День Земли
классный час по окружающему миру (4 класс) по теме

Квасова Вера Владимировна

Материалы для музыкально литературной композиции "22 апреля - День Земли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_zemli.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ № 4» с. Московского

Изобильненского района Ставропольского края

Материалы для литературно-музыкальной композиции

Классный руководитель:

      Квасова Вера Владимировна

Слайд 1.

  1. Здравствуйте, дорогие ребята!
  2. Здравствуйте, уважаемые учителя!
  3. Здравствуйте, наши зрители!

                                                                Слайд 2.

  1. Все мы с вами живем в великой огромной стране - России.
  1. Мы - россияне, России дети - уж так назначено нам судьбой.

Слайд 3.

  1. Дали дальние, неоглядные, степи, безбрежные,

«разливы рек, подобные морям», море тайги» -  всё это наша Родина,

наша родная земля.

  1. Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце  кажется светлей,

Там радостней весна златая.

Слайд 4.

  1. Прохладней летний ветерок,

Душистее цветы. Там холмы зеленее,

Там сладостней журчит поток,

Там соловей поёт звучнее...

Слайд 5.

Звучит  мелодия песни. Читают медленно стих.

     Гляжу в озёра синие,

В полях ромашку рву…

Зову тебя Россиею,

Единственной зову.

Спроси – переспроси меня –

Милее нет земли.

Меня здесь русским именем

Родные нарекли.

Слайд 6.

Красу твою ни старили

Ни годы, ни беда.

Иванами да Марьями

Гордилась ты всегда.

Не знаю счастья большего,

Чем жить одной судьбой,

Грустить с тобой, земля моя,

И праздновать с тобой.

Слайд 7.

  1. Все мы очень любим нашу страну, и, конечно же, мы любим наш край, наше село – Московское.

Слайд 8.

  1. Но, к сожалению, не все жители нашего села берегут окружающую природу, красоту наших лесов и степей.
  2.    Здесь знает каждый, ты и я!

         Природу обижать нельзя!

         Так скажем дружно раз, два, три,

         Откроем праздник – День Земли!

Слайд 9.

  1. Дорогие ребята! Нашей планете и нашей стране грозит беда. С тех пор, как появился человек, он старался покорить, подчинить себе природу. Что только он не выдумал, чтобы улучшить свою жизнь!

На сцену выходят дети, на плечах у них красные повязки, на голове – пилотки.

  1. Человек! Сотворил страшные яды, которые убивают насекомых и других животных.
  2. Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
  3. Человек! Вырубает деревья – «лёгкие» нашей планеты.
  4. Человек! Осушает болота, поворачивает реки вспять, нарушая  естественную природную среду обитания многих видов животных.
  5. Человек! Покрывает Землю огромным слоем мусора, отравляя  миллионы растений.
  6. Люди! Опомнитесь! Нашей планете и нашей  стране  грозит страшная беда!

Слайд 10.

  1. Наше мероприятие – тревожный звонок для каждого из нас. Надеемся, что после нашей  сегодняшней встречи ваши сердца отзовутся, и вы будете беречь окружающую среду нашего села, заботиться о природе нашего  края.
  2. Наш край действительно прекрасен. Нас окружает удивительная природа. Летом мы можем отдыхать на берегу рек и прудов, дышать свежим воздухом, гуляя в лесу, собирая грибы да ягоды.
  3. Моё Ставрополье! Цветы твои сроду не вянут!

Прохладные росы в лугах выпадают к утру…

Над полем бескрайним, над травным простором медвяным

Пурпурное платье зари парусит на ветру.

Слайд 11.

  1. Тут в стёжки-дорожки навек будет след мой впечатан!

И в блеске ажурном поднялись кругом купыри…

А жатва наступит – машины всё мчатся и мчатся,

На склонах – отары, а ягод – горстями бери!

Слайд 12.

  1. Прохладные речки, сады к себе вновь зазывают,

Меня отовсюду, к родному крыльцу торопя!

Моё Ставрополье, нигде тебя не забывают,

Поскольку никак невозможно забыть мне тебя.

Слайд 13.

  1. Серебристой ковылью помашет мне степь,

Всхлипнет курай…

Ты как песня моя! Песню эту мне петь,

Милый край!

Слайд 14.

Песня о родном крае.

То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой,

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой.

Край родной, навек любимый,

Где найдёшь ещё такой.

Где найдёшь ещё такой.

От морей до гор высоких

Посреди больших широт

Всё бегут, бегут дороги

И зовут они вперёд.

Всё бегут, бегут дороги

И зовут они вперёд.

 И зовут они вперёд.

Солнцем залиты долины

И, куда ни бросишь взгляд,

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт как вешний сад.

