Мы - часть природы
методическая разработка по окружающему миру на тему

Гакаме Эльмира Арамбиевна

Цель занятия:  познакомить детей с  тем, как человек влияет на природу, какую пользу приносят зеленые насаждения, беречь и любить природу;

обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать коммуникативную компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vserossiyskiy_urok_ekologii.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  занятия:  Мы – часть природы!

Цель занятия:  познакомить детей с  тем, как человек влияет на природу, какую пользу приносят зеленые насаждения, беречь и любить природу;

обсудить важнейшие правила поведения детей в природе; формировать коммуникативную компетентность.

Триединая дидактическая задача.

1. Общеобразовательный аспект:

а) формировать представление об экологии, и её роли в жизни людей;

б) познакомить с профессией – эколог;

в) выявить основные пути загрязнения  природы;

г) формировать коммуникативную компетентность: умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.

2. Развивающий аспект:

а) расширять кругозор детей о природе;

б) развивать логическое мышление;

3. Воспитывающий аспект:

а) воспитывать бережное отношение к природе;

б) формировать гражданскую позицию: « Земля – это наш дом. А дом всегда нужно беречь и защищать».

                                      Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 Уч-ль: - Здравствуйте,  дорогие  ребята!  Сегодня во всех школах России  проходит урок Экологии.   Я  очень рада вновь встретиться на нашем экологическом занятии. Свой урок  я бы хотела начать со стихотворения   Р. Рождественского

Кромсаем лед.

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот...

Но мы еще придем просить прошенья

У этих рек.

Барханов и болот,

У самого гигантского восхода

У самого мельчайшего малька...

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого.

 Пока.

 Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды...

 Все меньше - окружающей природы

Все больше - окружающей среды!

         Прошло уже 40 тыс. лет с момента  появления на Земле человека. Благодаря научно-техническим достижениям  он возомнил себя господином. Вольно или невольно он стал руководствоваться в своем отношении принципом всех потребителей – «Разделяй и властвуй!»

Чего только люди не выдумали, чтобы облегчить себе жизнь: удобрения  для сбора богатых урожаев и смертельные яды, чтобы убивать насекомых-вредителей, автомобили, заполнившие наши города и села. Научились в огромных количествах  добывать полезные ископаемые, чтобы получать тепло и энергию.

А сейчас люди всей Земли с глубокой озабоченностью  осознают, что планете  все больше  грозит экологическая катастрофа, которая может уничтожить все формы жизни на Земле. Под угрозой само существование человека.

Мы продолжаем рассматривать глобальные проблемы человечества. 

Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными – экологами проводится “врачебный” осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибнет?

Многие серьезные специалисты указывают на гигантские “гнойники” на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. “Шрамы” на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и “легкие” планеты – леса. “Полысение” планеты сегодня отчетливо видно из космоса.

- Я  хочу сказать вам,  что проблемы экологии,  охрана  природы  все больше волнует человечество.  И это понятно.  Земля – наша единственная в мире обитель. Мы плотью , кровью и мозгом  принадлежим   природе, находимся  внутри ее и зависим  от нее. Именно поэтому  мы собрались сегодня, чтобы рассмотреть  взаимоотношения   между обществом и  природой.

Уч-ль: Ребята, посмотрите эту картинку!  Что на ней изображено?

Кто может жить в лесу?  А что растет в лесу? (Ответы детей).

Уч-ль: А еще в этом лесу живет Старичок – Лесовичок, который сегодня пришел к нам  на занятие.  Знаете почему его так назвали?

Потому что  он родился , рос и всю жизнь живет в лесу – следит за порядком.

(Появляется Старичок – Лесовичок)

Лесовичок:  Словно сказочной книги страница

                     Лес открылся, листвою звеня.

                     Понимаю и зверя и птицу,

                     И они понимают меня.

Уч-ль: Ребята, кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там видели? Вам понравилось?  (Ответы детей).

(Звучит веселая музыка,  на сцену  выходят  два мальчика, в руках у них пустые бутылки и пакеты.)

1-й мальчик: Кто не любит на природе

                      Погулять весной с друзьями,

                      Посидеть у тихой речки

                      И послушать соловья!

2-й мальчик: Только надо на природу

                       Взять 5 литров  лимонада.

                       Ящик чипсов  и орешков,

                       Чтоб не тратить  время зря!

1-й мальчик: Запалить костер побольше,

                      Покричать,  чтоб было слышно.

                      Птицам, что у нас есть голос,

                       А потом все сразу  съесть!

