Рабочая программа по краеведению
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) на тему
Основные содержательные линии.
Основные содержательные линии "Краеведения":"Человек и природа","Человек и общество"-представлены в дополнительной образовательной программе разделами:"Знакомство с Тулой","Тульский Кремль и его тайны","Человек иприрода","Сокровища города","Родной край-малая Родина","Природа.Растительный и животный мир Тульской области".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по краеведению
Учитель: Санкина Н.Г.
МБОУ СОШ №36
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Краеведение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета),
Общая характеристика
Краеведение как предмет дополнительного образования несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Природа нашего края своеобразна и неповторима. Задача курса – привлечь внимание учащихся к особенностям рельефа местности, к водным ресурсам, к некоторым особенностям многочисленных представителей мира растений и животных.
Экологическая направленность изложения материала поможет лучше понять всю сложность взаимоотношений в живой природе.
Основная задача данного курса – повысить интерес к изучению своего родного края, обратить внимание на гармоничную приспособленность всего живого к окружающей среде. Мы не должны мешать природе, а бережно к ней относиться и всегда помнить слова М.М. Пришвина о том, что охрана природы - это и есть любовь к Родине.
«Краеведение» поможет учащимся начальной школы более подробно и целенаправленно познакомиться с нашим городом, с его историей, музеями, театрами, памятниками истории и культуры.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Краеведение» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Основные содержательные линии
Основные содержательные линии «Краеведения»: «Человек и природа», «Человек и общество» - представлены в дополнительной образовательной программе разделами: «Знакомство с Тулой», «Тульский Кремль и его тайны», «Человек и природа», «Сокровища города», «Родной край – малая Родина», «Природа. Растительный и животный мир Тульской области».
Цели обучения
Изучение краеведения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человек и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный курс «Краеведение» изучается со 1 по 4 класс по 2 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20% - резерв свободного учебного времени, которое может быть использовано по своему усмотрению учителя для наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, экскурсии-наблюдения, практические работы.
Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы.
Результаты изучения обучающимися предмета «Краеведение» (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Краеведение», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебном пособии и познавательных книгах;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– ориентироваться на местности относительно своего тела;
- определять дикорастущие и культурные растения, съедобные и ядовитые грибы Тульского края;
– определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
– различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
– приводить примеры представителей разных групп растений и животных Тульского края;
– строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
– показывать на карте области основные формы земной поверхности и водоемы;
– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
– определять роль человека в истории.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Основное содержание
Природа. Растительный и животный мир Тульской области.
Край родной. Местность. Климат. Реки. Пруды и озера.
Особенности поверхности родного края (на основе наблюдений)
Полезные ископаемые родного края (2-3 примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
Деревья, кустарники, травы, их наблюдение в ближайшем окружении, нахождение отличительных признаков (с использованием сравнения). Дикорастущие и культурные растения, их различие на примере растений родного края. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Различие наиболее распространенных съедобных и несъедобных грибов своей местности. Правила сбора грибов.
Животные Тульской области, их разнообразие. Природные сообщества родного края (например, лес, луг, водоем, болото). Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.
Экскурсии: времена года; формы земной поверхности; разнообразие растений и животных; природные сообщества родного края; в краеведческий музей с целью ознакомления с природой родного края, ознакомления с ближайшим природным социальным окружением.
Практические работы: знакомство с полезными ископаемыми своего края; части растения (на примере цветковых растений); работа с гербарием; условия жизни растений; моделирование связей в природе. Работа с картой Тульской области (определение различных водоемов).
Человек и природа
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых.
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники Тульской области, их роль в охране природы. Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоемах в разное время года.
Экскурсии: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу; в охраняемые природные территории.
Практические работы: участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц, уход за растениями и животными).
Межпредметные связи с «Технологией (трудом)», поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер); работа со справочниками и энциклопедиями.
Общество (Знакомство с Тулой)
Тульская область. Расположение на карте. Города России. Город – герой Тула. Герб Тулы. Гимн Тулы. Достопримечательности Тулы: Кремль, парк имени П.П.Белоусова, площади города, улицы города. Важнейшие события, происходящие в городе и области. Горожане. Характерные особенности быта. Уважительное отношение к истории нашего города.