Край родной, навек любимый,

Весь цветёт как вешний сад.

Весь цветёт как вешний сад.

Слайд 15.

  1. У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно  встретить.

Учитель.

Богат чудесами наш лес. А  вы знаете правила поведения в лесу?

Сейчас мы проверим. Поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет!»

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Молодцы, почти все правильно ответили.

Сейчас перед вами выступят ребята, которые покажут вам «Случай на лесной полянке»

Слайд 16.

Девочка Ромашка (сидит с букетом лекарственных трав в руках)

Много трав растёт полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма (протягивая пучок дурмана)

Я хочу тебе, дружок,

Дать в букет ещё цветок.

Девочка Ромашка

Разгадала твой обман!

Посмотрите, вот дурман –

Ядовитая трава.

Разболится голова

От подарка твоего.

Забирай  назад его!     (Травяная ведьма убегает)

- Ох уж эта травяная ведьма! Так и норовит сделать гадость. То корешок ядовитый подсунет, то траву несъедобную.

Травяная ведьма  крадучись возвращается и говорит:

Я одумалась, ребята,

Лучше вместе в лес пойдём,

Соберём шалфей и мяту,

Нежных ландышей нарвём.

Дома их поставим в воду…

Девочка Ромашка перебивает:

Поняла я, братцы сразу

Хитрый замысел её.

Девочка загораживает ребят от ведьмы, та грозит ромашке кулаками и убегает.

Девочка Ромашка

Мы растенья эти знаем,

Бережём и охраняем

От  таких лихих, как эта,

Собирательниц букетов.

В книгу Красную они

Уж давно занесены.

Мы их рвём не на потеху,

Отнесём мы их в аптеку.

Из даров лесного царства

Люди делают  лекарства.

Учитель:  

- Спасибо,  Ромашечка.

- Ребята, а кто знает, что такое Красная книга?

Слайд 17.

На сцену выходят дети, на плечах у них красные повязки, на голове – пилотки.

  1. Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
  2. Эта книга называется так потому, что красный цвет – сигнал опасности.
  3. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы и природных ресурсов в 1966 году.

Слайд 18.

  1. Международной Красной книге природы – 55 лет!
  2. Хранится она в швейцарском городе Морже. В неё заносятся данные обо всех растениях и животных со всего мира, которые срочно нуждаются в опёке и защите человека.
  3. С каждым годом, к сожалению, она становится всё толще.

Слайд 19.

  1. 37 лет назад, в  марте 1974 года Красная книга была учреждена и в нашей стране.
  2. В первый её список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц.
  3. Сейчас охраняемых видов только животных более 1 000! Это очень тревожные цифры!
  4. Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид,

И себя мы прощаем,

Но грядущее нас не простит.

  1. Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц.

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

  1. И тревога за жизнь неустанна,

Чтоб не сгинуть в космической мгле:

Исчерпаемы  и океаны,

Исчерпаемо всё на Земле.

Слайд 20.

Многие растения и животные занесены  в Красную книгу и  на Ставрополье. Вот некоторые из них!

КАВКАЗСКАЯ ВЫДРА

Отряд: Хищные                        

Семейство: Куньи

Редкий малоизученный подвид

Кавказская выдра  держится обычно поодиночке. Для жилья выбирает пресные водоемы. Норы устраивает в корнях деревьев, под корягами, на углублениях подмытых берегов. Вход в норы скрыт под водой. Молодое потомство, обычно от 2 до 4, обнаруживают в основном в мае. Воспитывают молодняк оба родителя.  Взрослыми становятся на третьем году жизни.

СТЕПНОЙ ОРЕЛ

Отряд: Соколообразные

Семейство: Ястребиные

Редкий вид.

Селится исключительно на открытых пространствах, избегает сельскохозяйственных угодий.  Гнезда устраивает на земле или старых стогах соломы. В последнее время все чаще строит их на электроопорах. У одних пар гнездовые сооружения массивны, у других почти незаметны. В кладке 2-3 яйца. Успех размножения зависит от колебания численности основных кормов, главным образом, сусликов. На зимовку улетает в Африку или Индию.

Слайд 21.

КАВКАЗСКИЙ ТЕТЕРЕВ

Отряд: Курообразные

Семейство: Тетеревиные

Редкий вид.

Оседлый вид. Населяет верхний предел лесной растительности.  Гнезда устраивает на земле, среди  кустарников или на луговых склонах. В кладке  до 6 яиц. Взрослые птицы питаются в основном растительной пищей.  Птенцы питаются преимущественно насекомыми.

