Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ПНШ 28.11.2014
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Сасиновская  (Мажейкайте) Ирина Витауто

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ПНШ 28.11.2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_okr.mir_.docx89.77 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Нивенское

Утверждаю

Директор школы____________Г.Г.Граховская

                                                                                                                                        «   »______________ 2014 г.

Рабочая программа  учебного предмета «Окружающий мир»  3 класс

        составлена на основании:

Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа.

В 2ч. 3-е изд, -М.: Просвещение, 2010. – 317 – (Стандарты второго поколения)

                                                       Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 1, 2

                                                        

                                                                                         Составитель программы:

                          Сасиновская Ирина Витауто

Рассмотрено на заседании МО                                                                        Согласовано

Рук. МО____________ /_________________/.                                                    Зам. Директора по УВР __________ / _________________/

«    »___________________________                                                               «    » __________________________

2014 год

Пояснительная записка

Программа по предмету  «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по окружающему  миру,  рекомендованной Министерством образования и науки РФ  авторов О.Н. Федотова,  Г.В. Трафимова .   Программа составлена на основе концепции «Перспективная начальная школа».

     Концепция (основная идея) УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

     Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, а также первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми — родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т. д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).-  Проект  «Перспективная начальная школа» , Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.

Цель программы:

1.Спланировать работу достижения предметных и метапредметных результатов из категории: ученик научится, ученик получит возможность научиться.

2. Развитие личности ученика средствами предмета.

Ведущим средством реализации данной программы является УМК  «Перспективная начальная школа». Данные учебники рекомендованы к использованию в образовательном процессе, включены в Федеральный перечень  (Приказ Минобрнауки России  от 31  марта  2014 года  №253).

Основной  формой  обучения является урок. При проведении уроков используются: беседы, интегрированные уроки, работа в группах, парах, дифференцированные и творческие задания, уроки-путешествия, игры, сказки. Уроки проводятся с использованием средств ИКТ в качестве эффективного средства обучения младших школьников.

Сроки реализации программы.

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в  3 классе отводится 68 часов, из них 20%  - 13 часов на внутри предметный модуль «Наш край».

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни», «Наш край».

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Изображение Земли на глобусе

3

2

О чём рассказала карта

7

3

Из чего всё на свете

3

4

Вода и её свойства

4

5

Чудесные превращения воды в природе

5

6

Воздух и его свойства

3

7

Движение воздуха

3

8

Тайны недр Земли

6

9

Почва

3

10

Природные сообщества

5

11

Человек и природные сообщества

8

12

Путешествие в прошлое

3

13

Модуль: Наш край

13

14

Контрольная работа за 1 полугодие

1

15

Контрольная работа по итогам года

1

16

Всего часов:

68

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения:

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

•   характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

•   находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

•   определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

•   сравнивать и различать формы земной поверхности;

•   находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;

•   моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;

•   проводить  групповые  наблюдения   во  время  экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;

•   называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);

•   находить на физической карте разные водоемы и определять их название;

•   характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

•   ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

•  приводить примеры веществ;

•  сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

•   исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

•   исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;

•   извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

•  сравнивать свойства воды и воздуха;

•  следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

•  характеризовать кругооборот воды в природе;

•   исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;

•  характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);

•  обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;

•   извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

•   исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;

•   различать  изученные  полезные  ископаемые,   приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);

•   извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

•  характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);

•   проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» — ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;

• характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);

•   извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

• фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);

• опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;

•   обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

•   определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;

•   называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

• называть представителей растительного и животного мира края, занесенных в Красную книгу России;

•  понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;

•   использовать готовые модели (глобус, карта, план, план - карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;

•   использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет - адреса для поиска необходимой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•  самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;

•   извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;

•   осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);

•   обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;

•   пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);

•   выполнять  правила  безопасного   поведения   в   природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

•   описывать достопримечательности Московского Кремля;

•   различать прошлое,   настоящее  и  будущее;  соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

•   находить место изученного события на ленте времени;

•   находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;

•   описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;

•   извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

•   находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•   соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;

•   находить на ленте времени место изученного исторического события;

•   проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;

•   использовать   дополнительные   источники   информации (словари учебников и Интернет - адреса).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

•   понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;

•   понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

•   пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•   пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;

•   соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства; 

•   соблюдать правила безопасного поведения в гололед;

•   осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе. 

Модуль «Наш край».     

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно- нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного края». Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских

позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по

краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время. Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала. Содержание данного курса направлено на формирование ценностно-мировоззренческой, социальной, коммуникативной, познавательной,

информационной, рефлексивной компетентностей. 

Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем.

Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

           Цели программы «Наш край»:

Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, посёлок, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства.

Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города, посёлка.

Воспитание духовно - нравственной личности.

           Задачи:

Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Калининградской области, участием и значением

родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.

Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему городу; формирование личностно-ценностного отношения побуждение деятельной любви к родному месту проживания.

Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний повседневной жизни.

Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.

Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.

Выявление одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставление им возможностей для реализации своих способностей.

Работа с учащимися ОВЗ седьмого вида

Данная рабочая программа составлена  с условием обучения детей в классе с ОВЗ. Дети с ОВЗ обучаются в классе по общеобразовательной программе. Особенности их обучения происходят за счет применения специальных методик, подходов, а также за счет постоянной психолого-педагогической помощи. Для детей с ОВЗ предусмотрено облегченное домашнее задание.                                                               

Работа с такими детьми происходит дифференцированно с применением следующих методических приёмов:

Поэтапное разъяснение заданий

  • - Последовательное выполнение заданий;
  • - Повторение учащимися инструкций к выполнению задания;
  • - Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
  • Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности

  • - Подготовка учащихся к перемене видов деятельности;
  • - Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • - Упрощённые задания на дом;
  • - Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания;
  • - Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

  • - Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • - Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • - Оценка переделанных работ;
  • - Использование системы оценок достижений учащихся на личном примере.

Средства контроля

Итоговый контроль проводится в виде контрольных работ (тест)  в конце каждого полугодия.

. Система оценки планируемых результатов

Оценивание результатов учащихся по предмету «Окружающий мир» осуществляется во время фронтального, индивидуального опроса, самостоятельной работы, графического диктанта (текущий контроль), соревнований, контрольных опросов, интеллектуальной игры (тематический контроль), конкурса, теста (итоговый контроль).

Используемый для контроля материал: учебник, тетради для самостоятельной работы,  методическое пособие, поурочные разработки по окружающему миру для 3 класса, компетентностно - ориентированные задания по окружающему миру издательства «Легион».

Нормы оценок за все виды работ соответствуют общим требованиям, указанным ниже.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета*; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2—3 ошибок или 4—6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3—5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

•  неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;

•  нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

•  неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

•  ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;

•  незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;

•  отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;

•  ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;

•  неумение ориентироваться на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочеты:

•   преобладание при описании объекта несущественных его признаков;

•  неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

•  отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;

•  неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;

•  неточности при нахождении объекта на карте.

                        Система мер здоровье сберегающего характера

              Для того чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.

В начале каждого урока музыки мы проговариваем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду и т.п.

Ресурсное обеспечение

 Для учащихся

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Царёва Л.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник. Часть 1, 2. - М.; Академкнига/ Учебник.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царёва Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетрадь для самостоятельных работ № 1, 2. - М.: Академкнига/Учебник.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А. Давай знакомиться, мир. 3 класс: хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.

  Для учителя

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Царёва Л.А.  Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига/Учебник.
  2. Примерной и авторской программы по предмету «Окружающий мир» О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой, Л.Г.Кудровой.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню усвоения материала

Вид

контроля

Сроки

Примеча-ние

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Изображение Земли на глобусе 3часа

1

Глобус – модель земного шара

1

Комбинированный

Работа с готовыми моделями – глобусом

Научатся понимать:

название нашей планеты;

Научатся:

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);

границы России, некоторые города России;

Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;

Задания

по группам

03.09.14

У.1; 5 – 11

Т.1; 2

Хр.7 – 11

2

Материки

и океаны

на глобусе

1

Комбинированный

Материки и океаны
(общее представление, расположение на глобусе)

Индивидуальный опрос

05.09

У.1;12 –14

Т.1;3 – 4

Хр.12 – 15

3

Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли

на глобусе»

1

Обобщение знаний.

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

Фронтальный опрос

08.09

У.1;15-18

Т.1; 5        

Хр.16

4

М.: Калининградская область на глобусе.

1

Комбинированный

Сформировать представление

о территории края,

географических объектах.

Уметь работать с картой.

Рассказ учителя.

Работа с картой.

10.09

О чём рассказала карта 7 часов

5

Географическая карта

1

Комбинированный

Получение и применение первых представлений о картах, их разнообразии и назначении

Научатся понимать:

название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

Научатся:

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);

границы России, некоторые города России;

Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности с помощью компаса.