Выдающиеся люди Тульского края в разные исторические эпохи. Охрана памятников истории и культуры. (Межпредметные связи с «Искусством» и «Литературным чтением»).
Экскурсии к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.
Практические работы: Тула на карте (границы, города Тульской области, места исторических событий).
Родной край – малая Родина. Сокровища города.
Родной город, регион (область) название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных национальностей, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Экскурсии: достопримечательности родного города, в краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музей Тульские древности, Тульский пряник, в спортивные учреждения (бассейн, стадион, велотрек), места отдыха горожан с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края.
Практические работы: работа с планом своего города, картой области с целью получения краеведческой информации и отработки элементарных приемов чтения плана и карты, творческие проекты учащихся.
Тульский Кремль и его тайны.
Строительство Тульского Кремля. Стены Кремля. Схемы Кремля. Проездные башни Кремля. Храмы Кремля. Тульские засеки.
Экскурсии: в Тульский Кремль, в храмы тульского Кремля.
Практические работы: заочное путешествие с посещением 9 башен Кремля, изготовление макетов (творческие проекты) на тему «Как жили наши предки».
Ожидаемые результаты
В результате изучения краеведения ученик должен
знать/понять
- название региона, где живут учащиеся; родного города; области;
- символику родного города, области (герб, гимн города);
- достопримечательности города
Уметь
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных родного края (2-3 представителя из изученных); раскрыть особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте города России (родной город, города Тульской области, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; города, области
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе своей местности;
- ухода за растениями (животными)
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
Оценка достижения планируемых результатов
Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся проводится по картам диагностики не менее 2-х раз в год.
Материально-техническое обеспечение предмета «Краеведение»
1. Работа по данному курсу обеспечивается:
- учебными пособиями серии «Мой город», Тула, 2006;
- Природоведение Тульского края. Тула, 2010
- Труфанов. В.Г. Уроки природы Тульского края, Тула, 2003
- История Тульского Края, Тула, 2010.
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
- натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет любого млекопитающего;
изобразительные:
- муляжи плодов, животных;
- таблицы групп растений и животных, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли;
- атлас для начальных классов;
настенные карты: «Физическая карта России», «Карта природных зон России», карты Тульской области.
- рисунки, слайды, диафильмы;
- самодельные наглядные пособия;
- интерактивная доска, учебные демонстрационные пособия, медиаресурсы.
Календарно-тематическое планирование
1 класс (66 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 1-2 3-4 5-6 7-8 | Тула – мой родной город (14 часов) Дом, в котором ты живешь. Проект по теме: «Мой дом» Чтобы было тепло и светло. Знакомство с коммунальной инфраструктурой. Общественный транспорт города. Экскурсия по городу. Промышленность и бизнес города. Экскурсия по городу. Тула спортивная. Экскурсия на городской стадион. Моя школа. Проект по теме: «Школа моей мечты». Знакомство с символами города. Герб, гимн, флаг. Природа родного края (16 часов) Осенние изменения в неживой природе. Растения и животные осенью. Экскурсия на пришкольный участок. Зимние изменения в неживой природе. Экскурсия. Растения и животные зимой. Проект по теме: «Животные зимой» Весенние изменения в неживой природе. Экскурсия. Растения и животные весной. Проект по теме: «Раннецветущие растения». Летние изменения в неживой природе. Растения и животные летом. Проект по теме. Достопримечательности родного края (18 ч) Тульский Кремль. Экскурсия в музей. Тула – город оружейников. Экскурсия по городу по теме: «Памятники оружейникам». Тульский самовар. Проект по теме: «Мой самовар». Тульский пряник. Проект по теме: «Мой любимый тульский пряник». Тульская гармоника. Экскурсия в музей Н.И. Белобородова. Филимоновская игрушка. Экскурсия в Тульский филиал музея «Филимоновская игрушка». Музеи города. Проект по теме: «Семейное посещение музея». Парки и скверы города. Экскурсия в Центральный парк П.П. Белоусова. Елочка, зажгись! Экскурсия к главной елке Тульского края. История родного края (10 часов) Великие земляки. Экскурсия по улицам города. Куликовская битва. Экскурсия в музей «Тульские древности». Героическая оборона города в годы Великой Отечественной войны. История в названиях улиц. Экскурсия по теме: «Шел трамвай по Оборонной». Русская Православная Церковь. Тульский край в литературе (8 часа) Устное народное творчество о Тульском крае. Легенды о Тульском крае. Писатели Тульского края. Проект по теме: «Писатель-земляк». Песни о тульском крае. Экскурсия в Центральную городскую библиотеку им. Л. Н. Толстого. |
