Рабочая программа по краеведению
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему

Санкина Наталия Генадьевна

Основные содержательные линии.

Основные содержательные линии "Краеведения":"Человек и природа","Человек и общество"-представлены в дополнительной образовательной программе разделами:"Знакомство с Тулой","Тульский Кремль и его тайны","Человек иприрода","Сокровища города","Родной край-малая Родина","Природа.Растительный и животный мир Тульской области".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по краеведению

Учитель: Санкина Н.Г.

МБОУ СОШ №36

Пояснительная записка

        Дополнительная образовательная программа «Краеведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета),

        

        Общая характеристика

        Краеведение как предмет дополнительного образования несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Природа нашего края своеобразна и неповторима. Задача курса – привлечь внимание учащихся к особенностям рельефа местности, к водным ресурсам, к некоторым особенностям многочисленных представителей мира растений и животных.

        Экологическая направленность изложения материала поможет лучше понять всю сложность взаимоотношений в живой природе.

        Основная задача данного курса – повысить интерес к изучению своего родного края, обратить внимание на гармоничную приспособленность всего живого к окружающей среде. Мы не должны мешать природе, а бережно к ней относиться и всегда помнить слова М.М. Пришвина о том, что охрана природы -  это и есть любовь к Родине.

         «Краеведение» поможет учащимся начальной школы более подробно и целенаправленно познакомиться с нашим городом, с его историей, музеями, театрами, памятниками истории и культуры.

        Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Краеведение» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

        Основные содержательные линии

        Основные содержательные линии «Краеведения»: «Человек и природа», «Человек и общество» -  представлены в дополнительной образовательной программе разделами: «Знакомство с Тулой», «Тульский Кремль и его тайны», «Человек и природа», «Сокровища города», «Родной край – малая Родина», «Природа. Растительный и животный мир Тульской области».

        Цели обучения

        Изучение краеведения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человек и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

        Место предмета в базисном учебном  плане

        В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный курс «Краеведение» изучается со 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20% - резерв свободного учебного времени, которое может быть использовано по своему усмотрению учителя для наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

        Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, экскурсии-наблюдения, практические работы.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы.

Результаты изучения обучающимися предмета «Краеведение» (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Краеведение», к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебном пособии и познавательных книгах;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

– представление о своей этнической принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– интереса к познанию окружающего мира;

– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников, учителей;

– представления о красоте природы России и родного края

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной форме;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– смысловому восприятию познавательного текста;

– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– строить понятные для партнера высказывания;

– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;

– навыкам взаимоконтроля.

Предметные результаты

Человек и природа

Обучающийся научится:

 – устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

– сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;

– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;

– ориентироваться на местности относительно своего тела;

 - определять  дикорастущие и культурные растения, съедобные и ядовитые грибы Тульского края;

– определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);

– различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);

– приводить примеры представителей разных групп растений и животных Тульского края;

– строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.

Обучающийся получит возможность научиться:

– показывать на карте области основные формы земной поверхности и водоемы;

– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;

– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).

Человек и общество

Обучающийся научится:

– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;

– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;

– определять роль человека в истории.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;

– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;

– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.

Основное содержание

Природа. Растительный и животный мир Тульской области.

        Край родной. Местность. Климат. Реки. Пруды и озера.

        Особенности поверхности родного края (на основе наблюдений)

        Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.

        Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения). Дикорастущие и культурные растения, их различие на примере растений родного края. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

        Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Различие наиболее распространенных съедобных и несъедобных грибов своей местности. Правила сбора грибов.

        Животные Тульской области, их разнообразие. Природные сообщества родного края (например, лес, луг, водоем, болото). Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.

        Экскурсии: времена года; формы земной поверхности; разнообразие растений и животных; природные сообщества родного края; в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края, ознакомления с ближайшим природным социальным окружением.

        Практические работы: знакомство с полезными ископаемыми своего края; части растения (на примере цветковых растений); работа с гербарием; условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой Тульской области (определение различных водоемов).

Человек и природа

        Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых.

        Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники Тульской области, их роль в охране природы. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоемах в разное время года.

        Экскурсии: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу; в охраняемые природные территории.

        Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).

Межпредметные связи с «Технологией (трудом)», поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.

        

Общество (Знакомство с Тулой)

        Тульская область. Расположение на карте. Города России. Город – герой Тула. Герб Тулы. Гимн Тулы. Достопримечательности Тулы: Кремль, парк имени П.П.Белоусова, площади города, улицы города. Важнейшие события, происходящие в городе и области. Горожане. Характерные особенности быта. Уважительное отношение к истории нашего города.