2-й мальчик: И идти домой  спокойно,

                      Мы ж на отдыхе устали,

                      А бутылки и бумагу

                       Мы оставим  прямо здесь!

( Мальчики  оставляют  мусор, уходят).

Лесовичок : Очень опасно стало в лесу,

                     Отчего – никак не пойму!

                      Кто бутылки и мусор  бросает?

                      Кто костры без конца разжигает?

                      Кто животных и птиц истребляет?

                      Кто спокойно в лесу жить мешает?

                      Так, друзья,  скоро лес  весь погибнет,

                      И беда всех людей настигнет.

                      Я прошу; Помогите!  Спасите!

                      От врагов вы мой лес защитите!

            Выходят  Юные экологи.

1-й эколог: Кто не любит на природе

                   Провести часок- другой,

                   При хорошей, при погоде

                   Так не хочется домой.

У реки, в лесу, и в поле можно время провести,

Только так, чтобы природе нам урон не нанести!

2-й : Только так, чтоб на поляне,

         Где зеленая трава,

         Вдруг не выросла  бы свалка

         Из  бумаги и стекла.

         Чтоб  в реке не мусор плавал,

          А карась, налим, сазан,

         Чтоб никто природу нашу

         Никогда не обижал.

3-й : Взрослым и детям давно пора знать,

        Что для природы  важнее всего-

         Это везде  чистоту соблюдать,

         И больше не надо почти  ничего.

4-й:  Мусору – свалки, а птице – гнездо,

        Белкам и зайцам – леса и поля,

         Не загрязняй   никогда,  ничего.

        И будет тебе  благодарна  Земля.

(Экологи  выводят на сцену  мальчиков, которые принесли мусор и разбросали его)

1-й эколог:  Чтобы не было на свете,

                     Вот таких ребят, как эти.

Чтобы  берегли природу все: и взрослые и дети,

Надо просто быть  добрее,

Надо вспомнить,  что мы  люди,

И тогда природа наша тоже

Нас с  тобой   полюбит.

( Плохие мальчики убирают мусор, извиняются).

2-й эколог:  Сколько будет природа мучится?

                     Ждать, когда человек научится

                     Уважать ее и заботиться,

                     А не то,  это плохо    кончится.

Уч-ль:  Очень важно, чтобы  вы осознали, что людская  беспечность – вот главная  причина беды. К сожалению, многие  рассуждают  так:  чего- чего, а уж лесов на белом свете видимо невидимо,  никто их не сеял, не сажал – сами выросли.  Иногда слышишь -  «Человек – царь природы!»   согласны  ли вы с этим  утверждением?

(Ответы детей).

Уч-ль:  Да, вы правы.  Кто поставил  человека  перед природой?  Сам  человек.  А что он представляет  собой  без   природы – без воздуха,  воды,  пения птиц,  ароматов  цветов,  шелеста  листвы?   Все  это щедро дарит нам  мать –природа  и не просит взамен   никакой платы,  только ждет  от нас бережного отношения  к  себе.

А теперь,  давайте вспомним и расскажем Старичку - Лесовичку   правила  поведения  в природе.

  • Не  ломай  ветки деревьев и кустарников.
  • Не рви много  цветов  на лугу и в лесу.
  • Не  лови  бабочек, кузнечиков,  стрекоз и других  насекомых.
  • Не  подходи  близко,  не бери  и не разоряй   птичьих  гнезд.
  • Не  мусори в лесу, у реки.
  • Не  шуми в лесу.

Уч-ль:  Молодцы!  Если мы с вами будем выполнять хотя бы  эти правила, то уже  сможем немного помочь природе.  Какой общий  вывод вы вывели из этих правил?

Дети: Надо беречь природу.  Только от человека зависит  судьба  животных  и растений.

Уч-ль:  Ребята, а кто из вас знает,   что  такое Красная  книга природы?

 Охраняется Красною Книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид

И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,

А грядущее нас не простит

Дети: Это книга, в которую заносят  редкие виды животных  и растений.  Представителей  природы,  занесенных в эту книгу, охранять  нужно особенно  бережно.

Уч-ль:  А  каких  животных,  занесенных  в Красную книгу  вы знаете?

  (Беседа о животных и растениях  Красной  книги).

Мы много сегодня говорили о красоте природы, о бережном к ней обращении. Хотелось бы, чтобы наша встреча оказалась бы для вас полезной. Что же вы должны запомнить из всего сказанного сегодня? Напомнят вам ученики   3 «Д»  класса.