Календарно-тематическое планирование
2 класс (68 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
1-2. 3-4. 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 1-2 3-4 5-6 7-8 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 | Тула – мой родной город (24 ч) Мой город на карте России. Практическая работа по теме: «Нахождение Тулы на карте» Родной город. Город и горожане. Экскурсия по улицам города. Родной город. Название. Исследовательская работа «Происхождение названия города» Символы города. Герб. Практическая работа по теме: «Составление герба своей семьи». Тула – город-герой. Исследовательская работа «Тула оборонная» Тула в годы Великой Отечественной войны. Практическая работа по теме: «Поиск материалов о туляках-героях». Площади города. Экскурсия на площадь города. Экскурсия на площадь Победы по теме: «Этих дней не смолкнет слава!» Скверы Тулы. Исследовательская работа. Экскурсия в Могилевский сквер по теме: «История сквера» Парки Тулы. Исследовательская работа Экскурсия в ЦПКиО им. П.П.Белоусова по теме: «История парка» Достопримечательности родного города (20 ч) Основные достопримечательности. Исследовательская работа по теме: «Тула оружейная». Основные достопримечательности. Экскурсия в музей самоваров по теме: «Тула самоварная». Основные достопримечательности. Тульский пряник. Практическая работа по теме: «Эскиз пряничной доски». Основные достопримечательности. Тульская гармонь. Исследовательская работа по теме: Тула музыкальная» Экскурсия в музей имени Н.И.Белобородова по теме: «Тульская гармоника» Улицы города. Экскурсия по улицам города. Транспорт нашего города. Экскурсия по улицам города. Экскурсионная поездка на троллейбусе по теме: «По тульским улицам» Музеи Тулы. Исследовательская работа. Экскурсия в музей «Тульские древности» Природа родного края (8 ч) Родной край: местность, климат. Практическая работа с картами. Растительный мир Тульской области. Практическая работа по теме: «Растения Тульской области» (работа с гербарием) Животный мир Тульской области. Практическая работа по теме: «Животные Тульской области» (составление кроссворда) Реки нашего города. Практическая работа с картами Тульского края. Тульский Кремль (16 ч) Строительство Тульского Кремля. Исследовательская работа Стены Тульского Кремля. Практическая работа по теме: «Составление эскизов кремлевских стен» Схема Кремля, его башни. Практическая работа по теме: «Составление макетов Кремля» Башни и проездные башни Кремля. Практическая работа по теме: «Составление макетов Кремля» Храмы Кремля. Экскурсия в Тульский кремль Тульские засеки. Практическая работа с картой Тульской области
Исторические события в Тульском кремле. Исследовательская работа. Экскурсия в Тульский Кремль по теме: «История Тульского Кремля» |
Календарно-тематическое планирование
3 класс (68 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 1-2 3-4 5-6 7-8 | Тула – мой родной город (20 ч) Мой город на карте России. Практическая работа по теме: «Нахождение Тулы на карте» Родной город. Город и горожане. Исследовательская работа по теме: «Занятие населения» Родной город. Название. Города Тульской области. Символы города. Герб. Исследовательская работа по теме: «Символы городов Тульской области». Тула – город-герой. Оформление проектов по теме. Героическая оборона Тулы в ВОВ Практическая работа по теме: «Поиск материалов о героической обороне города». Экскурсия на площадь Победы по теме: «Тула – город-герой» Парки и скверы Тулы. Исследовательская работа по теме: «История парка или сквера» Экскурсия в Могилевский сквер по теме: «История сквера» Храмы Тулы. Исследовательская работа по теме. Достопримечательности родного города (24 ч) Музеи Тулы. Заочный экскурс музеев города. Экскурсия в краеведческий музей Основные достопримечательности. Экскурсия – поиск памятников по теме: «Тула оружейная» Основные достопримечательности. Экскурсия в музей самоваров по теме: «Тульские самоварщики» Основные достопримечательности. Тульский пряник. Экскурсия в музей пряников Основные достопримечательности. Тульская гармонь. Исследовательская работа по теме: «Искусство в городе» Экскурсия в музей имени Н.