        Выдающиеся люди Тульского края в разные исторические эпохи. Охрана памятников истории и культуры. (Межпредметные связи с «Искусством» и «Литературным чтением»).

        Экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.

        Практические работы: Тула на карте (границы, города Тульской области, места исторических событий).

Родной край – малая Родина. Сокровища города.

        Родной город, регион (область) название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

        Экскурсии: достопримечательности родного города, в краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музей Тульские древности, Тульский пряник, в спортивные учреждения (бассейн, стадион, велотрек), места отдыха горожан с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края.

        Практические работы: работа с планом своего города, картой области с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты, творческие проекты учащихся.

Тульский Кремль и его тайны.

        Строительство Тульского Кремля. Стены Кремля. Схемы Кремля. Проездные башни Кремля. Храмы Кремля. Тульские засеки.

        Экскурсии: в Тульский Кремль, в храмы тульского Кремля.

        Практические работы: заочное путешествие с посещением 9 башен Кремля, изготовление макетов (творческие проекты) на тему «Как жили наши предки».

Ожидаемые результаты

        В результате изучения краеведения ученик должен

        знать/понять

-         название региона, где живут учащиеся; родного города; области;

-         символику родного города, области (герб, гимн города);

-         достопримечательности города

        Уметь

-        приводить примеры представителей разных групп растений и животных родного края (2-3 представителя из изученных); раскрыть особенности их внешнего вида и жизни;

-        показывать на карте города России (родной город, города Тульской области, столицу, еще 1-2 города);

-        описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; города, области

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

-        обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;

-        ориентирования на местности с помощью компаса;

-        установления  связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе своей местности;

-        ухода за растениями (животными)

-        выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

-        оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

-        удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

Оценка достижения планируемых результатов

Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся проводится по картам диагностики не менее 2-х раз в год.

Материально-техническое обеспечение предмета «Краеведение»

1. Работа по данному курсу обеспечивается:

 -  учебными пособиями серии «Мой город», Тула, 2006;

 - Природоведение Тульского края. Тула, 2010

 - Труфанов. В.Г. Уроки природы Тульского края, Тула, 2003

 - История Тульского Края, Тула, 2010.

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

      Наглядные пособия:

  • натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет любого млекопитающего;

изобразительные:

  • муляжи плодов, животных;
  • таблицы групп растений и животных, значения полезных ископаемых;
  • физический глобус Земли;
  • атлас для начальных классов;

настенные карты: «Физическая карта России», «Карта природных зон России», карты Тульской области.

  • рисунки, слайды, диафильмы;
  • самодельные наглядные пособия;
  • интерактивная доска, учебные демонстрационные пособия, медиаресурсы.

Календарно-тематическое планирование

1 класс (66 ч)

№ урока

Дата

Тема урока

Примечание

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

1-2

3-4

5-6

7-8

Тула – мой родной город (14 часов)

Дом, в котором ты живешь. Проект по теме: «Мой дом»

Чтобы было тепло и светло. Знакомство с коммунальной инфраструктурой.

Общественный транспорт города. Экскурсия по городу.

Промышленность и бизнес города. Экскурсия по городу.

Тула спортивная. Экскурсия на городской стадион.

Моя школа. Проект по теме: «Школа моей мечты».

Знакомство с символами города. Герб, гимн, флаг.

Природа родного края (16 часов)

Осенние изменения в неживой природе.

Растения и животные осенью. Экскурсия на пришкольный участок.

Зимние изменения в неживой природе. Экскурсия.

Растения и животные зимой. Проект по теме: «Животные зимой»

Весенние изменения в неживой природе. Экскурсия.

Растения и животные весной. Проект по теме: «Раннецветущие растения».

Летние изменения в неживой природе.

Растения и животные летом. Проект по теме.

Достопримечательности родного края (18 ч)

Тульский Кремль. Экскурсия в музей.

Тула – город оружейников. Экскурсия по городу по теме: «Памятники оружейникам».

Тульский самовар. Проект по теме: «Мой самовар».

Тульский пряник. Проект по теме: «Мой любимый тульский пряник».

Тульская гармоника. Экскурсия в музей Н.И. Белобородова.

Филимоновская игрушка. Экскурсия в Тульский филиал музея «Филимоновская игрушка».

Музеи города. Проект по теме: «Семейное посещение музея».

Парки и скверы города. Экскурсия в Центральный парк П.П. Белоусова.