СРЕДНЯЯ ЯЩЕРИЦА

Отряд: Ящерицы

Семейство: Настоящие ящерицы

Редкий в пределах России вид.

Сравнительно крупная ящерица, достигающая в длину 155 мм.  Молодые  ящерицы сверху темно-коричневого цвета.  Взрослые ящерицы обычно ярко-зеленые с многочисленными черными пятнышками и крапинами. Брюхо желтое или желтоватое. В период размножения бока и горло приобретают у самцов яркую голубую,  у самок - светло-голубую окраску.

Населяет различного рода кустарниковые и полукустарниковые  заросли, редколесья и  сухие леса. Поселяется также на окраинах виноградников и в садах. Для убежищ использует норы грызунов, но  способна выкапывать и собственные норы длиной до 1 м и более.  Очень  подвижная  ящерица. В поисках добычи и спасаясь от преследования, может подниматься на стволы и ветви деревьев, спрыгивая затем с высоты более 3 м. Питается насекомыми и  сладкими  ягодами.

Слайд 22.

ЖУК - ОЛЕНЬ

Отряд: Жесткокрылые

Семейство: Рогачи

Сокращающийся в численности вид.

Жук длиной 25-75 мм.  Заселяет как равнинные   холмистые участки, широколиственные леса,  встречается и в старых парках. Личинки чаще развиваются в подземной части стволов и толстых корнях, в пнях старых деревьев. Они питаются в основном внутренними частями ствола дуба или корней, может заселять древесину  вяза, березы, ив и плодовых деревьев. Зимует в куколочной колыбельке  в земле и выходит на поверхность в мае-июне. Цикл развития в среднем 5-летний. Жуки питаются соком, вытекающим из деревьев, а также соком из поврежденных ими молодых побегов деревьев и кустарников. Летает чаще в теплые вечера, обычно с конца мая до июля.

МНЕМОЗИНА

Отряд: Чешуекрылые

Семейство: Парусники

Сокращающийся в численности вид

Размах крыльев 56-60 мм. Они белые, слабо опыленные. Кайма передних крыльев черная или серая (прозрачная), имеются черные пятна.  У самки темный рисунок развит сильнее.

Встречается в равнинной местности, а также в горах.  Предпочитает сырые луга и большие поляны в тенистых лесах, чаще на склонах. Вид оседлый. Бабочки летают с конца апреля до середины июля, иногда до середины августа. В году развивается 1 поколение.

Слайд 23.

Мак прицветниковый

Раздел: Покрытосеменные или цветковые

Семейство: Маковые

Вид, находящийся под угрозой исчезновения.

Растет на лугах, среди кустарников и по щебнистым склонам.  Исчезает из-за сбора цветов на букеты, карьерных  разработок  по добыче ископаемых.

Чтобы спасти культивируется во многих ботанических садах.

Тюльпан Шренка

Раздел: Покрытосеменные или цветковые

Семейство: Лилейные

Уязвимый вид

Встречается в степях  и полупустынях, на известняковых и меловых обнажениях от низменности до предгорий.  Исчезает из-за  распашки целинных степей, сбора надземных частей растений на букеты и как лекарственного сырья, что ведет к истощению и гибели луковиц.

Чтобы спасти культивируется во многих ботанических садах

Слайд 24.

Учитель.

И чтобы наша Земля не стала безжизненной  пустыней, давайте   поступать так, как  призвал людей известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Слайд 25.

  1. Смотрю на глобус-  

шар земной

И вдруг вздохнул он,

как живой.

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас,

береги».

13.В тревоге рощи и леса

Роса на травах,

как слеза.                  

И тихо просят родники:

«Ты береги нас,

береги».

14.Грустит глубокая река,

Свои  теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас,

береги».

15. Остановил олень

свой бег:

«Будь Человеком,

человек.

В тебя мы верим-

не солги,

Ты береги нас,

береги».

16. Смотрю на глобус -

шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы:

«Не солгу,

Я сберегу вас,

сберегу…»

Учитель:

- Каждый из нас должен понимать, что, если мы  будем  лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

- Нужно начать с себя, прямо сегодня, сейчас. 

Слайд 26.

- Давайте сейчас все встанем и вместе с Девочкой Ромашкой попросим прощения у природы и постараемся больше не обижать её.

Девочка Ромашка.

Прости нас, маленький жучок,

И муравей, и пчелки,

Простите, стройный тополек

И срубленные елки.

Прости нас, пойманный зверек,

Тебе так тесно в клетке.

Прости за то, что не сберег

И стали вы теперь так редки.

                                   - Будем надеться, что природа нас простит.

Слайд 27.

- И в знак перемирия с природой мы споем веселую песенку «Улыбка».