Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В гости к осени" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Хромых Наталия Петровна

Материал содержит технологическую  карту  урока, составленную в соответствии с требованиями ФГОС, презентацию к уроку, подробную инструкцию по организации групповой и парной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта113.5 КБ
Office presentation icon презентация2.6 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс)                                                               

Тема урока

В гости к осени.

Цель урока

1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе.

2. Формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения

Планируемые результаты  данного урока

Новые понятия и термины

Заморозки, ледостав, иней, линька, спячка.

Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока.

Узнают: об  изменениях, происходящих осенью в неживой и живой природе,

Научатся : устанавлив. взаимозависимость; определять природн. объекты с помощью атласа-определителя;

Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Научатся: устанавливать связи:

  • жизнедеятельности растений и животных осенью;

- владеть общеучебными умениями (в рамках изученного)

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока.

Личностные: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

Познавательные: формируем умение извлекать информацию из  иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные: формируем умение определять цель деятельности на уроке;  умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные: формируем умение слушать и понимать других;  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Организация урока

Формы работы на уроке:

Групповая, коллективная, парная.

Оборудование

мультимедийный проектор,• экран,• компьютер,• презентация в программе Power Point

учебник «Окружающий мир» А.А.Плешакова 2 класс,• рабочая тетрадь к учебнику

• карточки с заданиями для групповой работы, карточки с условными знаками.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный этап

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!

Дети берутся за руки

Личностные: самоопределение;

 Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками

Этап актуализация знаний

Мотивация

 

Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых

 Знаний

   Учитель: у    меня на доске условные обозначения. Для чего они нужны?

-Что такое погода?

Давайте охарактеризуем погоду сегодня.

Фронтальная работа

-дают характеристику сегодняшней погоде, используя условные обозначения

формируем умение определять цель деятельности на уроке

Умение вести диалог и решать проблемы в малых группах

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации

Определение темы

Формулирование

цели и задач урока

- Ребята ,вначале урока мы улыбнулись друг другу, а, когда люди улыбаются?

Дети. Когда у них хорошее настроение, радостно, весело на душе.

Учитель. И у нас с вами настроение бодрое и весёлое. Ведь скоро наступит зима, и мы с удовольствием будем кататься на лыжах и коньках, играть в снежки, строить снежные крепости:(Не успел учитель договорить, стук в дверь.) Телеграмма.

Учитель. Ребята, Зима прислала нам телеграмму. Оказывается, попасть к нам она не может. Её не пускает Осень. А почему зима не может наступить раньше осени?

- Мы можем точно ответить на этот вопрос прямо сейчас?

Я предлагаю отправиться в гости и узнать правильный ответ на этот вопрос. А к кому мы отправимся в гости?

- Давайте сформулируем тему урока:

- поставим себе цель и приступим к работе.

-составим план работы

Фронтальная работа.

- выдвигают предположения;

-изменения в природе происходят постепенно;

В гости к осени.

Узнать у осени какие изменения должны произойти в природе перед наступлением зимы.

Умение ставить  вопросы,

 формулировать проблемы, выдвигать гипотезы

Умение анализировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выявление познавательной цели

Этап открытия нового знания

Первичное усвоение новых знаний. Постановка цели  урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель занятия.

Работа с учебником

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Физминутка для глаз

Практическое  применение знаний.

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Задача:  уметь полученные знания   применять в нестандартных ситуациях

- Итак, отправимся в гости к осени.

А.С.Пушкин любил осень. А как относитесь к ней вы и почему именно так?

  • Послушайте отрывок из стихотворения.

Какие признаки осени отражены в стихотворении?

Унылая пора…Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…. (учитель читает наизусть отрывок)

Во время нашего обсуждения звучала музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

А в лесу нас встречает тётушка Сова. Посмотрите и постарайтесь запомнить то, о чём она вам расскажет.

Проверим какие осенние месяцы вы знаете

- Выберите названия осенних месяцев

Расскажите, как изменяется неживая природа,  используя слова – помощники

  • Расположите иллюстрации в правильном порядке по месяцам.

В чём причина происходящих изменений в неживой природе?

Прочитаем учебный материал на стр. 36-37   учебника

Учитель. Какие изменения в неживой природе произошли с приходом осени?

Оцените свою работу с помощью листиков

Как похолодание повлияло на объекты живой природы?

Организую работу в группах.

- Каждая группа получает индивидуальное задание на карточках, которые заранее разложены на партах.  

- Обсудите в группе поставленную проблему по следующему алгоритму:

-сначала каждый член группы высказывает своѐ предложение по данному вопросу;

-затем обсуждаются достоинства и недостатки каждого предложения и только после этого, вы возьмёте схему, начнёте её заполнять. 