Елочка, зажгись! Экскурсия к главной елке Тульского края.

История родного края (10 часов)

Великие земляки. Экскурсия по улицам города.

Куликовская битва. Экскурсия в музей «Тульские древности».

Героическая оборона города в годы Великой Отечественной войны.

История в названиях улиц. Экскурсия по теме: «Шел трамвай по Оборонной».

Русская Православная Церковь.

Тульский край в литературе (8 часа)

Устное народное творчество о Тульском крае.

Легенды о Тульском крае.

Писатели Тульского края. Проект по теме: «Писатель-земляк».

Песни о тульском крае. Экскурсия в Центральную городскую библиотеку им. Л. Н. Толстого.

Календарно-тематическое планирование

2 класс (68 ч)

        

урока

Дата

Тема урока

Примечание

1-2.

3-4.

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

1-2

3-4

5-6

7-8

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

Тула – мой родной город (24 ч)

Мой город на карте России.  Практическая работа по теме: «Нахождение Тулы на карте»

Родной город. Город и горожане. Экскурсия по улицам города.

Родной город. Название. Исследовательская работа «Происхождение названия города»

Символы города. Герб. Практическая работа по теме: «Составление герба своей семьи».

Тула – город-герой. Исследовательская работа «Тула оборонная»

Тула в годы Великой Отечественной войны.

Практическая работа по теме: «Поиск материалов о туляках-героях».

Площади города. Экскурсия на площадь города.

Экскурсия на площадь Победы по теме: «Этих дней не смолкнет слава!»

Скверы Тулы. Исследовательская работа.

Экскурсия в Могилевский сквер по теме: «История сквера»

Парки Тулы. Исследовательская работа

Экскурсия в ЦПКиО им. П.П.Белоусова по теме: «История парка»

Достопримечательности родного города

(20 ч)

Основные достопримечательности.  Исследовательская работа по теме: «Тула оружейная».

Основные достопримечательности. Экскурсия в музей самоваров по теме: «Тула самоварная».

Основные достопримечательности. Тульский пряник. Практическая работа по теме: «Эскиз пряничной доски».

Основные достопримечательности. Тульская гармонь. Исследовательская работа по теме: Тула музыкальная»

Экскурсия в музей имени Н.И.Белобородова

по теме: «Тульская гармоника»

Улицы города. Экскурсия по улицам города.

Транспорт нашего города. Экскурсия по улицам города.

Экскурсионная поездка на троллейбусе по теме: «По тульским улицам»

Музеи Тулы. Исследовательская работа.

Экскурсия в музей «Тульские древности»

Природа родного края (8 ч)

Родной край: местность, климат. Практическая работа с картами.

Растительный мир Тульской области. Практическая работа по теме: «Растения Тульской области» (работа с гербарием)

Животный мир Тульской области. Практическая работа по теме: «Животные Тульской области» (составление кроссворда)

Реки нашего города. Практическая работа с картами Тульского края.

Тульский Кремль (16 ч)

Строительство Тульского Кремля. Исследовательская работа

Стены Тульского Кремля. Практическая работа по теме: «Составление эскизов кремлевских стен»

Схема Кремля, его башни. Практическая работа по теме: «Составление макетов Кремля»

Башни и проездные башни Кремля. Практическая работа по теме: «Составление макетов Кремля»

Храмы Кремля. Экскурсия в Тульский кремль

Тульские засеки. Практическая работа с картой Тульской области

 

Исторические события в Тульском кремле. Исследовательская работа.

Экскурсия  в Тульский Кремль по теме: «История Тульского Кремля»

Календарно-тематическое планирование

3 класс (68 ч)        

урока

Дата

Тема урока

Примечание

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

1-2

3-4

5-6

7-8

Тула – мой родной город (20 ч)

Мой город на карте России.  Практическая работа по теме: «Нахождение Тулы на карте»

Родной город. Город и горожане. Исследовательская работа по теме: «Занятие населения»

Родной город. Название. Города Тульской области.

Символы города. Герб. Исследовательская работа по теме: «Символы городов Тульской области».

Тула – город-герой. Оформление проектов по теме.

Героическая оборона Тулы в ВОВ

Практическая работа по теме: «Поиск материалов о героической обороне города».

Экскурсия на площадь Победы по теме: «Тула – город-герой»

Парки и скверы Тулы. Исследовательская работа по теме: «История парка или сквера»

Экскурсия в Могилевский сквер по теме: «История сквера»

Храмы Тулы. Исследовательская работа по теме.