1. Услышу ль сосен шум в полдневный час
Журчанье струй средь камушков у брода, -
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть мать одна, по имени – ПРИРОДА!

2. Природа-мать ни рек
И не морей от глаз твоих не прячет.
Ни росных трав, ни голубых небес…
Цени ее доверие, ПРИРОДЫ!
Не обмани его!

3. Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Еще о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
Давай докажем, что не зря
На нас надеется Земля.

4. Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!

5. В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие. Что светлей на свете жить…


Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Тревога за жизнь неустанна!
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле
Исчерпаемы все океаны,
Исчерпаемо все на земле!
Стонут реки от горьких обид.
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит!

-Берегите Эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей в природе,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

-Ты слышишь, друг, звенят ручьи,
Поют на ветках птицы.
На замечательной земле нам повезло
родиться!
Так пусть она цветет всегда,
Пускай шумит садами,
Пусть люди смотрят на нее
влюбленными глазами!

-Живи, Земля, живи, Земля
И вы поймите, люди,
Второй Земли, второй Земли,
Второй Земли не будет!

Прекрасна, прекрасна родная земля,
Прекраснее нам не найти никогда!

Ведущий. Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места - нет. Это совершенно непонятно, если посмотреть на жизнь землян откуда-то со стороны. Мы не хотим усвоить самого главного: Воздух - это наш отец, Вода - мать, Земля - дом, Роса - национальное богатство.

 Прекрасен мир живой природы, а мы - часть его. Давайте же сообща беречь и умножать!

Ведущий

У природы живые краски

Миллионы лучистых соцветий

Для чего чудеса из сказки

Если в жизни их можно встретить

Уч-ль:  Лесовичок  предлагает нам поиграть:

Нас ждут в  лесу  рябина,

Орехи и  цветы,

Душистая  малина

На кустиках   густых.

  1. На ягодной  поляне,  мы конечно  же, будем собирать ягоды.  Но  собирать   их  надо  из букв.  Кто  больше   ягод  наберет?

РЧНИЕАК (черника)

ГУИКОЛБА  (голубика)

КЕЛЯЗНМИА (земляника)

ОНИСТЯКАК (костяника)

РУБНИСКА (брусника)

  1. Ребусы:

С 3 Ж (стриж)                        40 А (сорока)

, ШУТКА (утка)             thumbs_cat_20_33.jpg,заяц.WMF,,(коза)

Уч-ль:  Молодцы!  Давайте прочитаем  вывод  на слайде:  «Мы – часть природы.  Чтобы вырасти    счастливыми,  окруженными  разными  животными,  растениями,  чтобы  улыбалось  солнышко,  надо уметь дружить  с  природой».  И  хочется  наше занятие закончить  песней- гимном нашего  экологического  кружка  «  На  большой  планете».

(Дети исполняют песню)

 НА БОЛЬШОЙ ПЛАНЕТЕ.

П/В: На большой планете людям слезы не нужны.

Все, все взрослые и дети взяться за руки должны.-2р.

1. Лей,лей дождик веселей.

Пой, пой песни соловей.

Все в этом мире очень интересно

Летит в небе самолет,

Сидит на асфальте кот.

И никому на нашей улице не тесно.

2. Здесь, там реки и поля

Всем нам родина земля.

О дружбе никогда не смолкнут песни.

Как жизнь,вечно молодой,

Кружись глобус голубой

И никому на нашей улице не тесно.

3. Тик-так в доме тишина

Всем, всем ,всем она нужна,

Так сохраним же этот мир чудесным.

Взойдет солнце поутру,

Начнет новую игру

И никому на нашей улице не тесно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек разумный – часть природы.

Данный урок раскрывает сущность понятия - "Человек - разумный" с помощью нетрадиционных дидактических приемов, позволяет определить отличие человека от животного и показать непохожесть между людьми, р...

Животные-часть природы

конспект урока по УМК "Перспективная начальная школа....

УРОК ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 КЛАСС ЧЕЛОВЕК- ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

Тема:«Человек-часть природы» Цель: сформировать представление о правильном отношении к своему здоровью через понятие правильного питания как основной части сохранения и укрепления здоровья.1....

Человек – часть природы. Природа в опасности

Конспект урока для 3 класса по теме "Человек – часть природы. Природа в опасности". Данный урок посвящен взаимоотношению человека с природой.Прослеживается связь развития речи и искусства....

« Животные - часть природы. Роль животных в природе».

laquo; Животные - часть природы. Роль животных в природе»....