работа с картой, работа в паре

15.09

У.1;19 –24

Т. 1; 6 – 7

Хр.17 – 18

6

Учимся читать карту

1

Комбинированный

Получение и применение первых представлений о картах, их разнообразии и назначении

работа с картой, работа в паре

17.09

У.1;25- 27        

Т. 1; 8 – 9        

Хр.19 – 24

7

План местности

1

Комбинированный

Знакомство с новым понятием «план местности»

работа с картой, работа в паре

22.09

У.1;28–30

Т.1; 10

8

М.: Калининградская область на географической карте.

1

Комбинированный

Сформировать представление

о территории края,

географических объектах.

Уметь работать с картой.

работа с картой, работа в паре

24.09

9

Холмы и овраги

1

Комбинированный

Знакомство с новыми понятиями «холмы», «овраги»

чтение по цепочке

29.09

У.1;31–34          Т.1;11–12

Хр.25–27

10

Стороны горизонта

1

Комбинированный

Получение знания о горизонте, линии горизонта, основных и промежуточных сторонах горизонта, определение сторон горизонта на местности с помощью солнца, по различным признакам природы, знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним, нахождение сторон горизонта с помощью компаса

коллективная, индивидуальная

01.10

У.1;35-37          Т.1;13–15

11

Ориентирование на местности. Компас

1

Комбинированный

работа в паре, практическая работа

6.10

У.1;38–41          Т.1;16–17

Хр.28–32

12

М.: Составление карты нашего края.

1

Комбинированный

Уметь работать с картой.

Рассказ учителя.

Работа с картой.

Практическая работа:

составление карты нашего края.

работа в паре, практическая работа

08.10

13

Обобщение по теме «О чем рассказала карта».

1

Проверка усвоения программного материала

Фронтальный опрос

Из чего всё на свете 3 часа

14

Тела; вещества; частицы

1

Комбинированный

Получение первых представлений о телах и веществах, об атомах.

Повторение известных свойств воды.

работа в паре, практическая работа

У.1;43–48          Т.1; 18 –20        
Хр.33 – 34

15

Твердые вещества; жидкости и газы

1

Комбинированный

практическая работа

У.1;49 –52

Т.1; 21

Хр.35

16

Вода – необыкновенное вещество

1

Комбинированный

практическая работа

У.1;53–55

Т. 1; 22

Хр.36 – 40

17

М.: Символика края (флаг, герб)

1

Комбинированный

История края, символы края.

Нарисовать символы области.

Рассказ учителя.

Практическая работа: рисуем символику края.

практическая работа

Вода и её свойства 4 часа

18

Свойства воды в жидком состоянии

1

Комбинированный

Изучение состояний воды в природе.

Научатся понимать:

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

Научатся:

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра.

работа в группе, практическая работа

У.1; 57 -62

Т.  1; 23

Хр.41 – 46

19

Термометр и его устройство

1

Комбинированный

Знакомство с термометром.

работа в группе, практическая работа

У.1; 63-67 Т.1; 24 –25

Хр.41 – 46

20

Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)

1

Комбинированный

Изучение состояний воды в природе.

работа в группе, практическая работа

У.1;68–71

Т. 1; 26

Хр.41 – 46

21

Свойства воды в газообразном состоянии

1

Комбинированный

Изучение состояний воды в природе.

работа в группе, практическая работа

У.1;72–74

Т. 1; 27

Хр.41 – 46

        

22

М.: История Калининградской области в прошлом и настоящем.

1

Комбинированный

Какой был наш край в прошлом.

Восточная Пруссия.

Практическая работа: сравнить область в прошлом и до наших дней.

Рассказ.

Беседа с показом презентации.

Фронтальная беседа

Чудесные превращения воды в природе 5 часов

23

Круговорот воды в природе

1

Комбинированный

Получение представления о круговороте воды в природе

Научатся понимать:

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды.

Научатся:

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

коллективная, работа в паре

У 1;76 –80 Т 1; 28

Хр.47 – 60

24

Туман и облака. Осадки

1

Комбинированный

Получение новых сведений о превращениях воды в природе

коллективная, работа в паре

У 1; 8 –84

Т 1; 29

Хр.47 – 60

25

Вода- растворитель.

1

Комбинированный

Получение представления о воде как растворителе, о растворимых и нерастворимых веществах.

коллективная, работа в паре

У 1; 85–87 Т 1; 30

Хр.47 – 60

26

М.: Великая Отечественная война в истории нашего края.

1

Комбинированный

Исследовательская работа

(подборка литературы, сбор

информации, подготовка

сообщений о Великой

Отечественной войне в

истории нашего края).

Практическая работа:

обобщение и оформление

материала

Рассказ.

Беседа с показом презентации.