И.Белобородова по теме: «Н.И. Белобородов» Улицы города. Исследовательская работа по теме: «История моей улицы» Транспорт нашего города. Исследовательская работа по теме: «История современного транспорта» Экскурсионная поездка на трамвае по теме: «По следам истории» Площади города. Экскурсия по городу по теме: «История названий площадей». Экскурсия на Площадь Победы. История возникновения. Тульский Кремль (16 ч) Древний город. Тульский Кремль. Конкурс рисунков по теме: «Древняя Тула» Строительство Тульского Кремля. Экскурсия в Тульский кремль. Стены Тульского Кремля. Схема Кремля, его башни. Составление кроссвордов о Тульском кремле Башни и проездные башни Кремля. Творческая работа по теме: «Моя викторина о Тульском кремле» Храмы Кремля. Сравнительная характеристика храмов. Исторические памятники на территории кремля. Исследовательская работа по теме. Экскурсия в Тульский Кремль по теме: «История Тульского Кремля» Природа родного края (8 ч) Родной край: почвы, полезные ископаемые. Растительный мир парковой зоны. Исследовательская по теме: «Растения парковой зоны» Животный мир парковой зоны. Практическая работа по теме: «Животные парковой зоны» (составление кроссворда) Водоемы парковой зоны. Экскурсия в ЦПКиО |
Календарно-тематическое планирование
4 класс (68 ч)
№ урока | Дата | Тема урока | Примечание |
1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 | Родной город. Основные достопримечательности (44 ч) Важные сведения из истории родного края. Музеи нашего города. Экскурсия в музей «Тульские древности» Экскурсия в музей оружия. Экскурсия в музей «Тульские самовары» Экскурсия в музей «Тульский пряник» Экскурсия в мемориальный музей Н.И.Белобородова Презентации по теме: «Музеи города» Экскурсия в музей изобразительных искусств. Экскурсия в экзотариум города Тулы Посещение Тульского драматического театра. Посещение Театра юного зрителя. Посещение Театра кукол. Посещение Тульского цирка. Презентации по теме: «Достопримечательности города» Важные сведения из истории родного края. Архитектурно-исторические памятники. Особенности труда людей родного края. Экскурсия в Педагогический университет. Исследовательская работа по теме: «Храмы Тульской области». Презентации по теме: «Храмы города». Экскурсия в один из храмов Тулы Важные сведения из истории родного края. Памятники города. Памятник Л.Н.Толстому Экскурсия к памятнику Л.Н.Толстому Презентации по теме: «Памятники Тулы» Памятники героическим защитникам Тулы. Тульский край. Основные достопримечательности. (14 ч) Исторический центр «Куликово поле». Музей-усадьба «Ясная поляна» Музей-заповедник В.Д. Поленова Города Тульской области. Богородицкий дворец-музей и парк Города Тульской области. Одоев. Филимоновская игрушка. Города Тульской области. Белевская пастила. Белевские кружева Презентации по теме: «Города Тульской области» Экология Тульского края (10 ч) Исследовательская работа по теме: «Природные ресурсы Тульского края» Исследовательская работа по теме: «Полезные ископаемые Тульского края и их охрана» Экосистемы, созданные человеком. Поля. Исследовательская работа по теме: «Растения и животные поля» Экосистемы, созданные человеком. Сады. Исследовательская работа по теме: «Растения и животные сада» Исследовательская работа по теме: «Экологические проблемы Тульской области» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по краеведению
при отсутствии часов сожет использоваться в группе продленного дня, воспитательной работе с классом (классные часы)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/06/19/picture-92928.jpg)
Рабочая программа по краеведению клуба "Родные истоки"
Представлена рабочая программа клуба "Родные истоки", которая включает в себя изучение истории России, её истоков....
Рабочая программа. "Литературное краеведение". Программа "Школа России".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и тематическое планированиеПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ 2-4 классы...
Авторская рабочая программа по краеведению "География родного края" для учащихся коррекционной школы VIII вида
краеведческая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/06/picture-272605-1373113998.jpg)
Рабочая программа. Литературное краеведение.
Рабочая программа учитывает возможности межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа дает распределение учебных час...