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз - наклон, два - наклон,

Зашумел листвою клен

Отчёт групп, учитель добавляет сведения своим рассказом и рассказами подготовленных учеников.

Ребята, на всех ли деревьях начинается одновременно листопад?

- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

- Почему листья с ветвей у верхушки опадают последними?

- Какие деревья не сбрасывают листву?

Дети. С приходом осени листья на деревьях и кустарниках сменили свою окраску, а затем начали опадать, с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идёт всё интенсивнее, быстрее идёт листопад.

Попросите родителей не рубить ёлку в лесу, а купить искусственную. Это будет ваш скромный вклад в дело охраны природы, охраны леса

____________________________________________

- К сожалению, в осеннем лесу не услышишь весёлого, беззаботного пения птиц. Многие птицы собираются в большие стаи и улетают на юг.

- Как называются такие птицы?

- Каких перелётных птиц вы знаете?

- Почему птицы улетают на юг? Чем питаются птицы?

Видели ли вы летом насекомых? Каких?

- Много ли их было летом?

- Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

- С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

- Чем ещё питаются птицы? (Семенами, плодами, зелёными побегами растений; журавли, цапли - лягушками; хищные птицы - мышами.)

 С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в тёплые края - туда, где есть корм.

Учитель. Все ли птицы улетают осенью в тёплые края? Какие остаются и как они себя ведут.

Учитель. Ребята, мы должны помочь нашим пернатым друзьям пережить суровую зиму. Я знаю, что осенью многие ребята делают и развешивают кормушки, собирают семена растений.

_____________________________________________

Доклады детей.

_____________________________________________

Рассели зверей по домикам

План.

1. Осенние изменения в неживой природе.

2. Осенние изменения в живой природе:

а) в гости к растениям;

б) в гости к птицам

в) в гости к зверям.

Смотрят «Времена года с  тётушкой   Совой. Октябрь»

Работа в парах

в похолодании

- работа с информацией в учебнике.

жёлтый листик - правильно выполнил задание

красный - задание выполнил с помощью учителя или одноклассника

зеленый – задание выполнить затруднился

Ребята выполняют движения для глаз

Работа в группах.

- обсуждение, заполнение шаблонами схему

Ребята выполняют движения

- после работы в группе формулировка выводов

Учащиеся формулируют ответ

Работа в парах

формируем умение извлекать информацию из  иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

формируем умение слушать и понимать других;  умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; решение проблемы, построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

   

Умение вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты.

Умение делать умозаключения

Оценочно-рефлексивный этап

Вывод по результатам исследования

-Давайте вспомним наши задачи. Все ли выполнили пункты нашего плана?

-Значит, пришла пора сделать выводы по-нашему путешествию «В гости к осени»

 

Какие изменения происходят в неживой природе?

Какие изменения происходят в живой природе?

Дети выстраивают выводы

Построение логической цепи рассуждений в опоре на схему.

Умение делать выводы с опорой на поставленные цель и задачи.

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.

Рефлексия. Самооценка детьми собственной деятельности.

Продолжите предложения: 
- Я понял, что… 
-Было интересно… 
-Было трудно… 
-Мне захотелось… 
-У меня получилось… 

Ребята оценивают свою работу на уроке, поднимают листики.

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Домашнее задание

- Ребята домашнее задание.Спасибо всем за интересную,  работу на уроке. Мне было приятно сотрудничать!

Летом звери ходят в лёгких шубах, но они не спасут их от зимних холодов.

    Поэтому осенью зверьки линяют.

    Линька у зверей – это постепенная смена шерсти. Вместо  летней шерсти осенью вырастает новая – густая, пушистая.

Заяц, волк, лиса, лось, кабан

не делают запасов на зиму.

 Они и так найдут себе корм.

Есть такие звери, которые всю зиму спят. Запас корма им не нужен.  Это ежи, змеи, медведи.

        Про ежа и медведя можно сказать, что они « кладовые».     Летом и осенью они усиленно питаются и жиреют. Они расходуют жир зимой, как естественный запас питания.

Некоторые звери запасают на зиму корм. Белки прячут в укромных местах жёлуди, орехи, грибы. Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу около своего жилья. Мыши запасают в норках жёлуди, орехи, зёрна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как возникла письменность" 4 класс, УМК "Начальная школа XXI века"

Публикация содержит подробный конспект урока + приложения (презентация, сообщения)...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Невидимое богатство» в 3 классе

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Невидимое богатство» в 3 классе...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое Бенилюкс" 2 класс

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое Бенилюкс" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «В гости к весне» (экскурсия) ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: урок-экскурсияЗадачи урока по практической части ВКР: расширение  и обогащение  знаний детей о весенних изменениях в природе с применением дидактической игры «Знатоки природ...