Конкурс исследовательских

работ

коллективная, работа в паре

27

Растворы в природе

1

Комбинированный

Знакомство с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ.

Научатся понимать:

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды.

Научатся:

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

практическая работа

У 1; 88-90

Т 1; 31 –33

Хр.47 – 60

28

Почему воду надо беречь?

1

Комбинированный

Повторение материала о значении воды в жизни человека и общества, обсуждение необходимости сбережения воды

работа в паре

У 1; 91–94

Т 1; 34 –35

Хр.47 – 60

Воздух и его свойства 3 часа

29

Океан, которого нет на карте и глобусе

1

Комбинированный

Знакомство с воздушным океаном Земли, со свойствами воздуха.

Научатся понимать:

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды.

Научатся:

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

практическая работа

У 1;96 –99

Т 1; 36

Хр.61 – 68

30

Воздух – это смесь газов

1

Комбинированный

практическая работа

У1;100-102        

Т 1; 37 –38

Хр.61 – 68

31

Свойства воздуха

1

Комбинированный

практическая работа

У1;103 – 108          

Т 1; 39 –40

Хр.61 – 68

32

М.: Достопримечательности Калининграда.

1

Комбинированный

Беседа, сопровождающая

слайд презентацией

Достопримечательности

Калининграда».

Рассматривание и обсуждение.

Выставка фотографий.

Рассказы учащихся о городе.

Беседа, сопровождающая

презентацией. Организация

фотовыставки. Рассказы учащихся.

коллективная, работа в паре

Движение воздуха        3 часа

33

Температура воздуха

1

Комбинированный

Знакомство с температурой воздуха

Научатся понимать:

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

Научатся:

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра.

коллективная, работа в паре

 У1; 111 – 114          

Т 1; 41

Хр.69 – 76

34

Ветер

1

Комбинированный

Изучение причин движения воздуха вдоль поверхности Земли

коллективная, работа в паре

У1; 115 – 119          

Т 1; 42

Хр.69 – 76

35

Что такое погода?

1

Комбинированный

Формирование первичных представлений о погоде, умений элементарных наблюдений за погодой, работая с «классным календарём погоды»

коллективная, работа в паре

 У1; 120 – 122        

 Т 1; 43

Хр.69 – 76

36

М.: Разучивание стихов, песен  о Калининградской области.

1

Комбинированный

Разучиваем стихи и песни о

нашем крае

Практическое занятие

коллективная, работа в паре

Тайны недр Земли        6 часов

37

Горные породы

1

Комбинированный

Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение.

Научатся:

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).

коллективная, индивидуальная

ч.2: с.5-8

Т2: с.2-3

Хр.77 – 84

38

Разрушение горных пород

1

Комбинированный

Знакомство с особенностями разрушения горных пород под влиянием температуры и воды

практическая работа, индивидуальная

ч.2: с.9-11

Т2: с.2-3

Хр.77 – 84

39

Что такое минералы?

1

Комбинированный

Изучения разнообразия минералов и их практического использования человеком

групповая

ч.2:с.12-15

Т2: с.4

Хр.77 – 84

40

Полезные ископаемые

1

Комбинированный

Рассмотрение понятий: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы»

работа в паре, индивидуальная

ч.2:с.16-21

Т2: с.5

Хр.77 – 84

41

Свойства полезных ископаемых

1

Комбинированный

Выявление в ходе опытов свойств полезных ископаемых

практическая работа, групповая

ч.2:с.22-25

Т2: с.6-7

Хр.77 – 84

42

Почему надо беречь

полезные ископаемые

1

Комбинированный

Понимание необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.26-30

Т2: с.8-9

Хр.77 – 84

43

М.: Путешествие по рекам и озёрам

Калининградской

области

1

Комбинированный

Обучение работы с картой.

Реки, озера на карте области.

Охрана водных объектов

Беседа с показом презентации.

Рассказ.

Практическая работа.

коллективная, индивидуальная

Почва         3 часа

44

Как образуется почва

1

Комбинированный

Почва как единство живой и неживой природы. Цепи питания.

Знать горные породы, процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воздуха, живых организмов); понятия «цепь питания»

Уметь работать с оглавлением учебника, учебными текстами, составлять цепи питания.

работа в паре

ч.2:с.31-34

Т2:с.10-11

45

Почва и её свойства

1

Комбинированный

Состав почвы

Знать, что почва – продукт взаимодействия факторов живой и неживой природы; что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина), что такое плодородные почвы

Уметь изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

практическая работа

ч.2:с.35-38

Т2:с.12-14

46

Зачем и как люди заботятся о почве

1

Комбинированный

Мероприятия по охране почв в родном крае.

