показать, как различные пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.
  2. Формирование умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать, выделять главное, систематизировать большой объём знаний.
  2. Развитие творческого мышления, памяти, внимания учащихся.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения к природе.
  2. Воспитание экологической культуры поведения учащихся.
  3. Воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу.

 

Без учета ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1

Красногвардейского района Оренбургской области

Конспект урока

по предмету «Мир вокруг нас»

3 класс Плешаков А.А.

тема: «Экологическая безопасность»

участника муниципального этапа

конкурса «Учитель Оренбуржья»

Разработала

учитель начальных классов

Чашкина О.В.

с.Плешаново 2010


Цель урока: ознакомление с понятием «экологическая безопасность», раскрытие путей поступления загрязняющих веществ в организм человека, теоретическое и практическое освоение методов защиты от вредного воздействия окружающей среды.

Задачи урока:

Образовательные: 

  1. Показать, как различные пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.
  2. Формирование умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий.

Развивающие: 

  1. Развивать умение сравнивать, выделять главное, систематизировать большой объём знаний.
  2. Развитие творческого мышления, памяти, внимания учащихся.
  3. Обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора.

Воспитательные: 

  1. Воспитание бережного отношения к природе.
  2. Воспитание экологической культуры поведения учащихся.
  3. Воспитание товарищества, ответственности, гуманного отношения друг к другу.

Ход урока.

I этап урока.

Организационный.

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

- Здравствуйте! Какой сегодня прекрасный день! Давайте друг другу улыбнемся, чтобы наш урок прошел в атмосфере дружбы и взаимопонимания.

II этап урока.

Постановка учебной задачи, сообщение темы и целей урока.

Цель этапа: по наводящим вопросам подвести учащихся к теме урока.

Дети читают стихи предложенные учителем, в это время на экран проецируется слайд (приложение 1)

Первый учащийся:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он как живой;

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

Второй учащийся:

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах как слеза.

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Третий учащийся:

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Четвертый учащийся:

Смотру на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: - Сберегу,

Я сберегу вас, сберегу!

В это время появляется слайд, содержащий изображение промышленного предприятия и загрязненной реки, воды (приложение 2).

- Почему, вдруг, шар земной, реки, родники просят беречь их

(ответы детей: загрязненный воздух и вода)

- Хотели бы вы подышать таким воздухом и попробовать такую воду?

(ответы учащихся: нет)

- А, может ли, человек пострадать от такого воздуха и воды?

(ответы учащихся: да)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Кто уже догадался?

(ответы учащихся)

- Давайте прочтем вместе тему урока.

Демонстрируется слайд «Экологическая безопасность» (приложение 3)

III этап урока.

Изучение нового материала.

Цель этапа: ознакомление с понятием «экологическая безопасность», раскрытие путей поступления загрязняющих веществ в организм человека, теоретическое и практическое освоение методов защиты от вредного воздействия окружающей среды.

1. Ознакомление с понятием «экологическая безопасность».

- Ребята, а кто знает значение слова «экология»?

(ответы учащихся)

- Давайте проверим наши ответы, используя большой словарь иностранных слов.

Учитель просить одного из учащихся найти и прочесть значение слова «экологи».

- Используя данное определение можно сказать, что экологическая безопасность – это безопасность взаимоотношений с окружающей средой.

2. Раскрытие путей поступления загрязняющих веществ в организм человека.

- Как вы думаете, кто и чем загрязняет окружающую среду?

(ответы учащихся)

- Люди, к сожалению, загрязняют окружающую среду (воздух, воду, почву) выхлопными газами автомобилей, промышленными сливами предприятий, табачным дымом и т.д.

- Загрязняющие вещества движутся по цепочке.

Демонстрируется слайд с изображением цепочки загрязнения (приложение 4).

- Такая цепочка называется цепочкой загрязнения.

- Приведите свой пример.

- Давайте подведём итог, через что поступают загрязняющие вещества в организм человека?

Демонстрируется слайд с изображением путей поступления загрязняющих веществ в организм человека (приложение 5).

- Как влияют на здоровье человека поступающие в его организм загрязняющие вещества?

(ответы учащихся)

- Почему?

