"Наши помощники - органы чувств"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Знакомство детей с органами чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Наши помощники - органы чувств»

Цели:

- показать роль и специфику разных органов чувств;

- показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают;

- прививать бережное отношение к своему организму;

- учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнают.

Оборудование:

- изображение геометрических фигур, прямоугольников одинак.размера, но различных цветов; заводные игрушки(глаза)

- свисток,  колокольчик, погремушка;(уши)

- чеснок, духи, апельсин;(нос)

- соль, сахар; (язык)

- апельсин, мяч, яблоко; (кожа)

Человечик, +глаза, нос, уши, рот, руки.

План - глаза, нос, уши, рот, руки

1.Актуализация знаний.

На доске плакат с изображением человека, но без лица.

3. Постановка учебной задачи.

Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком.

- Очень странный человечек. Что же в нем странного?

У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.

4. Постановка проблемы

А он считает,  что они ему и не нужны. Вот еще -  умывать их, протирать. А вы как считаете?

- А зачем они нужны человеку?

Учитель выставляет на доску рисунок глаз.( -Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть. Человек мог бы попасть под машину .Мы бы не пришли в школу)

После ответа детей  выставляются по очереди рисунки органов чувств.

- нос (Если бы у нас не было бы носа, то мы бы умерли, потому что не смогли бы дышать)

- рот (Рот нужен нам для еды , чтобы не умерли от голода)

- уши  (Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал)

- А что вы чувствуете, когда на улице мороз?- и прикрепляется на доску знак вопроса.                            ( Мы чувствуем холод)

- Ребята, что у всех этих частей общего?

- Можем ли мы назвать их одним словом?

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? Какова их «профессия»?

- Как и почему их так называют, и предстоит ответить сегодня на уроке.

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

-Значит , и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. (вы , наверное, уже слышали это слово) .Глаза, рот, нос, уши- Это всё части организма- его органы. Давайте приступим к исследованию. 

5. «Открытие» детьми новых знаний

 -Ребята ,закройте глаза .С закрытыми глазами скажите какой предмет появился у меня на столе?

(выставляется на стол игрушка)

_Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

- Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы

Исследование органа зрения. (глаза)

Ответьте на мои вопросы.

Давайте приступим к исследованию.

1)- Показываю  листы картона одинакового размера, но различных цветов (белый, красный, желтый, синий).

= Что общего и в чем различие предметов?

(глаза помогают нам видеть различные цвета. )

2)-Показ  листы с  геометрическим материалом (с урока математики), одного цвета, но разной формы и размера.

 =Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

(Глазами мы видим цвет, различаем форму и величину предметов.)

3)- Заводными игрушками, модели машинок.

  =Рассмотрите игрушки по форме, покатайте, поиграйте

( можем пронаблюдать движение предметов)

Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что еще мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?

Благодаря зрению мы видим окружающие нас предметы, их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор.

С  помощью глаза мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.

Правила:

 - Нельзя смотреть телевизор больше 2-3 часов в день.

 - Нельзя читать лежа в постели.

 - Нельзя читать при слабом освещении.

 - Нельзя грязными руками лазить в глаза.

 - Нельзя плавать в бассейне, море без защитных очков.

 - Нельзя проводить много времени за компьютером.

Для того, чтобы зрение не портилось, и глаза не уставали, необходимо делать гимнастику для глаз.

Физкультминутка для глаз

*посмотрели вправо, влево, вверх, вниз,

*Быстро поморгай, закрой глаза и посиди спокойно, медленно считая до 5. (повтори упражнение 4- 5 раз).

 *Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3. Открой глаза и , глядя вдаль, сосчитай до 5.

 * Посмотри на указательный палец вытянутой руки на счет 1- 4, потом переведи взгляд вдаль на счет 1-6.

 (повторить 4 -5 раз)

У.: Такие упражнения рекомендуется делать ежедневно, в перерыве между занятиями.

Так что глаза нам очень нужны. Вернем глаза человечку.

После проведенного исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза – это неотъемлемая часть организма – т.е. орган. Может быть, вы догадались орган чего? Глаза – это орган зрения.

Исследование органа слуха. (уши)

Какого помощника мы будем исследовать сейчас вы узнаете, угадав загадку.

Загадка:У одной головы два братца по разные стороны сидят. А ничего не видят и не говорят. (Уши).

Закроите глаза, я буду включать определенный звук. Ваша задача, определить, что вы сейчас услышите.

Учитель включает запись различных звуков…

- свисток,  колокольчик, погремушка

– Что помогло вам почувствовать, услышать это?

- правильно. Это уши

= Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух?

- Нельзя включать музыку громко.

 - Нельзя ковырять в ушах острыми предметами.

 - Необходимо защищать уши от ветра.

 - Не допускать попадания в уши воды.

- Если уши заболели, обратиться к врачу.

Ведь и уши нам нужны. Давайте, вернём их человечку.

– Ребята, помогите подобрать научное определение. Уши – это орган чего? – слуха. Правильно.

 

Исследование органа обоняния. (нос)

Загадка: Вот гора, а у горы две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. (нос)

У.: Для чего необходим нос?

Д.: У.: Способность чувствовать запахи называется обонянием.

Практическая работа

Цель: выяснить, когда возникает чувство запаха; какие вещества вызывают неприятные ощущения.

Перед вами  футлярчики, в которых лежат различные вещества. Можем ли мы на глаз, не открывая футлярчик, определить, какие именно? Что мы должны сделать?(понюхать).

Определите эти вещества.

У: Какие запахи вы определили?