Достопримечательности родного города

(24 ч)

Музеи Тулы. Заочный экскурс музеев города.

Экскурсия в краеведческий музей

Основные достопримечательности. Экскурсия – поиск памятников по теме: «Тула оружейная»

Основные достопримечательности. Экскурсия в музей самоваров по теме: «Тульские самоварщики»

Основные достопримечательности. Тульский пряник. Экскурсия в музей пряников

Основные достопримечательности. Тульская гармонь. Исследовательская работа по теме: «Искусство в городе»

Экскурсия в музей имени Н.И.Белобородова

по теме: «Н.И. Белобородов»

Улицы города. Исследовательская работа по теме: «История моей улицы»

Транспорт нашего города. Исследовательская работа по теме: «История современного транспорта»

Экскурсионная поездка на трамвае по теме: «По следам истории»

Площади города. Экскурсия по городу по теме: «История названий площадей».

Экскурсия на Площадь Победы. История возникновения.

Тульский Кремль (16 ч)

Древний город. Тульский Кремль. Конкурс рисунков по теме: «Древняя Тула»

Строительство Тульского Кремля. Экскурсия в Тульский кремль.

Стены Тульского Кремля.

Схема Кремля, его башни. Составление кроссвордов о Тульском кремле

Башни и проездные башни Кремля. Творческая работа по теме: «Моя викторина о Тульском кремле»

Храмы Кремля. Сравнительная характеристика храмов.

Исторические памятники на территории кремля. Исследовательская работа по теме.

Экскурсия  в Тульский Кремль по теме: «История Тульского Кремля»

Природа родного края (8 ч)

Родной край: почвы, полезные ископаемые.

Растительный мир парковой зоны. Исследовательская по теме: «Растения парковой зоны»

Животный мир парковой зоны.

 Практическая работа по теме: «Животные парковой зоны» (составление кроссворда)

Водоемы парковой зоны. Экскурсия в ЦПКиО

Календарно-тематическое планирование

4 класс (68 ч)

        

урока

Дата

Тема урока

Примечание

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

15-16

17-18

19-20

21-22

23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

11-12

13-14

1-2

3-4

5-6

7-8

9-10

Родной город. Основные достопримечательности (44 ч)

Важные сведения из истории родного края. Музеи нашего города. Экскурсия в музей «Тульские древности»

Экскурсия в музей оружия.

Экскурсия в музей «Тульские самовары»

Экскурсия в музей «Тульский пряник»

Экскурсия в мемориальный музей Н.И.Белобородова

Презентации по теме: «Музеи города»

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

Экскурсия в экзотариум города Тулы

Посещение Тульского драматического театра.

Посещение Театра юного зрителя.

Посещение Театра кукол.

Посещение Тульского цирка.

Презентации  по теме: «Достопримечательности города»

Важные сведения из истории родного края. Архитектурно-исторические памятники.

Особенности труда людей родного края. Экскурсия в Педагогический университет.

Исследовательская работа по теме: «Храмы Тульской области».

Презентации по теме: «Храмы города».

Экскурсия в один из храмов Тулы

Важные сведения из истории родного края. Памятники города.

Памятник Л.Н.Толстому

Экскурсия к памятнику Л.Н.Толстому

Презентации по теме: «Памятники Тулы»

Памятники героическим защитникам Тулы.

Тульский край. Основные достопримечательности. (14 ч)

Исторический центр «Куликово поле».

Музей-усадьба «Ясная поляна»

Музей-заповедник В.Д. Поленова

Города Тульской области. Богородицкий дворец-музей и парк

Города Тульской области. Одоев. Филимоновская игрушка.

Города Тульской области. Белевская пастила. Белевские кружева

Презентации по теме: «Города Тульской области»

Экология Тульского края (10 ч)

Исследовательская работа по теме: «Природные ресурсы Тульского края»

Исследовательская работа по теме: «Полезные ископаемые Тульского края и их охрана»

Экосистемы, созданные человеком. Поля. Исследовательская работа по теме: «Растения и животные поля»

Экосистемы, созданные человеком. Сады. Исследовательская работа по теме: «Растения и животные сада»

Исследовательская работа по теме: «Экологические проблемы Тульской области»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по краеведению

при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...

Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"

Представлена  рабочая  программа  клуба  "Родные  истоки", которая  включает  в  себя  изучение  истории  России, её  истоков....

Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...

Рабочая программа по КРАЕВЕДЕНИЮ

Рабочая программ по КРАЕВЕДЕНИЮ...

Рабочая программа. Литературное краеведение.

Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных час...