Знать значение почвы; мероприятия по охране почв в родном крае

Изучить состав почвы

групповая

ч.2:с.39-42

Т2:с.15

47

М.: Путешествие по Балтийскому морю;

1

Комбинированный

Работа с картой

Калининградской области.

Сообщения учащихся.

Меры по охране вод

Балтийского моря.

Заочная экскурсия. Рассказ.

Беседа с показом презентации.

Практическая работа с картой области.

групповая

Природные сообщества        5 часов

48

Лес и его обитатели

1

Комбинированный

Иметь представление о природном сообществе

Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания. Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие в лесном сообществе

Научатся понимать:

общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Научатся:

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных);

раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

ухода за растениями (животными).

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.43-49

Т2:с.16-17

Хр.85 – 96

49

Луг и его обитатели

1

Комбинированный

Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания. Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах)

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие в  сообществе луга.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.50-54

Т2: с.18

Хр. 113 – 120

50

Поле и его обитатели

1

Комбинированный

Знать, что поле –искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений.  многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питания, существующие в  сообществе поля.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.55-58

Т2: с.19

Хр. 113 – 120

51

Пресные водоемы и его обитатели

1

Комбинированный

Знать  искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями водоема; составлять цепи питания, существующие в  сообществе пресного водоема

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.59-64

Т2:с.20-22

Хр. 97 – 104

52

Болото и его обитатели

1

Комбинированный

Знать  многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания.

Уметь раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в  сообществе болота

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.65-68

Т2:с.23-24

Хр. 105 – 112

53

М.: Обитатели рек, озёр и моря родного края;

1

Комбинированный

Проектная деятельность.

Описание и определение

фауны озер, рек и моря.

Оформление папки с проектом

Рассказ. Беседа с показом

презентации.

Практическая работа:

Защита собственных

проектов. Оформление папки с проектом класса.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

Человек и природные сообщества 8 часов

54

Значение лесов

1

Комбинированный

Необходимость бережного отношения к лесным богатствам.

Научатся понимать:

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе);

Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.69-73

Т2:с.25-26

Хр.121-122

55

Безопасное поведение в лесу

1

Комбинированный

Способы ориентирования на местности. Правила безопасного поведения в лесу.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.74-78

Т2:с.27-28

Хр.123-124

56

Луг и человек

1

Комбинированный

Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. Правила поведения в природе.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.79-82

Т2:с.29-30

57

Надо ли охранять болота?

1

Комбинированный

Необходимость бережного отношения ко всем природным сообществам.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.83-85

Т2:с.31

58

Дары рек и озёр

1

Комбинированный

Реки и озера родного края, их практические использование людьми.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.86-89

Т2:с.32

Хр.125-126

59

Безопасное поведение у водоемов

1

Комбинированный

Безопасное поведение у водоемов в разное время года.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.90-93

Т2:с.33

60

Человек-защитник природы

1

Комбинированный

Заповедные места России. Растения и животные из Красной книги России.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.94-96

Т2:с.34

Хр. 127 – 132

61

Природа будет жить!

1

Комбинированный

Развитие (размножение) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2:с.97-102

Т2:с.35-37

62

М.: Красная книга Калининградской области;

1

Комбинированный

Проектная деятельность. Животные и растения из «Красной

книги». Охрана животных.

Оформление папки с проектом

Рассказ. Беседа с показом

презентации.

Практическая работа:

Защита собственных

проектов.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

Путешествие в прошлое        3 часа

63

Лента времени

1

Комбинированный

Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского  Кремля.

Научатся понимать:

название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

Научатся:

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);

границы России, некоторые города России;

Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности с помощью компаса;

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2: с.103-107

Т2: с.38

64

Золотое кольцо

1

Комбинированный

Наследие городов Золотого кольца России.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2: с.108-123

Т2:с.39-41

Хр. 133 – 138

65

Путешествие по Санкт-Петербургу

1

Комбинированный

Значимость деяний Петра Великого. Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

ч.2: с.124-136

Т2:с.42-44

Хр. 139 – 146

66

М.: Отчётная выставка

рисунков, проектов,

газет участников

занятий «Наш край»

.

1

Комбинированный

Подведение итогов работы

занятий «Наш край» за год.

Награждение грамотами за

активное участие в работе

Наш край».

Выставка работ учащихся.

Выставка рисунков, проектов, газет.

работа в паре

коллективная, индивидуальная

Контрольные работы

67

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Проверка усвоения программного материала

Индивидуальная

68

Контрольная работа по итогам года

1