(ответы учащихся)

- Загрязняющие вещества вызываю отравления и болезни.

- Как защитить себя от попадания в наш организм загрязняющих веществ?

(ответы учащихся).

3. Теоретическое и практическое освоение методов защиты от вредного воздействия окружающей среды.

- Для того чтобы защитить себя от попадания в организм загрязняющих веществ с воздухом необходимо:

  • По дороге в школу выбирайте маршрут вдали от оживленных автомобильных дорог. Почему? (ответы учащихся, пояснения учителя)
  • Никогда не останавливайся около автомобиля с работающим двигателем. Почему? (ответы учащихся, пояснения учителя)
  • Избегай табачного дыма. Почему? (ответы учащихся, пояснения учителя)
  • Регулярно проветривайте помещения, в которых вы находитесь. Почему? (ответы учащихся, пояснения учителя)
  • Старайся находиться там, где больше деревьев и растений. Почему? (ответы учащихся, пояснения учителя)

Для первичного закрепления полученных знаний учащимся предлагается выполнить задание №4 в ТПО на странице 19.

Физминутка.

Чтобы меньше было пыли,

(движения руками от груди в стороны)

Больше тени в жаркий день,

(изображение руками крыши дома над головой)

Чтобы к нам ходить любили

(ходьба на месте)

Из окрестных деревень

(смотрим вдаль, рука ко лбу)

Вдоль дороги

(правая рука в сторону)

От села

(левая рука в сторону)

Мы посадим деревца

(рука над головой, покачивание из стороны в сторону)

- Чем может быть загрязнена вода?

(ответы учащихся)

- Как защититься от загрязненной воды?

(ответы учащихся)

- В наши дома вода поступает очищенной. Если вода, которую вы пьете, имеет неприятный запах, вкус и цвет, ее необходимо очистить с помощью фильтра.

Показывается слайд с изображением фильтров очистки воды (приложение 6)

- Сейчас мы отправимся в научную лабораторию и проведем опыт по очистке воды.

- Изготовим фильтр для очистки воды. Проследим, что произойдет с загрязненной водой.

- Приготовим для опыта колбу с мутной водой, пустую колбу, воронку, промокательную бумагу и стеклянную палочку.

1) Согни бумагу вчетверо и сделай из неё бумажную воронку.

2) Вставь в стеклянную воронку бумажную. Затем в пустую колбу.

3) Насыпь 4 ложки песка в воронку.

4) По стеклянной палочке наливай грязную воду в воронку.

5) Наблюдай за водой, которая будет вытекать из воронки в пустую колбу.

6) Какой сделаешь вывод?

- Можно ли использовать эту воду для питья?

(ответы детей)

- Нежелательно. Такую воду надо прокипятить или хлорировать, но помните, что хлор вреден для здоровья.

Физминутка.

Могучий океан сердит

(качание головой)

То волны вверх

(руки вверх)

То волны вниз

(руки вниз)

Виднеют черные круги

(разводят руки)

То нефть оставила следы

Она качаясь на воде

(покачиваются)

Огромный вред таит в себе

(разводят руки и складывают скрестив на груди)

- Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества, вы можете узнать, прочитав сообщение на странице 33 учебника.

После прочтения текста учитель задает вопросы:

  •  Почему нельзя собирать ягоды, грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий?
  • Почему нужно тщательном мыть овощи и фрукты?
  • Почему нельзя есть рыбу, выловленную в грязной воде?

IV этап урока.

Закрепление.

Цель этапа: закрепить полученные знания.

1. Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека.  (работа со слайдом приложение 5)

2. Тест. (приложение 7)

V этап урока.

Итог урока.

Цель этапа: подвести итоги.

  • Что вам понравилось на уроке?
  • Чему научились?
  • Если вы поняли тему хорошо, приклейте на доску лучик и продолжите солнце, если недостаточно хорошо поняли тему и вам нужно поработать еще дополнительно, приклейте на доску тучку.

VI этап урока.

Домашнее задание.

Демонстрируется слайд с содержанием домашнего задания (приложение 8)

Демонстрируется слайд с надписью «Спасибо за урок!» (приложение 9)

Учитель начальных классов Чашкина О.А.

КСОШ №1