 Запах №1-чеснок                        

Запах №5-апельсин

Запах №3-духи                            

У.: Когда вы ощущали запах?

Д.: Когда делали вдох.

У.: Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. Какие запахи вам было приятно ощущать?

Приятные запахи доставляют радость: запах цветов, леса. Неприятные предупреждают об опасности – утечка газа, испорченная пища и т.д. Таким образом нос работает как сторож.

Давайте отдохнем и подышим воздухом.

Дыхательная гимнастика. Физкультминутка.

- Руки за спину положим

  И легко – легко подышим.

  Вдох через нос, выдох через рот.

  Дышим правою ноздрей…

  Дышим левою ноздрей…

  Вдох через правою ноздрю, задержали дыхание,

  Выдох через левою ноздрю… (переменное дыхание)

  Раз – подняться, потянуться,

  Два – согнуться, разогнуться,

  Три – в ладоши три хлопка,

  Головою три кивка,

  На  четыре руки шире,

  Пять – руками помахать.

  Шесть – за парту тихо сесть.

– Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом наш нос. Нос очень нужен человеку. Вернем его нашему человечку?

Подберите научное определение. Нос-это орган чего? орган обоняния. 

Исследование органа вкуса. (язык)

Отгадайте загадку: Всегда во рту, а не проглотишь.

Д.: Язык.

Опыт. Цель: выяснить, что и как чувствует язык.

Две банки (сахар и соль)

Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали? Можем ли мы на глаз определить, что в них находится?

= попробовать

– Значит, нам необходимо еще одно исследование – на вкус.

Фронтально ( 2 человека)

Можно ли по вкусу определить испорчена ли пища? (Да).

- Язык, помогает нам  отличать горькое от сладкого, кислое от соленого, вкусное от невкусного.

Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния и слуха.

Давайте и нашему человечку вернем этот орган.

– Дайте научное определение этому органу. Язык – это орган вкуса.

Вывод: С помощью языка мы можем почувствовать вкус продукта, без запаха.

Игра « съедобное – несъедобное» Съедобное - хлопать, несъедобное – топать.

Исследование органа осязания. (кожа)

Игра «Узнай, что в корзинке».

2 человека. Определи предмет в корзинке!!!

Учащимся предлагается на ощупь определить предмет в корзинке. Все предметы подобраны по размеру (резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко). Корзинка закрыта салфеткой.

– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты узнать предмет? Учащийся, надев рукавичку, пытается определить предмет. Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, однако точно назвать не могут.

Учитель предлагает снять рукавичку и определить предмет.

– Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?

Если учащиеся отвечают «при помощи рук», то учитель продолжает диалог:

– Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смог ли отгадать предмет.

– При помощи чего вы отгадали предметы? (кожи)

Опыт.

- Слегка ущипните себя. Что вы почувствовали? (боль)

- Саша, закрой глаза. Я положу тебе на руку один предмет (металлические ножницы). Что ты почувствовал? (холод)

- Кожа очень важна для нашего организма.

- Что она помогает почувствовать человеку? (тепло, холод, жару, мороз, боль)

– На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла и холода, форму, величину предметов, их поверхность.

Кожа – очень большой орган. Она покрывает все наше тело.

 Кожа – это орган осязания.

Правила:

- мыть руки,

- одевать перчатки, когда холодно,

- охранять кожу от порезов.

5)Закрепление. Работа по учебнику.

6)Обобщение

 Кто же они, наши верные помощники? Как они называются?

И наша главная задача – сохранить их, заботясь о своем здоровье.

 (Всем детям раздаю маленькие солнышки)

Учитель: – Пусть эти солнышки дарят вам свет, который увидят ваши…….(глаза)

Под солнышком будут петь птицы, пение которых услышат ваши …….. (уши).

Распустятся цветы, их ароматы вы почувствуете………(носом).

Созреют ягоды, вкус которых вам поможет распознать ………….(язык).

Тепло этого солнышка вы почувствуете………..(кожей)

Игра «Полезно – вредно».

-Если это полезно, надо встать, а если вредно – надо сесть.

 1. Читать лежа  (вредно).

2. Делать гимнастику для глаз (полезно).

3. Смотреть близко телевизор (вредно).

4. Читать при хорошем освещении (полезно).

5. Ковырять в ушах (вредно).

6. Защищать уши от сильного шума (полезно).

7. Ежедневно прочищать нос утром, когда вы умываетесь (полезно).

8. Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов (полезно).

VI . Итог  урока.

-Что вы исследовали на сегодняшнем уроке?

- Какие органы чувств вы знаете?

 Что мы хотели доказать человечку???Сделали мы это???

VII. Рефлексия.

- Как вы работали на этом уроке? Если считаете, что работали в полную силу, отвечали всегда верно, поднимите зеленый квадрат. Если вы могли работать лучше, то поднимите желтый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок"Наши помощники - органы чувств"

Интересный конспект урока. Урок - исследование....

Наши помощники-органы чувств

Конспект урока по окружающему миру по теме "Наши помощники-органы чувств", 1 класс, автор учебника Н.Ф. Виноградова...

Разработка урока окружающего мира по теме"Наши помощники - органы чувств"

Разработка урока  окружающего мира "Наши помощники - органы чувств", 2 класс....

Презентация к уроку по окружающему миру "Наши помощники - органы чувств"

Предлагаю вашему вниманию презентацию к уроку по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века")...

Наши помощники -органы чувств.

Знакомство учащихся с органами чувств.  Специфика разных органов чувств....

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок входит в раздел  «Кто ты такой». При изучении нового материала  применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м...